I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
Опрос
1. что такое Возрождение?
(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)
2. кого мы называем гуманистами?
(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)
3. почему их так называют?
(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)
4. Проверка таблицы «Основные научные идей способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»
Введение
К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:
образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,
который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.
Учащиеся записывают тему урока, изучают план.
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
4. Народная Реформация и крестьянская война
5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Знакомство с проблемными заданиями:
1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.
Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.
II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь
толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала
торговля индульгенциями.
? С чем было связано оживление торговли индульгенциями?
( с развитием рыночных отношений)
В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый
монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу,
затем изучал право. Стал основателем университета в
Виттенберге. Был профессором богословия.
На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил
обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»
1. осудил торговлю индульгенциями
2. церковь не может быть посредником между человеком и богом
3. предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.
Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император
Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.
Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
Опрос
1. что такое Возрождение?
(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)
2. кого мы называем гуманистами?
(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)
3. почему их так называют?
(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)
4. Проверка таблицы «Основные научные идей способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»
Введение
К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:
образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,
который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.
Учащиеся записывают тему урока, изучают план.
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
4. Народная Реформация и крестьянская война
5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Знакомство с проблемными заданиями:
1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.
Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.
I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей
(записать в тетрадь)
Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
Реформация – движение за переустройство церкви.
(записать в тетрадь)
Причины Реформации:
1. потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.
Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
2. сбор десятины
? что такое десятина?
Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
3. торговля индульгенциями
? что такое индульгенция
Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.
4. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
5. гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)
Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.