Ст. 16. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне.
Бог, как уже было сказано, для уничтожения собственной воли употребляет те же самые страсти, которые она использовала для разрушения владычества Иисуса Христа. Именно это хотел сказать Св. Павел, когда говорил, что орудия неправды должны служить орудиями праведности (Рим. 6:13). Еще он сказал, что члены Христа не могут быть членами блудницы. (1 Кор. 6:15). Следуя собственной воле, мы удаляемся от Христа и предаемся блуднице, но когда мы возвращаемся к Нему, то удаляемся от неё и используем против неё те же оружия, которые она использовала для истребления Иисуса Христа в нас.
Ненависть и гнев ополчаются против неё и доводят её до крайности. Особенно воюет с ней чистая любовь. Она её обнажает, лишает власти над душою и съедает. Когда царствовало самолюбие, собственная воля была повелительницею и поглощала все благо души, а когда начинает царствовать чистая любовь, место собственной воли занимает воля Божья. И, наконец, чистая любовь сжигает собственную волю в огне своём, и от неё ничего не остается.
О, злая воля! Кто может постигнуть злобу твою? Тебя невозможно описать словами, и если бы не твоя ограниченность, то можно было бы сказать, что ты настолько же злобна, насколько благ Бог. Можно сказать только одно: ты — высшее зло, ибо ты — его источник. Я желала бы лучше быть в аду без тебя, чем в раю с тобою. Если бы люди знали злобу твою, то они предпочли бы отдаться демонам, нежели терпеть тебя в себе.
Ст. 17. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.
Ст. 18. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
Бог внушил страстям исполнить волю Его для разрушения и уничтожения собственной воли. Это весьма удивительно совпадает со сказанным выше, ибо когда Бог употребляет страсти сии на добро, для разрушения злобной воли, тогда она вкрадывается в это самое добро. Тогда Бог на некоторое время оставляет страсти в их мнимом расстройстве, и они таким образом разрушают злую волю, обнажая её. Тогда самолюбие, видя близкий конец воли и понимая, что её гибель увлечет за собой и его, применяет всю свою власть. И что же происходит? Самолюбие, надеясь сохранить себя, преследует волю упорнее прочих страстей до тех пор, пока не исполнится Слово Божье, которое есть Слово жизни, и пока Дух Слова не победит сие самолюбие и сию злобу.
В этом состоит премудрое строительство искупительной благодати Иисуса Христа.
Собственная воля есть Вавилон, великий город, царствующий над земными царями, ибо цари сами порабощены собственной волей, а потому они — рабы своих страстей. Обладая целым миром, они не могут совладать сами с собой, ибо находятся во власти своей воли. Эта воля уподобляется граду великому, ибо имеет в себе смятение, страсти, грехи и т.п.
Глава 18
Ст. 1. После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
Ст. 2. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...
Сей Ангел, имеющий великую власть, есть воля Божья, занявшая место собственной воли. Воля Божья вне Бога воплощается в творении, но в творении, имеющем власть, сияющем славою.
Сия воля вытесняет волю собственную, преследуя её и принуждая покинуть душу. Но что происходит с этой злобной волей? Она становится жилищем бесов, пристанищем всякому нечистому духу, и таким образом причиняет человеку мучение. Св. Павел испытал это состояние, что побудило его написать: В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. 7: 23). Он имел желание делать добро, и это была воля Божья, но его собственная воля желала делать зло. Таким образом, злая воля, укрывшись в самых отдаленных уголках естества, становится жилищем бесов. Иногда кажется, что такой человек одержим ими. Кажется, в его душе живут нечистые и отвратительные птицы, олицетворяющие грязные мысли и фантазии, но человек ненавидит их и испытывает от этого сильное мучение.
Нужно еще заметить, что все это будет иметь место в Церкви. Чем сильнее собственная воля — великая блудница — будет преследоваться, тем больше вреда она причинит. Святая и чистая Церковь, кажется, соделается пристанищем нечистым духам. Сколько её чад предадутся нечистоте и другим порокам! И сии птицы, то есть, люди, превосходящие других или умом, или просвещением, или даже благочестием, будут также повреждены пороками. Ст. 3. ...И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её.
