Ст. 8. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью
Ст. 9. И умерла третьи часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
После снятия первой завесы, скрывавшей истину, один из вестников возвещает ее. Надо заметить, что вестников истины столько же, сколько и печатей. Когда первый вестник выполнил свою функцию, — умертвил внешние чувства, — тогда и второй исполнил свое служение. Огонь, сошедший на землю, восходит и низвергается в море, символизирующее волю, и оно делается кровавым. Кровь является образом слез, ибо жертвенная любовь причиняет много страданий. Тогда внутренние чувства, которые были исполнены жизни и умножали силы, как бы угашаются и умирают. Душа теряет способность чувствовать, вкушать, видеть, понимать и осязать, что причиняет ей много скорбей и производит вторую смерть. Она остается в состоянии лишения, близкого к состоянию смерти. И тогда третья часть корабля погибает, то есть сокрушается третья часть опор, которые душа в себе имела. Этот крест тяжелее предыдущего.
Это случится тогда, когда вестник провозгласит истину по всей земле. Необходимо знать, что Апокалипсис не является только, как многие думают, откровением последнего суда. Он содержит пророчество о том, что будет происходить в Церкви Божьей, особенно в последние времена, когда она распространится по всей земле. Книга сия есть внутренняя и внешняя истина Иисуса Христа и Его Церкви, которая должна открыться всем людям. И знамения, здесь описанные, нужно понимать не буквально, а в смысле, который угодно Святому Духу придать им.
Пылающая гора низверглась в море. Под пламенем подразумевается духовный огонь, а под морем — Церковь. В этом море святые апостолы были ловцами. Люди, сильные в слове, восстанут и превратят третью часть сего моря в кровь поражений, в слезы и огорчения. От этого погибнет множество одушевленных тварей. Третья часть судов, на которых люди плавали в море сем, погибнет. О, Боже! Ты сделаешь это для славы Своей, и сие откроется тому, кому Ты дашь разумение.
Ст. 10. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Ст. 11. Имя той звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Едва вострубил третий вестник истины, как упала с неба большая звезда. Что это значит? Это значит, что просвещение и знание, наполнявшие душу и служившие ей руководством, от нее отнимутся. В результате падения звезды реки благодати и утешений превратятся в потоки горестей и болезней. Однако речь идет только о третьей их части. Кажется, душа уже никогда не будет иметь удовольствия в жизни: она испытывает только горечь. Это состояние наносит смертельный удар разуму, который отличает человека от животного. Дух собственности может быть уничтожен только падением этой большой звезды.
Как только третий вестник истины вострубит, как звезда, под которой подразумевается великое светило Церкви, падет. Тогда воды станут горькими, ибо звезда сия именуется полынью. Она упадет на реки и потоки Церкви, которые текут к своему концу, на ее источники, полные благодати. Все они станут горькими, и многие души, испившие эти воды, умрут. Это говорит о том, что гонения отвратят многих от пути истины, и они оставят этот путь. О, Боже! Сохрани Церковь Свою!
Ст. 12. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.
Ст. 13. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!
О, Боже! Какую печаль и скорбь приносит на землю этот четвертый вестник истины! Ты освещаешь не иначе, как затмевая, и весь искусственный свет должен уступить место свету истины. Все сие произойдет и с каждою душою в частности, и с Церковью вообще. Но до сего времени, которое гораздо ближе, чем думают некоторые, должны произойти ужасные несчастья и потрясения. О, Любовь! Позволишь ли ты говорить о них? Поистине, несчастья будут страшные: солнце, луна и звезды на треть скроются во тьме. Однако затмение не будет полным. Светила Церкви затмятся на краткое время и не будут светить ни праведникам, ни грешникам.
Что касается души, которой четвертый вестник провозглашает истину, то она будет приведена во мрак, но не совсем, а на одну треть. В ней останется еще много светлого. И эта душа не будет освещена ни светом ума, ни пламенем воли, ни огнем просвещения, пылающим во священном мраке веры. Но хотя эти несчастья и кажутся великими, однако последующие за ними катаклизмы будут несравненно большими. Земля претерпит невиданные бедствия, прежде чем достигнет высшего наслаждения всеми благами.
