Времени должно быть достаточно
Уделять ежедневно время молитве — это первый и самый главный компонент молитвенной жизни пастора. Другой важный момент — это количество времени, которое проводит пастор, молясь. Лично я не педантичен в вопросах временного фактора, хотя могу совершенно отчетливо заявить, что основной принцип гласит «Чем больше времени проведено в молитве, тем лучше».
Я обнаружил, что почти все пасторы, заинтересованные в углублении своих личных взаимоотношений с Господом, согласны с этим. Аргументы, которые я слышал против этого, вынуждаю! меня отнестись с недоверием к тем, кто их выдвигает. Они часто звучат как рационализация, созданная для оправдания небрежности в молитвенной жизни, которая вошла в привычку.
Каковыми же являются временные пределы? Средние двадцать две минуты нужно, по-видимому, взять за минимум в наших особенных (некорейских!) культурных условиях. Ежедневные восемь часов Джона Уэлча, три часа Лютера или два часа Весли далеко не реалистичны для сегодняшнего американского пастора.
Для начала я бы рекомендовал вам, если вы молитесь менее двадцати двух минут в день, поставить достижение этого минимума своей первой целью. Куда идти дальше?
На меня произвела сильное впечатление книга Лэрри Ли «Не могли вы один час бодрствовать со Мною?». Мне кажется, Ли соотнес корейское молитвенное движение с нашим американским обществом. Он приводит в пример захватывающий случай постановки цели — отдавать молитве один час в день.
Другой авторитетный ходатай, который многому меня научил, — это Майк Бикль, пастор братства «Виновник» из Канзас-Сити. Майк согласен с Лэрри Ли по поводу одного часа в день. Журнал «Лидерство», проводя опрос ста двадцати пяти пасторов, о котором я уже говорил, включил в анкету вопрос: «Как вы думаете, сколько времени вы должны проводить в молитве ежедневно?» Более половины (53 процента) ответили, что от тридцати до шестидесяти минут и приблизительно половина оставшихся (24 процента) ответили, что им следует молиться более часа.
В свете этого обзора я предлагаю пасторам и всем христианским лидерам согласиться, что предел от двадцати двух минут до часа должен стать нормой нашей ежедневной молитвы.
Но как быть с качеством проведенного в молитве времени? Разве качество не намного важнее количества?
Мое предложение таково: в ежедневной молитве более разумно начать с количества, чем с качества. Сначала запланируйте время. Качество обычно появляется после. Майк Бикль говорит, что если вы в первый раз провели в молитве шестьдесят минут, не удивляйтесь, когда качественными из них будут только пять минут. Продолжайте в том же духе, и ваши пять минут вырастут до пятнадцати, затем до тридцати и более. Идеальным будет, конечно, в результате привести качество и количество в соответствие.
В нашем обществе, в поколении, выросшем в семьях с двумя работающими родителями, в обществе с высоким процентом разводов, в семьях с одним родителем, времени, которое родители проводят с детьми, стало меньше. Как компенсация этого предлагается концепция «качественного времени». Психологические исследования показывают, что «качество» не может, заменить количество времени, проведенного с детьми. Одним из главных приоритетов для этих детей, которые сами уже стали родителями, является возврат к образу жизни, в котором они смогут проводить со своими детьми «количественное время». Я верю, что тот же самый принцип относится и к нам по отношению к нашему Небесному Отцу.
Проецирование даров
Я специально не говорю на своих семинарах и уроках много о синдроме проецирования духовных даров; главным образом потому, что часто некоторые пасторы очень болезненно открывают, что они сами непреднамеренно вовлечены в это. Я рассматриваю это в своей книге «Ваши духовные дары помогут вашей церкви расти», и многие отметили после ее прочтения, что эта глава была наиболее полезной для них. Она помогла им избавиться от ложного комплекса вины.
В процессе исследований, проводимых для этой книги, я слышал, как Бог сказал мне, что я должен включить и в эту книгу краткий раздел о проецировании в области духовных даров. Я молюсь о том, что все, что я должен сказать об отношении проецирования к ходатайственной молитве, не будет воспринято как нападки на других лидеров, которые учат о молитве и ходатайстве, хотя я знаю, что мои слова могут выступить против некоторых зерен их учения. С другой стороны, я также знаю, что они помогут многим людям быть теми, кем хочет видеть их Бог, вместо того чтобы быть такими, какими их хотят видеть люди.
Что такое проецирование даров?
Некоторые из тех, кто в определенных сферах обычно служат с проявлениями силы, поскольку имеют дары, помогающие им в этом, не понимают того, "что сила, которую они привыкли видеть в своем служении, является проявлением харизмы или духовного дара. Им и в голову не приходит, что хоть Бог и избрал их, чтобы дать им определенный дар, тот же Бог избрал других членов Тела Христа, для того чтобы дать им другие дары.
