Невозможно заработать благодать
Введение
Вера и благодать - это две наиважнейшие и две наиболее часто преподаваемые доктрины Библии; но, тем не менее, эти две истины редко звучат вместе. На самом деле многие полагают, что эти две силы противостоят друг другу.
Те, кто делает ударение на благодати, полагают, что вера не имеет большого значения, что все зависит от Божьей благодати. Точно так же, те, кто «налегает» на веру, не придают должного значения Божьей благодати.
Задача данной книги - показать отношение между благодатью и верой и затем помочь применить полученные знания к жизни. Только сочетая эти две мощные истины, мы приходим к истине.
Истины, изложенные в этой книге, помогут разрешить множество противоречий, ответят на многие вопросы и приведут к новому пониманию того, как мы получаем блага от Бога. А это, несомненно, поможет нам обогатить наши личные отношения с Господом.
Если вы переживали борения в вере - если вы не получали ответы на молитвы - вам совершенно необходимо послание, содержащееся в этой книге. И независимо от состояния, в котором вы находитесь, читая эту книгу, помните: я молился о том, чтобы ваше сердце было открыто к Святому Духу. Поэтому читайте и ожидайте, что Бог будет служить вам, и вы испытаете это!
Эндрю Уоммак, Колорадо-Спрингс, штат Колорадо
Глава 1
Ошибочная вера
На протяжении тысяч лет кипели споры о том, является ли спасение суверенным действием Бога или мы можем заслужить его своими делами. Даже те, кто приходит к согласию по поводу того, что нужно для обретения спасения, задаются тем же вопросом, когда дело касается правильных взаимоотношений с Богом.
И этот конфликт наиболее отчетливо проявляется в вопросах благодати и веры. Многие воспринимают их как противоборствующие силы.
Когда мы говорим о вере и благодати, обычно одни говорят: «Я верю в спасение по благодати». А другие: «Я верю в спасение по вере».
Но не правы ни те ни другие. В Писании не сказано, что мы спасаемся либо верой, либо благодатью. На самом деле в нем сказано, что мы спасены благодатью через веру.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Ефесянам 2:8,9
Мы не спасаемся либо одним, либо другим. Мы спасаемся сочетанием того и другого.
Так, часто мы берем какую-нибудь истину из Слова Божьего и сосредотачиваемся на ней, исключая все остальные библейские истины. Вот так мы и впадаем в заблуждения.
Заблуждение - это просто истина, доведенная до крайности либо принятая как единственная истина. Ни одна истина Слова Божьего не стоит независимо от другой истины.
Не одна только вера
Как бы сильно я ни верил в веру, я знаю, что проповедь одной только веры приводит к заблуждению. Если я отвергаю истину любви, я не могу проповедовать полную истину о вере. Библия говорит нам, что вера действует любовью (Галатам 5:6). Если мы будем все делать правильно по вере, не будет от наших действий никакой пользы, если в них не будет любви Божьей (1-е Коринфянам 13:1,3).
Мы не можем просто выбирать то, что хотим, из Слова Божьего. Мы должны сохранять гармонию отдельных истин Слова Божьего со всей Библией.
Вера и благодать подобны натрию и хлору. По отдельности натрий и хлор ядовиты. Употребление и того и другого внутрь в достаточных количествах - убийственно. Тем не менее, если мы правильно сочетаем то и другое, то в результате получим хлорид натрия - столовую соль. А соль - это нечто, без чего мы жить не можем!
Так же и с верой и благодатью. Благодать важна, но если мы сосредоточимся на благодати и отбросим веру - у нас будут проблемы.
Я живу в сельской местности. Здесь по обеим сторонам грунтовых дорог прокладывают канавы. Езда по таким дорогам напоминает то, как мы должны соблюдать баланс благодати и веры. Если тебя сносит в канаву, то нужно поворачивать рулевое колесо в сторону от нее, чтобы тебя не занесло в канаву. Но если ты не будешь осторожен, тебя занесет слишком далеко в противоположную сторону, и ты попадешь в другую канаву.
Так и с истинами Слова Божьего. Мы открываем для себя благодать, и если мы, будучи так увлечены ею, позабудем об остальных истинах Слова Божьего, мы «свернем в канаву». Правильная езда - посередине, избегая канав. Мы должны сохранять баланс истин. Невозможно выбрать либо веру - либо благодать.
Первый шаг - подумать: что такое на самом деле благодать.
Глава 2
Глава 3
Возьми благодать
Люди меня все время спрашивают: «Почему Бог делает то? Почему Бог делает сё? Почему Бог вместо этого не сделает так?»
Люди не понимают, что Бог не действует один. До того как Божья сила проявится в нашей жизни, мы должны отреагировать на то, что сделал Бог.
