Нетрадиционные и современные религии
Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями.
Неохристианские религиозные течения (их еще именуют учениями евангельского типа) возникают на основе традиционного христианства (преимущественно протестантского толка) с целью приспособления его к требованиям времени, основываются на Библии как основном вероисповедном источнике и на личности Иисуса Христа как центральной фигуре своих религиозных доктрин. Лидер церкви считается пророком, посланником Бога.
Неоориенталистские течения (от лат.ориенталис – восточный) – не связанные с христианством восточные религии, пересаженные на западную почву. Основателями ориенталистских направлений чаще всего бывают различные гуру, йоги, свами, махараджи. Общим для таких групп является положение о том, что все существующее – иллюзорно, а за ним скрыта истина природы, гармоническая и справедливая. Задача последователей заключается в том, чтобы при помощи медитации слиться с этой истинной природой.
Почти отсутствуют неорелигии на основе ислама, который продемонстрировал значительную устойчивость (чему, вероятно, способствовал последовательный монотеизм и несложный культ).
Синтетические религии в своих культах опираются на разнообразные религиозные традиции, однако не просто эклектически их соединяют, а создают собственные учения, систему обрядов, религиозную организацию, претендуя нередко на статус сверхрелигии. Им свойственен культ лидера, создание собственных вероисповедных источников, идея богоизбранности последователей.
Эзотерические (оккультные) объединения – вневероисповедные мистические течения, которые основываются на вере в существование сверхъестественного мира, мистические представления о нем и магические способы общения с ним и использования его в собственных интересах.
Неоязычество (чаще всего бывает проявлением “родноверства” – возвращения к вере предков) характеризуется возрождением дохристианских верований с некоторой их модернизацией; иногда в них сохраняется политеизм, иногда они превращаются в монотеистические (путем выделения какого-либо одного божества или синкретизации разных божеств в одном).
Сциентистские (наукологические: от лат. scientia – знание, наука), или сайентологические движения – наиболее современная форма нетрадиционной религиозности, сторонники которой пытаются объединить науку и религию, отражать проблемы современного постиндустриального общества в религиозно-реалистическом духе.
Мистико-оздоровительные движения, в которых соединяются элементы религии и народной нетрадиционной медицины.
Сатанизм – наименование течений, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами, Сатаной и проч. Сатана представляется им бунтарем, борцом за ничем не сдерживаемую, неограниченную свободу (в этом якобы и состоит суть его конфликта с Богом), всесильным и всемогущим.
Неорелигиям свойственны следующие черты: 1) Авторитаризм харизматического лидера, воспринимаемого как спаситель, небесный избранник или посланник божий; 2) Эклектичность вероучения, которое создается путем синтеза первобытных языческих представлений, христианства, восточных религий, оккультизма, принимая во внимание и научные достижения; 3) Специфичность социального состава последователей, главным образом имеющих образование выходцев из среднего класса; 4) Оппозиционность по отношению к традиционным религиям; 5) Строгая регламентация религиозной жизни: от последователей требуется отказ от личного имущества, изменение места жительства, к ним применяются технологии психологического манипулирования, контроль за их поведением, духовная и физическая изоляция от общества. Нередко вероучение новых сект представляет собой смесь, порой примитивную, разнородных верований, культурных традиций, цивилизационных установок.
Древнеегипетская религия
Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имелогенотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.