Принята на заседании кафедры религиоведения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор ____________ Р.Г.Минзарипов
ПРОГРАММА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Направление подготовки: 033300.68 – религиоведение
Принята на заседании кафедры религиоведения
(протокол №_______ от «____»_______________20__г.)
Заведующий кафедрой
___________________(Л.С.Астахова)
Утверждена Учебно-методической комиссией философского факультета
(протокол №_______ от «____»_______________20__г.)
Председатель комиссии
____________________(Е.С. Маслов)
Программа междисциплинарного
Государственного экзамена
Предназначена для студентов II курса,
по направлению: 033300.68 – религиоведение.
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
к.соц.н., доцент кафедры религиоведения, зав.кафедрой Астахова Л.С.
Казань 2013.
I. Организационно-методический раздел.
I.1.Общие положения
В соответствии нормативными документами по высшему образованию итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 033300.68 "Религиоведение" является одним из видов аттестационных испытаний в составе итоговой государственной аттестации выпускников. Он проводится с целью определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и продолжению образования в аспирантуре по направлениям 09.00.11 Социальная философия, 09.00.14 Философия религии и религиоведение, 23.00.05 Политическая регионалистика. Этнополитика.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 033300.68 Религиоведение определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области Религиоведения, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 033300.68 Религиоведение.
II. Содержание итогового экзамена.
II.1. Дисциплины, входящие в государственный экзамен.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 033300.68 Религиоведение в состав итогового междисциплинарного экзамена включены вопросы по следующим дисциплинам:
- История отечественного и зарубежного религиоведения
- История религиозной философии
- Религия и политика
- Эзотерические и мистические учения
- Эволюция религии в современном мире
- Государственно-церковные отношения в истории России
- Русская Православная Церковь в современной России
- Современные проблемы в религиоведении
- История ислама в России
- Религиозная ситуация в регионах России
- Традиционные религии народов России
- Восточная философия
- Протестантизм в России
- Буддизм в России
Перечень вопросов по указанным дисциплинам, включаемых в экзаменационные билеты, приведен в приложении I. Рекомендуемая литература для изучения этих дисциплин приведена в имеющихся на выпускающей кафедре рабочих программах, известна студентам по изучению дисциплин в учебном процессе, дополнительно сообщается студентам при подготовке к экзаменам.
II.2. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена
Итоговый междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав Государственной аттестационной комиссии. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей выпускающей кафедры, как правило, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового междисциплинарного экзамена. В состав экзаменационной комиссии могут включаться и специалисты предприятий, ведущие преподаватели и научные сотрудники других вузов. Председателем экзаменационной комиссии, являющимся заместителем председателя ГАК, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедрой.
Состав экзаменационной комиссии, включая ее председателя и секретаря, утверждается приказом ректора ВУЗа. В период подготовки к экзамену, проводимому для выпускников, студентам предоставляются необходимые консультации по каждой вошедшей в итоговый экзамен дисциплине.
На итоговом экзамене студенты получают экзаменационный билет, содержащий по одному вопросу (теме) из трех входящих в итоговый экзамен дисциплин. При подготовке к ответу студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом ВУЗа (факультета). На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту дается 2 – 3 академических, часа. В процессе подготовки ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета студенту членами экзаменационной комиссии с разрешения ее председателя могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на итоговый экзамен.
После завершения ответа студента на все вопросы и объявления председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого члены экзаменационной комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по их совокупности.
По завершению экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента, анализирует проставленные каждым членом комиссии оценки и проставляет каждому студенту согласованную оценку по итоговому экзамену в целом по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, проставленных членами комиссии, решение экзаменационной комиссии в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов РФ «принимается на закрытом заседании простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим».
Итоговая оценка по экзамену заносится в протокол заседания экзаменационной комиссии, сообщается студенту и проставляется в зачетную книжку студента, где расписываются председатель и члены экзаменационной комиссии (равно как и протоколе).