Ева, согрешив, воцарила в себе собственную волю. Сия воля, до согрешения соединенная с Богом, а через грех предавшаяся дьяволу, впоследствии напоила все человечество вином своего любодеяния. Все люди унаследовали этот грех праматери рода человеческого. Все люди рождаются самолюбивыми и своевольными. Это — яд, отравивший существо души. Против него есть только одно противоядие — самоотвержение и преобразование собственной воли в волю Божью.
Цари земные — это все люди, ибо они предопределены к свободе и, следовательно, к царствованию. Но род человеческий, обольщенный собственной волей, утратил свободу. Адам пал от жены своей, которая, позволив дьяволу себя обмануть, вовлекла в этот обман и мужа. С того времени свобода служила воле собственной в её противостоянии воле Божьей. Таким образом, эта свобода, столь прекрасная и благородная, дарованная нам для исполнения воли Божьей, настолько развратилась собственной волей, что превратилась в орудие сопротивления божественному промыслу.
Купцы земные — это демоны и плоть, постоянно ведущие торг с человеком. Они разбогатели от их добычи. Точнее, это своекорыстие, порожденное собственной волей. Оно обогащается всем, что приводит душу в нищету, думая, что этим её обогащает. Истинное богатство чистой любви состоит в отсутствии своеволия и своекорыстия. О, Вавилон! Ныне ты — великий град, куда каждый спешит, чтобы обогатиться!
Ст. 4. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать нам в грехах её и не подвергнуться язвам её...
Вавилон есть образ не только собственной воли, но и поврежденной природы. Бог призывает нас выйти из этого Вавилона, то есть умереть для своего плотского «я» посредством истребления своеволия. Мы должны это сделать, если хотим быть народом Божьим, искренне преданным Ему. В этом и заключается отличительное свойство детей Божьих.
Итак, Бог хочет, чтобы все, имеющие преимущество быть детьми Его, отреклись себя, дабы не участвовать в грехах поврежденной природы и злой воли и не подвергнуться язвам их. Ибо все беды, приключающиеся с душой, приходят с единственной целью — разрушить собственную волю. Освободившиеся от неё души не имеют больше страданий.
Ст. 5. ...Ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её.
Ст. 6. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
Бога утомляют неправды воли собственной, этой несчастной развратницы, ибо грехи ей дошли до неба. Бог, дабы изгнать её из души, начинает воздавать ей по заслугам, и, поскольку она в дерзновении своем восставала против Него, Он воспомянул неправды её. И что же? Он дал власть исполнителям Своей правды отомстить ей за Себя. Он хочет, чтобы они воздали ей по делам её. Желая вознестись выше воли Бога, употребить её на свои неправды, она повредила всю человеческую природу, и за это ей надлежит претерпеть полное наказание. Она должна испить из той же чаши, из которой сама поила людей. Все грехи, к которым она возбуждала душу, служат теперь к её наказанию и разрушению. Её выпады против Бога оборачиваются теперь против самой себя. Добровольные злодеяния Бог наказывает теми же злодеяниями. Собственной воле причиняется зло, соответствующее её злобе. Бог, вооружаясь против сей несчастной, дает её врагам власть мучить её. Ту, которая хотела возвыситься до небес, Он погружает в бездну мрака.
Это испытывают все души, в которых Бог хочет истребить собственную волю. Он использует все средства для уничтожения её гордости. Он использует грязь, чтобы лишить её привлекательности. Давид, испытав сие, сказал: Я погряз в глубоком болоте (Пс.68:2). Вот результат возношения и гордости. Это наказание отличается, во-первых, тем, что человек делает то, чего он не хочет делать. Св. Павел восклицает: Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19, 24). Во-вторых, собственная воля по причине своей дерзости и возношения низвергается в глубочайшее болото. Если бы это было море, то она могла бы надеяться каким-либо подвигом великодушия выйти из него, но из глубокого болота нет никакого выхода. Я не удивляюсь, о царствующий Пророк, что сии темные глубины, в которые ты погружен был, явились причиною твоих стенаний. Бог не довольствуется погружением злой воли в сию бездну — Он возлагает на неё тяжесть, чтобы она погружалась все глубже и глубже. Не случайно Царь Давид произнес такие слова: Да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина... (Пс. 68:16).
