Слишком молодая, чтобы умереть
Энн Катлер родилась в Престоне в 1759 г. До нас дошло совсем мало сведений о жизни этой изумительной молодой женщины, так мало заботившейся о себе и столь ревностно радевшей о деле Царства Божия, что прожила всего 35 лет. Однако нам достоверно известно, что Бог использовал ее в деле духовного пробуждения в областях Северной Англии, населенных преимущественно шахтерами и ткачами. В том же краю был мощно задействован Уильям Брэмвелл, и Энн Катлер была одной из тех многих, кто обязан своим обращением именно ему. Этот выдающийся служитель Бога был известен своими ходатайственными молитвами еще прежде, чем он был представлен на общественное служение, и плодотворность его деятельности проявилась в количестве его последователей. Подобно своему духовному отцу, Энн Катлер прославилась своими ходатайственными бдениями.
Брэмвелл опубликовал статью о ее плодотворной жизни, но, к сожалению, мы лишены возможности получить хотя бы ее копию. В «Истории методизма» Эйбела Стивенса приведены некоторые сведения о ее замечательной работе. В этой связи автор цитирует упомянутую статью Брэмвелла: «Она посетила нас в Дьюсбери, где религия находилась на весьма низком уровне. В этом округе верующие были разобщены, их группы распались из-за существовавших среди них разногласий. Энн Катлер присоединилась к нашей долгой молитве Господу за Его работу по пробуждению. Внезапно несколько самых предубежденных людей, души которых были сокрушены, мучаясь и горько вздыхая, стали молить об освобождении».
«Работа духовного пробуждения продолжалась почти на каждом служении, и 60 душ в Дьюсбери приняли освящение и ходили в этой свободе. На наших “вечерях любви” всегда бывало многолюдно, к нам приходили люди из всех соседних округов. Множество душ обрели прощение и совершенную любовь.
Спустя несколько недель движение пробуждения дошло и до Гритленда. Энн Катлер вернулась в Берстел, и Бог вновь благословил ее в работе. Она приехала в округ Лидс, где, хотя христианство там было в плачевном состоянии, Господь ее использовал для начала духовного пробуждения, которое вскоре охватило весь округ. Нередки были случаи, когда в течение одного служения человек десять, а порой и больше, принимали Христа как своего Господа и Спасителя. Она и еще несколько христиан получили такое же благословение и в некоторых частях Брадфорда и Отли. Куда бы ни шла Энн Катлер, повсюду чудесная Божья сила сопровождала ее молитвы. Многим из нас довелось пережить величайшее испытание: видеть, как Господь пользуется совсем простыми средствами и как будто мало использует заложенные в нас возможности.
Энн Катлер многие бы сочли человеком “не от мира сего”, она казалась чистым, каким-то неземным существом, словно сошедшим с неба, чтобы благословить церковь в эти дни духовной борьбы. Она всю себя посвятила общественному служению». В своем официальном завете она писала:
Я — Твоя, благой Иисус, я всецело Твоя. И ничего больше у меня в жизни не будет, кроме Тебя. Сохрани же душу мою и тело чистыми в Твоих очах. Дай мне силы избегать всякого рода зла. Сохрани в чистоте мое око, и лишь чистота пусть пребудет в моих словах. Храни меня навеки непорочной девой для Христа. На коленях я даю Тебе обет, что если Ты будешь моим, то я буду Твоей и в мире этом не прилеплюсь ни к кому. Аминь.
«Святость и плодотворность в ее жизни свидетельствовали в ее пользу настолько, что если бы она была монахиней, то ее бы причислили к лику святых. Ее необыкновенная чистота переросла в восторженную и утонченную таинственность, но в то же время сочеталась с несколько несерьезной эксцентричностью мнения и необычностью манер. Все это находило отражение в ее замечательном по своей откровенной и уместной выразительности языке и сдержанном поведении, в котором чувствовалась спокойная нежность и божественный умиротворенный пыл. Живой пример, беседы, письма пробудили значительное число таких посвященных христианок и сохранили в них благоухающий дух святости, который явился подобием жертвенного возлияния на алтарь методизма».
Энн Катлер редко обращалась к людям публично, вся сила ее заключалась в молитвах, которые растапливали лед исамых ожесточившихся собраний. Она была “в молитве постоянна”. Как у псалмопевца, у нее была привычка вставать в полночь, чтобы воззвать к Богу. Ежедневно свои первые утренние часы, обычно с четырех до пяти, она проводила “в мольбах за себя, за общество, за проповедников и за всю Церковь”.