В основном это непонимание приходит от заблуждения, выражаемого многими классическими пятидесятниками и другими теологиями, считающими, что все духовные дары даны всем верующим, которые должным образом были исполнены Святою Духа. Некоторые из них также сокращают чисто духовных даров до девяти, упомянутых в Первом послании к Коринфянам, вместо двадцати семи, которые я упоминал во второй главе в качестве законных духовных даров. Этот факт легко ведет к проецированию даров.
Навязывание ложной вины
Часто можно услышать: «Я обычный христианин, такой же, как вы. Бог не дает мне никаких привилегий. То, что Он делает через меня, Он также хочет делать и через вас. Если вы действительно хотите этого, вы сможете служить ему с той же силой, что и я. потому что Иисус вчера, сегодня и вовеки тот же. Я побуждаю вас вместе со всеми христианами подумать о том, что необходимо сделать, чтобы с помощью Бога вы могли бы иметь служение, такое же, как и мое».
Невольным результатом проецирования духовных даров на людей, которым даны другие дары, является ложное чувство вины, разочарования и огорчения. Вина эта ложная, потому что люди, не имеющие определенных духовных даров, пытаются делать то, что делают обладающие этим даром, и обнаруживают, что они не могут. Итак, куда они направят обвинение?
• Я недостаточно духовный?
• Может быть, у меня есть неисповеданный грех?
• Я недостоин Божьей любви?
• Бог сердится на меня?
• Я недостаточно молюсь?
• Если бы я мог сконцентрироваться на Боге так, как сделал тот духовный гигант, которого я слушал, тогда я бы достиг той же эффективности в служении, как и он!
Я воздержусь от упоминания имен, хотя мог бы назвать имена тех. кто в христианских общинах регулярно навязывает прихожанам дар евангелизации. дар гостеприимства, дар исцеления, дар слова знания, дар различения духов, дар милосердия, дар веры, миссионерский дар и многие другие.
Часто это также касается и дара ходатайства, и вот почему я поднял здесь этот вопрос. Исторические герои веры, такие как Молящийся Хайд, Джон Уэлч. Дэвид Брэйнерд и Адонирам Джадсон, очевидно имели духовный дар ходатайства. Но что делает пастор, проводящий в молитве от трех до пяти часов ежедневно, который говорит публично: «Если бы преподобный такой-то молился столько же, сколько я молюсь каждый день, его церковь была бы такой же большой, как моя!»?
Тем, кто, имея дар ходатайства, побуждают других быть похожими на них, стоит перечитать учение Павла в Первом послании к Коринфянам, главы 12-14. Все ли имеют дар исцеления? Очевидно, нет. Все ли творят чудеса? Очевидно, нет. У всех ли есть дар руководства? Конечно, нет. Все ли имеют дар вспоможения? Конечно, нет. У всех ли дар ходатайства? Конечно, нет. (См. 1Кор 12:27-30.) Если бы мы все имели один дар, включая дар ходатайства, то все тело стало бы глазом Апостол Павел говорит: «Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1Кор. 12:17,18).
Я повторю то, что сказал во второй главе. Хотя Бог дал дар ходатайства тем, а не другим, в соответствии со Своим планом, Он также дал всем нам роль молитвы и ходатайства. Все мы должны быть молитвенниками и расти в своей молитвенной жизни. Немногие пасторы имеют дар ходатайства и от немногих можно ожидать молитвы в два или пять часов в день, как это делают ходатаи. Но все имеют роль, исполняя которую, все должны молиться от двадцати двух минут до часа в день, не ощущая вины за то, что не молятся больше.
Церковный рост
Еще не известна прямая зависимость между молитвой и ростом церкви. Известно многое о непрямой зависимости, потому что Иисус сказал: «Построю церковь», и Он делает это уже последние две тысячи лет. Главной целью Царства Божьего является умножение и рост христианских церквей, и нам известно, что молитва — это основной инструмент для реализации этих целей. Нет сомнений, что должная часть молитвы — это то, что мы видим сегодня сверхъестественный рост церквей в разных частях мира.
Тем не менее, в литературе о молитве или о церковном росте не сказано много о том, как действует эта зависимость и какую стратегию нам надо разработать, чтобы сила молитвы помогла церквям расти быстрее, чем они растут в данном времени и месте. Некоторые эксперименты, которые мы проводили в Аргентине, были описаны в первой книге этой серии «Молитвенный воин», которая называется «Воинственная молитва». С их помощью мы начали различать, как ходатайство стратегического уровня и молитвенная война могут помочь росту церквей. Я надеюсь более подробно подойти к этой теме в четвертой книге этой серии.
Между тем опрос пятисот семидесяти двух американских пасторов, о котором я уже говорил, дал нам не то, что я бы мог назвать научными заключениями, но, по крайней мере, информацию. Если мы посмотрим на сегодняшний мир, то мы сразу же увидим, что самый большой рост наблюдается в церквях пятидесятнических и харизматических традиций. Статистика, составленная Дэвидом Баррстом. показывает следующее:
• В 1965 году было 50 миллионов пятидесятников / харизматов.
