Человек с мозолистыми коленями
Жизнерадостный, атлетического сложения парень стоял среди грубоватой и шумной компании, и по всему было видно, что их внимание приковано к нему благодаря его таланту подражать голосу и манерам других людей. Как же они смеялись, когда он имитировал медлительную речь, плаксивые интонации и характерные жесты некоторых известных лиц, посещавших молитвенные собрания в Кадуэрте! Невольному свидетелю было бы невероятно трудно поверить, что тот самый Джон Смит, который развлекал таким образом своих почитателей, станет со временем святым Божьим служителем, тружеником жатвы для Христа.
Джон Смит родился 12 января 1794 г. в Йоркшире, в Англии, в семье светского проповедника и его доброй жены. Как они ждали рождения сына, как предавались молитвам о нем, взывая к Всевышнему, чтобы он добился успеха в будущем и приносил пользу людям. Так и случилось, но только спустя годы, словно Бог не слышал этих горячих просьб, ибо в возрасте 14 лет мальчика больше привлекало общество порочных и распущенных друзей. Неудивительно, что скоро его стали тяготить строгие правила их богобоязненной семьи, и он принял решение погрузиться в дела мира.
Родители послали его работать у бакалейщика в Шеффилде, но поведение их сына было настолько несносным, что спустя два года его пришлось отослать обратно. Родителям удалось устроить его еще на одно место — в Барнсли, в Йоркшире, но и там, вопреки их молитвам и увещеваниям, он предавался азартным играм, пороку и сквернословию. Будучи шести футов ростом и атлетического сложения, он решил тренироваться, чтобы стать борцом.
Когда юноше было 18 лет, до него дошла весть о духовном пробуждении в его родном Кадуэрте. Его двоюродный брат обратился к Богу. По-видимому, из любопытства он решил посетить родные места, чтобы понять, что же там происходит. Но он абсолютно не был готов к тому, что эта короткая поездка домой так сильно подействует на него. Чувствуя сильное душевное смятение, он решил как можно скорее уехать оттуда. «Джон, — сказала ему мать,— ты скитаешься в поисках счастья, но ты никогда его не найдешь, пока не обратишься к Богу». Прощальные слова матери задели юношу за живое.
Резко повернувшись, он пошел прочь, дрожа всем телом, готовый разрыдаться. Встретив по дороге своих беспутных друзей, он поспешил присоединиться к ним, словно стремясь заглушить в себе духовное пробуждение. Но прежде шумную их компанию окружала теперь плотная завеса молчания. Неожиданно Джон воскликнул: «Я решил жить по-новому!»
Тут же он вернулся в Кадуэрт и направился в маленькую часовню, где шло служение. Теперь он уже знал, что является презренным грешником, и поэтому он, склонившись на колени, стал молиться вместе с окружавшими его христианами, пока еще не закончилось служение. Несколько любящих душ, которые знали, как поддержать его на пути к Богу, проводили его до дома, и там все вместе снова стали молиться за новообращенного. Прежде чем наступило утро, Джон Смит знал, что теперь он — дитя Божие, и в сердце его воцарился покой. Отца тогда дома не было, но когда он вернулся, то нашел сына, за которого он так долго молился, искупленным от грешной жизни. Бремя многих лет свалилось с его плеч, когда он понял, что из смерти сын его перешел в жизнь.
Теперь новорожденное дитя во Христе свидетельствовало о духовной жизни своей неутолимой жаждой к молоку Слова Божьего — Библии. На следующий день после своего обращения бывший сквернослов и азартный игрок прочел тридцать глав из Библии. Он положил эту высоко почитаемую им Книгу на прилавок в магазине, где он работал, и когда не было посетителей, пользуясь возможностью, выпивал глоток-другой животворного Слова. Обладая великолепной памятью, он заучивал наизусть большие отрывки из Священного Писания, что оказалось чрезвычайно полезным для его будущего служения.
Вполне понятно, что энергичному и обаятельному юноше необходимо было остерегаться всякого рода посягательств врага его души, что он и делал, часто уходя в лес или другое уединенное место, где он мог бы без помех общаться с Тем, Кто, будучи невидимым, был так бесконечно близок его страждущей душе. Один из его ближайших друзей рассказывал, как «однажды, после их беседы, он, переживая сильное искушение, ушел в пещеру и находился там, пока все его существо не исполнилось чувством божественного присутствия. Он имел все основания утверждать, — добавляет м-р Кларксон, — что, если бы не эти частые общения с Богом, он никогда бы не был в состоянии вести духовную войну за Христа».
Прежде чем расстаться со своими прежними друзьями, Дж. Смит засвидетельствовал им, что сделал для него Бог. Он порицал их пороки и говорил им о необходимости повернуться к Спасителю, Который всегда готов принять их. В результате этих пылких увещеваний двое из его бывших приятелей обратились к Богу. И теперь, когда у него была совсем иная шкала ценностей, Смит ясно понял, как неправильно он провел все эти годы, которые следовало бы потратить на приобретение полезных знаний. Ему так необходимо было усовершенствовать свой английский язык, что он убедил нескольких друзей присоединиться к нему в занятиях по приобретению более глубоких знаний.
Оставив свою работу в Барнсли, Джон стал посещать академию в Лидсе, где одним из его первых наставников был Дэвид Стоунер, прекрасный человек, подготовленный Господом. Известный своей набожностью, этот преподаватель являлся авторитетом праведности в колледже и никогда не переставал убеждать Джона начать проповедовать. В письме к родителям, описывая этот период, он рассказывает:
Еще немного — и война будет окончена. Преодолев еще несколько противоречий, мы окажемся в славе. В моем Боге я чувствую себя поистине счастливым. Слезы благодарности льются из моих глаз от бесконечной Его любви ко мне. Молитесь, чтобы Бог помог мне, потому что я желаю, чтобы вся моя жизнь была проведена в Нем и для Него.
В другом письме, написанном примерно в то же время, он искренне признается:
Моя душа жаждет тех мыслей, что были во Христе: в результате я сталкиваюсь с противостоянием сатаны, но Господь со мной и всегда поддерживает меня во всех трудностях. Хотя я верю, что во Христе — вся полнота жизни, я все же недостаточно обращаюсь к Нему за помощью и защитой. В искушении я часто на короткое время падаю и уже не настолько бываю уверен в Боге, как тогда, когда у меня все нормально или когда мне так кажется. Но когда я просто прихожу к Господу, рассказываю Ему о своих делах, признаю свою слабость, прошу о милосердии, верю во Имя Его, Он освобождает меня от искушения, является причиной моей несказанной радости в Нем как моем Спасителе. Я могу прийти к Нему благодаря Иисусу Христу и назвать Его своим Отцом. Сам Святой Дух свидетельствует моему духу, что я — дитя Божие.
Впервые Джон Смит попытался проповедовать именно в той самой классной комнате, где Дэвид Стоунер, его наставник и учитель, произнес свою первую проповедь. Он говорил на стих: «...бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Пр. 18:24), но вскоре, к сожалению, запутался. В конце концов, он признался своим слушателям, что больше ничего сказать не может и, глубоко огорченный, сел. Однако эта неудача была только кажущейся, и она не отвратила Джона от дальнейших попыток проповедования.
Между тем, некоторые его друзья-христиане старались оказать на него давление относительно доктрины «совершенной любви», что, судя по выдержке из приводимого ниже письма, глубоко огорчало его:
Мое сердце отдано Богу. Во всех своих мыслях я стремлюсь быть в Иисусе Христе. Да будет благословен Господь, что я так вдохновляем Его драгоценными обетованиями в своих упорных поисках полного спасения. Я стремлюсь обрести эту чистоту сердца. Об этом я молюсь, читаю, этому учусь, этого жду и в это верю. Это Твоя работа, благословенный Господь! Позволь мне радоваться этому. В ваших молитвах не забывайте того, кто благословляет Бога за таких родителей и кто каждый день молится за вас.
Требования, предъявляемые к принятому им служению, связанному с постоянными поездками, заставили его осознать необходимость такого глубокого преобразования своей жизни, когда он верой принял бы полноту схемы искупления во Христе. Он понимал, что Христос приходил с целью «разрушить дела дьявола». И где эти «дела» занимали более прочное положение, если не во всех фибрах его собственной души? Старая природа Адама в нем, конечно, не приняла Бога, да и не могла принять никогда.
Для Джона Смита вера была самой логичной вещью в мире. Его биограф так характеризовал его в этом отношении: «Сила его веры не знала границ. Когда один человек, который был злым, словно дьявол, нес на себе все когда- либо совершенные грехи, лишь один Смит был способен поверить, что Бог спасет его». Ему довелось услышать:
Это тот путь, на котором я поднимаюсь. Я не стану мучиться, живя в своем неверии: если бы так было, я бы утратил всякую надежду.
Поистине, этот человек обладал замечательным пониманием самой сущности веры.
Хорошо взять на себя смелость принять Бога в Его Слове, положиться на обетования до такой степени, как мы можем, вопреки всем препятствиям и трудностям, пока это легко — ухватиться за благословение, чтобы объявить его нашим во всей его полноте и славе... Мы не в состоянии верить слишком много; мы неспособны поверить слишком быстро. Мы можем обрести покой во Христе ради прощения наших прошлых грехов, ради разрушения тела греха и ради Бога как нашей участи... Мы охраняемы тогда, когда мы доверяемся Божьей Силе через веру.
Его биограф добавляет: «Он был недоволен, когда люди так молились, как будто Бог не расположен дать им Свое благословение, или когда кто-то рассматривал неверие как заурядную слабость».
Отвратительно, когда люди говорят так, будто они благословляют более охотно, чем Бог. Со стороны Бога нет никакой преграды. Он дал нам Своего Сына. Всецело будучи на стороне Бога, я уже не в силах удержать себя от спора. Но эта необходимость сражаться исходит не от нерасположения Бога, а от нас самих или от сатаны; Бог же — неизменен.
Во время своей девятимесячной поездки в Йорк Джон обрел чувство уверенности во всепронизывающей любви Христа, излившейся в его сердце. Его молитвенная жизнь стала во много раз интенсивнее. Теперь существовало нечто, что невозможно было объяснить, но что наделяло энергией этого человека.
С получением этого дара Святого Духа в Его очищающей и укрепляющей благодати стиль проповедования Смита полностью изменился. «Он отказался от рассчитанных на внешний эффект приемов гомилетики, чтобы предоставить как можно больше простора Святому Духу действовать через него. Он считал, что его проповедование должно быть не привлекательными для людей словами человеческой мудрости, а свидетельством Святого Духа, Который никогда не отдает Своей славы человеку. Он увидел путь, на котором плоть может возвыситься даже в служении, и решил проповедовать иначе. Это означало гибель его репутации в отношении даже некоторых духовных аспектов в церкви. Пренебрежение своими способностями явилось для него сложнейшим уроком смирения и самоотречения. Исключительность его положения была в том, что он прекрасно знал, что наделен дарованиями, которые могли бы украсить его проповеди перлами человеческой мудрости, но он неуклонно отказывался проявлять их».
Теперь этот ревностный молодой христианин побуждал своих слушателей не ожидать сколько-нибудь значительных успехов в христианской жизни, пока человеческое сердце не очистится от своей развращенности. В письме к родителям он отмечает:
Развращенность сердца делает нас неспособными к исполнению Божьей воли: это болезнь, бессилие, немощь; это распространяется на все стороны человеческого существования. Но есть «бальзам» в Галааде, там исцеление (Иер. 46:11).
Теперь Джон Смит видел нужду в божественном руководстве даже в самых незначительных повседневных делах. Гораздо легче советоваться с плотью и кровью, чем ожидать полной ясности от Бога прежде, чем что-либо предпринять. Один из его друзей как-то отмечал: «Я помню его замечание об одном случае, когда он поступил правильно, но при этом не выяснил прежде воли Бога. Он определял этот шаг как главную ошибку своей христианской жизни, последствия которой наложили негативный отпечаток на весь его последующий опыт».
При изучении биографии необычайно интересно проследить, как пути преданного христианина пересекаются с жизнями тех, кто в своей жизни испытывает голод в большем познании Бога. Как мы уже знаем, Дэвид Стоунер помогал Джону, когда этот совсем юный христианин только подходил к выбору верных принципов. Затем для дальнейшей помощи ему Господом был использован Джон Нельсон. Однако первое впечатление, полученное Джоном Смитом от собрания этого ревностного и успешного служителя Бога, было не слишком благоприятным. Часто благочестивые люди подобны бесценным самоцветам, скрытым в почве поля этого мира. Их необходимо обнаружить, и нередко понять их способны лишь близкие им по духу люди. Зная цену смиренности ума и кротости духа, они не стремятся произвести впечатление, скорее они предпочитают оставаться незначительными и неизвестными. Лишь благодаря Джону Нельсону Смит усвоил множество практических уроков в искусстве завоевания душ для Христа. Ораторских взлетов, которые, как он знал, понравились бы людям, ему приходилось избегать, чтобы вся слава доставалась Богу.
Под влиянием служения Джона Нельсона он окончательно убедился в вечно возобновляющейся потребности в жизнеутверждающем Духе Божьем.
Я слышал несколько таких проповедей м-ра Нельсона, каких мне прежде никогда не доводилось слышать. Я никогда ни перед кем не сознавал своей незначительности как проповедника так, как я чувствовал ее, когда проповедовал м-р Нельсон. У него было помазание, и это делало его великим. Он сказал мне, что я должен благословлять Бога за бесплодность своих попыток. «Я тащу свое холодное и жесткое сердце на гору Голгофы: если истекающий кровью Агнец не сможет согреть и растопить его, тогда это никому не под силу. Я нуждаюсь, чтобы любовь умирающего Христа излилась в мое сердце. Господи, помоги мне!»
Его биограф рассказывает нам, какое важное значение придавал Джон Смит способности прозревать глубины человеческого сердца. «Развращенность человеческого сердца, как она изображена Иисусом и Словом Божьим, стала предметом его изучения. Но кому дано знать глубины того, что сокрыто внутри человека? Тот, кто проповедует, чтобы обеспечить безопасность церкви, должен быть знаком с болезнью греха, и это Джон Смит определил своей целью... Человеку, который не в состоянии определить ценность своей собственной души, не дано знать цены души другого. Человек, не чувствующий горечь и ужас греха в своем сердце, не различит болезнь греха в мире. Человек, не приходящий в трепет, осознавая грозящую опасность, не ощутит и гибельности безбожия. Человек, совесть которого не окроплена Кровью Христа, не постигнет истинной цены искупления. Ровно настолько, насколько религия становится делом глубокой личной заинтересованности, проявляется забота человека о спасении душ других людей.
У него появились признаки опасной болезни, которая и станет причиной столь раннего завершения этой прекрасной жизни. В письме к родителям он признается:
Я совсем заболел. Был ужасный кашель, который совершенно лишил меня сил, так что я не мог ни читать, ни заниматься. Это сделало мое состояние просто невыносимым: несколько ночей я почти не сомкнул глаз. Я думал, что если бы Бог призвал меня проповедовать, то Он благословил бы меня более здоровым телом. Но, да будет благословен Господь, я гораздо более ободрялся зрительно и слухом, зная, что Бог усиленно действует через меня. Если Господь настолько милостив, что использует меня, то Он имеет на меня права. Ему подвластно все: тело, душа, время, способности — ВСЕ!
Многие из тех, кто прошел подобный опыт освящения, становятся чопорными и самодовольными, не пребывая в каждый миг в зависимости у Бога. Не так с Джоном Смитом! Он понимал, что следствием этого опыта должна быть усиленная молитва и истинно молитвенная жизнь, при которой человек весь уходит в Библию, позволяя Богу говорить через Его Слово. Поистине, не существует праведности помимо той, что каждый день через веру исходит от престола благодати. В одном из писем Джона Смита мы читаем:
Общение с Богом невозможно заменить ничем. Не общаясь с Богом, душа увядает и умирает, она становится испорченной. Но какой же жизнью, красотой и благословенностью Бог может наполнить душу!
Я понимаю, что ничто не заботит нас так, как постижение плана Бога. Он желает сделать нашу святость совершенной и наполнить нас всей Своей полнотой. Это должно стать нашей целью: не просто достигнуть небес, но быть настолько годными для Царства Божьего, насколько сможем, и иметь в себе столько от неба, сколько это возможно, пока мы еще в этом мире. Для этого мы должны обладать очень сильной верой. Давайте же доверимся Божьему Слову и осознаем благословение в обетовании... Давайте взывать к Крови Иисуса!
О, в каком смирении я был последнее время! Моя душа была во прахе перед Господом, и в то же время я чувствовал уверенность малого дитя. Я люблю находиться в этом состоянии... В ваших упражнениях делайте упор на чистоту сердца; покажите, что она обретается и утверждается верой; покажите, что она является привилегией. О, какое счастье освободиться от всякого гнева, недовольства, гордости, злобы и исполниться нежности, мягкости, терпения и смирения... Давайте праздновать себя в Иисусе. Давайте размышлять о Нем, нашем младенце Спасителе в Вифлееме, и быть смиренными. Давайте слушать Его.
Дж. Смит, будучи близким другом Дж. Нельсона, увлекся его племянницей мисс Хаймер. Из письма к ней мы узнаем, что более всего занимало его мысли в то время:
Давайте пристально вглядимся в наши сердца, вглядимся в написанное Слово и обратим свой взор на Бога, дабы Святой Дух озарил Своим светом сердце и Слово. Какое бы мы не заметили в себе несоответствие Слову, давайте предоставим действовать Господу (ибо мы не в состоянии избавиться от него сами) и будем умолять Его до тех пор, пока не почувствуем в себе силу позволить Иисусу уничтожить его. Когда Бог, обращаясь к самым потаенным уголкам души, скажет: «Будь чист», всякая испорченность и развращенность уйдут и душу наполнит чистота.
Давайте не будем терять бодрости духа, какой бы ужас не вселялся в наши души, и какую бы слабость мы не испытывали, и как бы беспомощны мы не были: Кровь Иисуса очищает все, благодать Иисуса всесильна. Иисус наш по вере. Бог предлагает Его нам. Давайте же всецело доверимся Спасителю. Давайте сконцентрируемся у подножия креста, поднимем наши глаза и будем взирать на Иисуса, пока наши сердца насквозь не проникнутся Его любовью до смерти. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». «Будьте святы, ибо Я свят». «Для сего-то и явился Сын Божий», во плоти, — для какой цели? — «чтобы разрушить дела дьявола». О, тогда давайте скажем, как говорит Бог: «Погибель — полная погибель — для греха». Вера, которая является постоянным и сознательным актом, сохранит нас чистыми. Давайте взывать день и ночь к Богу о Его вере — вере совершенной. Мы встретимся с сильным противодействием. Мир не в состоянии принять это, дьявол люто это ненавидит; лишь некоторые исповедующие будут стоять на этом, лишь Божья воля! воля Бога!
Многие преуменьшают значение переживания такого рода, дабы не возносить неподобающим образом индивидуальность. Одна из дневниковых записей Дж. Смита наглядно свидетельствует, насколько низко он ставил свое «я»:
Весь этот день у меня не было живого чувства присутствия Бога и Божьего благоволения, которым я так желаю наслаждаться. Я прекрасно сознаю свое невежество и недостаток способностей для дела служения. Все же Господь является все достаточным, и Он даст мне необходимую квалификацию и помощь. Я верю, что буду более компетентным, чем был до сих пор. Мне следует сетовать на мою неуверенность во всем. Я не молился об этом столько, сколько мне следовало молиться. Божьей милостью я возобновлю мои усилия.
В одном из писем к мисс Хаймер, теперь уже ставшей его невестой, он писал;
Достигайте большей глубины христианства, явного свидетельства Божьей любви в вашем сердце. Опыт Слова; чувствую, что в вас тот же дух, который вдохновлял святых авторов Книг Библии. В последнее время у меня были исключительные и суровые искушения, но благословенный Господь, даровав мне особую силу и милость, помог выстоять в них.
Со временем, женившись, он переехал в графство Ноттингем, где его радовали сцены духовного пробуждения, и мы имеем возможность наблюдать подготовку душ и, которая продолжила начатое Богом дело. Однажды утром один из друзей Смита сказал ему, что он плохо выглядит, и Джон объяснил, что целые сутки провел в посте и молитве. Он был уверен, что Бог скоро начнет великое духовное пробуждение в Ноттингеме и его окрестностях.
«Некоторое время спустя несколько его друзей как-то вечером зашли к нему домой и нашли его в состоянии глубокой депрессии. Он размышлял о положении грешников в этом городе, об их порочности и много слез проливал из-за их бесчестия по отношению к Богу и Его законам. Он предложил своим друзьям присоединиться к нему в молитве. Один или двое последовали этому приглашению, затем Дж. Смит излил свои скорби перед Господом, исповедуя и оплакивая грехи людей неистово и с невыразимым чувством. Его самозабвенная агония была настолько необычной, что миссис Смит, хотя и привыкшая к его напряжению в молитве, оказалась не в состоянии переносить это зрелище и вышла из комнаты. Его друзья поднялись с колен и во все глаза смотрели на него с изумлением, смешанным с чувством тревоги. Один из них отважился дружески увещевать его и умолял его прекратить. Мистер Смит повернулся к нему и тоном безутешного горя воскликнул: “Ступай человек, склони колени и плачь день и ночь о мерзостях этих людей”.
Почти два часа он продолжал призывать Бога, с необыкновенной силой вкладывая в молитву тело и душу, и принужден был прерваться только потому, что довел себя до полного истощения. Такая истовая мольба повлекла за собой признаки грядущего духовного пробуждения и в скором времени “там прошел великий дождь”».
Ричард Треффри, биограф Дж. Смита, вначале с предубеждением отнесся к отзывам, которые он слышал об этом исключительном человеке, но приехав в Ноттингем, он получил отличную возможность самому как следует узнать его. Понадобилось лишь пять минут личного общения, чтобы гость устыдился своего предубеждения. Он вспоминал: «Я быстро понял безграничное духовное несоответствие между нами, но его религия была такого свойства, что вселяла уверенность в тех, кто размышлял о ней. С одной стороны, в ней не было ничего мистического, с другой — исключительного или отталкивающего. В этом плане не было никакого духовного эмпиризма, если можно так выразиться. Никто из тех, кто понимал (а не заметить этого было невозможно) мощь его веры, не мог ни на минуту усомниться, что она полностью соответствовала степени его христианской зрелости».
Его биограф отмечал: «Сразу чувствовалось, что в простоте его веры никакое духовное благословение не было для него ни трудным, ни далеким; и никто не смог бы распознать природу его веры, не уяснив, что подняться до нее способна любая душа, которая по-детски проста, чиста и искренна. И мне лишь остается признать это главной причиной его успеха как проповедника.
Он сам стремился найти наисовершеннейшие модели христианского переживания и ликовал, когда кто-то из верующих успешно переживал этот опыт. Для Джона Смита это было равносильно его собственному успеху. Он рассказывал:
Читая биографию Флетчера, я видел узкий путь: не тот, выбранный мной для себя, но другой, который был еще уже.
Слушая, как некоторые из друзей на вечере любви рассказывают об испытаниях, которые поставили их на колени, он одобряет их поступок, однако советует:
Существует неизмеримо более прекрасный путь: должно быть достигнуто такое состояние ума, когда человеку не потребуется кнут, чтобы он склонил колени, но он станет относиться к этому как к своему долгу, привлекательному наслаждению, которое
будет в этом находить.
Его смирение было в высшей степени потрясающим. Когда он уже был настолько болен, что жизнь, казалось, вот- вот оставит его, он высказал пожелание начертать на его гробу слова: «Неверный Джон Смит».
Естественным было бы заключить, что характеру человека, ведущего подобную молитвенную жизнь и несущего такое бремя за других, было чуждо чувство юмора. Но Святой Дух может дать человеку гармонию, которой тот не способен добиться сам. «Доброта его характера не имела предела, — отмечал Треффри, — и в его речах часто сквозил спокойный, беззлобный, но острый юмор, придававший его человеческим суждениям необыкновенную живость... М-р Смит редко отказывался прийти на чашку чая или от других приглашений такого рода. Он полагал, что для выдающегося человека такое “проповедование в гостиных” — важная миссия, в числе прочих обязанностей священнослужителя.
Другой характерной чертой его набожности было его светлое и ясное понимание сути мира невидимого. Мне бы не хотелось много распространяться на эту тему, душа моя этому противится, но очень немногие христиане могли по достоинству оценить эту сторону характера Дж. Смита. Я воспользуюсь возможностью привести тут высказывание одного из его друзей о том, что “он обладал чуткостью умственного восприятия, что позволяло ему верно оценивать положение тех, о ком и с кем он ходатайствовал перед Богом”. Кроме того, он как никто распознавал проявления дьявольских сил, противопоставляя им силу веры и, как следствие, спасение людей. Иногда эта его способность проявлялась настолько выразительно, что он действительно обращался к ним как к зримо присутствующим и тоном торжественным и непостижимым, но исполненным уверенности, лишал их возможности действовать в дальнейшем. Однажды в частной беседе, он утверждал, что они давали о себе знать периодически».
Джон Смит отличался сильной тягой к знаниям. В его кабинете была собрана библиотека, где были книги как по богословию, так и по другим отраслям знаний, а также художественная литература. Он одалживал свои литературные сокровища даже самым скромным служителям, чтобы они могли пополнять свой запас знаний. Давайте, однако, подумаем, чем же объяснялась его удивительная способность достигать самых сокровенных уголков душ других людей. Секрет его дара крылся ни в чем ином, как в молитве — непрестанной молитве. И лишь Слово Божье было принято им в качестве руководящего принципа. Биографы и друзья Дж. Смита приоткрывают завесу над святилищем его души и дают нам возможность познакомиться с некоторыми из его почти невероятных молитвенных привычек.
«После домашнего утреннего служения, перед которым м-р Смит несколько часов молился в одиночестве, он вновь возвращался в свою комнату, где на коленях, а часто и пав ниц, боролся с Богом. Нередко под конец этих молитвенных сражений пол в комнате оказывался мокрым от его слез. Как-то он откровенно признался своему другу м-ру Кларксону, что временами его молитва длилась по два-три часа, прежде чем он достигал блаженства, наслажадясь ничем не сдерживаемым общением с небом, к которому он постоянно стремился и в котором непрерывно совершенствовался».
«Часто, — рассказывает другой его друг,— когда я приходил к нему с теми, кто искал спасения, мне приходилось прерывать его молитвы, которые порой продолжались без перерыва по семь-восемь часов». Случалось, что он проводил в молитве всю ночь или почти беспрерывно несколько ночей подряд. Когда ему доводилось проводить ночи вне дома, люди, у которых он останавливался на ночлег, нередко просыпались среди ночи, разбуженные его стенаниями, которые он не в силах был сдерживать».
Мало кто из людей столь глубоко проникался той страстью, что жила в сердце нашего Спасителя, когда Он молился за весь мир, страстью, которая, бесспорно, движет Им, когда Он, в этот самый момент, ходатайствует о Своих святых. Однажды, когда доктора советовали этому воину молитвы воздержаться от публичных выступлений, он предпочел пренебречь своим выздоровлением. Будучи у Дж. Нельсона, он услышал, что проходит служение, и, чувствуя себя немного лучше, просил дать ему слово хотя бы на короткое время. Но переполнявшая его сердце страстная любовь к душам, заставила его говорить гораздо дольше, чем позволяло состояние его здоровья. У него пошла горлом кровь, и есть основания думать, что именно это несвоевременное напряжение сил ускорило приближение его кончины.
Его последним местом назначения был Линкольн, но из-за быстро прогрессирующего туберкулеза легких ему приходилось значительную часть времени тратить на поддержание не слишком большого запаса своих сил. Дж. Смиту пришлось наконец-то провести какое-то время среди самых близких ему людей. Если бы ему был обеспечен лучший уход, его жизнь продлилась бы дольше, но его жена была не в состоянии поехать с ним в Кадуэрт. По его собственному признанию, он прервал работу на три месяца раньше, чтобы постараться вновь восстановить силы.
Сатана яростно атаковал его душу, но израненный воин креста постоянно свидетельствовал этому злостному созданию о своем искуплении Христом. И он силой крови Агнца одолевал своего противника. Он признавался:
Отец, — у меня снова была битва с силами тьмы; но, слава Господу, Он вызволил меня. Благодаря крови Агнца, я вышел из нее «больше, чем победителем».
В других случаях его утешения являлись поистине великими.
Дж. Смиту, которого быстро прогрессирующая болезнь лишала последних сил, приходилось, невероятным напряжением, превозмогать себя, чтобы писать. Этот воин ростом в шесть футов, некогда крепкий атлет, теперь был измотан от беспрестанного непосильного труда. Ему было всего 37 лет, когда он тихо и мирно встретил конец своего земного пути. Тех, кто был рядом с ним, незачем было убеждать в том, что их умирающий брат в преддверии своего триумфа пребывает в радости. Вся его жизнь являлась свидетельством принятия уготованной ему стези.
Потом, преодолев внутреннее борение, умирающий сказал:
Теперь все ясно. Я кое-чего добился в своей работе, но счастлив я вовсе не поэтому. Мое счастье в другом. Теперь я узнал Бога. Я являюсь величайшим грешником и спасаюсь лишь благодаря чудесной Божьей любви, явленной в Иисусе Христе. И к Его стопам слагаю я себя самого и все мои труды.
Посетитель, находившийся у постели больного, произнес: «Слава Богу!»— и умирающий святой ответил: «Аминь». И потом его голос замолк на земле навеки, чтобы он мог присоединиться к искупленным для поклонения Агнцу в Царстве Небесном.
Слишком непомерное божественное напряжение бесконечной любви к душам изливалось через этот канал, ограниченный человеческим естеством. И он не мог не сгореть преждевременно. Такую цену уплатил Дж. Смит за то, что ежедневно в него изливался исходящий от Бога поток любви к погибающему человечеству. Поступал ли он вопреки мудрости? На этот вопрос у нас нет ответа. Но спасти чью-либо жизнь, дав человеку достичь почтенного возраста, лишив его при этом притока божественной любви, — расточительство гораздо большее, чем внешне опрометчивое расходование энергии. Такая жизнь являет собой не менее грустную картину, чем зрелище бездумной растраты огромного человеческого потенциала на пустяки. Человек был создан для общения с Богом и исполнения своей роли, назначенной ему Богом в судьбе мира.
На этом мы завершаем очерк о Джоне Смите. Он исполнил предназначенные ему труды. Его победа не вызывает ни малейшего сомнения, а духовное влияние этого человека откроется нам в полной мере в великий день Суда, когда каждый христианин даст отчет о своих делах.
О, дай мне, Господи, молящееся сердце,
Что изнывает в муках агонии за тех,
Кого держат в плену рождающие грех дьявольские силы.
О, дай мне почувствовать острую боль
Тех, кто познает искусство молитвы заступника
И успешно дерзает вмешиваться в дела
Между Богом и человеком, кто принимает сторону грешника.
Подобно Моисею, в горестном сочувствии
К согрешающему Израилю, позволь мне
Просить заступничества перед Тобой,
О, Святой наш Отче: лицом к лицу!
И, вослед за Спасителем, позволь свою кровь пролить
И принять муки за пребывающую во тьме греховную расу,
Готовому, как Павел, любой ценой
Привести грешный народ на небеса.
Д. А. Саймонс
Энн Катлер