Она умерла в 1794 г. — умерла так, как жила. В последнее утро своей земной жизни, еще до рассвета, она начала воздавать славу навеки благословенной Троице, очень долго повторяя: “Слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу!” Наконец, взглянув на окружающих ее, она воскликнула: “Сейчас я умру. Слава Богу и Агнцу вовек!” Это были ее последние слова».
Дядя Джон Вассар
Овчарка Бога
Однажды одного художника пригласили написать картину на стене здания. Поскольку работы велись на довольно значительной высоте, работать ему приходилось на лесах. Увлеченно трудясь над своим шедевром, он машинально стал отходить назад, чтобы взглянуть на свою работу с расстояния, совершенно при этом забыв, что стоит на узком дощатом помосте. Но находившийся неподалеку его друг, предвидя неминуемую трагедию и не видя другого способа ее предотвратить, схватил банку с краской и швырнул ее в картину. Очнувшись, пришедший в ярость художник рванулся вперед, чтобы защитить свой труд. Так была спасена и его жизнь.
Часто Бог бывает вынужден допускать на пути любящего Его человека трагические обстоятельства — если Господь видит, что кто-то слишком озабочен каким-то своим планом, проектом или мирским благополучием, своим раем на земле, при этом упуская то, что для него является самым важным. «Я был разорен, чтобы не быть разоренным» — сказал один знаменитый человек. И многие христиане, как только они достигают своей конечной цели, всегда благодарят Бога за исполнение планов, которые способствовали успеху их карьеры. Они могли бы увидеть эту цель в прискорбной случайности, когда вдруг неожиданно оказывается испорченной картина, которую они рисовали. Даже если дело касается работы для Христа, все же такие вещи заставляют их забыть о конечной цели, ради которой они и были призваны своим Господом.
Именно такую трагедию довелось пережить семье Джона Вассара. Они казались таким совершенным целым — отец, мать и двое сыновей. Затем, в течение нескольких лет, всех, кроме отца, забрал Господь. Самый младший сын заболел и умер в сентябре 1847 г. Старший, 9-летний мальчик, необычайно одаренный, «прошел в жизнь вечную» следующей осенью — после болезни, продлившейся едва ли несколько часов. Удар от этих двух смертей оказался слишком тяжел для матери, никогда не отличавшейся крепким здоровьем, которая все больше угасала и после года безутешных страданий соединилась со своими сыновьями в лучшем мире.
Биограф Джона Вассара писал об этом периоде: «Лишь раз, той ужасной осенней ночью, мы видели дядю Джона на какое-то мгновение поверженным в уныние. Затем около получаса он лежал и плакал, как безутешное дитя. В этом не было ничего странного. Долгое бодрствование почти вконец измотало его. Всего четырьмя неделями раньше он закрыл для вечного сна глаза своего почтенного отца. Земные возлюбленные отошли в мир иной. Но вера быстро поднялась и возрадовалась в Боге. Орел выше всего летает не в ясную погоду, а во время шторма. Так и верующий обращается к небесам во время тьмы и дикой бури. Сердце одинокого человека вскоре восстановит прежний мир и доверие и восторжествует в Скале своего спасения. Ушедшие обрели мир и покой. Но у каждого из них оставались еще какие-то дела, пусть даже их было совсем немного... В наступающие дни ему предстояло быть сыном утешения для многих скорбящих. Ему предстояло служить сокрушенным душам с поистине женским участием. Ему доводилось говорить, глядя в глаза, потускневшие от слез, следующие слова: “Я был на том же пути, и мне знакомы его горечь и блаженство”».
С каждым развязанным мирским узлом дядя Джон все острее чувствовал себя призванным вечно быть в дороге, и, присоединившись к «Америкен трэкт сэсайэти» (обществу по изданию и распространению религиозных брошюр), он стал разносчиком христианской литературы. Это открывало ему двери многих домов по всей стране. И взяв посох пилигрима, он отправился в путь, чтобы вернуть на путь истины многих заблудших овец. О себе он говорил: «Я всего лишь старая овчарка и стараюсь помочь пастырям ухаживать за своими стадами».
Но давайте хотя бы вкратце познакомимся с родословной Джона Вассара. Его предки происходили из старого почтенного рода гугенотов и вынуждены были покинуть Францию из-за своего стремления к религиозной свободе. Именно поэтому они оставили родные места и обосновались в Норфолке, в Англии. Там проживали три поколения Вассаров, но затем Томас и его младший брат Джеймс в 1796 г. отправились в Америку на корабле «Критерион». Наконец они поселились в Покипси, на Гудзоне. Какое-то время они там занимались фермерством, но вскоре стали предпринимателями. Томас Вассар женился на Джоанне Эллисон, которая была на двенадцать лет моложе его. 13 января 1813 г. у них родился сын, которого назвали Джоном Эллисоном Вассаром.
Джон Вассар рос трудолюбивым мальчиком и впоследствии, уже подростком, поступил работать на кирпичный завод отца. Однако в юные годы он вовсе не был религиозен, мог богохульствовать, впадал в ярость, порой проявлял жестокость нрава. В 25-летнем возрасте он женился на молодой девушке, дочери набожных родителей, которая, как и он, была далека от Бога. Теперь, когда его положение изменилось, он стал работать со своим двоюродным братом Мэтью, владельцем пивоваренного завода. Прилежный в делах, Джон подавал надежды и рассчитывал со временем стать полноправным партнером своего кузена. И поэтому казалось, что для Джона Вассара все складывается как нельзя лучше. Его семейная жизнь была прекрасной, здоровье — превосходным, финансовые перспективы — блестящими.
Приблизительно в это время в Покипси произошло духовное пробуждение в баптистской церкви, и его двоюродный брат Мэтью пригласил Джона на богослужение. Джон всячески уклонялся, но наконец подрядился один раз там все же поприсутствовать. Во второй раз его уже не пришлось долго уговаривать, и на том богослужении глубокое, насквозь пронзающее душу сознание собственной греховности сошло на него. Он устыдился своего неуправляемого характера и глубоко сокрушался об этом. Той ночью он не мог понять, как его жена могла спокойно спать, когда он находился на пути в ад. Не выдержав, он разбудил ее, чтобы побеседовать об этом.
Настолько глубоким было его покаяние, что при последовавшем своем рождении заново он пережил такие же яркие чувства, что и апостол Павел на его пути в Дамаск. Итак, ему было 28 лет, когда в его жизни произошла эта величайшая перемена. Как все изменилось! Теперь рядом с ним всегда была Библия, чтобы и во время работы он мог мельком заглянуть в нее, а потом часами размышлять о прочитанном. Поистине, он был на пути к тому, чтобы быть устыженным Богом, и желал беседовать с Небесным Отцом, преклоняя колени среди пивных бочек. «Небо кажется слишком далеким, — говорил он, имея в виду свое положение на пивоваренном заводе, — когда я смотрю на него из-за пивных бочонков». Действительно, вскоре он оставил пивоварение и в течение некоторого времени занимался пропагандой воздержания от спиртных напитков.
Именно тогда разразилась эта страшная трагедия в его семье. И все же насколько же беднее мог бы быть мир, если бы не этот ужасный конец семьи Джона, что побудило его направить свои усилия на новое дело для Христа. Ведь в конце концов именно его подвижничество в распространении христианской литературы принесло ему широкую известность. Его посвящение было настолько совершенным, что он был готов «следовать за Агнцем, куда бы он ни шел». Любовь Христа изливалась через этого освященного и посвященного члена Тела Христова. Посвящение сделало возможным, чтобы этот человек в любое время был ведом Святым Духом к душам, готовым к принятию Бога. Слушая Господина жатвы, Вассар получал сведения о местонахождении душ, созревших для жатвы.
Впервые он свидетельствовал в своем Иерусалиме. Но Покипси не пожелал воздать честь своему пророку — так в свое время Иерусалим не признал Христа как Мессию. Поэтому этот посланник Христа направил свой путь на запад. Шел ли он пешком или ехал в фургоне, он считал себя верной «овчаркой Бога», терпеливо сгоняющей заблудших овец.
Вот одна из иллюстраций, демонстрирующая его преданность и помогающая понять, почему этот скромный книгоноша был столь интенсивно использован Богом.