Ст. 7. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.
Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!
Ст. 8. За то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий её.
Все мучения, на которые Бог обрекает человека в духовной жизни, соразмерны его гордости. Когда естество человеческое возгордилось и захотело вознестись превыше воли Божьей, тогда Бог обрек его на труд, печаль и смерть (Быт. 3:17-19). Гордость — причина всех страданий. Собственная воля захотела вознестись превыше воли Божьей. Потом она пожелала иметь всевозможные наслаждения. И, лишенная наслаждений Божественных, что она сделала?
Она заключила союз с поврежденной плотской природой, чтобы вкушать наслаждения запрещенные.
Но Бог, дабы освободить душу от греха и влечений поврежденной природы, послал в сердце её огонь любви. Что же произвела злобная воля? Она соединилась с самолюбием, чтобы вкушать сие небесное наслаждение, поскольку в нем больше сладости, чем в плотских наслаждениях. Они питались этими Божественными сладостями и побуждали царей к распутству. Но когда злобная воля — сей ненавистный Вавилон — увидела себя в этом состоянии, что она сказала? Она сказала: «Я — царица, и мне будут повиноваться, как царице. Я — не вдова, потому что живу в распутстве и без мужчины не бываю. Если плотские наслаждения от меня отнимутся, я найду наслаждения духовные; если же потеряю и духовные, то найду какие-нибудь другие. Поэтому у меня нет причины печалиться».
Но Бог, видя дерзость и гордыню собственной воли, раздражается против неё ещё больше, ибо она в злобе своей наносит ущерб духовным дарам. Хотя она и пользовалась в свое время немощью плоти для успеха в своих злых намерениях, но не имела столько злобы, сколько имеет сейчас. Поэтому Бог сначала поражает её язвами, потом посылает горести и казни: смерть и плач и голод обрушиваются на неё в один день. Но хотя все беды и устремляются на неё так внезапно и быстро, однако они не ограничиваются одним днем. О, Боже! Если бы это было так! Адаму Бог сказал: В день, в который ты вкусишь от плода запрещенного, смертию умрешь (Быт. 2:17). Но он не умер в тот день. Точно так все бедствия блудницы не прекратятся мгновенно. Её мучают язвы смертоносные. Она умирает, но умереть не может. Блудница сидит на звере, имеющем семь голов, и когда одна из этих голов кажется пораженною, зверь сей начинает жить с большей силою, чем прежде. Плач продолжается беспрерывно, ибо это есть смерть вечная. Потом следует голод. Все перечисленные бедствия обрушиваются на собственную волю в одночасье. В конце концов она будет сожжена огнем, и не останется от неё ни следов, ни признаков. Таков суд Всемогущего над сею злобною волею.
Ст. 9. И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её...
Цари земные символизируют свободу, как уже об этом говорилось выше. Эти цари, блудодействовавшие со злой и коварной волей, видя её казни и сознавая свою причастность к её распутству, восплачут, страшась наказания. Дым от пожара доходит и до них, и, кажется, они сейчас задохнутся. О, Боже! Эта несчастная обольстительница рода человеческого наконец-то совершенно упразднится. Беззаконие не будет больше царствовать на земле, огонь истребит его. Но сколько болезней и страданий последует прежде!
Ст. 10. ...Стоя издали от страха мучении её и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой.
Чем больше огонь и смерть нападают на низшую часть души, где прячется собственная воля, тем больше отстраняется он нее .высшая часть. Она стоит издали. Душа, испытывающая сие, обыкновенно познаёт оное уже по прошествии бедствий, ибо в процессе их она думает, что её высшая часть будет вовлечена в падение воли, и это причиняет ей скорбь. Но она обманывается, ибо её высшая и низшая части никогда не были так разделены, как теперь. Нападение происходит не на душу, а на собственную волю. Однако душу охватывает такой страх, что она, удаляясь все больше от воли, восклицает: «Увы, увы! Какое поражение! Какое разрушение! Ибо в один час пришел суд, и тогда, когда мы его меньше всего ожидали!»
Ст. 11. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает.
Ст. 12. Товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
Ст. 13. Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
Купцы земные — это внутренние чувства и внешние эмоции. Они крайне скорбят, ибо все их связи прерваны, и они уже не получают удовольствия.
Они уже не имеют связи с духом, ибо сия связь поддерживалась только самолюбием и своеволием. Когда последние разрушаются и уничтожаются, тогда чувства и эмоции лишаются удовольствий. И это весьма справедливо. Они не будут уже иметь удовольствий, которые доставляли им самолюбие и своеволие, но зато они ощутят нежный и тонкий вкус благ духовных, очищенных от всякой скверны.
Ст. 14. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя, — ты уже не найдешь его.
Ст. 15. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от неё, станут вдали, от страха мучений её, плача и рыдая...
Для понимания данного отрывка необходимо вспомнить, что собственная воля, изгнанная из основания души, располагается в её низшей части, на которую и нападает, подогреваемая сожалением о происшедшем. Однако, поскольку она питает чувства некоторыми удовольствиями, то они и принимают её сначала как гостью и ведут с ней торговлю.
Когда же придут на неё мучения, сии купцы, наблюдая за этими мучениями и претерпевая от этого великий убыток, оставляют её. Тогда собственная воля истребляется, а душа навсегда освобождается от злобы её. Купцы сии, обогатившиеся удовольствиями, изобилием, наслаждениями, которые она им доставляла, видя несчастия и наказания собственной воли, становятся вдали от неё и предпочитают навсегда лишиться этих удовольствий, нежели терпеть столь ужасные мучения. Итак, сия несчастная, оставшись одна, сгорает в огне гнева Божьего, и чувства освобождаются из её плена. Но, не решаясь еще на потерю своих товаров, они испытывают невероятные страдания. Они предпринимают всевозможные усилия, чтобы их сохранить, ибо думают, что эти товары и есть блага, сокровища и богатства. Они выдают собственную волю за волю Божью, а чувственные наслаждения, которые она им сообщила, — за блага духовные. Но, став свидетелями её наказания, они, наконец, признают обман и удаляются от неё навсегда. Таким образом, собственная воля лишается всякого рода благ. Однако сия потеря не была бы для неё ощутима, если бы она не сопровождалась другими бедствиями.
Ст. 16. ...И говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом!
Ст. 17. Ибо в один час погибло такое богатство. И все кормчие и все плывущие на кораблях, все корабельщики и все торгующие на море стали вдали...
Боже мой! Какой удивительный контраст! Мы видим собственную волю в состоянии торжества и в состоянии уничтожения. Нет ничего величественнее воли человеческой.
Все преклоняются пред нею, и все ей повинуются. Виссон, порфира и багряница — главные её украшения. Но сия воля, присвоившая себе эти блага, возгордилась, а потом возмутилась. Все эти богатства она употребляет себе во зло и так сильно увлекает за собой свободу человека, что принуждает её оскверниться с нею. Она хочет похитить у Бога Его славу и вместо соединения с человеколюбием, с которым она была прежде связана, она соединяется с самолюбием. Таким образом, сия несчастная воля, прежде соединенная с Богом, употребляет Его блага и богатства на то, чтобы изменять Ему и любодействовать с дьяволом, с самолюбием и со своекорыстием. Бог проявляет по отношению к ней великое долготерпение, но, в конце концов, Его гнев возгорается, и её достоинство в один миг оборачивается бесчестием. Все свойства и чувства души удивляются сему и удаляются от сей несчастной.
Если бы Бог не поступал таким образом, то Его щедроты и дары не только не заставили бы душу умереть для себя, или, лучше сказать, не только не умертвили бы сей злобной воли, но умножили бы её, ибо она благодеяния Божьи употребляет на усиление своей злобы, хотя и скрывает её. Но нужно знать, что чем больше воля скрыта, тем она сильней.
Она есть дикий зверь, который усмиряется и укрощается только смертью.