Это очень важная истина. Все зависит не только от Бога. Благодать - это то, что делает Бог, вера - это то, что делаем мы. Мы - участники процесса.
Взять, например, спасение. Бог предлагает спасение каждому человеку, который когда-либо жил или живет на земле - каждому убийце, насильнику или трусу. Но не каждый человек спасается. Почему? Потому что не каждый отвечает положительно на то, что сделал Бог. Разве Бог отправляет людей в ад? Наоборот: люди сами себя отправляют в ад!
Бог приготовил ад дьяволу и его ангелам (Матфея 25:41; Откровение 20:10). Он не намеревался отправлять туда людей. Но люди идут туда, поскольку они решили отвергнуть Божью благодать.
Благодать, доведенная ДО крайности
Я слышал, как некоторые люди преподают учение о благодати, доведенное до крайности. Они говорили мне такое: «Брат, невозможно заставить Бога что-то делать. Человек не имеет ничего общего силой Божьей». Я не согласен с этим.
Однажды я разговаривал с одним пастором о девочке, нуждающейся в исцелении. «Послушай, - сказал он мне, - если Бог хочет ее исцелить, Он ее исцелит, будем мы за нее молиться или нет. Мы не имеем отношения к силе Божьей здесь, на земле. Все зависит от Божьей благодати».
Друзья мои, это - дверь настежь, открытая всем бедам.
Бог сказал, что верующие «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марка 16:18). Исцеляющая сила принадлежит Богу, но течет она через наши руки! Наша вера высвобождает Божью благодать.
Этот пастор верил в доктрину, которая называется «Суверенность Бога». Слово «суверенный» в Библии не употребляется, но в словаре это слово определяется как «независимый». Соединенные Штаты - суверенная страна. Мы отделились от Великобритании. Мы независимы, и Великобритания не может указывать нам, что делать. Но означает ли это, что Америка является беззаконной страной? Нет. Это только означает, что Великобритания не устанавливает наши законы.
Можно ли поместить Бога в коробочку?
Я слышал, как люди говорят: «Бог суверенен. Невозможно знать, что Он собирается делать. Нельзя поместить Бога в коробочку».
Правильно, нельзя заключить Бога в коробку, но можно прийти к Нему с Его же словом. Он никогда не нарушит Своего Собственного слова.
Когда Бог сказал: «Вот что Я сделаю», Он Сам Себя ограничил (Псалом 88:35; 137:2). Бог никогда не преступит пределов, которые Сам же установил, и сделает то, что Сам сказал (Числа 23:19). Он не станет вторгаться и не станет делать то, что заповедал делать нам.
Например, Он велел нам противостоять дьяволу, чтобы он убежал от нас (Иакова 4:7). Если мы не будем противостоять дьяволу, Бог не станет делать этого за нас. Бог - по благодати - дал нам власть над дьяволом. Но если мы не восстанем против дьявола, смешав Божью благодать с нашей верой, дьявол раздавит нас. И не Бог допустит это; это мы разрешим сатане переехать нас.
Когда мне было шесть лет, я посещал вместе с другими шестьюстами детьми церковную Библейскую школу во время каникул.
Однажды, когда я сидел на заднем ряду, пастор встал, помахал в воздухе однодолларовой купюрой и сказал: «Я дам один доллар первому, кто выйдет вперед и возьмет его!»
«Ну и везуха! - подумал я. - Надо же было именно сегодня усесться на задний ряд!»
В тот же миг впереди стояло тридцать или сорок ребят, кричавших: «Мне! Мне!»
Но пастор продолжал стоять, высоко держа долларовую купюру.
«В чем дело? - подумал я про себя. - Все эти дети не прочь получить этот доллар, а он сказал, что отдаст его первому, кто подойдет и возьмет его!»
Но пастор просто стоял и продолжал повторять то, что уже сказал. Вдруг до меня дошло, что он хотел сказать.
Я побежал по проходу от самого заднего ряда, растолкал ребят, забрался вверх по пастору, дотянулся и сграбастал этот доллар! И пастор сказал: «Это первый, кто подошел и ВЗЯЛ его».
Точно так же и благодать. Доллар был подарком, но мне нужно было взять его. Благодать и вера действуют вместе. Вера берет то, что Бог уже обеспечил.
Не только по благодати
Знаю христианскую деноминацию, которая проповедует, что спасение дается только по благодати. Есть еще даже такая деноминация, которая верит, что людям предопределено быть либо спасенными, либо проклятыми, что означает, что не в их власти - быть им рожденными свыше или нет. Как следствие, эта деноминация не видит особой необходимости свидетельствовать о Христе. Они просто «доверяют Богу».