Это был человек из графства ... мистер Р., живший в стороне от всех в бревенчатом доме. Навсегда остались в моей памяти дни, проведенные с ним. Как же он не любил каяться! Но в конце концов он все же пришел к этому. Милость, проявленная к нему, была невероятно велика. Потом он получил превосходную жену — христианку, как и многие другие. Все это способствовало тому, чтобы творить добро. Он сильно любил свою жену и иногда подслушивал ее молитвы. Ему было известно ее отношение к этому. Я полагаю, что видел этого человека раз двадцать. Иногда он бывал в хорошем расположении духа, иногда — нет.
Как он вышел из себя, когда я как-то раз дружески заговорил с ним о его душе! Как вы понимаете, он не был свободен в своих грехах. Иначе у людей не бывает. Они пытаются быть свободными, они претендуют на то, чтобы быть свободными, они притворяются свободными, но они не свободны. Они не могут быть свободными. Нераскаявшийся грешник несчастлив. Временами этот человек приходил в неистовую ярость. Но он ни разу меня не ударил. Раз или два он чуть было этого не сделал... Это произошло, когда я знал его уже достаточно долго. В тот день я искал с ним встречи и зашел к нему на участок, когда он там работал. Увидев меня, он отбросил мотыгу и пошел мне навстречу свирепый, как лев, бранясь и сквернословя.
Я остановился, и он тоже замедлил шаг. Так мы стояли и смотрели друг на друга. Наконец, я сказал: «Дорогой м-р Р., вы никогда не обретете мир, пока не отдадите свое сердце Богу». Я уверен, что говорил с ним любезно, мне казалось, я вот-вот заплачу — сильно я сожалел о нем. Но мои слова только усилили
его ярость. С пеной у рта он закричал во весь голос, чтобы я убирался и никогда больше не попадался ему на глаза, иначе он убьет меня. Не сказав ему в ответ ни слова, я спокойно ушел, но был почти уверен, что конец близок, что долго он так не продержится.
В следующий раз я отправился к нему той же дорогой и когда уже подходил к его дому, мне показалось, будто этот человек, стараясь остаться незамеченным, скользнул за угол дома по направлению к амбару. Я подошел к двери дома и спросил у хозяйки, где ее муж.
— О, мой несчастный муж! — грустно сказала она, и на ее глазах показались слезы.
— Крепитесь! — постарался я ее утешить, — я верю, что Господь найдет его именно сегодня. Где он?
— Он мне велел не говорить вам, где он, — ответила женщина. — Как только он увидел, что вы идете к нам, он тут же поспешил скрыться. Только мне кажется, что он направился к амбару.
— Теперь, дорогая сестра, останьтесь здесь и молитесь, а я пойду и постараюсь его найти. Затем я пошел в сторону амбара. Я знал, что его гордое сердце на пути к капитуляции, раз он так старается избежать встречи со мной.
Я попытался открыть одну из дверей амбара, но она оказалась запертой изнутри. Я постучал, ответа не последовало. Было тихо, как в могиле.
— Мистер Р., — крикнул я,— разрешите мне войти, прошу вас! Ведь я всего лишь бедный грешник, спасенный Божьей благодатью! И та же самая благодать спасет и вас, если только вы допустите это! Пустите меня ради Иисуса Христа, пожалуйста! Потом я, обойдя дом вокруг, подошел к другой двери, которая также оказалась запертой. И снова я стучал, умоляя, чтобы он позволил мне войти.
Наконец, когда я уже стал опасаться, что, возможно, и на этот раз мне придется уйти ни с чем, я вдруг услышал чей-то вздох и шаги — внутри кто-то подошел к двери. Потом я услышал лязг открывающегося запора. Я не знал, что произойдет в следующую минуту. Дверь медленно отворилась — за ней стоял он. Достаточно было лишь взглянуть на него, и становилось совершенно ясно, что Бог выиграл эту битву. Его лицо было бледным, но на нем не было видно и следа гнева. Он пытался что-то сказать, но не мог. Я подошел к нему совсем близко, взял его за руку и сказал: «Дорогой мистер Р., давайте преклоним наши колени и вместе поблагодарим Бога!» Так мы и сделали.
Насколько же больше в той молитве было слез, чем слов! «Теперь,— проговорил он, как только смог снова владеть своим голосом,—давайте пойдем к моей жене». Я уверяю вас, что всего
лишь две минуты потребовалось, чтобы мы дошли от амбара до дома, но эти две минуты для него, казалось, были самими счастливыми за всю его жизнь. И если бы только вы могли увидеть лицо той женщины, когда она увидела нас идущими рядом. Она знала, что это означало. И кроме того, достаточно было мельком взглянуть на него — и все сразу становилось ясно. Кажется, никогда в жизни мне не доводилось видеть более счастливой женщины.