Ст. 18. ...И, видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
Ст. 19. И посыпали пеплом головы свои и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море! ибо опустел в один час.
Собственная воля подобна великому городу. Она заключает в себе все свойства души, хотя многие из них кажутся от неё независимыми. Мы видели, что все страсти, как и чувства, берут начало в ней. Итак, она есть город, в котором все купцы обогащаются, ибо плоть, демоны, самолюбие, своекорыстие, плавающие в душе, как в море, не могут обогатиться иначе, как посредством собственной воли. Но она настолько злобна и враждебна по отношению к душе, что обогащает всех купцов за её счет.
Однако сей великий город опустел в один час, назначенный Богом для его падения. Ужасна злоба собственной воли! Душа, в которой она находится, почитает её доброй и полезной и познает вред, ею причиняемый, только тогда, когда она оказывается пораженной. Будучи сильной и имеющей власть, она столь коварна, что свои разрушения выдает за созидания, а вред — за пользу. В качестве иллюстрации можно привести историю царя Давида. Он разорял царство Анхуса (1 Цар. 27), однако Анхус считал, что Давид делал много добра и называл его Ангелом Божьим. То же делает и собственная воля. Она причиняет душе вред, который ей представляется добром. Она выглядит полезной и необходимой, а на самом деле весьма опасна.
Дым от сожжения её поднимается высоко. Трудно понять, как могут уживаться столь противные друг другу состояния. И как можно после столь великих и прекрасных даров испытывать столько зол и бедствий? Однако мера зла соответствует мере блага.
Ст. 20. Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним.
Нет слов, более прекрасных и выразительных. Веселись, небо! Веселись, Церковь, ибо все развращения чад твоих, о которых ты воздыхаешь, скоро буду изгнаны из недр твоих, ибо источник их разрушен. Веселись, небо, то есть высшая часть души, ибо ничто уже не будет омрачать твоего счастья — собственная воля разрушена.
И вы, святые Апостолы и пророки, веселитесь! Плоды вашего апостольства скоро созреют. Пророчества ваши исполняются — сия несчастная воля разрушается. Бог совершил суд над ней; осуждение, изреченное вами, совершилось. Бог явил истину, вами возвещенную! И ты, благородная сила души, веселись, ибо в разрушении сей несчастной собственности есть и твоя заслуга. Нет более для тебя страха и печали. Все твои мучения закончились с её гибелью. Теперь ты в безопасности. Из-за неё все твои наилучшие дела казались делами собственности. Без неё же дела, кажущиеся маловажными, делаются благими.
Собственная воля претерпевает то, что все вы претерпевали через неё. Но сейчас душа уже может беспрепятственно наслаждаться Богом. О, души! Веселитесь, ибо настал час осуждения злой воли.
Если же она не будет осуждена и разрушена в вас, то вы сами будете осуждены на мучение в этой или в той жизни. Но если она будет осуждена и разрушена, вы обретете спасение, радость и мир.
Ст. 21. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его...
Этот сильный Ангел есть воля Божья, осудившая волю собственную как своего главного врага. Осудив, она повергает её в море, и та, как камень, быстро погружается на дно. Осудивший собственную волю на сожжение, отделяет в ней собственное от Божьего, и тогда она разрушается. В результате воля, освобожденная от всего собственного, делается чистой. Далее, после того как собственная воля ввергается в бездну, добрая воля погружается в Бога.
Ад есть пропасть, из которой собственность уже не может выбраться, а недра Божьи есть чудная бездна, в которую погружается добрая воля, чтобы слиться с волей Божьей. О, непостижимое блаженство души, достигшей этого слияния!
Ст. 22. ...И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
Ст. 23. И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земные, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
О, собственная воля! О, злобная собственность! Ты присвоила себе все доброе и полезное как в духовном плане, так и в плане земном. Ты, как гнусный паук, превращала все это в яд. Теперь, когда ты отвержена и уничтожена, уже не будут приписываться тебе ни духовные, ни физические подвиги. Здесь упоминается о том, чем собственная воля питалась. Во-первых, это чувственные наслаждения духа, символом которых являются голоса играющих на гуслях и поющих. Во-вторых, это физические подвиги, также умножающие её гордость и дающие наслаждение духу, что весьма хорошо иллюстрируется искусством художника и шумом жерновов. Работа художника прекрасно демонстрирует дела собственности, с удовольствием взирающей на свои подвиги.