Глава 9
Ст. I. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны:
Ст. 2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
Люди, достигшие высокого положения, просвещающие других, падают, как звезды с неба, и Бог использует их падение в Своих целях. Эти людям дается ключ от кладязя бездны. Кажется, они имеют власть своей клеветой и поношением помрачать истину. Под влиянием дьявола они производят ужаснейший дым роптания и злословия. Бог допускает сие. От этого дыма помрачается солнце, то есть истина. Им заражается воздух — люди начинают верить клевете. Служители Церкви преследуются толпой ложных обвинителей. О, кладязь адский! Ты изрыгаешь последний пламень свой, потому что это допускает Господь. Он будет терпеть это до тех пор, пока не совершатся все несчастья, уготованные земле. Но как только все они совершатся, земля исполнится благами, и ты будешь повержен.
Есть и другое толкование падения этой звезды.
Оно знаменует свет преданности, веры и упования, в сей душе находившийся и направляющий ее в жизни. Но сие бедствие, по-видимому, ужасное, есть источник величайшего блаженства. Что происходит с этой душой? То, что при падении ей дается ключ от кладязя бездны. И как только он откроется, из него выйдут мерзкие и смрадные адские пары, которые есть не что иное, как самые болезненные искушения. Кажется, душа сгорает в огне — в печи бедности человеческой природы и похотей, нападающих на тело. Эти пары и этот дым бывают настолько сильными, что затмевают разум. Все это предстоит пережить душе, прежде чем она войдет в истину.
Ст. 3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Ст. 4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
Рассматривая домостроительство Божие, складывается впечатление, что Он не имеет другого намерения, как только все разрушить. О, Боже! Кажется, Ты не только не утверждаешь истину, но даже погашаешь ее. Таков промысел премудрого Созидателя, и в этом-то домостроительстве более всего видна Его Божественная десница. О, люди! Насколько вы слепы, воображая себе, что можете постигнуть весь промысел Божий относительно душ. Выдумаете, что то, чего вы не можете понять, не есть от Бога. Таким образом, вы противитесь Богу несравненно больше, чем самые величайшие невежды, потому что вы не хотите считаться со знаниями других. Бог повелевает из бездны выйти саранче, которая есть образ ядовитых уязвлений и смертельных поражений. Самое страшное в этом домостроительстве Божьем, по-видимому, есть то, что оно оживляет чувства и действия, которые Он умертвил, было, вначале. Бог запрещает саранче вредить им, и хочет, чтобы они проявили себя в полную силу. Но по Своему беспредельному милосердию, Он попускает вредить только тем, кто не имеют печати Божьей на челах своих.
Надо знать, что в человеке сосуществуют два начала — животное, естественное, и божественное, духовное. Второе имеет знаки Божества и запечатлено Его печатью. Оно принадлежит Богу. Сей духовный человек, запечатленный печатью Бога, имеет ум, память и волю, но в этом состоянии все эти свойства поглощаются одной высшей волей, которая есть верховная сила. Саранче запрещается нападать на эту волю; она запечатлена печатью Бога и пребывает в Нем невредимою. Но все то, что есть в человеке От Адама, — животное начало — будет беспощадно уничтожено. О, какие ужасные опустошения принесет эта саранча на землю и в Церковь Божию! Но хотя она и причинит страдания плоти и естеству рабов Божьих, дух их никогда не будет настолько свободным, как во времена этих бедствий.
Ст. 5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
Ст. 6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
Люди, прошедшие через сии состояния, возрадуются, читая эти строки. Есть ли слова, более выразительные? Они будут мучимы долгое время, ибо пять месяцев — это число, символизирующее продолжительнейший период. Но, о, Боже! Несмотря на то, что человеку и надлежит пережить все эти испытания прежде явления ему истины, Ты не даешь дьяволу и поврежденному естеству его убивать, хотя и даешь им власть мучить его. Св. Павел, этот величайший проповедник Твоей истины, сносил подобные мучения, однако он от них не умер, и благодать не была отнята от него. Между тем, это мучение напоминает мучение от скорпионов и причиняет человеку такую же боль. Этот человек почитает себя смертельной уязвленным, хотя и не умирает. Он ощущает в себе постоянное уязвление, хотя оно и не заканчивается смертью.
Яд скорпиона быстро проникает в сердце. Кажется, что и греховный яд проникает в сердце и парализует волю. Однако это ему не позволено. Сей яд имеет только силу причинять крайнюю боль и мучение. Скорпион имеет еще одно свойство: если его яд приложить к месту его же укуса, то достигается лечебный эффект. Так и грешник: когда он обращается и к греховной ране своей прикладывает сокрушение и печаль, то получает исцеление. Бог так устраивает, что греховные раны сами по себе являются чудным лекарством, врачующим язвы, причиняемые гордыней, самодовольством и самоуважением. Но поскольку гордыня больше всего противится истине, то и для исцеления ее потребно больше страданий. Чтобы достичь истины, нужно себя уничижить, а Бога возвысить. Без этого невозможно к ней приблизиться. Суетность приписывает ничтожеству все то, что принадлежит Богу. Поэтому главное лекарство против суетности есть познание человеком самого себя.
В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее. О, Боже! Каким утешением было бы для человека умереть в таком состоянии! Для такой души лучше тысячу раз умереть, чем оскорбить Бога. Поэтому-то она и просит смерти. Она говорит: «Боже! Осуди меня, если хочешь, но только сделай так, чтобы я больше не грешила. Для меня лучше ад и миллион адов, чем один грех». Если бы она могла умереть, чтобы избежать греха, то охотно бы умерла. Иногда болезнь ее бывает столь тяжела, что не дает ей рассуждать. В своем исступлении она причинила бы себе смерть, если бы невидимая рука, преисполненная милосердия, не удерживала ее. О, люди, находящиеся в таком состоянии! Потерпите, и вы увидите, что истина, неразлучная с премудростью, в свое время принесет вам блага. А пока вы должны переносить все нестерпимые страдания без надежды на освобождение от них.
Смерть, вместо того чтобы приблизиться, удаляется. Да, она кажется ужасною, поскольку каждый погибнуть боится, но душа, пламенеющая любовью, очистившей всякую корысть, не беспокоится о себе. Всю ее печаль составляет грех, который она видит в себе. Поэтому-то в таком состоянии она взирает на смерть как на величайшее благо и считает, что только она может избавить ее от страданий. Последние имеют свойство умножаться до тех пор, пока душа не научится предаваться Богу и переносить бедствия. В это время она надеется только на смерть, и ей дается некое тайное упование на избавление. И оно кажется ей тем вероятнее, чем сильнее скорбь. Но смерть, которая, кажется, уже приблизилась, стремительно убегает, и ее удаление устрашает столь же, сколь устрашало ее приближение.
Сие имеет отношение и к служителям Божьим.
Они будут уязвляемы ядовитыми языками, которые причинят им невероятные страдания и будут мучить их пять месяцев. Но они не смогут их умертвить ни греховной смертью через нетерпение, ни смертью естественной. По крайней мере, большую часть из них Бог спасет. Он допустит им страдать чрезмерно, но убивать их не позволит. Св. Павел говорит о себе: нас наказывают, но мы не умираем (2 Кор. 6:9). Бог для того хранит их таким образом, чтобы дать им претерпеть эти мучения. Господь говорит, что все сие истинно и должно произойти в Церкви, в доме Божьем, со служителями Божьими.
Ст. 7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые; лица же ее — как лица человеческие;
Ст. 8. И волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов;
Ст. 9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
Ст. 10. У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.
Ст. 11. Царем над собою имела она ангела бездны; имя его по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион.
Описание этих животных столь же ужасно, как и удивительно, ибо как бы мы ни рассматривали данный отрывок — применительно к миру в целом или к душе в частности — все в нем устрашает и наводит ужас.
