Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
(2-я Царств 12:13,14).
Псалом 50, написанный в этот период жизни Давида, показывает, насколько сильно Давид ценил присутствие Господа. Хотя Давид и ходатайствовал за жизнь сына, пока тот был еще жив, он не стал критиковать Бога за его смерть. В этом псалме мы видим, что Давид думал о гораздо большем наказании, чем потеря сына:
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом вла- дычественным утверди меня.
(Псалом 50:12-14)
Давид привык проводить свои личные служения поклонения. Ему были знакомы радость и сила жизни с Богом. Он также знал, что происходит с человеком, когда грех убирает Божье присутствие из его жизни.
В молодости Давид играл на гуслях для царя Саула, когда того мучил злой дух. Этот дух пришел к Саулу после того, как Господь ушел из его жизни из-за непослушания царя. Воспоминания об этих часах, проведенных с Саулом, наверняка повлияли на мольбу самого Давида о том, чтобы Бог не отнимал у него Своего Духа. Он знал, какие страдания терпит человек, когда сталкивается с отсутствием Бога. Следовательно, потеря Святого Духа и Божьего присутствия стали бы гораздо большим наказанием, чем смерть сына.
Моисей
Моисей был еще одним другом Бога. Будучи вождем ропщущего, недовольного народа, он часто взывал к Богу.
Когда Бог повелел Моисею повести народ в землю обетованную, но сказал, что Он не пойдет с ними, чтобы не уничтожить народ по дороге, Моисей сказал: «Ни за что!» Он никуда не собирался идти, если Бог не пойдет с ним.
Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: «веди народ сей», а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих». Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих: и помысли, что сии люди Твой народ. Господь сказал: Сам Я пойду и введу тебя в покой. Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда.
(Исход 33:12-15)
Как отреагировал Бог? Бог согласился сделать то, о чем просил Моисей, потому что Он знал Моисея по имени и Моисей был угоден Ему.
Подобно Аврааму, бывшему прежде него, и Давиду после него, Моисей жаждал Бога. Он хотел познать Господа и обрести Его благоволение. Более того, он хотел увидеть Бога. Ему было недостаточно того, что Бог говорил с ним из облака всякий раз, когда Моисей входил в скинию, и что его лицо сияло Божьей славой, когда он выходил из скинии. Моисей хотел встретиться с Богом лицом к лицу.
Бог знал, что ответить на просьбу Моисея было проблематично. Ни один человек из-за своей греховной природы не мог увидеть Бога и остаться в живых. Но поскольку Моисей так сильно стремился Его увидеть и поскольку Моисей был Его другом, Бог согласился позволить Моисею увидеть Свою славу.
И Моисей увидел... Бог, наверное, прошел совсем рядом с ним. Что еще мог сделать Моисей, кроме как пасть ниц и поклониться? Ведь он увидел славу Всевышнего! Теперь он был еще сильнее убежден в том, что не захочет никуда идти, если Бог не пойдет вместе с ним (см.: Исход 33).
Храмы для Бога
На смену жертвенникам Каина и Авеля, Ноя, Авраама, его потомков и Моисея, в конце концов, пришли внутренние святилища скинии и храма, однако их предназначение осталось прежним. Все они были местами Божьего присутствия, где люди совершали жертвоприношения с верой, что будут приняты Богом и угодны Ему.
В скинии и в храме поклонение Богу стало более организованным. В самом деле, и строительство скинии и храма, и возносимые в них хвала и поклонение регулировались указаниями Самого Бога, так что для вариаций не оставалось места.
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их.
(Исход 25:1-3,8)
Видите, что сказано в 8-м стихе? Бог хотел иметь место, где Он жил бы среди Своего народа, и поэтому сказал Моисею собирать приношения. Все эти деньги должны были пойти не на красивое здание с мягкими, удобными креслами. Бог сказал Моисею собрать приношения от народа, потому что Он хотел, чтобы Его присутствие было среди них. Ему было мало встречаться с Моисеем на горе. Он хотел жить со Своим народом.
Строительство Божьего жилища всегда связано с присутствием Бога среди Своего народа. В сущности, большое красивое здание может выглядеть как церковь и даже называться церковью, однако в действительности оказаться весьма далеким от того, чтобы быть церковью. Почему это так? Потому что там ничего не происходит.