Еще один случай показывает, как чутко внимал призыву своего Господа и как был послушен этому призыву сей верный страж Божьих овец. «Однажды, направляясь пешком из Покипси в Плезант-Валли, он догнал человека, погоняющего упряжку волов. Дальше они пошли, беседуя, вместе. Через минуту-две дядя Джон произнес имя Иисуса Христа, которое ставил превыше всех остальных имен, когда-либо им произносимых, и начался разговор на самую сокровенную тему. С предельной искренностью дрожащим от волнения голосом этот человек сообщил Вассару, что уже не одну неделю старается нащупать свой путь к Богу. Об этом он ни с кем пока не говорил, и никто ему ни разу не сказал ни слова на эту тему, для него окутанную мраком и неопределенностью.
Таким образом, Спаситель, Которому “надлежало идти через Самарию”, потому что там была погибшая душа, жаждущая услышать Слово Жизни, в тот день послал Своего верного слугу к той вопрошающей душе. Джон знал, как следует поступать в подобных случаях. Его слова соответствовали состоянию кающегося грешника, как выемка на стреле соответствует тетиве лука. Прямо у дороги они склонили колени для их общей молитвы. В скором времени они расстались, и новообращенный продолжил свой путь, обретя несравненную радость.
Едва они расстались, как Джон заметил человека, распахивающего свое поле неподалеку от дороги. Все еще находясь под впечатлением от недавней беседы, он тут же задал себе вопрос: “Не могу ли я вон там найти еще одну такую же душу? Кто знает?” И прямо через поле он поспешил к тому человеку. Может показаться удивительным, но так он нашел еще одну обеспокоенную душу, готовую принять Христа. И вскоре пахарь, оставив свой плуг, склонился вместе с ним для молитвы. Так мир Божий вошел в сердце этого труженика».
Но не только к пахарям и простым труженикам шел преданный слуга Господа, называвший себя «овчаркой Бога». Джон Вассар повсюду искал души, готовые к принятию Господа Иисуса Христа. От дома к дому он ходил и в богатых кварталах Бостона. Одну из улиц в этих районах для избранных он называл «улицей богачей». Там его далеко не всегда
3 Е. и Л. Харви, кн. 3
встречали вежливо, поскольку он был распространителем христианской литературы. Таких людей часто считают надоедливыми, на них смотрят свысока, порой даже с презрением. Вот несколько примеров того, что его живая любовь распространялась даже на относившихся к нему с явным пренебрежением богачам.
«Одна дама, услышавшая об этом необычном человеке и о том, что он делает, сказала: "Если только он подойдет к моему дому, дверь перед его носом захлопнется”. На следующий день Вассар, ничего не знавший об этом заявлении, звонил в дверной колокольчик у порога ее дома. Как только она увидела, кто к ней пришел, она тут же захлопнула дверь прямо перед ним. Тогда Джон сел у нее на пороге и запел:
Но каплям скорби никогда не оплатить Тот долг любви, что я имею,
О, мой Господь, я отдаю всего себя,
И это — все, что я умею.
Хозяйке дома, услышавшей столь искренние слова его песни, вдруг открылась вся ее греховность. Устыдившись, она открыла дверь и пригласила войти в дом того, кто указал ей путь ко Христу.
Однажды брат Вассар пришел ко мне и сказал: “Завтра я собираюсь пройти по Юклид-Стрит и хотел бы, чтобы вы молились за меня”. Я обещал исполнить его просьбу, но просил потом рассказать мне, каким будет первый день посещения им жителей этой привилегированной улицы. Я привожу его рассказ о том, как прошел его самый первый визит в тот день.
В дверях первого красивого особняка он встретил хозяйку дома, которая, увидев его, спросила:
— Что вам угодно, сэр?
— Я книгоноша и продаю вот эти книги,— сказал он, указывая на полную корзину книг.
— У нас есть библиотека, — ответила женщина.
— Я в этом не сомневаюсь, — ответил брат Вассар, окинув взглядом здание, и тут же продолжил, ничуть не смутившись резкостью ее ответа, — дело в том, что я являюсь ногами Буньяна, Бакстера, Флавела и других. И все они в этой корзине.
Леди, явно удивленная неординарной внешностью посетителя и необычностью его манер, пригласила его в гостиную. Получив, таким образом, доступ в ее дом, он приступил к решительному штурму укреплений ее сердца.
— Я являюсь членом церкви,— продолжала хозяйка дома.
— Я тоже,— ответил брат Вассар. — Только я сомневаюсь, что Бог примет списки нашей церкви. Ведь Он принимает в расчет лишь имена, записанные в книге жизни Агнца.
Атака началась успешно, на хозяйку дома стремительно был обрушен град стрел любви. Укрепления пали, замок был взят, и женщина со слезами на глазах воскликнула: “Я знаю, что недостаточно просто считаться членом церкви. Вы говорите также, как моя мама. Да, я верю, что вы по-настоящему любите Иисуса”.
— Благословен пусть будет Господь, Который сделал нас братом и сестрой. Если вы любите Спасителя, а я вижу, что это так, то не согласитесь ли вы помолиться вместе со мной?
— Я с радостью буду молиться с вами, — ответила она.
Совсем рядом, бок о бок они преклонили колени, и Джон
излил всю свою душу в мольбе. После молитвы женщина спросила:
— Сколько стоят ваши книги?
— Какая именно? — спросил брат Вассар.
— Все, — последовал ответ.
Потом она велела слуге отнести все книги, принесенные Вассаром, в библиотеку, расплатившись с Джоном. Помимо этого, она дала Вассару денег на его личные нужды. При расставании она со слезами на глазах просила у брата Вассара прощения за свое поведение в начале их знакомства.
— Не вспоминайте об этом, сестра, — успокаивал ее брат Вассар, — вы же знаете, что пришлось вынести нашему благословенному Господу».
Неизвестный свидетель описанного случая так характеризовал этого необыкновенного христианина: «Я не думаю, что его характер имел в точности те же стадии роста, какие прошли очень многие христиане. В Иисусе Христе он представлялся человеком, рожденным в полный рост. О реке Иордан говорят, что в отличие от большинства других рек, которые начинаются малыми ручейками, вбирая затем в себя мелкие речки, становясь полноводнее, она мощно вырывается из одного громадного источника, как река, несущая свои воды к морю».
Спустя пять лет после смерти жены, Дж. Вассар женился вторично, но перед тем как совершить этот важный шаг, он предупредил свою будущую супругу, что ей придется мириться с тем, что значительную часть времени он будет отсутствовать. Он был призван божественным образом и ни в малейшей степени не склонен был скрывать, что свою жизнь он полностью посвящает Господу.
Многочисленные поездки этого скромного распространителя христианской литературы неизбежно сделали его частым гостем в домах служителей. Пастором широко известной баптистской церкви в Бостоне в то время был необычайно исполненный Святым Духом служитель А. Дж. Гордон, который с радостью принимал дядю Джона Вассара в своем доме. С глубоким уважением к нему пастор Гордон отмечал: «Я с уверенностью могу сказать, что ни от одного из живущих людей не получал я такого укрепления и вдохновения. И хотя у меня нет возможности проследить все этапы его служения, я со вниманием отношусь к его пути и бесконечно восхищаюсь его делами. Его жизнь была настолько отдана Богу, что в буквальном смысле не оставалось ничего, что бы еще возможно было отдать, а его общение с Богом было настолько тесным, что совершенно чуждый ему язык мира с его болтливостью, легкомыслием и пошлостью явно был для него иностранным, в то время как язык неба — истинно родным.
Тот, кто никогда не был знаком с Джоном Вассаром, с трудом может представить себе, какое впечатление производил он на человека при встрече. Как будто при контакте с ним людям передавался мощный электрический импульс. Истовость его рвения поражала, мгновенно оказывала на собеседников магнетическое воздействие. Ему было свойственно вначале, “с одного удара", поразить человека, а потом вступить с ним в дискуссию.
С глубочайшим интересом,— продолжает пастор Гордон,— я вспоминаю его исключительное посвящение и постоянную готовность молиться. Возможно ли человеку жить ради единственной цели — прославления Бога в спасении душ — и преследовать эту цель с таким рвением и энтузиазмом, с каким купец гонится за прибылью, а политик — за властью? Было бы прекрасно в наше время скептицизма найти хотя бы одну жизнь, которая может ответить на этот вопрос, не задумываясь.
Этот человек ничего другого не знал, ни о чем другом не помышлял и ни о чем больше не спрашивал, кроме одного... Когда ему случалось трудиться среди моей паствы, он тут же принимал на себя бремя всей церкви и прихожан и начинал усердно молиться за них, как будто сама его жизнь зависела от этого. Это ходатайство длилось днем и ночью, со многими слезами на протяжении всего времени его пребывания у нас. Впрочем, он никогда не говорил, что молился всю ночь. Но я мог слушать его, снова и снова, рвущимся вперед во тьме, “пронзительно взывая к Богу”, и я знал, что это бремя существовало. И это была церковь, неизвестная ему до того самого дня. Это была паства, ни одного человека из которой он до тех пор ни разу не встречал.
С душой, связанной нерушимым братством со Христом, он стал “крещен во все звания”. Он больше не любил людей с “плотским сердцем”. Вместе с апостолом Павлом он мог бы сказать: “Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа” (Флп. 1:8).
Эта свойственная ему набожность была чем-то настолько удивительным и прекрасным, что хотелось бы особенно отметить ее как главный секрет всей его жизни. Хозяйка дома, где он однажды ночевал, передала мне рассказ, услышанный ею наутро от искренне удивленной ее молодой служанки-католички: “Миссис В., этот почтенный человек молился всю ночь. Это меня так взволновало, что я совсем не могла спать. Если бы в нашем доме жил такой человек, я бы никогда не знала страха”.
Мне никогда не приходилось слышать от него каких-либо пространных вступлений, прежде чем завести речь о главном. Он тут же переходил к сути. Первым, о чем он спрашивал после приветствия, неизменно оставался жизненно-важный вопрос: “Друг мой, разрешите спросить: рождены ли вы заново?”
Я думаю, что он умышленно взял это себе за правило, что, как подтвердил многолетний опыт, оказалось в высшей степени мудрым. Отмечая, что многих неприятно поражало столь резкое начало разговора, я все же сожалел, что ему недостает казавшейся мне такой необходимой учтивости. Но обретя известный опыт, я все-таки изменил свое мнение и пришел к выводу, что для успеха личной евангелизации прямота является одним из наиболее важных условий.
Человек, к которому он обращался, всегда чувствовал потрясение, испуг, иногда гневался, но в большинстве случаев был глубоко задет за живое. Но необходимо отметить, что в этой резкости никогда не было ни малейшего оттенка суровости... Вообще о его посещениях до меня доходили порой далеко не лестные отзывы. Но на всех он производил незабываемое впечатление, а иногда результат встречи с ним проявлялся спустя годы.
Известный служитель Господа говорит о привычке Дж. Вассара ходить из дома в дом с его неизменным вопросом и утверждает, что знал, в какое волнение он повергал весь город, проведя в нем “духовную перепись”. Но когда его лемех переворачивал общину, как пласт земли, наступало время плодотворной работы... И это правда. Та самая обида, которую он столь часто наносил людям, играла роль открытой двери в сердца, прежде безнадежно закрытые.
Жизнь, о которой я рассказываю, производила неизгладимое впечатление еще в одном — его состояние духа резко контрастировало с той набожностью и благочестием, какие обычно наблюдаешь в церкви. Касаясь этого, я перехожу от силы христианской беседы к силе христианского примера... Мы восторженно говорим об апостольской ревностности и изначальной набожности, но окажись среди нас живой пример такой набожности, я совсем не уверен, что его будут восторженно приветствовать.
Крайности всегда приводят людей в смятение. Раскаленный докрасна энтузиазм ради Христа, внезапно соприкоснувшись с обычной тепловатой набожностью неизбежно заставит ее закипеть и вызовет шипение.
Несходства характеров вполне достаточно, чтобы вызывать антагонистическое чувство, даже если нет никакого духовного неприятия. Этот принцип прослеживается всюду: в вере, в жизни, в нравах. Неприкрытое, молчаливое присутствие пугающего контраста является сигналом тревоги...
Итак, он вселял в души смятение везде, где проходил. И как справедливо говорит писатель, которого я цитировал выше, его в высшей степени страстное противостояние было сродни тому, что происходило со старшим братом в притче о блудном сыне. Вызывающий уважение, сдержанный, благоразумный служитель, чьей главной заботой была незыблемость религиозных устоев, поражался пылкому усердию этого человека и приходил в смятение. Не утруждавший себя житель Сиона был возмущен своевольным вторжением в его покой этого “ревностного евангелиста”.