Кони, приготовленные на войну, — это образ мучителей рабов Божьих. Нет войны ожесточенней той, что ведется против верных душ. Кажется, что гонители их не имеют уже ничего человеческого.
Только лицо, то есть внешний вид, указывает на их принадлежность к роду человеческому. На головах у их как бы венцы. Что это значит? Во-первых, гонители, как правило, бывают людьми сильными. Во- вторых, свои оскорбительные поступки против народа Божьего они почитают за свои победы. Венцы эти похожи на золотые, хотя они совсем не золотые. Это надо понимать так, что брань, развязанная ими, ведется под предлогом славы Божьей, которую они якобы желают явить. На самом же деле они ведомы своими страстями и самолюбием.
Эти гонители имеют лица, как человеческие. Сие означает, что они прикрываются маской человеколюбия по отношению к притесняемым. Они якобы сожалеют о них и убеждены, что те сами навлекли на себя гонения своим неблагоразумием, что для них все это крайне неприятно, и они действуют по убеждению совести.
Волосы у них, как у женщин. Люди эти имеют фальшивую кротость, которая уловляет многие души. Однако никто не видит, что они имеют зубы, как у львов. Этими зубами они терзают невинных людей. Они имеют брони, как бы брони железные, потому что прикрываются благовидными предлогами. Они нападают, уязвляют и поражают, не боясь быть поврежденными, и сии железные брони обеспечивают им их жестокость и свирепство. Шум крыльев их — шум их славы, повсюду разносящейся, — подобен стуку от колесниц, когда множество коней бежит на войну. Всем кажется, что эти люди защищают дело Божье. Они громогласно возвещают свои успехи и поражения противников и проповедуют, как благо участвовать в их деле, которое якобы есть дело Божье. При этом они ссылаются на свои успехи, которые, по их словам, свидетельствуют о Божьей поддержке. Но никто не видит того, что, хотя лица их кажутся человеческими, хвосты их, как у скорпионов. Укусы скорпионов мучительны, а зачастую смертельны. Что было бы, если бы Бог не удерживал их ядоносную злобу и не препятствовал им! Ах, как опасны эти животные, прикрывающиеся наружностью человеческой! Каких только зол они ни причиняют! Они имеют власть от Бога наводить все эти бедствия на Его рабов для освящения и введения их в истину.
Но хотя они и имеют такую власть, однако побуждает их к сему и действует в них их царь — ангел бездны, желающий погубить их. Понимая, что Бог хочет употребить их для распространения владычества Своего и разрушения владычества сатаны, он прилагает все свои усилия, дабы уничтожить их. Но эффект достигается противоположный: он истребляет в них то, что противно Богу, и делает их способными к исполнению всех Его изволений.
Что касается частных лиц, то помимо общих атак они претерпевают и отдельные нападения. Дьявол и плоть стремяхся погубить их, и положение усугубляется тем, что эти люди не могут ни нападать на своих врагов, ни защищаться от них. Все сие им кажется естественным, и, по-видимому, они даже радуются сему и находят некоторое удовольствие. Но, увы! Зубы львиные поражают и терзают невинные души. И сие-то составляет жесточайшее их мучение. Наружность — лицо — сих животных обещает этим душам нечто приятное, но впоследствии они испытывают болезненное угрызение, доставляющее им боль нестерпимую. К сему присоединяются гонения, страх, поношения и тысяча других бед. О, Боже! Как это жестоко и мучительно, и какой сладостной кажется смерть!
Но нужно жить, и жить для того, чтобы ежедневно умирать.
Ст. 12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
Кто видел все сии бедствия, может подумать, что теперь они окончились. Но, о, Боже! Ты безжалостен. Но чем сильнее Твоя жестокость, тем сильнее Твое милосердие. То, что кажется кротким, впоследствии бывает исполнено яда, а то, что кажется жестоким, напротив, оборачивается милосердием.