В строительстве церкви для Бога самое главное - это не здание и не оборудование. Самое главное - это Божье присутствие. Если с вами нет Божьего присутствия, то не имеет значения, насколько искусно спроектировано ваше здание, насколько хорошо вышколены ваши штатные работники, насколько хорошо распланированы ваши богослужения или насколько динамичны ваши проповеди. Без Божьего присутствия у вас остается только большое здание, полное людей. С другой стороны, вы можете проводить собрания в заурядном помещении с простой музыкой поклонения и проповедником без ученых степеней, и при этом у вас будет все. Разница заключается в Божьем присутствии или Его отсутствии.
Божье присутствие - это единственная неотъемлемая часть поклонения. Наша хвала и все остальные элементы наших собраний должны вводить нас в присутствие Бога. Если этого не происходит, то нет никаких причин делать все это. Конечно, это может быть красиво и вызывать у нас приятные чувства, но целью наших собраний должен быть вход в присутствие Господа. Все, что не способствует этому, - просто ненужный мусор. Божье присутствие в нашем присутствии - вот единственная достойная цель наших собраний.
В этом и заключалась Божья цель данных Моисею указаний относительно постройки скинии: Он хотел приблизиться к Своему народу. Все, что Бог сказал Моисею сделать, так или иначе выявляло потерянное состояние человека и открывало Божий план избавить человека из чуждой ему окружающей среды, вернув Свое присутствие в жизнь человека.
Согласно Божьему проекту места для встреч человека с Богом человек не мог случайно забрести в Божье присутствие, иначе Бог уничтожил бы его за его грех. Именно поэтому Божье жилище находилось в центральной части скинии. Бог оберегал Свое присутствие, сохраняя его в святости. Он также дал Моисею весьма конкретные указания относительно священников, жертв и приношений, а также процедур искупления, чтобы ничто нечистое не могло приблизиться к Нему. Каждая деталь обстановки, сосуды, блюда и прочая утварь были изготовлены в строгом соответствии с Божьими указаниями, как и сама скиния и занавеси, висевшие в ней. Особое внимание было уделено ковчегу завета, где Бог должен был пребывать между херувимами, и всем остальным деталям внутренней комнаты, известной как Святое Святых.
Каждая деталь обстановки скинии раскрывала какой- то аспект Божьих намерений относительно Его людей и Его присутствия среди них. Во внешнем дворе стоял жертвенник всесожжения, где люди приносили Богу жертвы во искупление своих грехов. За жертвенником, ближе ко входу в скинию, стоял умывальник, где проводились обряды очищения. Эти омовения, вероятно, должны были сделать священников и жертвы святыми. Внутри скинии, во внутреннем дворе, называемом также святилищем, стоял стол хлебов предложения, на который священник каждую субботу выкладывал свежие хлебы предложения. Эти хлебы съедались только священниками и только во святилище. На стол хлебов предложения также клали благовония, которые сжигались для очищения на жертвеннике курений, стоявшем перед завесой, ведущей во Святое Святых. Напротив стола хлебов предложения стоял золотой светильник или подсвечник.
Последней частью скинии было Святое Святых, где находился ковчег завета. Над крышкой ковчега, между херувимами, которые были частью крышки ковчега, было то место, где пребывал Бог. Херувимы, защитники Божьего присутствия, были также вплетены в завесу, отделявшую Святое Святых от внутреннего двора (см.: Исход 25 и далее). Все это было частью Божьих планов, направленных на то, чтобы приготовить место, где Он смог бы жить посреди Своего народа. Точно так же обстояло дело и с храмом в Иерусалиме, когда Бог дал указания Давиду и доверил его сыну Соломону постройку храма.
С приходом Христа каждая из деталей обстановки скинии открылась как Его прообраз. Сама скиния - Божий дом - была прообразом Церкви, где Бог хочет жить. Стол хлебов предложения символизировал физическое тело Христа и Христа, воплотившегося в человеке. Никогда не гаснущий светильник символизировал Слово Божье и Святого Духа. Жертвенник всесожжения был прообразом жертв хвалы, постоянно возносимых Божьим народом. Внешний двор указывал на собрание Божьих людей. Даже материя, из которой были изготовлены одежды священников, и предметы, находившиеся в ковчеге завета, открывали ту часть Божьего .плана, которая должна была найти свое завершение во Христе. Одежды священников были льняными, а не шерстяными, чтобы священники не потели в Божьем присутствии (пот символизировал работу; см.: Исход 28,29 и Иезекииля 44:17,18). Внутри ковчега завета находились скрижали с десятью заповедями, расцветший жезл Аарона и небольшой сосуд с манной, который напоминал о пустыне. Все это представлялось важным для Бога. Жезл Аарона символизировал смерть, которую мы испытываем из-за греха, а также возрождение и новую жизнь, приходящую через Христа. Он также символизировал погребение Иисуса Христа и Его воскресение. Манна символизировала Божью благодать, полученную не по делам человеческим, а скрижали с десятью заповедями говорили о нашей неспособности исполнить Божий закон и тем самым стать праведными перед Ним.
