Защитники Божьего присутствия
Херувимы - это крылатые ангелы, которые охраняют Божье присутствие. Эта их роль видна не только в назначении херувима на пост у входа в Едем, но также и в их присутствии у Божьего престола.
Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
(Псалом 79:2)
Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля!
(Псалом 98:1)
Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.
(Исаии 37:16)
Эта позиция защиты присутствия Господа была особенно очевидна в дизайне ковчега завета. Херувимы с распростертыми крыльями охраняли крышку ковчега, где пребывал Бог. Таким образом, когда священники входили во Святое Святых, первыми, кого они видели, были херувимы. Прежде чем попасть к Богу, они должны были пройти мимо херувимов. Все вещи и люди, запятнанные грехом и пытавшиеся проникнуть в Божье присутствие, не могли пройти мимо херувимов, потому что если бы греховные вещи и люди вошли в Божье присутствие, то они оказались бы уничтожены Им.[2]
Пророк Иезекииль описывает херувимов как имеющих четыре крыла и четыре лица, а также исполненных очей:
Из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
(Иезекииля 1:5-11)
И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей... И у каждого из животных четыре лица: первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное.
(Иезекииля 10:12,14)
В охране Божьего присутствия, очевидно, участвовала и другая группа крылатых ангелов, называемых серафимами. Исаия видел этих ангелов, когда получил призвание быть пророком:
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
(Исаии 6:1-7)
Здесь мы видим, что серафимы не только охраняли Божью святость, но и восполнили нужду Исаии, когда он осознал свою греховность в присутствии святого Бога. Таким образом, их роль заключалась в том, чтобы охранять Божье присутствие и охранять человека, когда он осознавал свою греховность и раскаивался.
Пожалуйста, обратите внимание, что эти ангелы, или животные, существа, как их часто называют, охраняли не человека от Бога, но Божье присутствие от людей. Их задача заключалась в том, чтобы не дать человеку попасть в Божье присутствие - среду, которая изначально была уготована для него и где он мог функционировать должным образом, несмотря на свой грех и утрату святости. Дело в том, что человек, несмотря на свой грех, все же сотворен по Божьему образу. Греховное поведение не изменило его основной сущности. Изменилась способность человека действовать так, как действует Бог.
Согрешив, человек лишился Святого Духа и утратил способность функционировать на основании духовного и нравственного характера Бога. Другими словами, человек остался духом, как Бог есть Дух, но перестал быть истиной и праведностью, как Бог (см.: Псалом 30:6; 44:5). Именно поэтому Давид после того, как согрешил с Вирсавией, обращался к Богу с такими словами: