Преподобный Иосиф (1837-1911)
Старец Иосиф, в миру Иоанн Литовкин, был ближайший ученик великого старца Амвросия, — ближайший не по внешности только, но и по духу, по силе послушания, преданности и любви. Это было поистине «чадо любимое» старца Амвросия. Это чадо послушания воспитывалось в стенах смиренной убогой «хибарки» преподобного Амвросия, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя старца Амвросия. Здесь, в этой тесной келье, сделавшейся для него училищем благочестия, он прошел делом самую высшую из наук — монашество, и стал в свое время сам наставником монахов. И как это было все просто, скромно, даже для многих незаметно!
В «хибарке» старца Амвросия он прожил ровно пятьдесят лет.
По болезни старец Амвросий не выходил в церковь. Отец Иосиф начал служить в его келье всенощные бдения. Как старший келейник, он считал своей главной обязанностью заботиться о спокойствии старца Амвросия. Поэтому он часто выходил в приемную и внимательно выслушивал посетителей. Ответ старца он передавал в точности, ничего не прибавляя от себя. Старец Амвросий постепенно подготовлял преподобного Иосифа к старческому служению, уча его и словом, и собственным примером.
В последние годы жизни преподобного Амвросия к нему стало приходить так много посетителей, что он не мог принять всех. Многих он посылал к отцу Иосифу. После смерти старца Амвросия духовное окормление Шамординской обители также перешло к отцу Иосифу. А вскоре после смерти скитоначальника отца Анатолия отец Иосиф занял и эту должность и с нею стал старцем для всей братии Оптиной пустыни.
Батюшка как сам был непрестанный молитвенник, так и других располагал к занятию Иисусовой молитвой, и в своих наставлениях особенно хорошо говорил о молитве, как о самом необходимом для каждого человека деле. Если же в ком видел особенное расположение к ней, то старался развивать и поддерживать в нем искру этого стремления своими опытными мудрыми советами, согласно святоотеческих писаний об этом предмете, изложенных в «Добротолюбии».
Преподобный Иосиф пробыл на своем посту скитоначальника и старца братии двенадцать лет. Последние пять лет он стал ослабевать и иногда по два дня не принимал никого. С 1905 года он стал особенно часто прихварывать, но духом был все так же бодр и ясен. Старец скончался 9 мая 1911 года.
Духовные наставления
◊ Если возмущают тебя поступки и грехи ближнего и похищают твое душевное спокойствие, то вспомни о сем:
а) Погрешность ближнего, которую ты хотел бы исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и следовательно не исправишь погрешности погрешностью, — она исправляется кротостью.
б) Ревность, хотящая истребить всякое зло, сама есть великое зло.
в) Помни, что в твоем глазе бревно, а ты указываешь на сучец брата.
г) Есть несовершенства неизбежные, есть и полезные. Бывает, что злом искушается добро.
д) Пример долготерпения Божия должен обуздывать нашу нетерпеливость, лишающую нас покоя.
е) Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие, и если мы не начальствуем над людьми, то должны равнодушно взирать на зло.
ж) Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.
з) Ничто так не успокаивает и не примиряет нас с поступками ближних, как молчание, молитва и любовь.
◊ Однажды выйдя на благословение, старец вел беседу об исповедании грехов и между прочим сказал: «Если не можешь сказать грехов своих, то уж лучше написать их. И рассказал при этом, как одна женщина написала грехи свои и подала епископу (святителю Василию Великому), прося разрешение, но тот послал ее к преподобному Ефрему Сирину. Преподобный все грехи разрешил, кроме одного, с которым послал ее снова к святителю. Придя в город, женщина узнала, что архиепископ скончался, и в страшном горе и слезах она припала к его гробу и положила бумагу, на которой были написаны грехи, а сама упала, обливаясь слезами. Тогда все стали спрашивать ее, и она рассказала свою скорбь. В это время один священник взял из гроба бумагу и развернул ее, — она оказалась совсем чистой, — грехи все были изглажены».
◊ Совесть человека похожа на будильник. Если будильник прозвонил и, зная, что надо идти на послушание, сейчас же встанешь, то и после всегда будешь его слышать; а если сразу не встанешь несколько дней подряд, говоря: полежу еще немножко, то в конце концов и просыпаться от его звона не будешь.