• В 1975 — 96 миллионов
• В 1985 — 247 миллионов
• В 1991 — 392 миллиона
Не претендуя на то, чтобы быть профессиональным историком, я думаю, следующее заявление будет верным: Во всей истории человечества никогда не было такого неполитического, немилитаристского, добровольного движения, которое бы росло так же быстро, как выросло пятидесятническо-харизматическое движение за последние тридцать лет.
Взять хотя бы одну деноминацию — Божьи Ассамблеи. Хотя деноминация существует несколько последних десятилетий, её энергичный рост по всему миру начался только после второй мировой войны. За последние сорок лет она уже стала самой большой или второй по многочисленности деноминацией в более чем тридцати странах, по всему миру. В одном только городе Сан-Паояо в Бразилии насчитывается две тысячи четыреста церквей Божьих Ассамблей!
Почти во всех областях мира, открытых для христианства и новых церквей, самые большие церкви, как правило, это пятидесятнические и харизматические. В списке из двадцати церквей мира, количество членов которых превышает двадцать тысяч каждая, четырнадцать церквей пятидесятнические или харизматические.
Как это относится к моему обзору? Как я уже упоминал раньше, я нашел поразительную разницу в количестве времени, проводимом в молитве пасторами пятидесятниками и харизматами. Отбросив теологические тонкости, можно увидеть следующее:
• Либеральные пасторы молятся в среднем восемнадцать минут в день.
• Евангелистские пасторы в среднем семнадцать минут в день.
• Пятидесятнические и харизматические пасторы в среднем сорок шесть минут в день.
Америка является одной из стран, где пятидесятнические и харизматические церкви скачкообразно перерастают другие. Это, конечно, не относится к отдельным церквям, как к таковым, но это общая статистика. Мог ли тот факт, что пасторы этих церквей проводят в молитве более чем в два раза больше времени, чем пасторы медленнее растущих церквей, повлиять на их сильный рост?
Если это так, то это может указать на еще одно преимущество, которое пастор, с благословения Божьего, может принять, начав увеличивать свой двадцати двухминутный отрезок молитвы до часа.
Личное служение
Я молюсь, чтобы эта глава, очень честная и откровенная, была использована Богом для того, чтобы тысячи пасторов стали ближе к Нему, чем когда-либо раньше. Я уверен, что Он сделает это.
По поводу этих строк я получил слово ободрения от одного пастора, с которым обедал вскоре после моего опроса. Он сказал, что самой замечательной частью нашего разговора для него было то, что я узнал о молитве. Он пишет. «После того, как я услышал о том. что пасторы в среднем молятся двадцать две минуты в день и что Бог делает, отвечая на молитвы Своих людей, я решил посвящать молитве два часа ежедневно». С тех пор, говорит он, »я почувствовал присутствие и силу Духа Святого в моей жизни и служении по-новому».
Большинство пасторов, которых я знаю, признают, что им нужно улучшать свою молитвенную жизнь. Один способ сделать это — молиться лично более регулярно и в течение большего периода времени. Еще один способ — научиться принимать ходатайства других Оставшаяся часть книги будет посвящена тому, как принимать личное ходатайство.
Как пасторы и лидеры мы имеем тенденцию быть делателями. Мы легко можем отождествить себя с Иисусом Навином во время битвы при Рефидиме. О чем нам нужно узнать больше, так это о том, как Бог может привести в нашу жизнь и служение людей, которые, так же как Моисей для Иисуса Навина, будут проводить часы и дни в присутствии Божием, ходатайству я за нас, чтобы Его сила могла свободно течь и принести желаемую эффективность в наше служение.
Вопросы к теме
1. Шокировало ли вас известие о том, что даже у пасторов есть трудности в качественной молитвенной жизни? Почему?
2. Не думаете ли вы, что предложение каждый день выделять определенное время для молитвы является для обычного христианина слишком привязанным к букве закона?
3. Согласны ли вы с тем, что первым шагом для улучшения вашей молитвенной жизни может стать увеличение количества времени, отведенного на молитву, и что качество непременно последует?
4. «Проецирование даров» довольно трудно понять сразу. Обсуждайте эту тему до тех пор, пока вы не почувствуете, что поняли всё. Почему это опасно?
5. Знаете ли вы, сколько ваш пастор молится каждый день? Думаете ли вы, что это должно быть частной информацией? Почему?
Глава 5
Принимая личное ходатайство
Я хочу сделать два заявления, которые на первый взгляд могут показаться вам несколько странными.
Моя личная молитвенная жизнь в полном порядке! Но мои собственные молитвенные привычки не поднимаются выше среднего уровня.
Загадка, конечно же, кроется в том, каким образом можно совместить эти два заявления. Как мои заурядные молитвенные привычки могут сочетаться с первоклассной молитвенной жизнью?
Ответ прост: я научился принимать личное ходатайство.