Одна женщина - как раз из этой деноминации - верила в то, что спасение зависит целиком и полностью от Бога. Из-за этого она никогда не проповедовала Евангелие своему мужу. Ему уже исполнилось шестьдесят, когда кто- то разъяснил ему простую истину спасения.
«Я никогда не слышал этого, - сказал этот человек и заплакал. - «Вы хотите сказать, что я могу решать - спастись мне или нет? Я могу родиться свыше?»
«Да!» - ответил ему проповедовавший.
И этот шестидесятилетний мужчина родился свыше, и только благодаря кому-то, кто верил, что спасение предполагает личный выбор.
Благодать обеспечила нас спасением, исцелением, освобождением и процветанием. Бог уже все сделал для нас по благодати, но вера - способ принять все это.
Люди мне задают такие вопросы: «Почему Бог допускает, чтобы мой брак развалился? За что Бог это со мной делает?» или «Почему Бог наслал на меня эту болезнь? Как Он допустил это?». Я им говорю: «Бог не производил болезнь в вашем теле и не делал ваш брак несчастным». Никоим образом.
Бог по благодати обеспечил исцелением каждого человека, ходившего по земле (Исаия 53:5; Матфея 8:17; 1- е Петра 2:24; 3-е Иоанна 2). Но не все люди здоровы. Почему? Из-за недостатка знания, возможно, из-за противления или по ряду других причин. Бог не творец наших болезней (Иакова 1:13-17).
Божья благодать безусловна; Он никого не обделяет ей.
Божья благодать последовательна: мы не можем ни заслужить ее, ни лишиться ее по своим делам.
Божья благодать неизменна - никогда не меняется. Единственное, что может помешать Божьей благодати действовать, - недостаток веры в нас самих.
Но что такое вера? На нескольких следующих страницах мы поговорим о вере и о том, что она значит в нашей жизни.
Глава 4
«Рычаговая» вера
Согласно сказанному во 2-м Петра 1:3, «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью».
Несомненно, что вера включена в это «все потребное», следовательно, приходит она «через познание», а познание - есть познание Слова Божьего. Неправильное мышление производит неправильную веру. Нам следует прояснить в своем мышлении некоторые вещи, касающиеся веры.
Некоторые полагают, что вера есть некое действие, которое они должны производить, чтобы добиться от Бога ответа. Они думают, что если будут просто исповедовать Слово Божье, то Бог ответит и даст им все, что им нужно. Они думают, что если они уплатят десятины или если будут молиться, то Бог даст им все, что они захотят.
Но это не вполне вера... В самом деле, если призадуматься, это больше напоминает «стук по дереву», практикуемый язычниками.
Я не хочу никого обидеть, но если бы нам, верующим, приходилось полагаться на то, что мы делаем, а не на Божью благодать, то наши действия в глазах Бога не выглядели бы лучше, чем действия неверующих.
Последователи языческих религий с гордостью говорят: «Я принял обет бедности; я обрил голову; я постился; я сделал то, я сделал сё. Теперь я знаю: Бог услышит мои молитвы и станет действовать в моей жизни».
Но не одни язычники так поступают.
Что нужно Богу?
Некоторые христиане говорили мне: «Брат, я постился и молился. Читал Библию, ходил в церковь - чего еще нужно Богу?»
В самой постановке вопроса видна их проблема. Они верят в то, что совершили, - а не в Божью благодать. Но вера не есть нечто, что мы творим, чтобы заслужить ответ от Бога.
Хотя вера имеет множество определений, мое любимое - это положительный ответ на Божью благодать. Это попросту означает, что вера есть наш положительный ответ на то, что Бог уже совершил.
Я не исповедую Слово Божье для того, чтобы принудить Бога исцелить меня. Я исповедую «Ранами Его я исцелен», потому что верю: это уже есть истина (1-е Петра 2:24). Просто во что я на самом деле верю, то и говорю - а не заставляю Бога меня исцелять.
Я слышал, как люди говорили такое: «Бог не станет делать ничего, пока мы чего-то не сделаем. Когда мы что- то сделаем, то тогда, и только тогда, Бог станет для нас что- то делать. Если мы будем молиться, если мы исполним то, исполним сё, тогда Бог явит себя в нашей жизни».
Но это совсем не вера! Если мы не будем верить в то, что Бог уже сделал совершенно независимо от нас, то это не есть истинная библейская вера, но это вера в собственные дела.
Слишком многие применяют веру как рычаг против Бога. Они говорят: «Боже, я 589 раз исповедую, я сделаю то, я сделаю сё и буду делать до тех пор, пока Ты не ответишь мне!»