В случае получения студентом по междисциплинарному экзамену итоговой оценки «неудовлетворительно» он не допускается к выполнению и защите дипломного проекта и отчисляется из вуза с получением академической справки или, по его просьбе, диплома о неполном высшем образовании.
Ежегодно за шесть месяцев до даты приема итогового междисциплинарного экзамена на заседании выпускающей кафедры обсуждаются, корректируются и утверждаются состав и содержание вопросов дисциплин, включаемый в итоговый экзамен, а также предлагается кафедрой состав экзаменационной комиссии. Характер указанных корректировок своевременно доводится до сведения студентов.
Содержание программы экзамена.
Религия и политика
Введение. Соотношение религии и политики. Содержание понятий "религия" и "политика". Функции религии. Функции политики.
Религия в мировом политическом процессе. История взаимоотношений религии и государства. Влияние религии на политические процессы. Функции религии в государстве.
Место и роль религии в политической истории человечества. Функции религии в развитии отдельных государств.
Религия и политика в современном мире. Взаимовлияние религии и политики в современном мире. Место и роль религии в современных государствах. Современные модели государственно-конфессиональных отношений.
Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса. История влияния католической церкви на мировой исторический процесс. Функции католической церкви в современном мире.
Исламский фактор в международной политике. Влияние ислама на международную политику. Исламские государства в мировом политическом сообществе. Содержание понятия "исламский фактор".
Религиозный фактор в этнонациональных процессах. Место и роль религии в этнонациональных процессах. Религиозные представления отдельных этносов. Функция религии в этнонациональных конфликтах.
Религиозно-политический экстремизм. Содержание понятий "экстремизм", "религиозный экстремизм". Влияние религии на развитие экстремистских движений.
Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию. История взаимоотношений христианства и ислама в России. Диалог ислама и христианства в постсоветском пространстве.
Межрелигиозный диалог как важный фактор укрепления мира и международной безопасности. Концепция межрелигиозного диалога. Основные принципы построения диалога между религиями. Поддержание межрелигиозного диалога государствами и международными организациями.
Религиозный фактор в российском политическом пространстве. Поликонфессиональность и многонациональность России как особый фактор развития политического пространства. Влияние поликонфессиональности на российскую внутреннюю политику.
Роль религии и ее институтов в политической истории России. История государственно-конфессиональных отношений в России. Влияние религиозных институтов на государственные органы России. Современное состояние государственно-конфессиональных отношений в России.
Религиозная ситуация в современной России. Основные религиозные организации, действующие на территории современной России. Взаимоотношение российских религиозных организаций между собой и с государством.
Государственная вероисповедная политика Российской Федерации. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Конституционные права человека в области свободы совести. Типичные конфликты, связанные с нарушением прав человека в области свободы совести.
Религия и национализм в современной России. Содержание понятия "национализм". Функции религии в националистских представлениях. История развития националистского движения в России.
Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России. Социальные концепции религиозных организаций России. Отражение существующих политических проблем в социальных концепциях религиозных организаций России.
История ислама в России.
Актуальность изучения истории ислама в россии. Основные проблемы и тематика курса. Источники и историография. Актуальность изучения взаимосвязей и взаимовлияния арабо-мусульманской цивилизации с историей мусульманского сообщества россии. Роль ислама в духовной жизни народов россии.
Социально-исторические предпосылки распространения и функционирования ислама в россии. Идеал знания и традиционно-познавательное отношение к действительности в исламе. Особенности мусульманской цивилизации. Гуманизм в средневековой мусульманской культуре. История конфессиональных отношений в россии до распространения ислама.
