Проповедь из «Ридерз Дайджест»
Ко мне на помощь пришел мой пастор Пол Седар. Однажды утром в воскресенье (в начале 80-х годов) он заявил своим прихожанам, что решил сделать то, чего никогда не делал раньше и, возможно, больше никогда не сделает. Вместо обычной утренней проповеди он собрался прочитать статью из журнала «Ридерз Дайджест» от начала до конца. Конечно же, в статье речь шла о том, как постоянно пребывать с Богом.
Я уверен, что проповедь из журнала коснулась многих из присутствовавших двух тысяч прихожан, но, пожалуй, больше всего эта статья затронула меня. Я знал, что через эту статью ко мне обратился Сам Бог, и в связи с этим я был озабочен тем, каким же образом я должен осуществить в своей жизни то, что, как я понял, мне нужно было сделать. В конце проповеди Иол Седар сделал мне огромное одолжение.
Он сказал «Я знаю, что некоторые из нас не могут посвятить себя спокойной молитве. Я молюсь о том, чтобы вы начали на этой же неделе. Я не прошу, чтобы вы подняли руки, но в сердце своем пообещайте мне как своему пастору, что вы сделаете это. Прошу вас, начиная с этой недели, уделять Богу всего по пять минут в день».
Пять минут? Честно говоря, я не знаю, что бы я сделал, если бы мне было велено потратить на это полчаса или час, но в сердце своем я сказал: «Пастор Пол, молиться пять минут в день - это мне по силам Можете поверить, я сделаю это!»
И я сделал. На следующее утро я провел пять особых минут с Богом. Очень скоро пять минут превратились в десять. Затем в пятнадцать Время, посвященное Богу, все время увеличивалось. Затем оно выровнялось — около двадцати двух минут в день! Это произошло еще прежде тех исследований, о которых я упоминал в предыдущей главе, когда я выяснил, что двадцать две минуты в день — это средний показатель. Двадцать две минуты — не очень много, но намного больше, чем совсем ничего.
Довести до часа
Когда в 1987 году я начал исследовать молитвенную тему, я по-прежнему выделял на молитвенное общение с Богом по двадцать две минуты в день. Одна из первых книг, прочитанных мной на эту тему, была книга Лэрри Ли «Не могли вы один час бодрствовать со Мною», в которой он советовал увеличить время молитвы до часа. В этом своем труде он так убедительно доказывает необходимость молиться не меньше часа в день, что я решил поставить это своей целью. Теперь, спустя три или четыре года, могу сообщить, что планка в двадцать две минуты осталась позади, по большей части я молюсь более получаса и часто более сорока минут. Но один час? Эта высота по-прежнему остается моей жизненной целью и когда-нибудь я достигну ее. Один час для молитвы — действительно долгое время!
Никогда не забуду, как я впервые в жизни молился в течение часа. Это было в 1970-е годы, когда мне вообще было трудно молиться. Время от времени я ездил в Корею, чтобы исследовать вопросы роста церкви, и подружился с Дэвидом Йонги Чо, пастором церкви Полного Евангелия в Йоидо, самой большей церкви мира. В один из приездов Чо предложил мне посетить знаменитую молитвенную гору, принадлежавшую церкви в Йоидо.
Поскольку никогда раньше я не видел молитвенных гор, я очень обрадовался такому приглашению, полагая, что эта поездка будет представлять собой своеобразную экскурсию. Мне было очень интересно, как начнется экскурсия. Но вместо увеселительных рассказов я вдруг услышат, как Чо скомандовал: «Теперь давайте молиться!» Молиться? Я бы предпочел погулять, по окрестностям, фотографировать виды на молитвенной горе, но, конечно же, я не показал никакого удивления. Затем Чо добавил: «У нас немного времени. Давайте сегодня помолимся всего час!»
Я хотел показать себя примерным мальчиком, а потому уселся на полу огромной часовни (в корейском стиле) и начал молиться. Я молился очень долго. Затем посмотрел на часы, и решил было, что они остановились! Тот час, насколько я помню, показался мне самым долгим часом за всю мою жизнь. Даже когда моя жена рожала, время шло быстрее!