Свет светильника означает некоторое просвещение дьявола, — защитника собственной воли и самолюбия, — которое он посылает, чтобы придать больше важности сей несчастной. Между демоном, поврежденной природой, своеволием и своекорыстием имеется тесная связь, и все они действуют согласованно и дружно. Но поскольку собственная воля, после того как самолюбие унаследовало власть змия, обретает великую силу, то демон в действиях собственной воли для придания ей важности преобразуется в Ангела света и посылает ей просвещение, выдаваемое за великий благодатный дар. Тем самым он заставляет душу повиноваться сей злобной воле. Он прибегает и к другому коварству: имитирует беседу Жениха и Невесты, ибо часто Бог, дабы отвлечь душу от опаснейших действий злой воли и греха, ласкает её и дает её услышать Свой сладостный голос — голос Жениха, обращенный к Невесте. Но так как злая воля повреждает душу, Бог отнимает у неё Свои дары и милость. Тогда-то демон и начинает подражать голосу Божьему и свету светильника Его. Он усиливает чувствительность души, дабы подогревать её чувство собственности. Но сия собственность, однажды отвергнутая, навсегда лишается всех благ, ибо, когда собственная воля отделяется от воли Божьей, все встает на свои места: Божье возвращается в Бога, а дьявольское навсегда низвергается в бездну. Чем больше удовольствий собственность вкушала на земле и чем больше производила зла, тем мучительнее будут её страдания.
То же самое произойдет в Церкви и вообще в мире. Бог отделит зло от добра, зло пошлет в бездну, а добро, Ему принадлежащее, примет в недра Свои.
Тогда все люди достигнут святости, так как все они будут водимы Богом, и сие продолжится до тех пор, пока презренная собственность будет оставаться связанной в бездне. Но, о, Боже, как только узы её развяжутся, и ей вновь будет дана власть вредить людям, она тут же начнет мстить за свое заключение, и мстить весьма свирепо!
Собственная воля совершает самые благородные действия для своего обогащения. Вельможи земли — это её возвышенные чувства. Она делает из них себе купцов и ведет торговлю. Свобода, властвующая над душой, также подчиняется собственной воле. Человек, по своему благородству и достоинству призванный быть владыкой земли, участвует в этой торговле. Он помогает собственной воле продавать принадлежащее Богу, предварительно похитив у Него Его собственность. Нет ни одного, кого бы она ни обольстила и ни очаровала. Но Бог заставит её дать отчет в свой злобе и повергнет её в бездну.
Ст. 24. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.
Как это понимать? Пока сия несчастная собственность находится в душе, вред, ею произведенный, неизвестен. Напротив, складывается впечатление, что все беды и печали происходят от недоверии к ней. Однако, чем больше человек стремится быть ей верным, тем свирепее она становится. Но, будучи волшебницей, она ослепляет умы и побуждает людей служить ей с большей верностью, обещая им облегчение в бедствиях. Но когда она будет осуждена и разрушена, все увидят на ней кровь пророков и святых. Тогда обнаружится, что именно она была причиной всех физических и духовных страданий, врагом просвещения и святости. Тогда откроется её хитрость, так умело скрывавшая все это, представлявшая её источником всех благ. На самом же деле она — причина всех зол, приходящих не только на душу, но и на всю землю.
Глава 19
Ст. I. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему,
Ст. 2. Ибо истинны и праведны суды Его! Потому что Он осудил ту великую любодейку, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки её.
Небо возрадуется изгнанию собственности, ибо тогда Бог прославится и воцарится на земле. Воля Божья будет исполняться на земле, как на небе. Сие принесет пользу и рабам Божьим, так как собственность служила причиной всех их страданий и мучений. Вместе с ней исчезнут и грехи. Вот почему ликуют святые на небе и на земле. Они видят сию несчастную осужденной и радуются правосудию Божьему и тому, каким образом Он достиг Своих целей.