Распространение ислама на территории россии. Ислам и духовная культура волжской булгарии. Историография средневековой общественной мысли. Работы литераторов. Труды философов. Понятие средневековая общественная мысль (ix-xviii вв.). Четыре периода развития общественной мысли: раннесредневековый, золотоордынский, период казанского ханства, период в составе россии. Общетюркские средневековые литературные памятники ("кутадгу билиг" ю.баласагуни, "хикметы" а.ясави) источники тюрко-татарской общественной философской мысли. Распространение ислама на се6верном кавказе. Ислам в волжской булгарии. Языческая булгарская традиция. Культурно-историческое значение принятия ислама. "кысса-и йусуф" кул гали как памятник социально-философской мысли эпохи булгарского государства.
Ислам и духовная культура золотой орды и казанского ханства. Волжская булгария xiii- xv вв. Автономная часть золотой орды. Ислам в золотой орде. Развитие городов и городской культуры, распространение арабской письменности и литературы. "гулистан би-т-тюрки" сайф сараи, "хосров ва ширин" кутба, "мухаббат-наме" хорезми, "джумджума султан" хусама катиба, "нахдж ал-фарадис" махмуда булгарии памятники средневековой тюрко-татарской литературы и социально-философской мысли казань - центр духовной и материальной культуры татарского народа. Преемственная связь казанского ханства с булгарским государством. Поэмы "тухва-и мардан" и "нур ас-судур" мухаммадьяра образцы этико-дидактических сочинений жанра адаб.
Ислам на территории россии в xvi-xviii вв. Завоевание казани 1552 г. Усиление религиозного начала в жизни мусульман россии - как фактора сохранения самобытной культуры и этноса. Функционирование ислама на территории северного кавказа. Выступления мусульман за восстановление независимого государства (восстание муллы батырши и участие татар в пугачевском восстании). Охранительная функция ислама. Распространение суфизма. Маула колый - поэт суфий. "субат ал-гаджизин" аллахиара суфи, "рисаля-и газиза" таджаддина ялчыгола.
Типологическое сходство и различие религиозного реформаторства, западной реформации и арабо-мусульманского реформаторства. Цели мусульманского реформаторства (начальный этап реформировать религиозное сознание верующих и теологов без изменения системы догм), западной реформации (изменение догматики). Концепция всемирно-исторического процесса м.вебера процесс рационализации социального действия. Сходство и различие процесса рационализации европейской реформации и мусульманского реформаторства. А.утыз-имяни и а.курсави первые российские религиозные реформаторы.
Религиозное реформаторство xviii-xix вв. В наследии российских мусульман. Истоки религиозного реформаторства и его сущность. Критика традиционализма, обращение к раннему исламу, концепция "открытия дверей иджтихада". Мусульманское общество нового времени. А.утыз-имяни и а.курсави. Религиозное реформаторство 2-й половины xix в. Влияние идей нового времени. Приспособление "обновленной" религии к современному знанию. Ш.марджани идейный глава реформаторства. Утыз-имяни - поэт, приверженец морально-этических норм накшбандия. Движение против признания оренбургского духовного собрания мусульман. Концепция "открытия дверей иджтихада". Сочетание элементов салафизма и современного знания. А.курсави религиозный философ, мударрис. Образование. Разногласие с теологами бухары. Радикальность реформаторских воззрений концепция "открытия дверей абсолютного иджтихада". Взгляды курсави о сущности бога и его атрибутов. Проблема возникновения мира. Критика идей мутакаллимов. Противоречивость взглядов курсави. Ш. Марджани лидер реформаторства второй половины xix в. Религиозно-реформаторские взгляды марджани. Приспособление гражданско-административной и правовой области жизни мусульман к новой социокультурной ситуации в поволжье во второй половине xix в. Критика калама. Синкретизм мировоззрения марджани.