Ст. 13. Шестый Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
Ст. 14. Говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
Ст. 15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
Шестым вестник есть вестник смерти. Все, что происходило до сей минуты, было подготовкой к смерти, которая не приходила. Однако без этой смерти истина никогда не откроется людям. Сам Бог повелевает убивать, и это повеление исходит от Его золотого жертвенника, то есть от жертвенника, на котором предстоит сделать последнее жертвоприношение, самое страшное из всех.
О, правосудие Бога моего! Как ты жестоко! Ты хочешь смерти и убийства. Но, жестокое для того, кто, будучи еще жив, должен умереть от твоей строгости, ты сладостно и любезно тому, кто желает только славы Божьей и, достигнув истины, чтит, благословляет и любит тебя, даровавшего под видом жестокости столь великое благо. О, правда! О, истина! Я не могу думать о вас без радостного восхищения. Ваши самые крайние жестокости показывают мне высшее благо. Начало ваше строго и жестоко, но жестокость эта впоследствии изливает потоки сладостей. О, тайна жестокости, тайна любви и милосердия! Кто тебя постигнет кроме того, кто с твоей помощью достиг блаженства? Кого ты наименее щадила, тот наиболее доволен и наиболее блажен. О, правосудие! Тебя не знают и поэтому боятся. Ты жестоко только для тех, кто сопротивляется владычеству чистой любви. Но для того, кто, не имея собственной любви, не сопротивляется любви чистой, ты кротко и любезно. О, перо! Ты бессильно и никогда не сможешь начертать того, что мое сердце чувствует, постигает, любит и свято чтит в правосудии Бога моего. О, Божье правосудие! Насколько боящийся тебя еще удален от чистой любви! Кто тебя не любит, тот еще не отрешился от самого себя. Я не могу вещать о тебе от избытка чувств. Ты составляешь все удовольствие моего сердца! Чем ты ближе ко мне, тем больше я люблю тебя. О, любовь, любовь чистая, где ты? Ты обретаешься только в тех сердцах, для которых правосудие Божье в самых крайних своих жестокостях имеет одни радости и утешения. Есть души, которым любовь доставляет одни сладости, и они почитают себя довольными. Другим же она доставляет одни жестокости, и они считают себя достойными сожаления. На самом же деле наибольшая сладость любви заключается в отсутствии сладости. О, правосудие Божье! Почему я не могу быть твоим вестником? Как бы мне этого хотелось!
Все предшествующие скорби не могли причинить смерти, потому что четыре Ангела были связаны при великой реке. До сих пор душа мужественно предавалась всем скорбям и злоключениям. Она желала смерти. Наконец, плодом столь продолжительных и непрерывных страданий явилась ее полная решимость сносить болезни и скорби с совершенным равнодушием. Когда душа достигает такого состояния, тогда болезни ее отступают, ибо они уже нанесли свой удар. Она почитает себя навсегда избавившейся от всяких страданий, но вдруг с удивлением обнаруживает, что маленькая слабость, которую она имела, помогла ей приготовиться к новому сражению. Удивительно, что нет скорби, к которой бы нельзя было привыкнуть. Но Бог прекращает скорбь, когда душа к ней привыкает, и посылает другую, еще более жестокую. По мере преданности скорбям они, эти скорби, уменьшаются и в конце концов сходят на нет пропорционально тому, как уменьшается сопротивление им и душа полностью предается Богу. Тогда она избавляется и от всех своих болезней. Сие само- предание, способствовавшее смерти плотского «я», разрушается и уже не является опорой и поддержкой. Оно подобно реке, увлекающей за собой. Река сия несет душу, подобно кораблю, который удаляется от земли, но спасает от потопления. Его нужно непременно оставить, чтобы утонуть. Без видимой смерти своего «я» невозможно умереть в Боге. Можно плавать и носиться в этом неизмеримом океане, но невозможно умереть в Боге, не погубив себя таким образом. Истребление этого самопредания не причиняет уже печалей душе. Напротив, чем меньше его остается, тем нечувствительнее она делается. Болезнь ее происходит единственно оттого, что она хочет сохранить свое самопредание и быть как бы связанной им. Нужно, чтобы все связанное было освобождено.
Но когда и как? В определенные Богом час, день, месяц и год. Боже мой! Как прекрасны эти слова, и какие глубокие истины они в себе заключают! Они открывают нам удивительный замысел Божий. Душа, предавшаяся водительству Божьему, находит, что Его непостижимый промысел чудными путями заставляет ее все делать в определенное время и по Его воле. О, какое благо предаваться вожделению сего промысла! Все преткновения в духовной жизни происходят оттого, что люди хотят самостоятельно приводить себя в такое состояние. Они то ли о нем начитались, то ли наслышались, то ли следуют указаниям своих наставников. В это состояние человека может привести только Бог, причем, в Им же предназначенное время. Душа весьма часто сама не знает, в каком она состоянии пребывает. Она должна с нетерпением ожидать своего часа. Душа, истребляющая самопредание таким образом, не различая его уже, вступает, наконец, в состояние истинной смерти.
Но посмотрим на сие строительство Божье в общем плане. Он освобождает в определенный Им час Своих Ангелов, не имеющих никакой власти, кроме данной Им. Тогда начнутся последние гонения, и многие, избравшие духовный путь, оставят его на некоторое время, ибо гонения будут весьма сильными по всей земле. И тогда-то всё, казавшееся истребленным, проявится чудным образом.
Ст. 16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
Ст. 17. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
Ст. 18. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;
Ст. 19. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они врёдили.
Скорби, обременяющие сие души, умножаются почти до бесконечности. Они бесчисленны, как песок морской. Растет .армия противников этих душ.
Люди раздражаются и озлобляются неизвестно на что. Число сражающихся против рабов Божьих, терзающих их и наносящих им вред каждый день увеличивается. Кажется, плоть, дьявол и люди объединились против душ, Богу предавшихся. Выступившие на сражение имеют брони огненные, потому что они охвачены гневом и огнем, которые выдают за благую ревность. Брони огненные и серные указывают на то, что ревность сия есть ревность адская. Брони гиацинтовые свидетельствуют о том, что эти люди прикрываются одеждою правосудия. Сатана есть конь, на котором они восседают.
Он имеет голову, как у льва, потому что исполнен силы и ярости и побуждает гонителей к истреблению рабов Божьих. Из адских уст их не исходит ничего, кроме огня, дыма и серы. Огонь и сера есть образ сильных гонений. Дым же есть образ злословия. Хвосты их, подобные змеям уязвляющим, символизируют средоточие зла.
Что касается отдельных лиц, они испытывают все эти гонения в самих себе, ибо множество видимых врагов, восстающих на них, есть ничто в сравнении с врагами внутренними и домашними. Они ощущают всякие бедствия, нападающие на них с лютостью. Бог дает дьяволу власть возбуждать плоть, и она начинает дышать огнем и серой, причем сильнее, чем когда-либо. Здесь виден адский огонь, прикрытый некоторым внешним удовольствием, которое на самом деле есть настоящее мучение. Кажется, гордость и прочие грехи приходят терзать эту душу, ибо сии бедствия не только ее не смиряют, но делают ее более горделивой, самолюбивой и нетерпимой. Она окружена злом и лишена всех благ. Голова льва и хвост змеи символизируют злобу и коварство. Душа и сама не знает, что с ней происходит. Кажется, фурия адская сорвалась с цепи. Душа нигде не может укрыться от терзаний и угрызений. Стараясь избежать зла, она вновь и вновь сталкивается с ним. О, Боже! Куда бежать! Нет никакого выхода! О, как блаженны те души, которые оказываются в это время без поддержки и опоры, ибо они действительно умирают. Души подкрепляемые многое теряют! Ах! Какой вред причиняют люди своим душам, не предавая их всецело в руки Божьи. Желая спасти, они их губят.
Ст. 20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить;
Ст. 21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.