◊ Однажды гуляя по лесу, сказали старцу, что в N-ском монастыре есть затворницы. Батюшка ответил: «Это путь опасный, — в уединении-то страсти растут, а на народе полезнее. Вон где ходят (на дороге), там и трава не растет, а где не ходят, там она густая. Они и в уединение-то уходят от нетерпения. А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».
◊ Одна монахиня из этого монастыря сказала: «Батюшка, благословите вечным домком заранее запастись». — «Запасайся терпением! Сказано: в терпении вашем спасайте души ваши. Без терпения и временный дом не строится, тем более вечный. Терпение рождает утешение, и такое утешение истинно. А мы все ищем что полегче. Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела, — вот и надо трудом идти в Царствие небесное».
◊ Однажды гуляя со старцем по лесу, сказали ему: «Хоть бы вы пожили, батюшка». Старец на это сказал: «Поживем: пока новое орудие не приготовлено, Господь не отнимает старого». Но затем лицо его вдруг сделалось серьезно и он, помолчав, несколько добавил: «Только надо самим стараться жить хорошенько, а то за наше непослушание Господь берет старцев и никого не оставляет».
◊ Сказали старцу: вот опять неурожай. — «Да, — сказал он, — всего мало, только грехов много. Неурожай Господь посылает за то, что теперь совсем перестали посты соблюдать, даже и в простонародии; так вот и приходится поневоле поститься».
◊ В нынешнее время частые самоубийства происходят кроме неверия еще и от нетерпения, — ничего не хотят терпеть, — и если бы Господь не вложил в человека естественное желание жить, то почти все бы себя убивали. Святитель Василий Великий пишет об одном языческом философе, который говорил: «Прежде я хотел, чтобы все делалось по-моему, но видя, что ничего не делается так, как я хочу, я стал желать, чтобы делалось все так, как делается, и через это стало выходить то, что все стало делаться так, как я хочу». Вот — и язычник самым делом дошел до этой истины, что неизбежно надо терпеть что случается. И святые все просили у Бога терпения, значит, и они в этом нуждались.
◊ Однажды старцу высказали желание, чтобы он сам открывал затаенные и какие не хочется высказать грехи. Он ответил: «Нет, этого не должно; нужно, чтобы каждый сам высказывал и каялся, а то ему пользы не будет в этом; а за забытые и невысказанные грехи должен терпеть все находящее. И батюшка Амвросий этого никогда не делал, только в очень редких и особенно важных случаях, когда видел, что человек может умереть не раскаявшись».
◊ Кто-то пожаловался, что все болеет. Старец сказал: «Делать нечего; видно, Господь хочет нам спастись и очищает от скверны греховныя. Хотя и не легко терпеть прижигания, но ради здравия душевного надо терпеть все. Если неисправно живем, то будем иметь о сем сердце сокрушенное и покаянное, и на это призрит Господь и не оставит Своею милостью».
◊ Чтобы совсем не рассеиваться на молитве, для нас, грешных людей, невозможно. Но все-таки должно стараться по возможности собирать свой ум, заключая его в слова молитвы, то есть вникать в каждое слово молитвы. Холодностью и окаменением смущаться не следует, а продолжать понуждать себя к молитве, сознавая себя недостойным утешения и умиления. Если молитва холодна, то из этого не следует заключать, что она и неугодна Богу, а иногда даже такая молитва вменяется человеку в подвиг, если только человек смиряется и всячески укоряет себя перед Богом.
◊ Не принимайте близко к сердцу случающиеся напасти, помня мудрую русскую старинную пословицу: «Бог не попустит, свинья не съест». Хоть и восстают на Вас недовольные монахини, но без попущения Божия ничего не могут Вам сделать. Оскорбления же с их стороны по необходимости должно потерпеть; ибо за грехи что-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них да избавит нас Господь Своею благодатию и человеколюбием.
◊ Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при твоем исправлении болезнь и не оставит тебя, то, значит, это для того, чтобы за твое терпение дать тебе венец в будущей жизни на бесконечное время. Потерпи. Пройдет жизнь, как сон. С верою без сомнений больные места мажь маслом, как я и прежде благословлял, и Господь даст облегчение по вере твоей.