Ислам и просветительская мысль у мусульман россии. Просветительство xviii-xix вв. Как общекультурное движение. Педагогическая деятельность семьи хальфиных, вагапова, кукляшева. Просветительство второй половины xix в. Его особенности и типологическая общность с западноевропейским и русским просвещением. Х.фаизханов, ш.марджани, к.насыри родоначальники татарской просветительской идеологии. Основные этапы жизнедеятельности х.фаизханова. "школьная реформа" как предтеча джадидизма. "мухаррик ал-афкар" г.фаизханова. Просветительские идеи ш.марджани. Рационализм мировоззрения марджани. "фаваких ал-джуласа" к.насыри основной мировоззренческий труд ученого. Пропаганда светских знаний.
Джадидизм и кадимизм в российском обществе. Мусульманское образование в российской империи. Структура медресе. Система преподавания в кадимистских медресе. Изучаемые дисциплины. Деятельность ишми-ишана. Журнал "дин ва магишат". Роль кадимизма (традиционализма, таклида) в сохранении национальной идентичности татарского народа. Усул джадид новый метод, фонетический принцип в обучении. Джадидизм культурно-идеологическое движение татар на рубеже xix-xx вв. И.гаспринский основатель джадидизма. Газета "тарджиман" и медресе нового типа в бахчисарае. Два этапа джадидизма: 80-е гг. Xix в. 1905-1907 гг., 1905-1907 гг. Октябрь 1917 г. Джадидская школа. Известные медресе ("мухаммадия", "усмания", "хусаиния", "иж буби"). Педагогическая и публицистическая деятельность габдуллы буби. Репрессивные меры царского правительства против джадидских школ. Расхождение джадидизма и кадимизма.
Общественно-политическое движение мусульман россии в начале xx в. С.максуди, а.ибрагимов, ю.акчура. Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг. Редакторско-издательская деятельность а.баруди, г.баязитова, ф.карими, а.баттал-таймас. Революция 1905-07 гг. И создание национальных политических организаций. Всероссийские мусульманские съезды (i август 1905 г., ii январь 1906 г., iii август 1906 г.) Партия "иттифак ал-муслимин", уставные документы партии. Садри максуди и мусульманская фракция в государственной думе. Культурно-национальной автономии российских мусульман. Деятельность в эмиграции. Литературная и общественно-политическая деятельность г.исхаки. Ю.акчура и идеи пантюркизма, годы эмиграции.
Ислам за годы советской власти. Становление новых государственно-исламских отношений в 1920-1930 гг. Мусульманские учебные заведения и духовенство. Формирование конфессиональной политики. Ислам и мусульманское духовенство в ссср в 1940-1980-е гг. Ислам в годы великой отечественной войны. Хрущевская оттепель и формирование новых конфессиональных отношений. Ислам в конце 1980-х годов.
Исламское возрождение в россии. Основные этапы исламского возрождения в россии. Возникновение религиозных институтов. Мусульманское духовенство. Духовные управления мусульман россии. Мусульманские учебные заведения.
Восточная философия.
Традиционный тип культур, их трансляция и философская школа зарождение философской теоретической мысли, её культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира - древнекитайского, древнеиндийского и древнегреческого. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии. Недифференцированностъ философии на Востоке. Формирование восточного и западного стилей философствования.
"Восток" как культурологическая и культурно-историческая категория" Восточная философия" как проблема западной философии нового времени и европейская цивилизация. "Западная система преподавания" и "восточные тексты". Трудности, связанные с изложением философских культур Востока в хронологическом порядке.