Известно, что все сие произойдет тогда, когда мир придет в ужаснейшее развращение, и чаша зла переполнится. Здесь речь идет о двух вещах: во-первых, о призвании неверующих и обращении грешников, и, во-вторых, об истреблении собственности и достижении духовной зрелости. Дьявол, дабы воспрепятствовать сему, сделает так, что идолопоклонники станут более упорными, грешники — более ожесточенными, а духовность будет преследоваться
еще сильнее. Чем более он сопротивляется добру, тем более усиливается зло, и чем сильнее верные и добрые будут гонимы, тем большую силу получат злые. Число последних будет умножаться, пока Бог не остановит бедствия святых и злодеяния их гонителей.
Люди, которым не откроется истина через страдания и уничтожение собственности, не раскаются в грехах своих, от дел рук своих. Здесь говорится о двух категориях людей: об идолопоклонниках и грешниках и о самолюбцах. Это и есть люди, которые не умерли от этих язв. Сказано, что грешники и идолопоклонники увидят своими очами ужасные войны и страшные несчастья, глады и бедствия неслыханные, ибо вся вселенная придет в смятение. Однако большая часть их ожесточится в своих бедствиях. Себялюбцы, кажется, еще больше утвердятся в своем самолюбии через гонение на святых. Чтобы погубить самолюбие и войти в истину, нужно прежде умереть для себя. Без этого человек всегда будет привязан к собственным делам, всегда будет приписывать себе Божьи заслуги и объяснять успех собственными подвигами. Он делается идолопоклонником, потому что любит самого себя, предпочитает себя Богу в своей корысти, а ложь предпочитает истине. Это и значит кланяться бесам. Одни привязываются к серебру, другие — к почестям, третьи — к самим себе. А иные — к совершенству, к мнимой, не подлинной, добродетели, к идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
Люди не покаются, а станут еще злее. Количество убийств достигнет предела, ибо убивать будут не только тела, но и души. Будут процветать чародейство, блудодеяние, воровство. Разве не наблюдаем мы все это сегодня? О, Боже! Какое развращение! Смилуйся над Церковью Своею! Мы разрушаем в сердцах своих престол великого Бога и воздвигаем на его место престол суетности, лжи и самолюбия. Мир вопиет против поклоняющихся Богу в сердцах своих, ополчается и гонит их, но никогда не вопиет против имеющих в сердце своем нечистоту, зависть, любодеяние и злопамятность. Последние считаются честными. Они исполнены любовью к самим себе, ищут только своей корысти и личной славы, помышляют завоевать доверие окружающих, превозносятся в своих делах; сердца же их совершенно пусты. Все они, повторяю, причисляются к святым, пользуются большим уважением. Людей же, горящих чистейшей любовью, презирающих честь, славу, человеческий авторитет, взирающих на Бога и поклоняющихся Ему, поносят, бесславят, оскорбляют как наивеличайших злодеев. О, Боже! В нынешнем веке добро называется злом, а зло — добром.
Глава 10
Ст. 1. И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные;
Ст. 2. В руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю...
Жестокие и страшные скорби бывают источником благ. Чем скорби безнадежнее, тем мы ближе к величайшим благам. Последние злоключения не оставляли никакой надежды: служители Божьи и любящие Его истину казались побежденными ложью. Смерть истребила тех, кого первые бедствия пощадили только для того, чтобы они претерпели мучение еще более жестокое. Развращение вселенной, по-видимому, предвещало разрушение оной. Грех усиливался, а добродетель была гонима. Смерть пожрала упражнявшихся в благочестии. Казалось, Сам Бог покровительствовал врагам Своим. Он как бы предопределил изгнать добродетель. И в этом было рациональное зерно, так как Он хотел упразднить всякое обладание ею вне Себя. Однако в это самое трагическое время сии души были весьма близки к блаженству. О, смерть! О, болезни! О, потери! О, отчаяние! Какие блага вы несете с собой! Вы приносите жизнь, веселье, наслаждение и спасение. Сей Ангел, крепкий и сильный, сопровождающий смерть, есть вестник истины. Нет ничего могущественнее истины, и любая сила — немощь в сравнении с ней. Истина сия сходит с небес вторично через чистое действие крепости Божественной. О, Иисус, наступило время, когда Ты должен явить миру истину Свою. Итак, она сходит на землю во власти Божественной. Книга истины открыта только на небе, но придет время, когда она откроется и на земле. О, истина неведомая, погребенная, связанная, сокровенная даже доныне! Ты скоро откроешься!