Но мы не услышим Бога, если станем молиться таким образом. В сущности, такой молитвой мы говорим: «Боже, окажи мне по справедливости; я заслуживаю того или этого». Но не справедливости нам надо - нам надо милости!
МИЛОСТИ — не справедливости
В свое время я работал в фотостудии в городе Чайлдрессе, штат Техас. Некоторые из клиенток, приходивших в студию посмотреть полученные фото, восклицали: «Помилуйте! Я тут на десять лет старше! Это несправедливо». Меня всегда подмывало им сказать: правильно, вам нужна милость, а не справедливость.
Если бы мы получали по справедливости - гореть бы всем нам в аду - всем до единого! Мы вообще не можем рассчитывать получить что-то от Бога по нашим заслугам. Иисус принял на Себя то, что мы заслужили, когда умер за наши грехи на кресте. Когда мы полагаем свою веру в жертвенную смерть Христа, Бог нас оправдывает или отменяет Адамов смертный приговор нашим жизням. Но это основано только на заслугах Иисуса, а никоим образом не на наших (Римлянам 5:1,2, 8-10; Ефесянам 2:8,9).
Когда мы имеем полное понимание этого, то осознаем, что наше послушание и обещанная Богом награда за нашу веру послушания - просто возможность принять больше Его благодати. Потому что если бы Богу приходилось смотреть на наши заслуги (включающие все, что мы совершили - хорошее и плохое), наши заслуги в свете Его совершенной святости показали бы нам, что заслуживаем мы только смерти.
В Иакова 4:17 сказано: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Грех - это не только наши плохие поступки; это также то, что мы знали, что должны были сделать, и не сделали. Мы не можем ничего заслужить перед Богом на основании нашей благости и праведности. И сама мысль, что мы можем, - это величайший грех из всех!
Братья и сестры, это вершина высокомерия - думать, что мы при помощи веры или чего-то другого можем заставить Бога что-то сделать!
Слишком часто мы видим подобный подход в том, что называем «ходатайственной молитвой». Как бы ни важна была она, в ней много подводных камней, которые мы рассмотрим в следующей главе.
Глава 5
Неверный образ мышления
Из-за этого у меня выработался неправильный образ мышления по поводу пробуждения - образ мышления, который со мной разделило множество других людей.
Я думал, что Богу настолько надоел род человеческий со всей своей нечестивостью, что Он повернулся к нему спиной. Я представлял себе все так, что Бог не желал более иметь с нами дело из-за того, что мы такие развращенные и растленные.
Однажды я думал, что ходатай - это тот, кто говорит: «Боже! Помилуй нас! О, Боже, обратись к нам! О, Боже! Излей от Своего Духа на нас вновь!»
При этом я представлял себе, что Бог говорит на небесах: «На кого - на вас? Шутишь, что ли?»
А ходатай продолжает ходатайствовать и говорить: «Пожалуйста, Бог!»
И наконец, Бог говорит: «Ну, чтобы ты отстал от Меня, придется Мне это сделать».
Что за мысли! Думать, что Бог желает всему миру провалиться в ад и что если бы не эти ходатаи и их любовь и сострадание - весь мир пошел бы в ад!
Мы думаем, что должны уцепиться за рога на жертвеннике и трясти их до тех пор, пока Бог не явится. МЫ стараемся вцепиться в Бога и не отпускать Его до тех пор, пока Он не изольет свои благословения на нас.
Это нелепо! Мы заботимся о людях не больше Бога. Нам не надо умолять Бога о сострадании к людям. Мы не должны пытаться обратить Бога к себе.
Но каждый из нас должен признаться в том, что мы пытались это сделать. Мы говорили: «Я не знаю, почему Бог не действует, но я собираюсь вцепиться в Него и не отпускать его до тех пор, пока Он не даст мне то, что мне нужно!»
Неудивительно, что все кончается для нас разочарованием.
Невозможно нам заставить Бога что-то делать.
Ходатайственная молитва
Зная это, мы теперь можем видеть, какой неправильный образ мыслей проник в служение, называемое «ходатайственная молитва».
Конечно же, я верю в ходатайственную молитву. Но при этом я также думаю, что это одно из самых потенциально опасных служений в сегодняшней Церкви. Я лично знаю четыре церкви, пережившие раскол из-за ходатайственных молитвенных групп.
Некоторые из ходатаев, которых я знал, имели гордыню. Они верили, что они, что называется, «вцепились в Бога» и были теми, кто осуществлял всю работу церкви. Они думали про себя, что они те, благодаря кому все было в порядке. В речах они, возможно, были смиренными, говоря: «Мы - ничто; это все Господь», но в то же время они думали: «Мы - те самые, кто “вцепился в Бога” и заставил Его своим ходатайством все сделать».
Но ходатайство не может заставить Бога что-то сделать. Нам не надо стараться заставить Бога передумать. Нам не надо мотивировать Бога. Нам не надо умолять Бога, вопиять к Нему, упрашивать. Новый Завет показывает нам совершенно другой образ ходатайства.
Ходатайство Нового Завета
Новозаветный ходатай не сражается с Богом. Он не борется со Всемогущим. Он просто полагает свою веру в Божью благодать.
Новозаветный ходатай говорит: «Отец, благодарю тебя! Я знаю, Ты уже излил Своего Духа. Нам принадлежит обетование, и детям нашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Но сатана противостал этому. Сатана, религия, традиции - они сегодня ослепляют людей! Отец, глаза людей слепы! Я разрушаю власть этой слепоты!»
Новозаветный ходатай не должен просить Бога ни о чем. Он исследует ум Божий. Он повелевает дьяволу отступить и дает воле Божьей исполниться. Он ослепляет бесовские духи, которые держат людей в рабстве.
Это весело и радостно - осуществлять суд Божий, который Он уже навел на дьявола, а потом воздавать Богу хвалы за это. Аллилуйя! Хвала - это мощная форма ходатайства! (Матфея 21:16 и Псалом 8:3).
Но ходатайство в Ветхом Завете было иным. В Книге Исход Моисей, в сущности, упросил Бога раскаяться, и Он раскаялся (Исход 32:11-14). Моисей уговорил Бога передумать (Псалом 105:23). Люди используют этот пример наряду с примером Авраама, который торговался с Богом, чтобы Тот пощадил города Содом и Гоморру (Бытие 18:22-33), чтобы доказать, что ходатаи должны убеждать Бога не изливать Свой гнев.
Но если бы Моисей просил Бога раскаяться в Новом Завете, то получил бы обличение. Почему? Потому что Иисус был Ходатай, на котором прекратились все прежние виды ходатайства. Иисус совершенно успокоил гнев Божий. Он понес все наказание. Если бы мы попытались занять Его место и стать посредниками, мы оказались бы совершенно ни при чем (см. Евреям 2:14 - 3:1; 9:24).
На самом деле ученики Иисуса получили замечание за попытку применить ветхозаветные методы ходатайства, которыми пользовался Илия (Луки 9:51-56). Есть разница между Ветхим и Новым Заветами.
Мы не можем сами сделать то, для чего умер Иисус. Все, что мы можем - это принимать верой то, что сделал Иисус, и доверяться этому.
* Деяния 2:39.
Это мощная истина; и когда мы осознаем ее, все в христианской жизни приобретает иную перспективу, особенно наше отношение к вере.
А теперь давайте посмотрим, как можно веру легко спутать с другими видами духовной активности.
Глава 6
Снятие напряжения с веры
Представьте, что кто-нибудь говорит, основываясь на Марка 11:24: «Я исповедую своими устами и верю сердцем, что могу украсть миллион долларов, и меня не поймают. Я исповедую, что совершу идеальное ограбление банка, ибо я пользуюсь законами веры».
Что произойдет?
Если он попытается ограбить банк, его, скорее всего, поймают.
Почему?
Потому что вера предназначена только для того, что Бог уже обеспечил по своей доброй воле. И поскольку Божья благодать не обеспечивает способности быть вором, то, сколько ни верь, сколько ни исповедуй - в умелого вора не превратишься.
Это кажется до нелепости очевидным, но я знаю людей, которые пытались сделать то же самое с другими своими желаниями. Они говорят себе: «Я исповедую устами и верю, что получу, когда помолюсь, чтобы случилось то-то и то-то».
Я знаю одну женщину, которая таким путем провозглашала, что один известный на всю страну служитель станет ее мужем. Она, в сущности, повелевала его жене умереть, поскольку считала, что та мешает осуществлению совершенной воли Бога. Она основывала свои идеи на Марка 11:24.
Конечно, такое не работает. Вера не может производить такие действия, поскольку истина в том, что Бог Своей благодатью не обеспечил нам способности убивать и совершать прелюбодеяние.
Вера принимает
Вера не может осуществить что-то, чего Бог не обеспечил. Когда мы понимаем это, то снимается все напряжение с веры.
Когда большинство людей рассуждает о вере, то на самом деле они говорят о делах. Они говорят о том, чтобы делать какие-то дела: исповедовать Слово, делать то, делать другое - думая, что этим можно подвигнуть Бога на то, чтобы действовать.
Но если мы обращаемся к небесам и говорим: «Боже, мы заплатили десятины, мы посещали церковь, мы все сделали - теперь Ты сделай что-нибудь», мы не действуем в Божьей вере.
Мы склонны совершать дела, чтобы ими привлекать внимание Бога и заставить сделать Его что-нибудь для нас.