Фундаментальные категории древнеиндийской культуры и основополагающие принципы философских даршан индии. Конструктивный консерватизм индийской мысли. Единство и непрерывность индийской мысли. Категории: "юга", "сансара", "карма", "мокша", "атман", "пуруша", "варна", "ашрам", "прана", "дхъяна", "шрути", "брахманчарин", "бхакти" и др. Космизм (метаисторизм), экологизм (невреждение), альтруизм (жертвенность и метемпсихоз) и пессимизм древнеиндийской философии. Различные периоды индийской мысли: ведийский, эпический, систематический и схоластический. Веды и философская мысль. Путь богов и путь предков. Основные проблемы упанишад. Различные виды сознания (бодрствующего, сна со сновидениями, сна без сновидений и экстаза). Брахман и Атман. Брахман и мир. Доктрина майи. Гуны. Ведийское учение о жертвоприношениях. "Ритуальный символизм" и рождение брахманчарина (ученика). Брахманы, упанишады и принцип "кто так ведает" Бхагавадгита и "жертва знанием". Авторитет Вед (самхит) и особенности "ортодоксальной" индийской логики. Комментирование самхит - характерная форма философской традиции. Понятие "даршана". Понятие астики и настики. Общая композиция философских систем, смысл и традиция последовательного изложения. "Агрессивный" диалог и фигура "вритти".
Локаята (чарвака). Локаята (чарвака): как настика (нигилизм; отрицание Вед, кармы, брахманлоки; души-сознания); как "философия Брихаспати"; как материализм (плебейский реализм и идеология антибрахманизма); как натурфилософия. Четыре элемента, "бхута": (земля, вода, воздух, огонь). Чувственное (непосредственное) восприятие ? Единственная основа познания действительности. Отрицание остальных источников познания. Локаята о сознании и душе. Локаятики как сильные софисты (витанда). "Чарвака" как логическое уничтожение (проглатывание) всевозможных доводов противников.
Джайнизм "Нашедшие брод", или 24 тиртханкара. Джина Махавира ? Последний тиртханкар. Учение о "трех драгоценностях" (триратна). Логика джайнизма. Пять видов познания. Джива и аджива. Акаша, дхарма и адхарма. Время. Материя. Атомистическая теория. Карма. Лешьи. Дживы и их виды. Этика джайнизма. Свобода человека и практика самоубийства. Сравнение этики джайнизма и буддизма. Касты. Сангха.
Буддизм как настика, философская система и религия Эволюция буддистской мысли. Литература раннего буддизма. "Три питаки". "Вопросы царя Милинды". Четыре истины. Срединный путь. Восьмеричный путь. Буддистская дхьяна и философия йога Десять оков. Архат. Добродетели и порока Нирвана буддизма и мокша упанишад. Буддистская теория познания. Прагматический агностицизм Будды. Умолчание Будды о метафизических проблемах. Карма и клеша (аффекты). Дукха. Нирвана. Понятие майи. Космология буддизма (кальпы). Четыре основные школы: мадхьямиков; школа йогачаров, или виджнянавадинов; школа саутрантиков и школа вайбхашиков. Дхарма -центральная категория буддийской философии. Теория реальности Нагарджуны. Шунья-вада. Джайнизм и буддизм: сходство и различие. Настика и укрепление ортодоксии: буддизм и возрождение традиции. Хинаяна, махаяна и индуизм.
Ньяя и вайшешика Цель и круг вопросов. Природа определения. Восприятие. Его анализ и виды. Вывод. Силлогизм. Индукция. Причинность. Множественность причин. Четыре самостоятельных источника истинного познания: восприятие (пратьякша), вывод, или заключение (анумана), сравнение (упамана) и свидетельство, или доказательство (шабда). Память. Сомнение. Ошибка. Истина, ее природа и критерий. Теория ошибки. Мир природы. Индивидуальная душа. Сансара. Мокша. Критика теории души и ее отношение к сознанию в системе ньяя. Этика. Доказательство существования. Вайшешика. Учение Канады. Ньяя и вайшешика Система категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Этика. Теология. Общая оценка.
Санкхья и йога санкхья. Санкхья как дуалистическая система. Учение Капилы. Причинность. Пракрита. Гуны. Космическая эволюция. Пуруша. Отношение между пурушей и пракрита. 24 элемента. Проблема познания. Джива. Этика. Освобождение. Бог. Является ли санкхья атеистической? Общая оценка. Йога. Пять уровней и йога: кшипта; мудха; викшипта; экагра и нироддха. Два вида йоги -сампраджнята и асам-праджнята. Восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (культура этики), асана (выработка устойчивости), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (удаление чувств), дхарана (внимание), дхьяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность). Санкхья и йога. Система йоги как теистической (шешвара) санкхьи в отличие от санкхьи Капилы (ниришвара).
