Глава вторая. исследование начинается
Где был основан Орден?
Многие хорошо информированные люди пытались до нас установить происхождение масонства; они не пропустили ни одной возможности (как и присоединившиеся к ним романтики и шарлатаны всех мастей). Некоторые из них поступали весьма просто: масонству ровно столько лет, сколько насчитывает его официальная история (начавшаяся в семнадцатом веке), а все, что предшествовало этим письменным документам - полная чепуха. Этот подход прост и прагматичен, однако опровергнуть его легче легкого. Подробные доказательства ошибочности этой гипотезы мы приведем ниже; здесь же достаточно сказать одно: известно множество неопровержимых свидетельств, что Орден существовал минимум за триста лет до того как была основана Объединенная Великая Ложа Англии.
Основанием этой ложи, которое относится к 1717 г., Орден открыто заявил о своем существовании; от публики были скрыты лишь способы распознавания масонами друг друга. Но организация, которую мы теперь называем масонством, была тайным обществом задолго до середины семнадцатого века, а тайные общества по определению не публикуют официальных сведений о своей истории. Поэтому мы решили изучить источники, посвященные периоду, который предшествовал “явлению” Ордена народу, и обнаружили, что среди историков масонства распространены три теории:
1. Орден возник именно в то время, о котором говорится в масонском ритуале: он был создан в результате событий, имевших место при строительстве храма царя Соломона, и каким-то непонятным способом сохранился до наших дней.
2. Орден возник в результате развития средневековых гильдий каменщиков; при этом чисто “ремесленное” искусство обращения с камнем превратилось в то, что сами масоны называют “спекулятивным” (т.е. умозрительным) искусством нравственного совершенствования.
3. Масонский ритуал был заимствован непосредственно у Ордена Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломонова, более известных под именем рыцарей-тамплиеров, или храмовников (от французского “тампль” - храм).
Изучение первой теории - что масонство является творением царя Соломона - казалось нам невозможным, поскольку единственным источником сведений о тех временах является Ветхий Завет. В то время мы решили от нее отказаться.
Вторая теория - что средневековые каменщики приспособили Ремесло для целей собственного морального усовершенствования - широко распространена как среди масонов, так и среди немасонов. Тем не менее, несмотря на всю ее логичность и большое количество книг, много лет распространявших эту идею, после долгих размышлений мы поняли, что она не выдерживает критики. Во-первых, несмотря на тщательные разыскания, мы так и не смогли найти никаких документов, которые доказывали бы, что в Англии вообще существовали средневековые гильдии каменщиков. Если бы они существовали, то, безусловно, оставили бы после себя какие-нибудь следы. В тех европейских странах, где такие гильдии действительно существовали, сохранилось множество свидетельств этого. “История масонства”, написанная Гулдом, пространно описывает гильдии каменщиков, разбросанные по всей Европе, но среди них нет ни одной английской!
Эти рабочие были искусными мастеровыми на службе у церкви или богатых землевладельцев. Весьма сомнительно, что их цеховые мастера были достаточно просвещенными людьми для создания прообраза современного тред-юниона даже в том случае, если бы у рабочих возникла потребность в таком профессиональном объединении. Многие мастеровые всю жизнь трудились над возведением одного-единственного здания вроде кафедрального собора; спрашивается, зачем пароли и тайные знаки, необходимые для распознавания незнакомых собратьев, тому, кто пятьдесят лет возится на одном и том же месте?
Большинство средневековых каменщиков было неграмотно и не получало никакого образования за исключением сугубо профессионального в бытность подмастерьями. Невозможно представить себе, что они могли разработать чрезвычайно сложный ритуал, который используется масонами и по сей день. Их словарь и вообще способность к абстрактному мышлению, скорее всего, были очень ограниченными. Путешествие даже для наиболее искусных мастеров-каменщиков было настолько редким явлением, что особые рукопожатия и пароли не должны были представлять для них никакой ценности; но если бы ремесленники и в самом деле перемещались с одного строительного участка на другой, зачем им требовались тайные знаки, чтобы узнавать друг друга? Если бы кто-то притворялся каменщиком, это выяснилось бы сразу же, стоило обманщику взяться за работу.