Всегда существовало много учений, которые на самом деле искажали простоту отношений с Богом. Это было по существу религией!
Религия учит, что мы должны делать дела, чтобы угодить Богу. Вы когда-нибудь задавались вопросом: почему? Потому что дела удобны для религии.
Религия желает, чтобы мы ходили в церковь. Но религия не говорит нам: «Ходите в церковь, потому что вы любите Бога и людей». Вместо этого религия говорит: «Если вы не будете ходить в церковь, Бог не благословит вас».
Чушь! Если мы никогда больше не покажемся в церкви, Бог будет любить нас той же любовью, которую явил нам, когда мы были еще грешниками (Римлянам 5:8). Однако мы пропустим благословения, которые Бог обещал давать нам в собрании верующих (см. Римлянам 12; 1-е Коринфянам 12; Ефесянам 4). Но Божья благодать обращена к нам постоянно, даже если мы никогда не ступим на пол церкви до конца жизни. Хождение в церковь не меняет Божьего отношения к нам, но оно меняет наше отношение к Богу.
Бог дал нам все
Бог по благодати безвозмездно дал нам все, включая исцеление (Римлянам 8:32). Бог уже исцелил всякого человека, который когда-либо получит исцеление.
В 1-м Послании Петра мы читаем о том, чьими ранами мы исцелились. Сегодня мы не можем сделать ничего, чтобы заставить Бога исцелить кого-нибудь. Но мы можем что-то сделать, чтобы получить исцеление, которое Бог уже дал.
Я видел, как во время служения Бог открыл слепому глаза, но эти глаза уже были исцелены более 2000 лет назад! Все, что нам нужно было - это протянуть руку веры и сказать: «Спасибо Тебе, Иисус, за то, что Ты позаботился о всякой нашей нужде, и мы принимаем то, что Ты нам дал!» И тот человек стал видеть своими незрячими глазами! Он веру свою устремил к тому, что сделал Иисус, а не в свои собственные дела.
И это хорошо, потому что, если мы будем ждать, пока не станем достойными Божьих благословений, мы никогда не окажемся готовыми. Мы идем в церковь всякий раз, когда ее двери открыты, молимся всю ночь, прилежно приносим десятины, не пьем и не ругаемся, но при этом все равно остаются сферы в нашей жизни, где мы будем недостойны.
Иногда мы пытаемся заслужить одобрение Божье при помощи поста. Но и это может оказаться камнем преткновения. Мы обсудим это в следующей главе. Под заглавием «Постом Бога не удивишь».
Глава 7
Постом Бога не удивишь
Однажды в продуктовом магазине я заметил малыша, стоявшего у стойки с конфетами. Он, не колеблясь ни минуты, начал плакать и криком требовать у мамы конфету. Мама сначала сказала «нет», но он продолжал плакать, и было видно, как она сдается. В конце концов она капитулировала и купила ему конфету.
К несчастью, мы иногда обращаемся с нашим Отцом небесным, как малыш со своей мамашей - особенно когда дело касается поста.
Слишком часто мы применяем пост как последнее средство убедить Бога сделать то, чего мы хотим. Сначала мы молимся, исповедуем, изучаем Слово, соглашаемся с кем-нибудь в молитве. Но если это не срабатывает, мы говорим: «Благослови, Боже. Я начинаю поститься и не перестану, пока не получу ответ от Бога».
Мы этим на самом деле заявляем: «Когда я стану выглядеть жалко, я знаю - Ты будешь движим состраданием. Ты увидишь, как я умираю с голоду. И мне все равно, как Ты будешь рассержен на меня, ибо я знаю - Ты изменишь Свое отношение».
Замысел здесь состоит в том, чтобы играть на милости Божьей, когда все остальное не сработало.
Но Бога этим не удивишь. Пост не зарабатывает нам дополнительных очков у Бога. Его нельзя заставить действовать нашими постами; пост ничего не делает Ему.
Если вера в имя Иисуса не даст ответа, то ничего не даст и пост.
Зачем поститься?
Так зачем тогда поститься? Затем, что пост меняет нас!
Когда у нас проблемы, когда мы уже молились и высвободили веру, когда сделали все, что умели, и не увидели результатов, проблема не в том, что Бог не ответил. По благодати Бог уже дал нам все. Сатана препятствует нам в получении того, что Бог дал нам. В большинстве случае сатана использует то, что внутри нас, например, страх, сомнения и разочарование.
Когда мы постимся, мы как бы направляем луч прожектора на плотские желания. Наша плоть восстает во время поста, если она не приведена в подчинение. Все плотские реакции, эмоции вылезают на поверхность.
