Если человек отрицает это, то он является неверующим, даже если при этом не отрицает данную суру целиком.
Также Аллах Всевышний сказал: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого истинного бога».– [23:91]. Здесь Аллах разделил между двумя видами неверия и сделал каждый из них самостоятельным.
Также Аллах Всевышний сказал: «Они приобщили к Аллаху в сотоварищи джиннов, а ведь Он создал их. Они выдумали для Него сыновей и дочерей, не имея об этом никакого знания».– [6:100]. Здесь Аллах разделил между двумя видами неверия.
Доказательством также является тот факт, что люди, ставшие неверными из-за обращений с мольбами к аля-Ляту, который был праведным человеком, не называли его сыном Аллаха. Также и те, которые стали неверными из-за поклонения джиннам, не называли их сыновьями Аллаха.
Также ученые всех четырех мазхабов в главе о шариатском постановлении относительно вероотступникам говорят (примерно следующее):«Если мусульманин посчитает, что у Аллаха есть ребенок, то он станет вероотступником (муртаддом). И если он придаст Аллаху сотоварищей, то станет вероотступником (муртаддом)». Таким образом, они проводят разницу между двумя видами неверия, что является предельно очевидным.
______________________________________
Это – следующее сомнение. Он говорит: «Эти многобожники стали неверующими, так как заявляли, что у Аллаха есть ребенок, а не из-за того, что они взывали к приближенным Аллаха, пророкам или к кому-то другому». Это очередной пример позорного невежества.
Мольба к творениям, вместо Аллаха, какими бы великими не были эти творения, будет многобожием. Что же касается приписывания Аллаху сына или супруги, то это уже другой вид неверия. Многобожники не стали неверующими только лишь из-за этого. Такие убеждения имели лишь некоторые из них, а не все.
Поэтому Аллах объявил этот аргумент ложным и ясно сказал: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого истинного бога».– [23:91]. Ведь, многобожники совершали оба этих вида неверия, и Аллах опроверг эти убеждения в разных аятах.
Иначе говоря, вопросы являются разными, но эти многобожники цепляются за всё, что можно назвать доводом. Дело в том, что они, в действительности, не желают истины. Они просто хотят продолжить придерживаться своих убеждений. Они не хотят, чтобы многобожие было признано ложным, и его суть стала понятна и ясна людям. Ведь, по причине этого многобожия они получают определенную выгоду. А иначе, люди могут объявить их невеждами, и обвинить их в своих заблуждениях, после чего они упадут в глазах людей. Многие многобожники отказываются признать истину именно из-за этого.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Если же он скажет: «Воистину, приближенные Аллаха не познают страха и не будут опечалены».– [10:62], - то ответь:«Это – истина! Но им нельзя поклоняться. Мы порицаем вас именно за то, что вы поклоняетесь им и придаете их в сотоварищи Аллаху. Ты обязан любить их и следовать за ними, и признавать почет, оказанный им Аллахом. Почёт, оказанный Аллахом Своим приближенным (караматы аулия), отрицают лишь приверженцы нововведений и заблуждений, а религия Аллаха – это середина меж двух крайностей, прямой путь меж двух заблуждений, истина меж двух ложных воззрений».
Если ты понял, что убеждения многобожников в наши дни и есть то многобожие, относительно которого был ниспослан Коран, и по причине которого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с людьми, то знай, что многобожие первых многобожников легче, чем многобожие наших современников по двум причинам:
Во-первых, первые многобожники придавали Аллаху сотоварищей, взывали к ангелам, приближенным Аллаха и к идолам вместе с Аллахом, только во времена благополучия. Что же касается тяжелых ситуаций, то во время них они начинали обращаться с мольбами только лишь к Аллаху.
Аллах Всевышний сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен».– [17:67].
А также: «Скажи: ″Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?″. О нет! Вы будете призывать только Его. Если Он пожелает, то избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему, и тогда вы забудете о тех, кого приобщали в сотоварищи».– [6:40-41].
А также: «Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: ″Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня″».– [39:8].
А также: «Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним своё поклонение».– [31:32].
______________________________________
Это – первая причина, из-за которой их многобожие хуже, чем многобожие первых многобожников. Это не значит, что бывает легкое многобожие. Какое бы многобожие не изошло от человека, оно навечно заводит его в Ад. Но многобожники, как и обычные грешники, бывают разных степеней. Грехи, подобно деяниям покорности, отличаются друг от друга: некоторые из них страшнее других.
Современные многобожники являются более глупыми, и поэтому, попадая в тяжелые ситуации, их многобожие увеличивается. Это отличает их от первых многобожников. Первые многобожники знали, что только лишь Господь земли и небес устраняет печать и тревоги, и отвечает на зов нуждающихся. Они знали, что другие этого не могут. Поэтому они очищали свое поклонение в тяжелых ситуациях, зная, что спасти их может только Господь миров.
Современные многобожники, попадая в тяжелые ситуации, начинают говорить: «О, Бадауи! О, Дусуки! О, Аляуи! О, Али! О, Хусейн!», и так далее. Они обращаются за защитой к своим объектам поклонения в самых тяжелых жизненных ситуациях. Это и есть наихудшее состояние! Просим у Аллаха благополучия!
Где разум?! Как ты можешь обращаться за помощью в тяжелой ситуации, взывать к человеку, похороненному в далекой от тебя стране?! Суть в том, что это многобожие еще хуже, и оно возникает по причине глупости и глубокого невежества. Он думает, что этот похороненный, к которому взывают, знает сокровенное и видит то положение, в котором вопрошающий о помощи оказался. Современные многобожники не просто стали придавать Аллаху сотоварищей в поклонении, но и стали придавать Ему сотоварищей в господстве (рубубия). Ведь, они взывают издалека, считая, что те, к кому они взывают, слышат и способны им помочь. Хотя это – отличительная особенность Господа миров. Только Он может слышать каждого, кто взывает к Нему. Только Он помогает тем, кто оказался в тяжелой ситуации. Что же касается мертвого, который уже возможно истлел, и к которому взывают из далекого места, - это означает, что люди, взывающие к нему, считают, что он слышит и способен помочь. Иногда они даже говорят, что такой-то мертвый знает всё, что происходит во вселенной. Например, они сказали: «Никто не заходит в такую-то страну без позволения такого-то мертвого, и никто не покидает эту страну без его позволения».
Это многобожие не совсем подобно многобожию первых многобожников. Оно превзошло первое многобожие на много степеней и стало многобожием не только в поклонении, но и в господстве (рубубия). А придание Аллаху сотоварищей в вопросах господства страшнее, чем придание Ему сотоварищей в поклонении. Ведь, Аллах Всевышний сделал Своё единоличное господство указанием на необходимость поклонения только лишь Ему одному.
Это не означает, что некоторые виды многобожия будут прощены, или относительно некоторых видов многобожия будут сделаны послабления. Многобожие целиком является злом, но некоторые его виды хуже других.
Автор упомянул слова Всевышнего: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него».– [17:67].
Что значит «покидают вас»? То есть, исчезают из ваших мыслей, и вы начинаете взывать только к одному Аллаху, забывая тех, кому поклонялись ранее. Что же касается современных многобожников, то у них всё наоборот.
Также Аллах Всевышний приказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказать многобожникам: «Скажи: ″Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?″. О нет! Вы будете призывать только Его. Если Он пожелает, то избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему, и тогда вы забудете о тех, кого приобщали в сотоварищи».– [6:40-41].
Также Аллах Всевышний сказал: «Вы явились к Нам одинокими, какими Мы сотворили вас в первый раз, и оставили позади себя то, чем Мы вас наделили. Мы не видим с вами ваших заступников, которых вы для себя считали сотоварищами Аллаха».– [6:94].
То есть, этих заступников нет, они не оказывают никакого влияния. Многобожники хорошо понимают это.
Первые многобожники прекрасно понимали арабский язык, они понимали то, с чем к ним обращались, они понимали, что значит слово «илях» (тот, кому поклоняются). Также они были более разумными, чем современные многобожники. Какой разум может быть у человека, который, находясь в морской бездне, взывает к тому, кто уже похоронен?! Между тонущим и похороненным огромные расстояния. Какой разум может быть у такого человека?! У него нет ни разума, ни способности понимать аргументацию.
Это – первый причина. Многобожние поздних многобожников хуже и страшнее, чем многобожие первых многобожников из-за двух причин. Вот это первая причина. А вторая причина придет далее: первые многобожники взывали к тем, у кого не было грехов, а современные многобожники взывают к неверующим, нечестивцам, безбожникам.
Например, они взывают к человеку по имени ибн Араби ат-Таи, который придерживался убеждений пантеизма. Над его могилой установлен купол, и на ней взывают к нему, и обращаются за помощью в тяжелых ситуациях. То же самое касается объектов поклонения во времена самого шейха: Тадж, Шамсан. Простые люди считали этих людей маджзубами (высокая степень у суфиев), хотя они были подобны сумасшедшими нечестивцами. Они не совершали омовения, не молились, не удерживали себя от порицаемого и мерзостей. Мы просим у Аллаха благополучия!
Люди называли их «маджзубами». Что значит «маджзуб»? Это – люди, которые лишились разума будто бы от любви к Аллаху, и они являются приближенными Аллаха (аулия). Таким образом, они стали поклоняться самым худшим людям.
Хотя, конечно, поклонение и нечестивцам, и праведникам – это всё равно многобожие. Но разница в разуме. Общеизвестно, что безгрешное творение неподобно тому, кто является нечестивцем. Если человек возвеличивает нечестивца или неверующего, то он не подобен тому, кто возвеличивает приближенного Аллаха, или пророка.
По этим двум причинам многобожие современных многобожников хуже, чем многобожие первых.
В жизнеописании пророка упоминается, что Икрима ибн Аби Джахль сбежал, когда посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в Мекку будучи завоевателем. Он сел на корабль в Джидде, чтобы уплыть либо в Йемен, либо в Эфиопию. Во время путешествия поднялся ураган и тогда владелец корабля сказал: «Обращайтесь за защитой к вашему Господу. А тот, у кого с собой идол, пусть выбросит его в море, ведь, от этого бедствия может спасти только Господь миров». Услышав это, Икрима начал думать и сказать: «Если в тяжелой ситуации не спасает никто, кроме Аллаха, то и в обычных жизненных ситуациях не спасает никто, кроме Аллаха. Клянусь Аллахом, если Аллах спасёт меня, то я пойду к Мухаммаду, присягну ему, и пусть делает со мной, что пожелает». Такова причина принятия им ислама.
Аллах наставил его на прямой путь после его размышлений, хотя большинство находящихся с ним не приняли ислам. Если Аллах Всевышний пожелает наставить человека на прямой путь, то Он дарует ему что-то, чтобы пробудит его.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Что касается тяжелых ситуаций, то первые многобожники во время них взывали только лишь к одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, забывая свои божества. Тому, кто поймет этот вопрос, станет очевидной разница между многобожием наших современников и многобожием первых поколений. Однако где тот, чье сердце понимает этот вопрос должным образом?! А Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью!
______________________________________
Вместе с тем, что понимание этого вопроса является легким. Но если человек живёт на определенных убеждениях, унаследованных им от тех, кого он возвеличивает, и кого он считает господами и приближенными Аллаха, то ему тяжело избавиться от этих убеждений. Возможно, ты разъяснишь ему этот вопрос, а он даже не задумается и не посмотрит на твое разъяснение. Возможно, он начнёт считать тебя врагом и закроет уши.
Помню, как я говорил с человеком из их числа. Он засунул пальцы в уши и повторял: «Ты – неверующий ваххабит! Я не буду тебя слушать!» Он засунул пальцы в уши, чтоб не слышать ничего из моих слов. Он только повторял: «Ты – неверующий ваххабит! Я не буду тебя слушать!»
Если человек думает, что с ним говорит неверующий, то, как он примет от него?! Как он прислушается?! Он никогда не прислушается. Каждый сторонник лжи, сторонник определенного учения, каждый считает, что истина с ним, а другие ошибаются. Ситуация исправится лишь тогда, когда Аллах откроет ему сердце. Если Аллах Всевышний пожелает наставить его на прямой путь, то дарует ему определенную причину, которая побудит его принять истину.
Вопрос здесь не в том, что доводы являются скрытыми, и не в том, что вопросы многобожия и единобожия являются непонятными. Дело вовсе не в этом. Если человек говорит, что во фразе «ля иляха илля Ллах» есть неясность, то это утверждение не будет правильным. В этой фразе нет неясности. Напротив, она является понятной и ясной. Точно также и вопросах многобожия нет никакой неясности. Этот вопрос явный и очевидный. Но наставление на прямой путь в руках Аллаха. Если Аллах желает наставить кого-то на прямой путь, Он раскрывает его грудь для ислама. Если же Аллах желает заблудить кого-то, Он сдавливает и сжимает его грудь. Поэтому, такой человек ничего не слышит от тебя. Но когда к нему приходит человек, который на его учении и на его религии, он открывает для него свое сердце, глаза и уши. Заблуждение таково, как сказал Аллах Всевышний: «Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только этого не пожелал Аллах».– [6:111].
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Во-вторых, первые многобожники взывали, наряду с Аллахом, к приближенным Аллаха: либо к пророкам, либо к аулия, либо к ангелам. Также они взывали к деревьям и камням, покорным Аллаху Всевышнему.
А современные многобожники взывают, наряду с Аллахом, к самым нечестивым людям. Они взывают к тем, от кого передают совершение грехов, таких, как прелюбодеяние, воровство, оставление молитвы и тому подобное.
Тот, кто имеет ложные убеждения относительно праведника, или относительно того, кто не совершает грехов, например, относительно дерева и камня, легче по положению, чем тот, кто имеет ложные убеждения о том, от кого он воочию видит нечестие и порочность.
______________________________________
Это – вопрос испорченности разума. Все вышеперечисленное является многобожием и злом. Но особо запрещено возвеличивать сеющего нечестие, нечестивца, заблудшего. Его нужно ненавидеть и испытывать к нему неприязнь. Если люди называют его приближенным Аллаха, то они возвеличивают его по-своему невежеству и несправедливости. И это является несправедливостью поверх несправедливости.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Если ты убедился в том, что люди, с которыми сражался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были более разумными и их многобожие было более легким, чем многобожие современников, то знай, что у современных многобожников есть еще одно сомнение, которое они приводят. Это одно из самых великих сомнений у них, посему прислушайся к ответу».
______________________________________
Это сомнение легко опровергается. Оно имеет успех только относительно того, в чьей голове перепутались все понятия. Но автор назвал сомнение великим, так как они сами возвеличивают его.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Они говорят:«Многобожники, относительно которых был ниспослан Коран, не свидетельствовали «ля иляха илля Ллах», обвиняли во лжи посланника, да благословит его Аллах и приветствует, отрицали Воскрешение, отвергали Коран и называли его колдовством. А мы свидетельствуем, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, подтверждаем правдивость Корана, верим в Воскрешение, совершаем молитву и соблюдаем пост. Как же вы можете приравнивать нас к ним?!»
______________________________________
Ответ в том, что основа ислама заключается в том, что ты должен засвидетельствовать, что нет истинного бога, кроме Аллаха. Если же ты не засвидетельствуешь, а начнешь обожествлять кого-то другого, поклоняться кому-то другому, то твое поклонение Аллаху будет отвергнуто, даже если ты поклонялся Ему больше всех на земле. Поклонение не будет принято, как сказал Всевышний: «Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены. Они войдут в Огонь жаркий».– [88:2-4]. Почему они унижены, изнурены и утомлены?! Они плакали днями и ночами, они трудились, уставали, усердствовали, но в итоге попали в жаркий Огонь. Дело в том, что они не исповедовали единобожия. Они не поклонялись только Аллаху, а поклонялись другим, наряду с Ним. Поклонение не помогло им. Тебе не поможет твоя вера в посланника, да благословит его Аллах и приветствует, пока ты не последуешь за ним. Тебе не поможет твоя вера в Воскрешение, твоя вера в Коран, пока ты не станешь поклоняться только одному Аллаху, пока ты не засвидетельствуешь, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что только Он заслуживает поклонения, а все остальные божества являются ложными.
Именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в конце своей жизни отправил Му′аза в Йемен и завещал ему: «Возможно, ты больше не увидишь меня!» Он на самом деле больше не увидел пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Му′аз вернулся из Йемена, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже скончался. Что же он сказал Му′азу?! Он сказал: «Поистине, ты прибудешь к народу из числа обладателей Писания, так пусть свидетельство о том, что нет истинного бога, кроме Аллаха, будет первой вещью, к которой ты призовешь их. Если они ответят тебе в этом, то оповести их о том, что Аллах вменил им в обязанность пять молитв ежедневно». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел призывать к молитве только после того, как они ответят на призыв засвидетельствовать «ля иляха илля Ллах». Если же они не засвидетельствуют, то нет никакой пользы в их молитвах. Нет разницы, молятся они или нет.
Современные многобожники говорят: «Мы свидетельствуем, что нет истинного бога, кроме Аллаха». Как вы свидетельствуете об этом, если при этом поклоняетесь могилам, обходите вокруг них и ищите у них защиты?! Их свидетельство является ложным, ведь, они даже не поняли смысла фразы «ля иляха илля Ллах». Они не поняли, что значит «обожествление» и «истинный бог», которому необходимо поклоняться с любовью и со страхом.
Поэтому это сомнение легко опровергается, и у него нет никакого веса. Но они считают это сомнение доводом.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Ответ:
Во-первых, между учеными нет разногласия в том, что человек, который подтвердил правдивость посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в чём-то, и счёл его лжецом в чем-то другом, является неверующим, который не вошёл в ислам».
______________________________________
Об этом сказал Аллах в Своём Писании: «Они говорят: ″Мы веруем в одних (пророков) и не веруем в других″. И хотят они найти между этим (некий средний) путь, – такие – они в действительности (являются) неверующими».– [4:150-151].
Ислам не принимает такого деления, когда человек верует во что-то и не верует во что-то из ислама. Ислам – это целое понятие, и оно не принимает деления. Ты непременно должен взять ислам целиком. Но у ислама есть основа и ответвления. Основа ислама – это единобожие (таухид).
Поклонение (′ибада) строится на двух вещах, без которых невозможно обойтись: во-первых, поклонение должно быть посвящено только одному Аллаху; во-вторых, оно должно соответствовать тому, с чем пришел избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Также является неверующим тот, кто уверовал в одну часть Корана, но отверг другую. Например, человек подтвердил единобожие (таухид), но отверг обязательность молитвы. Или, например, человек подтвердил необходимость единобожия и молитвы, но отверг обязательность закята. Или, например, человек подтвердил необходимость всего вышеперечисленного, но отверг необходимость соблюдения поста. Или, например, человек подтвердил необходимость всего вышеперечисленного, но отверг необходимость хаджа.
Когда во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые люди не подчинились его велению совершать хадж, Аллах Всевышний ниспослал относительно них: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах».– [3:97].
______________________________________
После ниспослания этого аята хадж стал обязательным. Он был ниспослал в 9-ом году хиджры. Именно поэтому, согласно правильному мнению, хадж стал обязательным и стал столпом ислама только в 9-ом году хиджры, когда был ниспослан этот аят.
Что касается слов Всевышнего: «Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха».– [2:196], а также аятов из суры «аль-Хаджж» (№ 22), то все эти аяты просто побуждают к совершению хаджа и упоминают постановления, связанные с ним. В них нет приказа и вменения хаджа в обязанность. Приказ содержится именно в этом аяте.
То же самое касается остальных столпов ислама. Если человек не считает их для себя обязательными, то он не является мусульманином.
Некоторые могут спросить: «Если хадж стал обязательным в 9-ом году хиджры, то почему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил хадж в этом году, а повелел Абу Бакру совершить хадж с людьми?!»
Дело в том, что в этом году хадж совершался не в то время, которое установил для него Аллах, так как арабы-многобожники своевольно меняли месяцы местами. Именно поэтому посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отложил хадж. Поэтому, совершив хадж в 10-ом году хиджры, он обратился к людям с проповедью на горе Арафат, и сказал: «Время вернулось, (приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год (состоит из) двенадцати месяцев…», и так далее.
Арабы-многобожники меняли местами месяцы Мухаррам и Сафар, также они переставляли месяц Зуль-Хиджжа на другое время. Поэтому иногда хадж выпадал на месяц Сафар, а иногда совершался до наступления месяца Зуль-Хиджжа, а иногда – после него, а иногда – выпадал на установленное для него время.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Также человек, который уверовал во все вышеперечисленное, но отверг Воскрешение, является неверующим по единогласному мнению. Его кровь и имущество дозволены, как сказал Аллах Всевышний: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: ″Мы веруем в одних и не веруем в других″, - и хотят найти (некий средний) путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения».– [4:150-151].
Аллах Всевышний в Своём Писании прямо указал на то, что человек, уверовавший в часть религии, и проявивший неверии в другую её часть, является настоящим неверующим, и заслуживает того, что упомянуто в аяте, поэтому вышеупомянутое сомнение исчезает.