◊ Святые отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после святого великого таинства причащения Тела и Крови Христовой, потому что тогда злоба врага умножается из-за того, что причастник из раба диавола делается наследником Царства небесного; то же самое озлобление у врага является, когда человек получит улучшение душевное. Видя его особенные искушения, ты не унывай, а терпи и борись, ибо за такую тяжесть ты получишь сугубую награду. Мир ти. Трудись, молись, спасайся о Господе.
◊ Кому завидуешь, за того Богу молись!
◊ Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: «Господи, помилуй нас грешных», — разумея и себя, и тех, на кого гневаешься.
◊ Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве; но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых, о чем свидетельствуют их нетленные мощи. Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие к богатству, и чрез это одно душа сможет погибнуть, если человек при жизни не покается в этом грехе. Можно и, наоборот, иметь деньги и не иметь к ним пристрастия, то есть есть ли они, нет ли их — человек бывает равнодушен, тогда и деньги не помешают его спасению.
◊ Подавать милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Если кто-то не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не погрешит».
◊ Удивляться трудам святых — дело похвальное; ревновать им — спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателями их жизни — есть дело безрассудное и невозможное.
◊ Жить так, как святые жили, мы с тобой не можем, потому что очень мы грешны и слабы стали. А по силе исполнять их советы должны.
◊ Надо понуждаться и просить у Господа помощи. От страстей смущаться не надо, а надо сознавать свою немощь и неисправность и приносить Господу покаяние. И больше стараться смиряться, а то гордость бывает по самовластию нашему, и мы должны отражать ее. Надо просить терпения, помощи и наипаче смирения. А смерти просить или другого креста не должно, это грешно.
◊ Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией. А благодать Божия дается за покаяние, за смирение наше.
◊ Царствие небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.
◊ Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы, но за то, что не покаялись!
◊ Каждый день утром говори себе: быть может, этот день — день последний моей жизни. Потерплю же я по любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне, какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду, да воспомянет и меня, многогрешную, Господь, и помилует, и спасет по неложному Своему обещанию.
◊ Только через терпение скорбей и можно спасти свою душу. Замечают святые отцы: если бы не было скорбей, не было бы и святых.
◊ Страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают к нему Божие милосердие.
◊ Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность — только одни мои бесчисленные грехи...
◊ Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия.
◊ Постоянное утешение расслабляет душу и приводит ее к лености, а то и к большему вреду. Потому Господь и отнимает его вскоре, и дает нам опять почувствовать немощь нашу, и бессилие, и греховность. Надо больше смиряться, себя укорять, покаяние приносить в прегрешениях и не желать утешений, а с терпением переносить попущения.
◊ Проверь-ка свое сердце: не от зависти ли оно у тебя возмущается.
◊ Без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются.
◊ Если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь на дно адово.
◊ Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда; а если недостатки эти уже сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию.
◊ В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог.
◊ Гордым нет места на небе — но во аде с бесами... За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия; если не исправится таковый, то не миновать ему геенны огненной.
◊ Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.
◊ Неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно... Такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: через неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно расположить нас к самоукорению и покаянию. Без неприятных же случаев человек склонен к самомнению.
◊ Одно безропотное терпение и покорение своей участи спасет нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не спасение, а погибель наследуем.
◊ Всегда должно помнить мудрую пословицу: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Как устроились обстоятельства, так и должно жить: потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а все делается с нами промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
◊ Должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением — зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.
◊ Однажды батюшка сказал: внимай себе и будет с тебя. Еще говорил, чтобы чаще себя укорять, во всем быть терпеливу и за все находящее благодарить Бога. При этом старец в назидание рассказывал следующее:
«Однажды один святой отец слышал, как нищий укорял себя. Время было зимнее, а он полунагой лежал на куче навоза, едва прикрытый рогожей, и трясся от холода. Между тем он говорил себе: сего ли не хочешь потерпеть, окаянный! святые мученики не то терпели, — зиму нагие, в темницах проводили, ноги забиты были в колодах; а ты ноги-то вот как протянул, да еще и рогожей покрыт».
◊ Батюшка! мне помысл говорит давно: не имей ничего, как святые отцы учат.
Старец на это сказал: «Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь, да будешь скорбеть, то что толку? — лучше держись середины. Можно иметь, только не привязываться ни к чему и быть как неимущему; такое устроение и было у святых».