Душа в упразднении злой воли извлекает для себя большую пользу. Недаром она столько претерпела! Преисполненная радостью и восхищением, она не может удержаться от прославления и благодарения Бога. Тебе, Боже, принадлежит слава, ибо Ты истребил сию несчастную, которая под предлогом помощи в деле спасения постоянно препятствовала ему.
Увы, что могло быть с нами! Свое спасение мы принимали за погибель, а погибель — за спасение. Душа изумляется истинными и праведными судами Божьими. Она радуется, видя себя освобожденною от собственной воли, сей несчастной любодейки, которая, предавшись дьяволу, осквернила землю своим любодейством. Душа понимает, что все её бедствия связаны с ней.
Ст. 3. И вторично сказали: аллилуйя! И дым её восходил во веки веков.
Ст. 4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!
Они восхваляют Бога и восхищаются Его милосердием. Бог истребляет собственную волю столь болезненными средствами, что душа не видит для себя ничего доброго. Напротив, она страдает и только после своего освобождения понимает весь смысл происходящего.
Двадцать четыре старца и четыре животных, символизирующие все святое в душе, хвалят Бога и поклоняются Ему. Но каким образом? Смиряясь и уничижаясь. Душа не может поклоняться Богу в духе и истине, пока в ней не истребится собственная воля.
Ст. 5. И голос от престола исшел говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
О, Боже! Это будут делать в вечности все рабы Твои, и сие должно стать их постоянным делом на земле. Но чтобы хвалить и прославлять Тебя как Бога, нужно родиться свыше. Здесь говорится о трех видах прославлений. Во-первых, Бога хвалят боящиеся Его. Речь идет о сыновнем страхе, который побуждает детей творить волю своего Отца и ни в чем не нарушать её. Здесь уместно объяснить, что есть страх Божий, о котором так часто упоминается в Св. Писании.
Страх Божий не есть ужас (как обычно его представляют), заставляющий душу «трепетать. Страх, о котором здесь говорится, не смущает душу, не беспокоит, не производит в ней никакого злого действия. Напротив, он наполняет её радостью и упованием, отвлекает от всякой суеты земной и заставляет исполнять волю Божью. Сей страх, который есть Дар Духа Святого, хвалит Бога в Боге. Это глубочайшее уважение Бога, почитание Его превыше всего. Словосочетание страх Божий употребляют тогда, когда говорят о человеке особого благочестия. Этот страх рождается уважением и любовью, а не недоверием и самолюбием. Боящиеся Бога таким страхом призываются к Его хвалению. Но где найти людей, имеющих такой страх? Он обретается только в той душе, которая уже свободна от своеволия и своекорыстия.
Во-вторых, Бога хвалят малые души, в которых Бог истребил собственную волю. Они, по сути, младенцы, как написано: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс.8:3). Сии младенцы умеют хвалить Бога и повиноваться Ему как Владыке, не размышляя и не сопротивляясь. Младенец не беспокоится, не переживает, но позволяет отцу руководить собой, как ему угодно.
Под малыми подразумеваются также души смиренные и уничиженные. Они также умеют воздавать Богу достойную хвалу. Итак, истинная хвала есть уничтожение собственной воли.
Кто же подразумевается под великими? Здесь речь идет не о сильных мира сего, ибо они, не зная секрета хвалы, не способны хвалить Бога должным образом. А этот секрет заключается в отсутствии своеволия. Христос говорил: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Матф. 11:25). Бог хочет, чтобы все исполняли волю Его. Но поскольку люди исполнены собственной воли, то они не могут постичь тайны воли Божьей и всего, что связано с ней. Великие же, о которых здесь идет речь, весьма далеки от подобного величия. Это души, преуспевшие в борьбе с собственной волей.
Первые из приглашаемых боятся нарушить волю Божью. Они стараются её различать и познавать. Вторые, подобно младенцам, в простоте своей не задумываются о воле Божьей, а просто её исполняют. Они делают то, что Он им повелевает, не рассуждая и не заботясь о последствиях. Третьи — это души, избранные Богом, у которых Он забирает немощи младенческие и которые назначает в помощь другим. Он не только руководит ими, но даже открывает некоторые Свои тайны. Он укрепляет их и делает способными переживать состояние Иисуса Христа, и особенно Иисуса Христа распятого, что является уделом апостольских душ.
