История религиозной философии
Методологические проблемы исследования религиозной философии. Религия и философия, особенности философии как явления духовной культуры. Соотношение религии и философии на разных этапах истории. Особенности религиозной философии. Взаимосвязь религиозной философии с вероучением. Религиозная философия и теология: сходства и различия. Философский теизм. Религиозная философия и философия религии. Соотношение религиозной и нерелигиозной философии.
Становление и развитие философии в Древнем Китае. Древнекитайская "предфилософия". Связь мифологии и философии. Миф и ритуал. Демифологизация ранней китайской мысли. Фундаментальные идеи древнекитайской философии (Инь-Ян и Усин). Предфилософская проблематика древнекитайского "Пятикнижия" ("У-цзин"). Специфика и характерные особенности древнекитайской философии, ее основные школы.
Философия конфуцианства. Учение Конфуция (Кун Фу-цзы) о "золотой середине", "об исправлении имен", "о благородном муже". Основные конфуцианские понятия. Идеал совершенного человека в "Лунь-юе" ("Беседы и суждения"). Гносеологическая проблематика: о предмете и способах постижения истины, о разуме и знании. Социальное учение Конфуция. Трактовка государственной власти. Особенности философии Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Идеи Конфуция в истории духовной культуры Китая и других стран.
Даосская философия. Предфилософия даосизма. Истоки возникновения философии даосов. Появление первых даосских направлений и школ. Характерные особенности даосской мысли. Основные понятия даосизма. Учение Лао-цзы о дао как генетическом и субстанциональном первоначале. Диалектика дао и дэ. Учение о космогенезе, единстве мира. Даосская модель мира. Гносеологическая и онтологическая проблематика в "Даодэцзине" и "Чжуан-цзы". Этические вопросы в даосизме. Принцип "недеяния". Человек и общество в философии даосов. Даосские концепции путей и методов достижения бессмертия. Социально-политические воззрения. Отличие проповеди возврата к прошлому у конфуцианцев и даосов. Даосизм в истории духовной культуры Китая и других стран.
Брахманистская и индуистская философия. Историко-культурные условия формирования традиций философствования в Древней Индии. Ригведа - древнейший памятник индийского мировоззрения. Индийская предфилософия. Древнеиндийская мифология и становление философских идей. Первые опыты брахманистской философской рефлексии. Древнеиндийский ритуал и формирование философствования. Религиозно-философское содержание текстов Брахман, Араньяк и ранних Упанишад. Развитие методов и понятийного аппарата брахманистского теоретизирования. Махабхарата и Рамаяна как источники изучения философии Древней Индии. Философские идеи Бхагавадгиты. Космология индуизма и религиозно-философское осмысление идеи кармы. Проблема иллюзорного и истинного бытия. Соотношение Брахмана и Атмана в философии индуизма. Учение о бхакти. Религиозно-философское решение проблемы освобождения в индуизме. Тексты Пуран и развитие философских школ средневекового индуизма. Религиозно-философские доктрины неоведантизма и других влиятельных течений современного индуизма. Влияние философских идей индуизма на современную западную культуру. Диалог и противостояние с индуистскими религиозно-философскими учениями в истории отечественной культуры.
Православная философия и богословие. Влияние раннехристианской патристики на формирование православной философии. Философское обоснование православного вероучения Иоанном Дамаскиным и греческим патриархом Фотием. Этико-аскетическая концепция исихазма: Григорий Палама, Григорий Синаит, Николай Кавасила. Мистико-созерцательное и рационально-схоластическое направления в русской православной философии. Причины роста популярности в ХIV-ХVI веках каппадокийцев. Религиозно-философское обоснование необходимости монархического правления в России как носителя православного вероучения. "Академическая" философия ХIX - начала XX вв. Обоснование истинности христианского вероучения Ф.А. Голубинским. В.Д. Кудрявцев-Платонов о задачах православной философии. М.М. Тареев о философии как высшей форме нравственного учения христианства. Православная антропология В.Н. Несмелова. Философия церковного обновления славянофилов. Новая концепция характера и задач церкви как "богочеловеческого организма" А.С. Хомякова. И.В. Киреевский о сущности соборности, особенностях русской идеи. К.С. Аксаков о роли православия в особом пути развития России. Славянофилы о значении православия для сохранения лучших черт русского народного быта. "Метафизика всеединства". В.С. Соловьев о "всеедином сущем", концепция "цельного знания", учение о "мировой душе". Влияние В.С. Соловьева на формирование новых тенденций в православной философии. Е.Н. Трубецкой о церковном искусстве как "богословии в красках". Новая концепция обоснования истинности православия П.А. Флоренского. С.Н. Булгаков о софийности мира, задачах религиозного возрождения России. Особенности "онтолической гносеологии" С.Л. Франка. Историософия Л.П. Карсавина. Неохристианство Н.А. Бердяева и Д.С. Мережковского. Н.А. Бердяев о субстанциональной основе мира, о первичном и вторичном бытии, о двух формах познания. Антроподицея. Эсхатологическая философия истории. Н.Ф. Федоров о преодолении смерти и всеобщем спасении. Л.И. Шестов о вере как средстве достижения свободы и достижения возможного. Обоснование ценности мистического познания в сочинениях В.Н. Лосского, А.Д. Шмемана. И.А. Ильин о сущности православия, об основах христианской культуры и сопротивлении злу силой. Отношение современного православия к философскому наследию.