Прямо в лицо ему могли бросить: “Вы не в себе”. Служителя, который принимал этого нарушителя спокойствия, часто предупреждали, чтобы он отослал его прочь, чтобы не будоражить церковь. И, таким образом, когда он прекрасно проиллюстрировал слова Писания: “Ревность по доме Твоем снедает Меня” (Ин. 2:17), то вотношении него в точности исполнилось и другое: “Злословия злословящих Тебя пали на Меня” (Рим. 15:3)».
В наше меркантильное время трудно понять столь полное бескорыстие Джона Вассара. Преподобный А. Дж. Гордон так характеризует этого скромного книгоношу, размышляя о простоте его доверия Богу во всех своих нуждах. «Никогда он, как многие христиане, не ломал голову над тем, где достать деньги, однако с готовностью принимал участие в тех, кто приходили к нему узнать, как поступать в этой ситуации. Если стараниями благодарных новообращенных золотая 10-долларовая монета незаметно оказывалась в его кармане, он поступал, как гражданин Царства Небесного, удивляясь, чьи «образ и надпись» это могли бы быть и какую возможную ценность эта монета могла бы иметь для него, чужестранца и пилигрима на этой земле. Я опасаюсь, что если стану описывать все его “странности”, то в своем равнодушии к ценностям этого мира он вполне может предстать почти что гротеском».
Завершая краткое жизнеописание этого необыкновенного служителя Бога, исполненного Божьей любви к душам и неустанного молитвенника, нам бы хотелось особо отметить следующее. Есть люди, настолько восприимчивые к водительству Святого Духа, что они в любое время готовы и пригодны идти для Бога куда угодно. К разряду таких людей и относился Джон Вассар, обладавший в огромной мере этой чуткостью.
Когда ему открылась истинность старой пословицы «Нет пророка в своем отечестве», он был готов идти на запад. А когда разразилась гражданская война и молодые солдаты ощутили острейшую нужду в добром и любящем священнике, то дядя Джон стал самой подходящей кандидатурой для этих парней, завтрашний день которых был столь неопределенным. Обычно, снабжая их мылом, карандашами, бумагой и прочими необходимыми мелочами, прежде всего заботился о благосостоянии их душ.
После войны на юге ощущалась острая нужда в воскресных школах, которых там было совсем мало. Людей, пригодных для этой работы, не хватало. Но дядя Джон готов был восполнить и эту нужду. Сотни негритянских детей окружали этого добрейшего пожилого человека во время богослужений. Потом, переехав во Флориду, он обнаружил, что зачастую в радиусе 60 миль не было ни одного проповедника. Когда какой-либо служитель Бога нуждался в помощнике в деле духовного пробуждения, дядя Джон всегда откликался и оказывал поддержку.
Его двоюродный брат Мэтью Вассар, состоятельный пивовар, имел хороший постоянный доход и построил внушительное здание колледжа Вассара. Джон Вассар избрал более скромное служение распространителя христианской литературы. Когда в Покипси 9 декабря 1878 г. состоялись его похороны, то, несмотря на мрачную погоду и шквалистый ветер, многие пришли проститься с воином, сумевшим противостоять шторму жизни и теперь вошедшим в вечный покой Бога.
Что за славный обмен он совершил!
Его меч был вложен обратно, он поднял скипетр,
Его призыв к оружию сменился на песнь победы,
Его потрепанное в боях знамя — на одежду триумфатора,
Его ложе смерти — на трон бессмертия.
«Если бы мне пришлось выступить с проповедью на похоронах Джона Вассара, — сказал его пастор д-р Кендрик,— то текстом ее стали бы слова: “...Ревность по доме Твоем снедает меня...”.
Если бы у него был герб, на нем следовало бы изобразить пылающее сердце. Будучи ревностным, он не был придирчивым и беспощадным критиком. Он обитал в более высокой сфере духовной жизни, чем его братья и сестры, но оставался неизменно терпелив в ними. “...Его влекло небо, и он шел этой дорогой...” Если не было возможности творить добро, то он отправлялся на поиски. В этом отношении я не знаю никого, подобного ему».
Джордж Рэйлтон