Такие души сочетают в себе простоту, самоотречение, детское чистосердечие с познанием истины.
Но поскольку состояние младенчества не есть состояние страдания, то Бог, предопределивший их во всем сообразовываться Сыну Своему, дает им способность ощущать в себе или, как пишет Св. Павел, носить в себе Иисуса Христа распятого. Тогда-то Иисус Христос и открывается в них.
Это откровение есть высочайшее состояние, которое может пережить душа в земной жизни, и оно достигается не через просвещение, как некоторые думают. Если мы последуем за Св. Павлом, то увидим, что представляет собой откровение Иисуса Христа. Мы всегда, — пишет он, — носим в теле мертвость Господа Иисуса (2 Кор. 4:10). Далее он утверждает: Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Гал. 6:17). Это и есть сообразность с состоянием Иисуса Христа. И, наконец, Св. Павел подводит итог: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Галл. 2:20). Тогда Иисус Христос оживотворяет душу, дает ей новое рождение, о котором Он говорил Никодиму. Итак, Иисус Христос дает жизнь душе, однако Он еще ей не открылся. Явление Иисуса Христа — это нечто совсем другое.
Явлением Иисуса Христа можно назвать открытие Его состояний, внутренних и внешних. Одни открывают их посредством просвещения, но этого недостаточно, хотя такие люди и получают особую благодать. Другие открывают их опытным путем. Что же Бог делает для этого? Во-первых, Он очищает душу, избавляет её от чувств, делает твердой, как камень. В таком состоянии она находится несколько лет. В это время Бог поражает её болезнями Иисуса Христа. Он не довольствуется только тем, что заставляет её страдать физически. Когда Бог еще сильнее ополчается против такой души, тогда ей открывается, насколько тяжкими были внутренние страдания Иисуса Христа. Она понимает, что Его физические страдания не идут ни в какое сравнение со страданиями духовными, и что если бы Он не был Богом, то не смог бы вынести их. Предчувствие этих страданий и были причиной кровавого пота в Гефсиманском саду. Они достигли своего апогея на кресте, когда Иисус, испытывая невероятные духовные мучения, возопил: Боже мой! Боже мой! Для чего ты оставил Меня?
Итак, душа, в которой Иисус Христос открылся, по словам Св. Павла, воздает Богу высочайшую хвалу в сей жизни. Это есть хвала жертвы. Это высочайшая слава, какую немощное творение может воздать своему Богу. Она заключается во всем, что Бог может потребовать от Своего творения. Возлюбленный мой Апостол Св. Павел желал умереть на кресте. Не знаю, смогу ли я точно выразить свою мысль. Св. Павел сказал, что он восполнял недостаток в плоти скорбей Христовых (Кол. 1: 24), и он восполнил их смертью. Этого недоставало ему, ибо Бог избрал его, чтобы отразить в нем Иисуса Христа совершенно. Кто же кроме него мог похвалиться этим?
Если Иисус Христос еще не открылся в нас, то все жертвы, приносимые нами Богу, не могут ставиться в один ряд с Жертвой, которую Он принес на кресте и которая всегда приносится в Церкви посредством таинства Евхаристии. Постоянно продолжающаяся и возобновляемая в душе, она есть величайшая слава, какую Бог может получить от творения. Я повторю, что все жертвы, какие душа приносила до этого, даже если она приносила саму себя, были только жертвами того, что есть в нас. Хотя они и приятны Богу, но они не могут достичь высоты Той великой Жертвы, в сравнении с Которой все прочие — всего лишь слабая тень.
Бог располагает душу к жертвоприношению всеми возможными средствами, и это продолжается до тех пор, пока она не исчерпает все свои резервы и пока в ней не останется ни малейшей собственности. Тогда Он, по совершению всех этих жертв, приносит в ней Себе жертву бесценную. Сия жертва есть Жертва Иисуса Христа, котор