I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

Опрос

1. что такое Возрождение?

(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

2. кого мы называем гуманистами?

(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

3. почему их так называют?

(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)

4. Проверка таблицы «Основные научные идей способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»

Введение

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:

образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,

который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учащиеся записывают тему урока, изучают план.

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

4. Народная Реформация и крестьянская война

5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Знакомство с проблемными заданиями:

1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?

2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?

3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.

Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.

II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь

толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала

торговля индульгенциями.

? С чем было связано оживление торговли индульгенциями?

( с развитием рыночных отношений)

В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый

монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу,

затем изучал право. Стал основателем университета в

Виттенберге. Был профессором богословия.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил

обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

1. осудил торговлю индульгенциями

2. церковь не может быть посредником между человеком и богом

3. предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император

Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

Опрос

1. что такое Возрождение?

(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

2. кого мы называем гуманистами?

(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

3. почему их так называют?

(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)

4. Проверка таблицы «Основные научные идей способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»

Введение

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:

образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,

который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учащиеся записывают тему урока, изучают план.

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

4. Народная Реформация и крестьянская война

5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Знакомство с проблемными заданиями:

1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?

2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?

3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.

Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.

I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей

(записать в тетрадь)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.

(записать в тетрадь)

Причины Реформации:

1. потребность верующих в духовном обновлении

Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

2. сбор десятины

? что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

3. торговля индульгенциями

? что такое индульгенция

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

4. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни

5. гонения церкви на науку

(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

Наши рекомендации