Католическая философия и теология. Основные тенденции в католической философии: аристотелевско-томистская и платоновско-августинистская. Обновленческие тенденции в католической мысли XIX в. Тюбингенская школа: И.С. Дрей и др. Неосхоластика. Неотомизм: Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Ассимилирующий томизм: Лувенская школа Д. Мерсье. Новая католическая теология: А. де Любак, Ж. Даниелу, И. Конгар. Трансцендентальная философия и теология. Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена. Философия действия М. Блонделя. Христианский экзистенциализм Г. Марселя. Персонализм Э. Мунье, Ж. Лякруа. Диалогический персонализм Р. Гвардини. Герменевтика П. Рикера. Радикальная теология. Социальные теологии: "теология земных реальностей", "теология политики", "теология освобождения", "теология труда". Теология "метисов" Х. Гонсалеса. Неоинтегристская теология и философия. Философия и теология К. Войтылы (Папы Иоанна Павла II).
Протестантская философия и теология. Особенности протестантской философии и теологии. Ортодоксальная теология. Рационалистические тенденции в протестантской мысли. Влияние философии Канта на протестантскую теологию. Либеральная теология Ф. Шлейермахера. Новая Тюбингенская школа Ф. Баухра и Д. Штрауса. Неокантианство в протестантской теологии. Движение "социального евангелия". С. Кьеркегор и протестантская теология. Неоортодоксия К. Барта, Р. Нибура, Й. Громадки. Диалогический персонализм Э. Бруннера. Демифологизированная теология Р. Бультмана. Диалектическая теология Х. Тилике. Нарративная теология. Экзистенциальная теология П. Тиллиха. "Безрелигиозное христианство" Д. Бонхеффера. Секулярная теология. Радикальная теология. Теология процесса. Эсхатологическая теология. Теология реконструкции Т. Торранса. Философская теология. Диалектический теизм Д. Маккерри. "Теология освобождения". "Феминистская теология". "Черная теология". Неоконсервативная протестантская теология.
Мусульманская философия и теология. Возникновение мусульманской философии. Рационалистические и мистические направления в философии и теологии. Калам: мутазилиты-ал-Аллафа, ашариты-ал-Ашари, ал-Газали. Фалсафа: ал-Фараби. Проблемы сущности и атрибутов Аллаха, доказательств его бытия, предопределения и свободы воли, сотворенности или несотворенности Корана во времени, возможности постижения разумом Священного Писания, соотношения религии (ислама) и веры, правоверия и заблуждения. Суфийский мистицизм. Мусульманская антропология. Социально-политические воззрения: учения об имамате и халифате (верховной власти), умме (общине) и др. Реформационное движение в XIХ - начале XX вв.: ал-Афгани, М. Абдо. Связь современных философских и теологических учений с традициями прошлого.
Внеконфессиональная синкретическая религиозная философия. Соединение научных знаний, философских и религиозных воззрений в оккультизме, "оккультная философия". "Духовидение" Э. Сведенборга. Религиозно-философское содержание масонства. Соединение образов и идей различных религий в синкретической религиозной философии. Отрицание исторических форм религии и попытки создания "универсальной религии". Теософия: Е.П. Блаватская, Г. Олкотт, А. Безант. Антропософия Р. Штайнера. Учение Рерихов. Особенности решения в синкретической религиозной философии онтологических, гносеологических, психологических, культурологических и этических проблем.
Религиозная философия и философия религии. Проблема различения религиозной философии, философской теологии и философии религии. Критика религиозной философии в логическом позитивизме (Б. Рассел и Р. Карнап). Проблема обоснования религиозного знания в религиозной философии. "Лингвистический поворот" и религиозная философия. Проблема существования религиозной философии в "ситуации постмодерна".
Религия и политика
Введение. Соотношение религии и политики. Содержание понятий "религия" и "политика". Функции религии. Функции политики.
Религия в мировом политическом процессе. История взаимоотношений религии и государства. Влияние религии на политические процессы. Функции религии в государстве.
Место и роль религии в политической истории человечества. Функции религии в развитии отдельных государств.
Религия и политика в современном мире. Взаимовлияние религии и политики в современном мире. Место и роль религии в современных государствах. Современные модели государственно-конфессиональных отношений.
Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса. История влияния католической церкви на мировой исторический процесс. Функции католической церкви в современном мире.
Исламский фактор в международной политике. Влияние ислама на международную политику. Исламские государства в мировом политическом сообществе. Содержание понятия "исламский фактор".
Религиозный фактор в этнонациональных процессах. Место и роль религии в этнонациональных процессах. Религиозные представления отдельных этносов. Функция религии в этнонациональных конфликтах.
Религиозно-политический экстремизм. Содержание понятий "экстремизм", "религиозный экстремизм". Влияние религии на развитие экстремистских движений.
Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию. История взаимоотношений христианства и ислама в России. Диалог ислама и христианства в постсоветском пространстве.
Межрелигиозный диалог как важный фактор укрепления мира и международной безопасности. Концепция межрелигиозного диалога. Основные принципы построения диалога между религиями. Поддержание межрелигиозного диалога государствами и международными организациями.
Религиозный фактор в российском политическом пространстве. Поликонфессиональность и многонациональность России как особый фактор развития политического пространства. Влияние поликонфессиональности на российскую внутреннюю политику.
Роль религии и ее институтов в политической истории России. История государственно-конфессиональных отношений в России. Влияние религиозных институтов на государственные органы России. Современное состояние государственно-конфессиональных отношений в России.
Религиозная ситуация в современной России. Основные религиозные организации, действующие на территории современной России. Взаимоотношение российских религиозных организаций между собой и с государством.
Государственная вероисповедная политика Российской Федерации. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Конституционные права человека в области свободы совести. Типичные конфликты, связанные с нарушением прав человека в области свободы совести.
Религия и национализм в современной России. Содержание понятия "национализм". Функции религии в националистских представлениях. История развития националистского движения в России.
Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России. Социальные концепции религиозных организаций России. Отражение существующих политических проблем в социальных концепциях религиозных организаций России.