Преподобный Анатолий (Потапов) (1855-1922)
Преподобный Анатолий был келейником старца Амвросия. Богомольцы шутили: «Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки».
В это же время начинает иноческий путь преподобный Нектарий (Тихонов), последний Оптинский старец, который будет избран соборно. Они часто ходили друг к другу за духовными советами — преподобный Амвросий, предвидя их совместное старчество, уже в те годы приучал их жить в духе сотрудничества и советования.
С 1906 года начинает преподобный Анатолий свое старческое служение.
Он впитал дух оптинского подвижничества — суровое, напряженное бодрствование духа, скрытое в своей келье, той «расселине в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преподобного Исаака Сирина, простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому — к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители, с ее богослужением, старцами, насыщенный духовно просветительной деятельностью, воспитали в нем аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в духе истинно христианского благочестия.
Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, старец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью.
К мирянам преподобный обычно выходил в сени и благословлял каждого коротким, быстрым крестным знамением, слегка ударяя вначале несколько раз по лбу пальцами, как бы внедряя и запечатлевая крестное знамение. Маленького роста, необычайно живой и быстрый в движениях, он, обходя всех, отвечал на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых отдельно для беседы у себя в келье. Любовь и ласковость обращения привлекали всегда к старцу толпы людей. Во время своей болезни преподобный Анатолий, не выходя из кельи, только подходил к окну и сквозь стекло благословлял народ, собравшийся снаружи у окна. Увидев его, вся толпа припадала к земле.
У него была грыжа, и часто он принимал сидя на маленькой скамеечке, а люди наклонялись, подходя по очереди. Старец постучит по лбу «цок, цок, цок» и благословит.
Особая духовная связь была у старца Анатолия с отцом Алексием Мечёвым, московским «старцем в миру». «Мы с ним одного духа», — говорил отец Алексий о преподобном Анатолии. Связь отца Алексия со старцем была постоянной, между Москвой и Оптиной существовало не только молитвенное общение (как шутили, «беспроволочный телеграф»), но и преподобный Анатолий всегда посылал москвичей к отцу Алексию.
Старца Анатолия некоторые близко стоявшие к Государю хотели использовать, чтобы удалить от царской семьи Распутина, заменив его «настоящим», Оптинским, старцем. Однако преподобный Анатолий не пошел на это — «ибо не было на то произволения Божия».
Широко известны пророческие слова старца, сказанные 2 февраля 1917 года: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут». Когда слушавшие эти слова были поражены и невольно заплакали, старец подошел к монахине Варваре, положил руку на голову и сказал: «Ничего, ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо». Потом, обратясь к своему брату, спросил: «А что после шторма бывает?» Кто-то сказал, что после шторма бывает штиль. «Вот ведь, — сказал батюшка, — так. И будет штиль». Присутствовавшие говорили:
— Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло все!
— Не так, — ответил старец, — явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо.
Преподобный Анатолий, как и другие старцы и насельники Оптиной, стал свидетелем исполнения многих пророчеств Оптинских старцев о новых гонениях на христиан.
10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была официально закрыта. В 1919 году первый раз был арестован настоятель Оптиной отец Исаакий.
Чтобы сохранить монастырь, оптинская братия создала сельскохозяйственную артель во главе с последним настоятелем Оптиной архимандритом Исаакием. Это было сделано по благословению старцев.
Первые годы после революции старец Анатолий продолжал жить в том же доме неподалеку от Владимирской церкви. В зимнее время в доме из-за нехватки дров почти не топили. Щепки для топки приходилось разыскивать под снегом. «Распропагандированная» молодежь била стекла в доме старца, одну зиму дом простоял с несколькими выбитыми окнами. В морозные ночи вода, если ее забывали вылить, застывала в кружках на столе. Келейное правило читали при свете единственного светильника. Келейники и гости спали, не раздеваясь. На голову, кроме шапки и платков, надевали башлыки. С каждым днем приходили все более тревожные вести, страшные слухи. Старец при этом сохранял удивительное спокойствие, ободряя тем самым и монашескую братию. Старец видел во всех страшных событиях революционной смуты праведное Божие наказание за грехи и, как библейский пророк, обличал нераскаянность народа: «Видите, как жестоко Господь наказывает. Но ведь вразумления и покаяния в народе не видать. Конечно, возможно, что и последние времена, в святом Евангелии ясно сказано, что когда Господь придет, обрящет ли веру на земле. Будем благодушно терпеть, не унывать и усерднее молиться. Советую почаще приобщаться святых Тайн».
Во второй половине 1918 года в монастыре стало не хватать хлеба, недоставало вина для Божественной литургии.
Братия терпела голод. Научились делать хлеб из гречневой мякины и давали по триста — четыреста граммов.
Православный народ шел к старцу как к утешителю за духовной поддержкой. В смутное время старец давал ясные ответы на вопросы, как жить, что делать, как сохранить верность Господу Иисусу Христу. Ответы и слова старца расходились по всей России.
«Спрашиваете, чем заняться. Этот вопрос трудно решить, положитесь на промысл Божий и усердно молитесь, Господь Вас не оставит, и ко всему относитесь равнодушно. Тем более к переживаемым событиям. Это, что делается, все по воле Божией. Мы только имя носим христиан, но делами далеко отстоим. Обвиняем мужика, который глуп, груб... Кто дал ему свободу, тот более виновен. Что Господь сказал? „Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит“ (Мф. 18, 7). Мы переживаем такое время. Мы, сознательные люди, подражаем ли библейскому покаянию или ревности к храму Божию?.. Увы, нет и нет! Поэтому-то будем каждый из нас внимать себе, оплакивать свои грехи. Помните, в каноне святого Андрея Критского начало: „Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний“».
Скорби старец советовал претерпевать, взирая на образ Господа Иисуса Христа: «Потщимся взирать выну к пастыреначальнику и подвигоположнику Христу Иисусу. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со святой Церковью Православной, ея же врата адовы не одолеют; будем ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя, в светлом уповании и благой надежде на помощь вездесущего и всевидящего Господа, отчаяния и нечаяния устраняясь; все с молитвой... и благоуправится житие наше во спасение. „Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам“ (Мф. 6, 33), — говорит Господь. „Весть бо Отец ваш небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего“».
Своей духовной дочери Ольге Михайловне старец писал: «Очень сочувствую Вам в том, что Вы, живя в миру, задыхаетесь. Да, очень тяжело верующему сердцу смотреть на все то, что творится вокруг. Не отчаивайтесь и не унывайте, избегайте — насколько возможно — всех обществ, забав и увеселений. Пусть будет Ваша комната Вам келья. Свободные минуты посвящайте на молитву, на чтение книг Священного Писания и на домашний и ручной труд. В праздники посещайте храм Божий, навещайте во узах жениха своего, оказывайте ему побольше внимания, любви, ласки, утешайте его, ибо все это для него очень дорого. Конечно, такой образ жизни от мира Вы не скроете, над Вами будут смеяться. Не обращайте на это внимания, пусть смеются. Помните, что, по слову святого апостола Павла, „вси хотящии благочестно жити, гоними будут“. Быть может, и Вам придется понести что-нибудь, уготовьте душу свою во искушения».
В одном из последних писем к монахине Амвросии, отвечая на ее вопрос, как жить, старец писал: «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!»
В последнем дошедшем до нас письме старец наставлял: «Вы пишете: „скорбные обстоятельства жизни“ и просите совета, как устроить свою жизнь. Живите, как живете... Ходите как можно почаще в церковь, она укрепит вашу веру, и посвящайте... свободное время на чтение Священного Писания, оно приблизит Вас к Богу. Скорби терпите благодушно. Сам Иисус Христос Своими устами рек: „в мире скорбни будете“. „Многими скорбьми внидите в Царствие небесное“ (Деян. 14, 22). До конца претерпевый спасется (см.: Мф. 24, 13). Царица небесная укрепит Вас в терпении. Призываю на Вас Божие благословение».
В трудное и скорбное время старцы становились пророками, призывавшими народ твердо стоять в православной вере и с должным христианским терпением нести скорби, попущенные Богом.
Пребывание старца в Оптиной пустыни, постоянный прием посетителей, огненные пророчества и наставления — все это было подвигом исповедничества.
Монастырь был объявлен «рассадником контрреволюционной пропаганды». В келье старца Анатолия произвели обыск. Вскоре последовал арест, правда кратковременный.
В наступивший 1921 год, поздравляя семейство Шатровых, старец наставлял: «Всецело и вседушно предайтесь в волю Божию, благую, всесовершенную, еюже мир управляется и стопы наши исправляются. „В терпении вашем стяжите души ваша“ (Лк. 21, 19), о всем, „за все благодарите“ (1 Фес. 5, 18). Если праведным попущения Божии бывают, как Иову многострадальному, то нам, грешным, остается, как не в смирении и самоуничижении покориться Господу». Сам старец всецело предал себя в волю Божию.
Тяжелые переживания последних лет сильно расстроили и без того слабое здоровье старца Анатолия. Летом 1921 года, за год до кончины, он пережил сильное обострение болезни — грыжи.
Несмотря на всю заботу помощников, болезнь обострялась. Старец все более слабел, ничего не ел, стал совсем бледным, часто впадал в забытье. Положение старца было столь тяжелое, что настоятель архимандрит Исаакий благословил его принять схиму.
Во время болезни, вскоре после принятия схимы, старец попросил мать Амвросию, дежурившую у его постели, почитать одну книжку, где описывалось, как на море тонул корабль и каждый спасался как мог: кто садился в лодку, кто на доску, кто просто уплывал, только капитан стоял у руля и молился, никуда не уходил, стоял и молился до конца, и перед ним разверзлись небеса — и он увидел Спасителя...
Этим чтением старец прикровенно указал на смысл подвига последних Оптинских старцев, оставшихся в Оптиной пустыни до конца, несших во время «шторма» молитвенное и исповедническое служение у руля накренившегося корабля России.
Едва окрепнув, старец вновь открыл двери своей кельи для приходившего народа.
Многочисленные духовные чада спрашивали старца, кому он передаст их после смерти своей. Старец говорил келейнику: «Ну кому, кому я их передам? Ну скажи, кому? Пусть Царица небесная их управит Сама».
За две недели до кончины старец Анатолий после Божественной литургии зашел на могилку своего великого аввы старца Амвросия, стал на место, где впоследствии был погребен, и несколько раз повторил: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз...»
Вечером 29 июля 1922 года в монастырь приехала «чрезвычайка». Комиссары допрашивали старца, хотели тут же увезти. Старец Анатолий, как всегда, сохранял мирное расположение духа и только попросил отсрочить арест на день, чтобы ему можно было приготовиться «в путь». Чекисты согласились, пригрозив при этом отцу Варнаве, чтобы назавтра старец был обязательно готов к отъезду.
Преподобный Анатолий скончался 30 июля 1922 года в пять часов сорок минут утра.
Наутро приехала комиссия. Выйдя из машины, спросили: «Старец готов?» — «Да, готов», — ответил отец Варнава и открыл перед посетителями дверь: посреди кельи стоял гроб с телом «приготовившегося» старца.
Духовные наставления
◊ Вот вы спрашиваете скорейший путь к смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию...
◊ Наш учитель — смирение. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». А благодать Божия — это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись, да скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия...» Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе...
◊ Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разбираться в жизни. А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Чего же нам бояться да сокрушаться, зачем разбираться в трудностях жизни, загадывать да разгадывать... Чем сложнее и труднее жизнь, тем меньше нужно это делать. Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами. Оттого и трудной стала жизнь, что люди запутали ее своим мудрованием, что вместо того чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него одного полагаться. Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии, тебе же на пользу. Пред кончиною своей будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу...
◊ Неопустительно читайте утренние и вечерние молитвы по молитвеннику, со вниманием вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него. Четочки употребляйте в церкви, а когда и дома при самом начале враждебного настроения мыслей и чувств. Читайте каждодневно по главе из Евангелия и Апостольских посланий и Деяний. Если же захочется поближе беседы с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайшему Иисусу, Богоматери...
◊ Окончательно ничего не предпринимайте, не отслужив молебна Спасителю, Матери Божией и всем святым. Если духом будете покойны, то намерение можете приводить в исполнение, если же страх и боязнь по болезни почувствуете, то не следует.
◊ Говорят, храм скучен. Скучен — потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен! Не скучна же своя изба...