Учение мимансы и веданты Веданта-сутра. Отношение к другим школам. Брахман. Мир. Учение Прабхакары. Пять источников познания (прамана): восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение (упамана), свидетельство (шабда) и постулирование (артхапатги). Я: Кумарилы. Невосприятие. Природа реальности Этика. Апурва. Мокша. Бог. Веданта или Улара-Миманса. Шанкара: спекуляций чистый монизм (адвайта-веданта). Бытие, небытие и становление. Феноменальность мира. Доктрина майи. Авидья. Является ли этот мир иллюзией? Понятие и смысл "недвойственности". Авидья и майя (буддизм и адвайта веданта). Теизм Рамануджы: вишишта-адвайта. Локаята и веданта. Судьба даршан в современной Индии.
Характерные черты древнекитайской философии. Периодизация истории китайской философии, ее различные основания. Основные школы и философские течения Древнего Китая: натурфилософы (инь-ян цзя), даосизм (дао дэ цзя), конфуцианство (жу цзя), моизм (мо цзя), легизм (фа цзя), школа имен (мин цзя ). Натурализм, консерватизм, социально-нравственный характер, авторитетность ? Важные составляющие китайского мышления. Культура Дао - единый корень древнекитайской философии и ее реставрационный характер. Категория "ци" (пневма, "эфир"). Силы "инь" - "ян" и смысл "цзя". Пять первоэлементов (у син). "Отсутствие" (у) и "наличие" (ю). Философия Книги Перемен ("И цзин"): классификационализм, нумерология и логика. Гомоморфизм макро- и микрокосма.
Даосизм "Дао дэ цзин" и "Чжуан цзы" - классическая доктрина даосизма. Понятие Дао в даосизме и конфуцианстве. Категории "недеяния" (у вей) и "самоестественность" (цзы экан). Образ "совершенномудрого". Критика конфуцианства. Натурализм китайских представлений о духовном начале. Души "хунь" и души "по". Учение о бессмертии и путях его обретения, или техника долголетия. Сверхспособности бессмертных. Религиозный даосизм (дао цзяо). Даосская алхимия: внешняя (вой дань) и внутренняя (нэй дань) и китайская наука. Трактат "Хуайнань цзин". Поздний даосизм: школы и синкретические секты.
Конфуций и конфуцианство Трактат "Лунь Юй". Этико-философское учение раннего конфуцианства. Значение ритуала. Доктрина "сыновней почтительности" (сяо). Гуманное правление (жэнь чжэн). Панэтизм, нераздельность морали и права. Учение раннего конфуцианства о природе человека. "Пять постоянств" (у чан). Благородный муж. "Человеколюбие" конфуцианства и "любомудрие" древних греков. Конфуцианство и даосизм. Конфуцианство и легизм. Преемники Конфуция (Мэн-цзы и Сюнь-цзы). Превращение конфуцианства в государственную доктрину при династии Хань. Конфуцианский Канон (Пятикнижие и Четверокнижие) и его место к традиционной китайской культуре. Конфуцианство имперского периода.
Протестантизм в России.
Истоки протестантизма в России
Англиканство (Церковь Англии в России и Епископальная церковь Санкт-Петербурга). Истории появления англиканства в России, взаимоотношения органами государственной власти, другими протестантскими организациями.
Лютеранство Общая характеристика. Лютеранство в России. Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ). Лютеранская церковь Миссури-Синод (ЛЦМС). Библейская лютеранская церковь (БЛЦ). Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС).
Реформатская церковь (кальвинизм).
