Законодательство Республики Казахстан о религии. Взаимоотношение государства и религии
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.2. Основополагающими принципами деятельности Республики является: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методом, включая голосование на республиканском референдуме или Парламенте.Наиболее распространёнными религиями в Казахстане являются ислам и христианство. Также присутствуют иудаизм и буддизм.Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи — сочинение средневекового уйгурского писателя Юсуфа Баласагунского (1015—1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством.Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.Христианство. В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).Поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линию тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.История проникновения иудаизма на территорию Казахстана имеет древние корни. В частности, иудаизм проник в Хазарский каганат — древнее тюркское государство. Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. Позднее в связи с распадом Каганата хазары рассеялись среди тюркских народов Каспийско-Черноморского региона, в том числе среди казахов. По мнению отдельных учёных, прямыми потомками хазар являются представители казахского рода кердеры, относящиеся к Младшему жузу и проживающие на территории Западного Казахстана.Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешней Алма-Ате) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году, а добились регистрации еврейского молитвенного общества только в 1907 году, когда в России была объявлена бо́льшая свобода вероисповедания.Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич. В настоящее время число верующих составляет всего 5,3 тыс. чел.С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная