Ст. 4. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
О, Церковь! Тебе не нужно уже гневаться на чад своих, ибо они перестанут возмущаться. О, Истина! Ты восторжествуешь, ибо уже не будет лжи на земле!
Тогда откроется лицо Божье, то есть все народы познают Бога.
Это видение лица Божьего символизирует теснейший союз с Ним. Душе, достигшей такого состояния, Иисус Христос дарует возможность узреть лице Агнца. Тогда она начинает постигать тайны Божьи. В этом состоянии, которое есть утверждение в истинной благодати, нет уже проклятий, ибо нет и греха. Бог не осуждает дела, сделанные по Его воле. Источник греха истреблен в душе. А если она не находит в себе никакой другой воли, кроме воли Божьей, то как она может согрешить? Это невозможно.
Имя Агнца написано на челах их. Это означает, что преображается и внешний вид рабов Божьих, и что внешность их является отражением внутреннего состояния. Даже наружность может проповедовать и возвещать Бога. >
Ст. 5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
И ночи не будет там, потому что свет Истины изгоняет всякую тьму. Истина явится в своем блеске. Ночи уже не будет, ибо не будет греха. Сие состояние открывается душе с опозданием. Немощи естества она принимает за грехи. Но по мере духовного роста душа начинает сознавать, что сие состояние прославляет Бога, ибо ей открывается, что творение по слабости своего естества всегда имеет свойства творения. По мере приближения солнца тьма рассеивается, и наступает день. То же самое происходит в духовной сфере. Когда Истина явится во всем своем блеске, и воссияет свет правды, тогда тьма заблуждения и лжи рассеется. Вначале тьма бывает сильнее света. Потом, кажется, они смешиваются, и их трудно различить. Но, наконец, свет превозмогает тьму, и наступает день. И поскольку свет этот есть Сам Бог, то день делается вечным, уже неподвластным тьме.
Ст. 6. И сказал мне: сии слова верны и истинны, и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Ст.7.Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
О, Боже! Сколько радости бедным сердцам несет весть о приближении Царства Твоего! Заблуждение и ложь препятствовали ему, но Истина победила их.
Ты благоволил, о, Боже, возвестить слова сии столь решительно, что рабы Твои, читая их, не могут не открыть в них истины Твоей. О, Боже! Ты грядешь царствовать во всех сердцах, и Ты уже царствуешь во многих из них. Ты дал, о, Боже, Духа Твоего Святому Иоанну, чтобы он мог ясно рассуждать о вещах духовных и о Твоем великом промысле. Ты дал ему дар пророчества, чтобы он предсказал Царство Твоё по всей земле. Но он описывает здесь и состояние внутреннего блаженства, причем, столь ясно, что души, испытавшие его в себе, понимают, насколько оно точно соответствует данному пророчеству.
Но, о, Пророк святой! Ты говоришь, что сему надлежит быть вскоре. Но вот уже прошло почти семнадцать веков! Поистине, период, предшествующий Царству Иисуса Христа, давно уже начался. Хотя Оно еще не явилось во всей своей полноте, но сердца, чистые и преданные Богу, уже вкусили Его блаженство. Ты, Господи, говоришь: Гряду скоро. Увы!
Как тягостны эти минуты ожидания! Но и тысячелетия Тебя — одно мгновение. Ты заставил ожидать Себя почти четыре тысячи лет. Когда говорили Пророки, казалось, день Твой близок. Ты повелеваешь ожидать Тебя и не приходишь. Столь многие души воздыхают о Царствии Твоем. Ты грядешь, о, Царь! Впрочем, во многих сердцах Ты уже давно царствуешь чудным образом. Но Ты, Иисус, еще не дал познать Себя всей земле. Сего-то всемирного Царствия Твоего и желаю я, Боже мой! Если Ты еще будешь медлить, то рабы Твои услышат те же самые упреки, какие слышали Пророки от иудеев. О, Боже! Таков Твой промысел. Ты умножаешь желание и испытываешь терпение рабов Своих.
Бог, приходя в душу, обещает сделать её Своей Невестой. Он заставляет её горячо сего желать. Кажется, брак совершится в скором времени. Видя милости и благость Жениха, душа предвкушает желанный миг. Ей кажется, что она достигла вершины совершенства. Но, увы, оно еще и не начиналось. Как она ошибается! С опытом она узнает, что столь великое благо еще не так близко. Тогда она говорит Богу своему: «Ты мне обещал прийти скоро, но не только не приблизился ко мне, но даже удалился». О, какими долгими и мучительными кажутся нам годы, которые для Бога — всего лишь мгновение. О, Любовь, Ты никогда не обманываешь! Душа сама себя обманывает, думая, что она может стать Невестой Агнца, не избавившись от плена своего. О, как она обманывается! Это усиливает её страдания и делает их тем ужаснее, чем с большим трудом она избавляется от ветхой природы и покоряется воле Жениха. О, Жених священный! Кто есть Ты, и кто есть та душа, которую Ты удостаиваешь союза с Собой! Блажен соблюдающий слова пророчества сего, то есть тот, в ком они исполняются, хотя со стороны он и выглядит несчастным.
Ст. 8. Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
Ст. 9. Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе, братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
Здесь повторяется сказанное выше (гл. 19:10), поэтому я не буду останавливаться на данном стихе, только добавлю, что блаженство преданных Богу душ весьма велико. Даже Ангел признается, что он не выше их. О, поистине ангельские души! Вы заключены в теле, как в мрачной, смрадной темнице, но Богу угодно таким образом содержать Свои сокровища, дабы сила была приписываема только Ему. Он знает и видит красоту и благородство такой души, хотя наружность её затянута тиной. В ней Он находит себе удовольствие, тогда как люди её презирают и отвергают. В этом, однако, они поступают справедливо, ибо, будучи недостойными их, они удаляются от них. Эта мысль принадлежит одному из величайших святых (Дионис., поел. 10). Наконец, сии души Ангельские незаметны. Бог допускает это как для сохранения их в чистоте, так и для того, чтобы люди не делали из них кумиров и тем самым не похищали славы у Бога. Почему Св. Иоанн остановился на этом? Он хотел особо почтить Ангела, что мы обычно делаем в отношении особо почитаемых лиц. Но взирать на них надлежит в Боге. Сие предохранит нас от всякой погрешности.
Ст. 10. И сказал мне: не запечатывай слово пророчества книги сей; ибо время близко.
Ст. 11. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
О, слова чудные и вместе с тем страшные! Бог не хочет их запечатывать, но хочет, чтобы все услышали их, ибо время близко. Пророчество уже исполняется:
Бог наказывает неправду еще большей неправдой.
Праведный да творит правду еще. Здесь говорится о правде, к которой стремятся люди, предавшие себя Богу. Когда душа одевает на себя покрывало личной праведности, которая надмевает и возвышает её в собственных глазах, Бог снимает его и дает ей Свою одежду — Свою праведность. Святой — это тот, кто, избавившись от всякой собственности, становится причастным к Божьей праведности, ничего не похищая у Бога. Такой святой да освящается еще.