С официального основания Ордена до наших дней в него входило много лиц королевской крови и наиболее влиятельных вельмож (см. Приложения). Невозможно себе представить, чтобы целые группы аристократов вторгались на собрания рабочих и просили разрешения изучить секреты мастерства последних, дабы символически использовать их для собственного морального совершенствования.
Мы нашли убедительные свидетельства несостоятельности “теории каменщиков”, когда изучили документы, которые в масонской среде называются “Старыми Уставами” (Old Charges). Самый ранний из них, по оценкам экспертов, датируется концом пятнадцатого века. Он устанавливает правила поведения масонов и порядок ответственности за их нарушение. Всегда считалось, что они заимствованы из кодексов средневековых гильдий каменщиков. Одна из этих обязанностей гласит: “Ни один из братьев не имеет права выдавать законный секрет другого брата, поскольку это может стоить последнему жизни и имущества”. В те времена “законным секретом”, в случае раскрытия которого масона автоматически ожидало столь страшное наказание, мог быть только один - принадлежность к ереси. Едва ли это преступление было широко распространено среди простых каменщиков - как правило, добрых христиан. Поэтому мы задали себе вопрос: “С какой стати разоблаченные секреты мастерства строителей храмов и кафедральных соборов могли считаться ересью?” Это попросту не имело смысла. Цеховые организации не стали бы разрабатывать строгих правил на случай, если какого-то из их членов в один прекрасный день обвинят в преступлении против церкви; кем бы ни был автор этого пункта “Старых Уставов”, он прекрасно сознавал, что каждый из его собратьев может в любой момент быть объявлен еретиком и живет под угрозой костра. Мы уверились, что эти правила создали не простые каменщики, но группа людей, которая была хорошо знакома с тогдашним правосудием.
Не найдя ни одного свидетельства в пользу “теории каменщиков” и обнаружив множество доводов против, мы ощутили глубокое удовлетворение и тут же принялись ломать голову над тем, каким людям могли быть адресованы эти “Старые Уставы”. Ответ на данный вопрос содержится в другом документе, относящемся к тому же периоду и до сих пор вызывающем у историков горячие споры. В этом документе указывается, каким образом следует “служить” посетившему масона собрату. По истечении двух недель. “ему нужно дать денег и указать дорогу в следующую ложу”. Можно сделать вывод, что подобного обращения заслуживает лишь путник, ищущий убежища. Еще одно правило запрещает сексуальную связь с женой, дочерью, матерью или сестрой брата-масона. Подобное требование является необходимым условием существования “системы убежищ”: если бы масон вернулся домой и застал собрата в постели с собственной женой или дочерью, это подвергло бы клятву братского милосердия серьезному испытанию. (Robinson J.J. Born in blood). Невозможно представить себе, что ранние масоны разработали сложнейшую систему распознавания в расчете на случайное обвинение в ереси кого-либо из собратьев. Ясно, что речь шла о выживании в условиях враждебного отношения к масонам со стороны церкви и государства. В дополнение к этим доводам, подрывающим “теорию каменщиков”, следует вспомнить о том месте, которое в масонской мифологии занимает строительство храма царя Соломона. Между этим событием и средневековыми каменщиками нет никакой связи; зато она явственно присутствует в третьей теории - теории рыцарей-тамплиеров.
Орден тамплиеров - точнее Орден Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломонова - был создан почти за шестьсот лет до основания Великой Ложи Англии. Если между воинствующими монахами-крестоносцами и масонами действительно существует связь, требуется как-то объяснить пропасть в четыреста десять лет, возникшую между внезапной гибелью Ордена в октябре 1307 г. и официальным появлением Ремесла. Благодаря этому разрыву многие историки (и масоны, и немасоны) отвергают весьма заманчивое предположение о наличии такой связи; кое-кто из них опубликовал книги, в которых сторонники данной теории объявляются безнадежными романтиками, склонными верить во всякую эзотерическую чушь. Однако некоторые доказательства, обнаруженные в последнее время, явились сильным аргументом в пользу родства тамплиеров и масонов, а результаты наших исследований не оставили на этот счет никаких сомнений.