Мы слышим свидетельства людей о посте. Они рассказывают: «Когда я был в посте двадцать один день, я видел трех ангелов, пять видений, слышал, как Бог говорил ко мне слышимым голосом, и я получил Божественное руководство на последующие десять лет!»
Мы говорим: «Мне это нравится! Я думаю тоже пойти на пост длиной в двадцать один день!»
Но к обеду первого дня у нас болит голова, и мы говорим: «Ну, это совсем не то, чего я ожидал. Это не похоже на те свидетельства, которые я слышал на видеозаписи! Брошу-ка я поститься!»
Редко нам удается видеть трех ангелов, получить пять видений или услышать глас Божий. У меня никогда такого поста не было, и меня не волнует - будет ли. Не в этом цель поста.
Истинная причина поста - необходимость укротить плоть: ее эмоции, ее реакции - все то, что вылезает наружу всякий раз, когда мы отвергаем плоть.
Истинный пост
Истинный пост - не только воздержание от пищи, но и воздержание от всего в нашем ежедневном стиле жизни. Мы сосредоточиваем все наше внимание на одном только Боге, и тогда наша плоть начинает вопить.
«Я не могу забыть, как плохо тот человек обошелся со мной», - протестует наша плоть. И мы сразу распознаем, по крайней мере, одно препятствие, блокирующее то, что Божья благодать желает дать нам.
Пища есть сильнейшее желание нашей плоти люди, бывало, убивали за еду, - и оно ясно выявляет в нас все плотское.
Наше тело жалуется: «Дай мне есть!»
Но мы должны отвечать ему: «Тело, не хлебом единым мы живы, но всяким словом, исходящим с уст Божьих!» (Матфея 4:4)
«Да ну?! - отвечает тело. - А я хочу есть! И сейчас же!»
«Послушай, тело, - говорим мы ему, - ты не будешь мною командовать! Мой дух будет командовать! И если ты будешь мне мешать, то придется попоститься еще несколько дней!»
Очень скоро наше тело успокаивается; оно покоряется, а наш дух приобретает силу. И когда мы заканчиваем пост, мы крепче перца! Но Бог не дает нам больше силы - мы просто рвем узду, в которой нас держала наша плоть. И теперь наш дух приобретает больше власти над нами.
И вот теперь, когда мы молимся - мы получаем ответы!
Но подвигнул ли наш пост Бога на то, чтобы что-то делать?
Нет. Наш пост не произвел на Бога никакого впечатления. Пост не изменил Его нисколько. Наш пост изменил нас.
Некоторые читают Матфея 17:21 - «сей же род изгоняется только молитвою и постом» - и говорят, что некоторых бесов можно изгнать, только молясь и постясь. Но Марка 16:17 говорит нам, что власть имени Иисуса и наша вера в Него изгоняет бесов. Если это не изгонит беса, то не изгонят ни наши посты, ни молитвы. Матфея 17:21 на самом деле говорит о неверии, упомянутом в стихе 20. Именно неверие может быть изменено молитвой и постом!
Вера в любом другом сочетании, кроме благодати Божьей - не Библейская вера. И полагать свою веру во что- то вроде поста - в конечном счете приведет к разочарованию, потому что из этого ничего не выйдет. Мы кончим тем, что будем думать: «Вот тебе и на - Бог ничего не сделал!»
Но истина в том, что Бог уже сделал все, что Он собирался когда-либо сделать. Мы не можем принять то, что Он уже сделал, если полагаем веру в собственные усилия.
Конечно, мы все иногда переживаем трудности с тем, чтобы принять от Бога то, что Он уже дал нам.
На нескольких следующих страницах я расскажу о самых больших собственных препятствиях к тому, чтобы принимать данное Богом. Понимаете, я тогда оценивал себя и спрашивал: «Боже, достоин ли я?» И, как вы узнаете из дальнейшего чтения, ответ был «Нет!», а сатана использовал этот ошеломляющий ответ для того, чтобы нагрузить меня чувством вины и разочарования.
Глава 8
Боже, должно быть, это Ты!..
Первое собрание церкви, которое я проводил в своей жизни, было трехдневное служение. Я до этого никогда не служил, поэтому был напуган и не уверен в себе. Я готовился и молился, и переживал об этих собраниях. У меня уже были приготовлены три проповеди - по одной на каждое служение, - но в первый же вечер я вышел вперед и сказал все три сразу за пять минут - настолько меня трясло. И вот мне предстояло еще провести два собрания, а сказать уже было нечего. Я был просто в столбняке!
Я даже поклялся перед Богом, что больше никогда не буду проповедовать. Я сказал Ему: «Боже, я подвел сегодня и Тебя и себя».
Моя нервозность происходила отчасти оттого, что я осознавал всю серьезность служения. Я знал, что если начал служить, то несу ответственность за человеческие жизни. Вот тогда я начал думать: «Боже, я не знаю, достоин ли заниматься этим...»
Ловушка дел
И это привело меня прямиком в ловушку дел. Я начал стараться совершать дела. Я дал обещание, что буду поститься, по меньшей мере, две недели каждый раз перед тем, как служить (к счастью, я тогда не так уж часто служил; сегодня, применяя такой подход, я бы помер с голоду!), что буду молиться и ходатайствовать часами.
Но от этого не было никакой пользы! У меня была неправильная позиция. Я постился, чтобы заработать благословения Божьи. Я говорил: «Боже, я сделаю это, а теперь Ты сделай что-нибудь!»
В те дни я думал, что делаю много добрых дел, но пользы мне в том не было никакой. У меня была неверная позиция.
1-е Коринфянам 13:3 говорит: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Точно так же, как и в даянии, неверная позиция сведет все наши добрые дела к тому, что не будет в них нам никакой пользы.
Тем не менее, несмотря на то что я терпел провал, я не мог перестать служить. Я испытывал то, что описано в Иеремии 20:9: «но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».
Я не мог перестать служить. Я просил Бога простить меня за неуспех. Веря, что Он мне поможет, я сделал новую попытку. И предпринял я ее через год.
Есть что сказать?
Один мой друг, служитель, проводил собрания, и мы с моей женой Джейми пошли его послушать. И однажды, прямо посреди служения, мой друг крикнул мне: «Энди, у тебя есть что сказать?»
Я проводил в чтении слова, по крайней мере, часов по шестнадцать в день, и Бог давал мне откровения. В моей жизни происходили потрясающие вещи.
Но когда Джо вызвал меня, первое, что пришло в мою голову, было: «О нет! У меня не было времени на подготовку! Я не думал о том, что мне нужно будет говорить!»
Но молчать я не мог, и в сердце своем я сказал:
«Боже, это, должно быть, Ты!»
Я встал, и слово просто стало изливаться из меня. Явились дары Духа, люди получали освобождение - теперь уже Джо пришлось вырывать микрофон из моих рук!
Потом я подумал: «Боже, так же не бывает. Я не готовился. Я ничего не делал. Получилось само! Чем больше я молюсь, чем больше я пощусь, чем больше я готовлюсь - тем хуже у меня получается. Что же выходит: мое служение погибло из-за поста и молитвы? Что происходит?»
Бог мне стал открывать, что я полагал свою веру в собственные дела. Но когда Джо меня вызвал, мне пришлось полагаться только на Иисуса. Без Иисуса у меня не было шансов, но когда вся моя вера была в Нем - все получилось.
Теперь, когда я осознал это, я сказал Богу, что вообще никогда в жизни не буду готовиться к проповедям. И действительно - с тех пор не готовлюсь. Если за пять минут до проповеди вы спросите меня, какова будет ее тема, я, возможно, не сумею ответить вам. Конспекты и составление плана помогают многим, но для меня это стало заменой упования на Бога.
Подготавливая проповедника
Пожалуйста, поймите меня правильно. Я не говорю вам, что можно жить по плоти, а потом встать перед людьми и ждать при этом, что Бог начнет действовать через вас. Чем вы наполнены, то из вас и выйдет (Матфея 12.34). И если вы не полны Слова Божьего, то из вас пойдет нечто иное.
Я готовлюсь, постоянно изучая Слово Божье, но я не готовлюсь к какой-то конкретной проповеди. Вместо этого я подготавливаю проповедника. Если готов проповедник, проповедь готова всегда.
Теперь я могу проповедовать по отмашке флага, да и сам себе могу в любой момент махнуть флагом и начать проповедовать, ибо я полон Слова.
Я научился полагаться на Бога, и теперь дьявол не сможет смутить меня, если придет и скажет: «Ты, старая развалина Энди. Ты же не готовился, не молился, ты не делал того, не делал сего! С чего ты взял, что Бог станет действовать через тебя?»
Раньше я оправдывался на основании своих дел, но теперь, когда дьявол осуждает меня, я с ним быстро соглашаюсь. Я кричу ему: «Да, виновен! На самом деле я ничего не заслуживаю! Слава Богу за Иисуса!»
Библия про это говорит: «Мирись с соперником твоим скорее» (Матфея 5:25). Я усвоил, что дьявола не победить самооправданиями.
Я помню, как-то раз готовился к собранию в первые годы служения. Я молился и изучал Слово шестнадцать часов подряд, постился весь день. Я даже за день прочел Новый Завет полтора раза! И вот, готовясь к служению, я говорил себе: «Слава Богу! Я попостился, помо