Когда священники выливали кровь на крышку ковчега, она покрывала все эти вещи, указывавшие на наш грех и отсутствие благодати. Вместо того чтобы видеть наш грех, Бог и охранявшие Его присутствие херувимы видели кровь. Таким образом, Бог мог прийти и находиться над крышкой ковчега, не уничтожив при этом священника за его собственный грех и грехи людей. Осуждавший нас закон был покрыт кровью благодати.
Через Иисуса мы получаем доступ к каждой части Божьего жилища. Он есть жертва, кровь, жилище и присутствие Божье. Он также является Тем, Чья смерть разорвала завесу, отделявшую Божье жилище от людей. Теперь каждый человек имеет доступ к Богу - то есть каждый, кто принял дар благодати, дарованный нам через жизнь, смерть и воскресение Иисуса.
Этот проложенный Богом путь сегодня остается таким же, как и две тысячи лет назад. За это время не появилось усовершенствованного Спасителя или улучшенной крови. Спасителем был, есть и всегда будет Иисус Христос, и Его кровь является единственно достаточной и приемлемой жертвой умилостивления за наши грехи.
Мы, люди, можем искать новые, усовершенствованные способы поклоняться, но Бог этого не делает. Он хочет иметь не специалистов в области поклонения, а людей, которые будут следовать Его указаниям каждый раз, когда будут приходить к Нему.
Именно так обстоит дело с Богом. Он не ищет перемен, потому что Сам не изменяется. Он остается неизменным вчера, сегодня и вовеки (см.: Евреям 13:8). Его желание все так же сводится к тому, чтобы вернуть Свое присутствие в жизнь человека. Это является Его планом для всех людей, потому что Адам носил в себе все народы мира. Следовательно, удалив Адама от Своего присутствия, Бог удалил от него и все народы. Подобным образом и Иисус пришел на землю, чтобы вернуть Святого Духа всему человечеству. Однако прежде чем Он смог это сделать. Ему нужно было очистить нас, чтобы мы смогли принять Духа Божьего. Он должен был удалить нашу нечистоту.
Когда мы говорим о своей нечистоте, это не значит, что мы буквально вымазаны в грязи. Это означает, что мы нечисты в Божьих глазах. То, во что мы верим, что мы говорим и что делаем, не совпадает. Для Бога это является нечистотой. Поэтому Бог послал Христа, чтобы вернуть нам чистое сердце, чтобы наши мысли, слова и поступки соответствовали друг другу. Только когда наше сердце снова станет чистым, мы сможем стать храмом, в котором живет Святой Дух (см.: 1-е Коринфянам 3:16: 6:19).
Поскольку Святой Дух есть Бог, Он является ключом к тому, чтобы ввести нас сегодня в Божье присутствие. Он также является единственным, Кто может научить нас тому, что Бог сегодня требует от нас (см.: Иоанна 14:26). К сожалению, многие христиане не испытывают радости жизни с Господом из-за того, что их надежды сосредоточены на небесах и на том, что они когда-то обретут там. Это может быть богословской позицией сборника гимнов, но это не библейское богословие. Божья цель заключается не в том, чтобы мы в один прекрасный день улетели к Нему, но в том, чтобы мы сегодня, находясь в этом мире, жили в Его присутствии. Следовательно, все Его действия во времена Ветхого Завета и во дни Иисуса и Церкви были направлены на то, чтобы вернуть нас в ту окружающую среду, куда Он изначально поместил нас на земле. Эта среда - Его присутствие.
В сущности, вопрос не в том, где вы находитесь, но в том, кто находится там, где вы есть. Для того чтобы функционировать, вы нуждаетесь в Божьем присутствии. Следовательно, вы можете функционировать везде, где есть Бог, будь то на небесах или на земле. В силу этого поиск Бога и пребывание в Его присутствии в этой жизни становятся весьма важными вещами.
Зачем еще Бог стал бы создавать новое небо и новую землю?