Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.

(2-я Царств 12:13,14).

Псалом 50, написанный в этот период жизни Давида, показывает, насколько сильно Давид ценил присутствие Господа. Хотя Давид и ходатайствовал за жизнь сына, пока тот был еще жив, он не стал критиковать Бога за его смерть. В этом псалме мы видим, что Давид думал о го­раздо большем наказании, чем потеря сына:

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом вла- дычественным утверди меня.

(Псалом 50:12-14)

Давид привык проводить свои личные служения по­клонения. Ему были знакомы радость и сила жизни с Бо­гом. Он также знал, что происходит с человеком, когда грех убирает Божье присутствие из его жизни.

В молодости Давид играл на гуслях для царя Саула, когда того мучил злой дух. Этот дух пришел к Саулу после того, как Господь ушел из его жизни из-за непослушания царя. Воспоминания об этих часах, проведенных с Саулом, наверняка повлияли на мольбу самого Давида о том, что­бы Бог не отнимал у него Своего Духа. Он знал, какие стра­дания терпит человек, когда сталкивается с отсутствием Бога. Следовательно, потеря Святого Духа и Божьего при­сутствия стали бы гораздо большим наказанием, чем смерть сына.

Моисей

Моисей был еще одним другом Бога. Будучи вождем ропщущего, недовольного народа, он часто взывал к Богу.

Когда Бог повелел Моисею повести народ в землю обето­ванную, но сказал, что Он не пойдет с ними, чтобы не уничтожить народ по дороге, Моисей сказал: «Ни за что!» Он никуда не собирался идти, если Бог не пойдет с ним.

Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: «веди народ сей», а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приоб­рел благоволение в очах Моих». Итак, если я приоб­рел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих: и помысли, что сии люди Твой народ. Господь сказал: Сам Я пойду и введу тебя в покой. Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда.

(Исход 33:12-15)

Как отреагировал Бог? Бог согласился сделать то, о чем просил Моисей, потому что Он знал Моисея по имени и Моисей был угоден Ему.

Подобно Аврааму, бывшему прежде него, и Давиду после него, Моисей жаждал Бога. Он хотел познать Госпо­да и обрести Его благоволение. Более того, он хотел увидеть Бога. Ему было недостаточно того, что Бог говорил с ним из облака всякий раз, когда Моисей входил в скинию, и что его лицо сияло Божьей славой, когда он выходил из скинии. Моисей хотел встретиться с Богом лицом к лицу.

Бог знал, что ответить на просьбу Моисея было пробле­матично. Ни один человек из-за своей греховной природы не мог увидеть Бога и остаться в живых. Но поскольку Мои­сей так сильно стремился Его увидеть и поскольку Моисей был Его другом, Бог согласился позволить Моисею увидеть Свою славу.

И Моисей увидел... Бог, наверное, прошел совсем рядом с ним. Что еще мог сделать Моисей, кроме как пасть ниц и поклониться? Ведь он увидел славу Всевышнего! Теперь он был еще сильнее убежден в том, что не захочет никуда идти, если Бог не пойдет вместе с ним (см.: Исход 33).

Храмы для Бога

На смену жертвенникам Каина и Авеля, Ноя, Авраама, его потомков и Моисея, в конце концов, пришли внутрен­ние святилища скинии и храма, однако их предназначе­ние осталось прежним. Все они были местами Божьего присутствия, где люди совершали жертвоприношения с верой, что будут приняты Богом и угодны Ему.

В скинии и в храме поклонение Богу стало более орга­низованным. В самом деле, и строительство скинии и хра­ма, и возносимые в них хвала и поклонение регулирова­лись указаниями Самого Бога, так что для вариаций не оставалось места.

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, при­нимайте приношения Мне. Вот приношения, кото­рые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их.

(Исход 25:1-3,8)

Видите, что сказано в 8-м стихе? Бог хотел иметь мес­то, где Он жил бы среди Своего народа, и поэтому сказал Моисею собирать приношения. Все эти деньги должны были пойти не на красивое здание с мягкими, удобными креслами. Бог сказал Моисею собрать приношения от на­рода, потому что Он хотел, чтобы Его присутствие было среди них. Ему было мало встречаться с Моисеем на горе. Он хотел жить со Своим народом.

Строительство Божьего жилища всегда связано с присутствием Бога среди Своего народа. В сущности, большое красивое здание может выглядеть как церковь и даже называться церковью, однако в действительности оказаться весьма далеким от того, чтобы быть церковью. Почему это так? Потому что там ничего не происходит.

В строительстве церкви для Бога самое главное - это не здание и не оборудование. Самое главное - это Божье при­сутствие. Если с вами нет Божьего присутствия, то не имеет значения, насколько искусно спроектировано ваше здание, насколько хорошо вышколены ваши штатные ра­ботники, насколько хорошо распланированы ваши бого­служения или насколько динамичны ваши проповеди. Без Божьего присутствия у вас остается только большое зда­ние, полное людей. С другой стороны, вы можете прово­дить собрания в заурядном помещении с простой музыкой поклонения и проповедником без ученых степеней, и при этом у вас будет все. Разница заключается в Божьем при­сутствии или Его отсутствии.

Божье присутствие - это единственная неотъемлемая часть поклонения. Наша хвала и все остальные элементы наших собраний должны вводить нас в присутствие Бога. Если этого не происходит, то нет никаких причин делать все это. Конечно, это может быть красиво и вызывать у нас приятные чувства, но целью наших собраний должен быть вход в присутствие Господа. Все, что не способствует этому, - просто ненужный мусор. Божье присутствие в нашем присутствии - вот единственная достойная цель наших собраний.

В этом и заключалась Божья цель данных Моисею ука­заний относительно постройки скинии: Он хотел прибли­зиться к Своему народу. Все, что Бог сказал Моисею сде­лать, так или иначе выявляло потерянное состояние чело­века и открывало Божий план избавить человека из чуждой ему окружающей среды, вернув Свое присутствие в жизнь человека.

Согласно Божьему проекту места для встреч человека с Бо­гом человек не мог случайно за­брести в Божье присутствие, иначе Бог уничтожил бы его за его грех. Именно поэтому Божье жилище находилось в центральной части скинии. Бог оберегал Свое присутствие, сохраняя его в святости. Он также дал Моисею весьма конкретные указания относительно священников, жертв и приношений, а также процедур искупления, чтобы ничто нечистое не могло приблизиться к Нему. Каждая деталь обстановки, сосуды, блюда и прочая утварь были изготов­лены в строгом соответствии с Божьими указаниями, как и сама скиния и занавеси, висевшие в ней. Особое внима­ние было уделено ковчегу завета, где Бог должен был пре­бывать между херувимами, и всем остальным деталям внутренней комнаты, известной как Святое Святых.

Каждая деталь обстановки скинии раскрывала какой- то аспект Божьих намерений относительно Его людей и Его присутствия среди них. Во внешнем дворе стоял жертвен­ник всесожжения, где люди приносили Богу жертвы во ис­купление своих грехов. За жертвенником, ближе ко входу в скинию, стоял умывальник, где проводились обряды очищения. Эти омовения, вероятно, должны были сделать священников и жертвы святыми. Внутри скинии, во внут­реннем дворе, называемом также святилищем, стоял стол хлебов предложения, на который священник каждую суб­боту выкладывал свежие хлебы предложения. Эти хлебы съедались только священниками и только во святилище. На стол хлебов предложения также клали благовония, ко­торые сжигались для очищения на жертвеннике курений, стоявшем перед завесой, ведущей во Святое Святых. На­против стола хлебов предложения стоял золотой светиль­ник или подсвечник.

Последней частью скинии было Святое Святых, где на­ходился ковчег завета. Над крышкой ковчега, между херу­вимами, которые были частью крышки ковчега, было то место, где пребывал Бог. Херувимы, защитники Божьего присутствия, были также вплетены в завесу, отделявшую Святое Святых от внутреннего двора (см.: Исход 25 и да­лее). Все это было частью Божьих планов, направленных на то, чтобы приготовить место, где Он смог бы жить посреди Своего народа. Точно так же обстояло дело и с храмом в Иерусалиме, когда Бог дал указания Давиду и доверил его сыну Соломону постройку храма.

С приходом Христа каждая из деталей обстановки ски­нии открылась как Его прообраз. Сама скиния - Божий дом - была прообразом Церкви, где Бог хочет жить. Стол хлебов предложения символизировал физическое тело Христа и Христа, воплотившегося в человеке. Никогда не гаснущий светильник символизировал Слово Божье и Святого Духа. Жертвенник всесожжения был прообразом жертв хвалы, постоянно возносимых Божьим народом. Внешний двор указывал на собрание Божьих людей. Даже материя, из которой были изготовлены одежды священни­ков, и предметы, находившиеся в ковчеге завета, открыва­ли ту часть Божьего .плана, которая должна была найти свое завершение во Христе. Одежды священников были льняными, а не шерстяными, чтобы священники не потели в Божьем присутствии (пот символизировал работу; см.: Исход 28,29 и Иезекииля 44:17,18). Внутри ковчега завета находились скрижали с десятью заповедями, расцветший жезл Аарона и небольшой сосуд с манной, который напо­минал о пустыне. Все это представлялось важным для Бо­га. Жезл Аарона символизировал смерть, которую мы ис­пытываем из-за греха, а также возрождение и новую жизнь, приходящую через Христа. Он также символизи­ровал погребение Иисуса Христа и Его воскресение. Манна символизировала Божью благодать, полученную не по делам человеческим, а скрижали с десятью запове­дями говорили о нашей неспособности исполнить Божий закон и тем самым стать праведными перед Ним.

Когда священники выливали кровь на крышку ковче­га, она покрывала все эти вещи, указывавшие на наш грех и отсутствие благодати. Вместо того чтобы видеть наш грех, Бог и охранявшие Его присутствие херувимы видели кровь. Таким образом, Бог мог прийти и находиться над крышкой ковчега, не уничтожив при этом священника за его собственный грех и грехи людей. Осуждавший нас закон был покрыт кровью благодати.

Через Иисуса мы получаем доступ к каждой части Бо­жьего жилища. Он есть жертва, кровь, жилище и присут­ствие Божье. Он также является Тем, Чья смерть разорва­ла завесу, отделявшую Божье жилище от людей. Теперь каждый человек имеет доступ к Богу - то есть каждый, кто принял дар благодати, дарованный нам через жизнь, смерть и воскресение Иисуса.

Этот проложенный Богом путь сегодня остается таким же, как и две тысячи лет назад. За это время не появилось усовершенствованного Спасителя или улучшенной крови. Спасителем был, есть и всегда будет Иисус Христос, и Его кровь является единственно достаточной и приемлемой жертвой умилостивления за наши грехи.

Мы, люди, можем искать новые, усовершенствован­ные способы поклоняться, но Бог этого не делает. Он хочет иметь не специалистов в области поклонения, а людей, которые будут следовать Его ука­заниям каждый раз, когда будут приходить к Нему.

Именно так обстоит дело с Богом. Он не ищет перемен, пото­му что Сам не изменяется. Он ос­тается неизменным вчера, сегод­ня и вовеки (см.: Евреям 13:8). Его желание все так же сводится к тому, чтобы вернуть Свое при­сутствие в жизнь человека. Это является Его планом для всех людей, потому что Адам носил в себе все народы ми­ра. Следовательно, удалив Адама от Своего присутствия, Бог удалил от него и все народы. Подобным образом и Иисус пришел на землю, чтобы вернуть Святого Духа все­му человечеству. Однако прежде чем Он смог это сделать. Ему нужно было очистить нас, чтобы мы смогли принять Духа Божьего. Он должен был удалить нашу нечистоту.

Когда мы говорим о своей нечистоте, это не значит, что мы буквально вымазаны в грязи. Это означает, что мы не­чисты в Божьих глазах. То, во что мы верим, что мы гово­рим и что делаем, не совпадает. Для Бога это является не­чистотой. Поэтому Бог послал Христа, чтобы вернуть нам чистое сердце, чтобы наши мысли, слова и поступки соответствовали друг другу. Только когда наше сердце снова станет чистым, мы сможем стать храмом, в котором живет Святой Дух (см.: 1-е Коринфянам 3:16: 6:19).

Поскольку Святой Дух есть Бог, Он является ключом к тому, чтобы ввести нас сегодня в Божье присутствие. Он также является единственным, Кто может научить нас тому, что Бог сегодня требует от нас (см.: Иоанна 14:26). К сожалению, многие христиане не испытывают радости жизни с Господом из-за того, что их надежды сосредоточе­ны на небесах и на том, что они когда-то обретут там. Это может быть богословской позицией сборника гимнов, но это не библейское богословие. Божья цель заключается не в том, чтобы мы в один прекрасный день улетели к Нему, но в том, чтобы мы сегодня, находясь в этом мире, жили в Его присутствии. Следовательно, все Его действия во времена Ветхого Завета и во дни Иисуса и Церкви были направлены на то, чтобы вернуть нас в ту окружающую среду, куда Он изначально поместил нас на земле. Эта среда - Его присутствие.

В сущности, вопрос не в том, где вы находитесь, но в том, кто находится там, где вы есть. Для того чтобы функционировать, вы нуждаетесь в Божьем присутствии. Следовательно, вы можете функционировать везде, где есть Бог, будь то на небесах или на земле. В силу этого поиск Бога и пребывание в Его присутствии в этой жизни становятся весьма важными вещами.

Зачем еще Бог стал бы создавать новое небо и новую землю?

Наши рекомендации