Методизм и церкви веслианской традиции.Российская объединенная методистская церковь (РОМЦ). Армия Спасения (АС). Церковь Назарянина (ЦН). Веслианская церковь (ВЦ). Веслианский вселенский собор.
Баптизм и евангельское христианство Общие сведения; история и филиация. Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ).Совет церквей евангельских христиан-баптистов инициативники (СЦ ЕХБ Объединение братских церквей (ОБЦ). Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ). (Христианский Библейский центр "Слово Христово" (ХБЦ). Евангельская церковь "Слово Христово" (ЕЦСХ)). Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан баптистов (РАНЦ ЕХБ). Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ) (прохановцы). . Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС). Евангелическая русская (российская) церковь (ЕРЦ).
Пятидесятничество и харизматическое движение. Общие сведения. История и филиация. Союз христиан веры евангельской пятидесятников (схвЕП). Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП) . Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятников (ОЦХВЕ) (федотовцы) Российская ассоциация миссий ХВЕ (РАМ ХВЕ) (нерегистрированные пятидесятники-федотовцы). Ассоциация христианских церквей "Союз христиан" (Ахц).Христианский центр "Новое поколение" ("НП"). Северо-Восточный Союз' евангельских церквей (СВСЕЦ) Союз церквей евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА) (единственники, унитарии, уршинцы, смородинцы, или шатровцы). Межконфессиональное движение "В Послании" (Учение Уильяма Бранхама Ассоциация церквей "Виноградник". Церковь ''Прославление'' Ассоциация христиан веры евангельской "Харизма" Миссия христиан веры евангельской "Благодать"(ХВЕ). Ассоциация ХВЕ "Церкви веры"(РОСХВЕП). Российская ассамблея Бога (Церковь ХВЕ "Эммануил). Ассоциация ХВЕ "Общение Калвари" (РОСХВЕП) Ассоциация церквей ХВЕ "Царство Божие".
Церковь адвентистов седьмого дня (АСД).
Церковь СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ
ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ (МОРМОНЫ)
"Плимутские братья" (дарбисты). Новоапостольская церковь (НАЦ). Религиозное общество "друзей" (квакеры). Общество христианской наукеи (Chrstian science socity). ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (ЦХ). (БОСТОНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ). ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ (ЭП).
Иудаизм в России
Предмет и методы изучения иудаизма История изучения иудаизма. Исторический, социологический и др. методы изучения иудаизма на территории России и СНГ.
Иудаизм на территории Российской империи Первые упоминания об иудаизме на территории России. Этапы развития иудаизма в России. Российская империя и иудаизм.
Хасидизм и его оппоненты среди иудеев Религиозные течения в иудаизме. Хасидизм как оппозиция ортодоксальному иудаизму. История хасидизма, его учение. Цаддик как центральное учение хасидизма. Критика хасидзима.
Иудаизм в СССР и в России в современную эпоху Эволюция взаимоотношений между иудаизмом и государством после Октябрьской революции. Иудаизм во время и после II мировой войны, сходство и различия. Развитие иудаизма после развала СССР. Положение иудаизма в современной России.
Приложение 1.
Примерные вопросы по междисциплинарному экзамену:
- Религиозная ситуация
- Методы исследования религиозной ситуации
- Определение религиозной ситуации и характеристика ее структуры
- Общая характеристика монорелигиозных регионов России в контексте религиозной ситуации
- Общая характеристика полирелигиозных регионов России в контексте религиозной ситуации
- РПЦ
- Организационная структура РПЦ
- Изменение в организационной структуре при патриархе Кирилле
- Особенности экономической жизни РПЦ в современный период
- Социальное служение РПЦ
- История отечественного и зарубежного религиоведения
- Позитивизм в отечественном и зарубежном религиоведении как основополагающее направление
- Сравнительный анализ истории формировании отечественного и зарубежного религиоведения
- Периодизация отечественного и зарубежного религиоведения
- Общая характеристика антипозитивизма в отечественном религиоведении
- Структурализм как направление религиоведения
- Феноменология религии и герменевтика в отечественном и зарубежном религиоведении
- Иудаизм в России
- Иудаизм на территории Российской империи
- Хасидизм
- Талмуд как основа иудаизма
- Философия рабби Нахмана из Брацлава
- Каббала
- Современные проблемы религиоведения
- Социология религии во II половине XX века: секуляризация и десекуляризация
- Понятие религии в контексте изменения понимания объекта и предмета религиоведения
- Моно и полипарадигмальность религиоведения. Графики научных революций в религиоведении
- Критика феноменологии религии. Неофеноменология религии. (Г.Виденгрин, Ж. Ваарденбург, В.Гантке)
- От когнитивных исследований религии к когнитивному религиоведению.