Но Лэрри Ли, похоже, знал, что мне нужно помочь увеличить время молитвы. Он предложил (что впоследствии оказалось давней христианской традицией) организовать нашу личную молитву в соответствии с пунктами Господней молитвы. Мне это действительно помогло, потому что когда вы молитесь Господней молитвой вместо того, чтобы просто проговаривать слова этой молитвы, вы можете использовать готовую структуру, в которой упомянуты все те аспекты, о которых вам следует молиться.
Четкая структура всегда имела для меня очень большое значение, потому что у меня систематический склад ума. Когда я молюсь, камнем преткновения для меня становится не сонливость, как для некоторых. Я могу бодрствовать, когда нужно. Как раз напротив. В большей степени мне мешает рассеянность моих мыслей. В разгар молитвы я вдруг осознаю, что мои мысли ушли в сторону от содержания произносимых слов. Иногда мне удастся объяснить такой поворот дел тем, что Боту угодно было, чтобы мои мысли блуждали в другом направлении, но такие оправдания не всегда срабатывают.
Однажды за утренней молитвой я поймал себя на том, что проигрываю заново в своем воображении баскетбольный матч, который смотрел по телевизору накануне вечером. Я знал, что в этом случае Бог явно ни при чем — команда «Лейкеров» проиграла! Но если говорить серьезно, когда мой ум блуждает, систематизированная Господня молитва помогает мне вернуться туда, где я отступил от истинного пути и ушел в сторону.
Вот и все, что я могу сказать о своих весьма посредственных молитвенных привычках Я очень стараюсь и знаю, что Бог поможет мне достичь успеха в этом направлении. Но пока мне остается утверждать, что моя молитвенная жизнь пребывает в отличном состоянии, потому что собственные молитвы я дополняю молитвами моих ходатаев. И я действительно верю, что молитвы ходатаев становятся живой и активной частью моей личной молитвенной жизни.
Поиск ходатаев
Я открыл для себя силу личного ходатайства вскоре после того, как в 1982 году начал преподавать в воскресной школе «Братство ста двадцати» конгрегацноналистской церкви в Лейк-Авеню. Все случившееся не было заранее запланировано, но явилось духовным откровением.
Я никогда не сомневался в авторитетности Священных Писаний, а потому никогда не сомневался в силе молитвы. И только после того, как я отработал преподавателем в течение нескольких лет, я начал понимать, что происходит. Впервые в жизни, насколько я помню, я осознал, что нахожусь среди людей, которые постоянно поддерживают меня и мое служение через мощную ходатайственную молитву.
Я не хочу сказать, что раньше, в моем миссионерском служении, христиане не молились за меня. Но теперь я знал, что многие из молившихся за меня имеют реальный контакт с невидимым миром, о котором я знал немного.
Я начал многое понимать тогда, когда увидел, что в моем служении происходят большие изменения. На пасторских семинарах, которые я проводил по всей стране, ко мне частенько подходили служители и говорили следующее: «Я слышал вас несколько лет назад, и теперь мы опять встретились. В вашем служении появились глубина и качество, которых не было раньше. В чем дело?»
Сначала я пожимал плечами и не воспринимал всерьез подобные вопросы. Но когда они стали повторяться раз за разом, я начал задумываться. Да, совершенно очевидно, в своем учении я чувствовал все возраставшую духовную мощь. У меня уже был накоплен достаточно богатый опыт работы с людьми, чтобы понимать, что теперь мое служение затрагивает слушателей намного глубже. И, как ни странно, само содержание моих курсов ненамного изменилось за прошедшие годы.
Сначала я не понимал, что ответ заключался в ходатайстве за меня пред Богом, но затем я выработал привычку в воскресенье утром докладывать классу об итогах работы за прошедшую неделю с просьбой молиться за следующую. Многие из моего класса так были благодарны Богу за то, что Он делал через мое служение в течение недели, что воспринимали мое служение как свое собственное. Они смеялись, когда смеялся я, и плакали, когда плакал я, и потому через свое верное ходатайство за меня они выполняли мое служение вместе со мной.
Вскоре я понял, как отвечать на вопросы людей, интересовавшихся, почему мое служение так сильно изменилось. «Я объясняю это силой молитвы тех. кто ходатайствует за меня», — говорил я.
Так я начал испытывать на себе силу и результаты личного ходатайства, которое впоследствии привело меня к полномасштабному исследованию библейских и богословских обоснований, которые как в теории, так и на практике объяснили механизм действия ходатайственной молитвы.