Сей Ангел облечен облаком. Это говорит о том, что, как ни ясно открыта истина в жизни сей, она
всегда сопровождается неким облаком. Ангел сей имел над головой радугу как знак и печать всеобщего примирения, мира неизменного, постоянного и совершенного, который Бог хочет иметь с людьми через Свою истину. Все человеческие бедствия произошли от незнания истины, и все блага придут через познание ее. Заблуждение и ложь навлекли гнев Божий на землю; истина же принесет мир, тишину и радость. О, мир, претерпевающий разрушение и поношение! Каким великим будет твое торжество!
Лице вестника истины, как солнце. Это говорит о том, что истина прогоняет тьму заблуждения и лжи подобно тому, как солнце, появляясь на горизонте, прогоняет ночь и темноту. Всякая темнота является следствием отсутствия света. Так и тьма невежества есть результат удаления истины, а просвещение — результат ее присутствия.
Ноги его как столпы огненные. Это означает, что истина основывается на любви твердой и нерушимой. Книга в руке у него знаменует явление истины, которая должна открыться людям. Эта книга содержит множество великих истин. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Это показывает, что истина должна явиться всему миру без исключения. Все люди познают истинного Бога, и все народы поклонятся Ему в духе и истине.
Ст. 3. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
Ст. 4. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
О, истина! Ты возвещена будешь громким голосом льва, избранного для возвещения тебя всему миру. Не будет такого уголка земли, где бы тебя ни услышали. О, истина! Твой день близок! Тебя услышат все. О, великая истина! Как много открываешь ты сердцу, которому являешься во всей полноте своей. В то время, когда проповедник истины возвещает ее всему миру, раздаются раскаты семи громов. И хотя они слышатся повсюду, никто, кроме Св. Иоанна и тех немногих, кому Бог открыл, не знают, что они знаменуют.
Две тайны сокрыты в этой Божественной истине. Первая должна быть открыта, познана, проповедана и возвещена всему миру. Второй предназначено быть скрытой, потому что мир не может ее вместить.
Кому Бог открывает истину, тот не должен ни изрекать ее, ни писать. Если же и позволено вещать о ней, то только тому, кому эта сокровенная истина открыта. О, истина, сокрытая в глубочайших таинствах! Кто может тебя постигнуть! Но даже если бы ты открылась и была возвещена, кто мог бы тебя слушать? Тот, кому ты открыта, хранит тебя в глубине своего сердца. Семь громов истины суть семь ее голосов, и они не будут открыты людям до определенного времени. Ныне же истина сокрыта по причине человеческого развращения. Но когда сие повреждение устранится, тогда откроется тайна этих семи громов.
Ст. 5. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
Ст. 6. И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;
Ст. 7. Но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божий, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
Ангел клянется и свидетельствует, что времени уже не будет. Но дабы истина сия, запечатленная й сокрытая, явилась, надлежит последнему вестнику вострубить. Без этого она никогда не откроется. О, истина, истина! О, тайна истины! Когда ты будешь открыта? Тогда, когда последний твой вестник вострубит. Но, о, истина! Дай же познать то, что ты хочешь возвестить! Я буду услышана, говорит истина, но не буду постигнута, так как еще не настал мой час. Но когда придет время, я дам себя постигнуть и уразуметь свою тайну. В свой час я буду познана, услышана и постигнута.
Это согласуется со словами Иисуса Христа, Который сказал, что не прейдет род сей, как все сие будет (Матф. 24:34). Все прейдет — небо и земля, — но истина останется.
Ст. 8. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
Здесь следует заметить, что все голоса, включительно до шестой трубы, были голосами или старцев, или Ангелов, или животных. Но этот последний голос исходит от жертвенника — от Самого Бога. О, голос Божий! Ты и страшен, и кроток, и любезен! Этот голос повелевает Св. Иоанну принять книжку из руки Ангела. Это повел<