- Восточная философия
- «Восточная философия» как проблема современной западной философии
- Шесть даршан: общая композиция
- Философия ньий и вайшешики
- Философия санкхьи и йоги
- Философия мимансы и веданты
- Буддизм о нирване, или Где кончается философия?
- Учение Конфуция и история конфуцианства
- Философия даосизма
- Шесть философских школ Китая: общий смысл и специфика.
- Протестантизм в России
- Протестантские организации России в межконфессиональном диалоге
- Социальное служение протестантизма в России
- Основные этапы распространения протестантизма в России
- Неопротестантизм в Республике Татарстан
- Пятидесятничество в Республике Татарстан
- ЕХБ, адвентисты в Республики Татарстан
- Традиционные религии народов России
- Актуальные проблемы межконфессиональных и этнических взаимоотношений народов России
- Религиозные верования татарского народа
- Религиозные верования татар-крящен
- Религиозные верования финно-угорских народов Поволжья
- Религиозные верования чувашей
- Старообрядчество в Республике Татарстан
- Эволюция религии в современном мире
- Проблема «кризиса религии в современном мире»
- Наука и религия: возможности диалога
- Секуляризация как социо-культурный процесс
- Эволюция религии в ситуации плюрализма
- Экуменизм как новая ситуация для религии
- Основные тенденции эволюции религии в современном мире
- История религиозной философии
- Упанишады как памятник философской и религиозной традиций Древней Индии
- Учение о космическом и социальном первоначале у Лао-цзы
- Этико-аскетическая концепция исихазма
- Особенности новой католической теологии
- Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена
- Герменевтика П. Рикера
- Либеральная теология Ф. Шлейермахера
- Неоортодоксия К. Барта
- Демифологизированная теология Р. Бультмана
- Особенности мусульманской философии
- История ислама в России
- Распространение ислама на северном Кавказе. Ислам в Волжской Булгарии.
- Четыре периода развития татарской общественной мысли: булгарский, золотоордынский, период Казанского ханства, период в составе России.
- Приспособление гражданско-административной и правовой области жизни мусульман к новой социокультурной ситуации в Поволжье во второй половине XIX в.
- Мусульманское образование в Российской империи.
- Общественно-политическое движение мусульман России в начале XX в.
- Религия и политика
- Функции религии в государстве
- Современные модели государственно-конфессиональных отношений
- История государственно-конфессиональных отношений в России
- Концепция межрелигиозного диалога
- Основные религиозные организации, действующие на территории России
- Эзотерические учения
- Мистическое учение даосов
- Каббала как эзотерическое переосмысление иудаизма
- Алхимия как особая практика. Феномен, особенности, разновидности.
- Социальные условия появления мифа о розенкрейцерах. Манифесты розенкрейцеров и легенда о Христиане Розенкрейце
- Масонство как реакция на рационалистический дух Просвещения. Символика и ритуалы масонов
- История церковно-государственных отношений
- Государство и церковь в период преобразований Петра I и правления Екатерины II
- Место и роль церкви в период формирования Московского государства.
- Ислам и тюрко-татарские государства. Политика хано<