Прежде чем перейти к изучению истории этого удивительного Ордена, мы тщательно исследовали обстоятельства сооружения здания, которое дало тамплиерам имя, а масонам - пищу для ума.
Храм царя Соломона
Мы обнаружили, что в широком смысле слова с иерусалимской горой Мориа ассоциируются четыре храма. Первый из них был построен царем Соломоном три тысячи лет назад. Следующий храм не был воплощен в камне; он явился пророку Иезекиилю в видении во время вавилонского плена евреев примерно в 570 г. до н.э. Хотя этот храм существовал лишь в воображении, его нельзя сбрасывать со счетов, поскольку он имел огромное значение для позднейших еврейских писаний и верований, впоследствии заимствованных христианством. Третий был построен царем Зоровавелем в начале шестого века до н.э. после возвращения из вавилонского плена, а последний храм был сооружен Иродом во времена Иисуса Христа и разрушен римлянами в 70 г. н.э., через четыре года после завершения его строительства.
Как нам предстояло узнать впоследствии, Соломон предпринял строительство многих замечательных зданий включая храм бога, которого мы теперь называем Яхве или Иеговой. Оба имени - попытка перевода с иврита, письменная форма которого, как известно, не имеет гласных. Соломона часто называют мудрым царем, но по мере продвижения нашего исследования мы узнали (как будет показано ниже), что эпитет “мудрый” присваивался всем строителям и царям, субсидировавшим строительство, за тысячи лет до Соломона.
У евреев не было своих архитекторов, и никто из них не обладал строительным искусством, нужным для того, чтобы возвести что-нибудь сложнее простой стены; иерусалимский храм был выстроен ремесленниками, присланными Хирамом, царем финикийского города Тира. Несмотря на совпадение имен, нам, как и предыдущим исследователям, было ясно, что царь Хирам - это вовсе не Хирам Абиф. Ритуал возведения в Степень Священной Королевской Арки, который будет подробно описан в тринадцатой главе, ясно показывает, что Хирам, царь Тирский, поставлял материалы, в то время как Хирам Абиф был архитектором Храма. В ритуале даже упоминается то, что Соломон и два Хирама составляли важнейшую ложу и являлись объединенными держателями истинных секретов Мастера-Масона.
Несмотря на широко распространенное среди масонов мнение, что этот храм являлся поворотным пунктом в истории строительства, Кларк и другие специалисты считают, что по стилю, размеру и плану он был почти зеркальной копией шумерского храма, воздвигнутого для бога Нинурты за тысячу лет до Соломона. Это было маленькое здание размером с типичную английскую деревенскую церковь и больше чем вдвое уступавшее габаритами царскому дворцу. Узнав, что здание гарема также превосходило размерами храм Яхве, мы поняли, чему именно отдавал предпочтение великий царь. (Clarke J.R. A new look at king Solomon’s temple and its connection with Masonic ritual // ARS Quatuor Coronatorum. 1976. November).
Зная о предназначении всех церквей, синагог и мечетей, легко предположить, что храм Соломона был местом, где евреи чтили своего Бога. Однако в данном случае это было бы ошибкой, поскольку сей храм был сооружен не для того, чтобы его посещали люди. Он был в буквальном смысле слова Домом Бога - домом самого Яхве.
Поскольку не сохранилось ни физических остатков храма Соломона, ни его беспристрастных описаний, никто не может уверенно утверждать, что этот храм существовал в действительности; вполне возможно, что это куда более поздняя вставка еврейских писцов, которые зафиксировали легенду, передававшуюся из уст в уста. (Peake’s Commentary on the Bible). Эта легенда [EK1] гласит, что самый знаменитый из храмов был построен из камня и обшит внутри привезенным из Тира кедром. Говорят, что толщина стен у основания составляла девять локтей (около четырех метров) и что они поддерживали плоскую крышу из кедрового дерева, покрытого елью. Наиболее примечательным в храме было количество золота, покрывавшего пол, стены, потолок, резные изображения херувимов и распустившихся цветов. Внутренняя площадь храма составляла около 240 кв.м. (27 м в длину и 9 в ширину). Здание было вытянуто с запада на восток и имело единственный вход в восточной стене. Перегородка с вделанной в нее двустворчатой дверью делила внутреннее помещение на две неравных части. Одна треть представляла собой правильный куб со стороной 9 м. То был Оракул Ветхого Завета, иначе называемый Святое Святых и фигурирующий в масонском ритуале под именем Санктум Санкторум. Он был совершенно пуст, если не считать прямоугольного ящика из дерева акации, размеры которого составляли 1,2 м в длину, 0,6 м в ширину и 0,6 м в высоту. Ящик был размещен в самом центре пола. То был Ковчег Завета, и содержал он только три вещи: две каменных скрижали с десятью заповедями и самого бога Яхве. Сверху на нем лежал толстый лист золота и стояли два охранявших ковчег деревянных херувима с распростертыми крыльями, также покрытые толстым слоем позолоты.
Эти херувимы не были пухлыми летающими младенцами с нимбами вокруг головы, которых любили изображать художники Ренессанса. Они были исполнены в египетском стиле и выглядели точно так же, как фигуры, изображенные на стенах пирамид и хранившихся в них саркофагах.. (Albright W.F. The archaeology of Palestine). В Святом Святых царила постоянная темнота за исключением праздновавшегося раз в год Дня Искупления, когда туда входил Первосвященник с кровью страдавшего за грехи всего народа козла отпущения. После ухода Первосвященника на дверь, отделявшую меньшее помещение от большего, снова вешалась толстая золотая цепь. Согласно более поздней еврейской традиции, большее помещение (Святилище) использовалось только первосвященниками и левитами (потомственными священниками) и содержало позолоченный кедровый алтарь, стоявший прямо напротив двери. И, конечно, по обе стороны от восточных дверей высились две колоны, Воаз и Иахин.
Кроме того, существовало здание, которое тамплиеры чтили как святыню и место основания своего Ордена. Но они вели раскопки в развалинах другого храма, построенного на том же месте ровно тысячу лет спустя печально известным царем Иродом. Так почему же, подумали мы, тамплиеры предпочли назвать свой Орден в честь Храма Соломона?
Заключение
Мы быстро отвергли теорию происхождения масонства от гильдий каменщиков, поскольку таких гильдий в Англии не существовало. То, что эти гильдии существовали в континентальной Европе, дела не меняет, поскольку масонство развивалось совсем в других местах..
Обнаруженный нами в “Старых Уставах” Ордена пункт, который предписывает помогать находящимся в пути братьям и устанавливает меры безопасности для родственниц хозяев, кажется нам более подходящим для членов тайного общества, чем для группы странствующих строителей.
Мы вели долгие и упорные поиски, просидели сотни часов в различных библиотеках, проштудировали все справочники, но несмотря на отчаянные усилия так и не смогли найти никакой связи между Храмом царя Соломона и средневековыми каменщиками.
Изучение исторических источников позволило нам установить, что на одном и том же месте было воздвигнуто три каменных храма и один воображаемый, который тоже нельзя игнорировать, поскольку он веками вдохновлял фантазию многих людей. Первоначальный Храм, построенный Соломоном, был небольшим зданием шумерского типа, уступавшим размерами царскому гарему и предназначенным скорее для пристанища бурного и беспокойного бога Яхве, чем для молитвенных сборищ. Яхве обитал внутри Ковчега Завета, размещавшегося в Святом Святых Храма - месте, известном масонам как Санктум Санкторум. Этот Ковчег был выполнен и украшен в египетском стиле. По обе стороны восточных дверей первого храма стояли две колонны, известные масонам как Воаз и Иахин.
Мысль о том, что тайное общество, в течение многих лет хоронившееся от мира, могло быть основано самим Соломоном, казалась нам совершенно невозможной, поэтому методом простого исключения мы пришли к выводу, что наиболее правдоподобная третья теория. Мы знали, что первые рыцари-тамплиеры вели раскопки на месте Храма Ирода и что многие авторы предполагают наличие связей между этими рыцарями и масонами.