Комментарии к проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенной им в г. Анадыре
Комментарии к проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенной им в г. Анадыре
Сентября 2016 года .
Цитата: « Господь создал нас такими, что вложил в нас нравственную программу».
Интересно узнать на основании чего сделано такое важное заявление о программировании человека, ибо Священное Писание говорит о другом: по словам господа Иисуса Христа на двух заповедях висят весь закон и пророки: возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего.
Если даны заповеди, которые надо исполнить, то значит, они не запрограммирована в человеке, как и прочие заповеди. Разве Бог хочет, чтобы его любили автоматически, следуя программе? Он зовет к себе: Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Осия 11:4
Свободны ли люди не любить ни Бога, ни ближнего, не почитать родителей, воровать, убивать, лжесвидетельствовать, в том смысле, что у них нет сил делать добро и противостоять злу? И сатан, свободный ангел светозарный, тоже творение Божие, однако – противник Ему. Но свобода, как наличие силы неотделима от ответственности, где нет силы, там нет свободы, там нет и ответственности.
Если имеется ввиду нравственная программа развития человечества, то она существует только в парадигме эволюции и прогресса человека чуждой Православному мировоззрению.
Ибо эта парадигма основана на желании людей: да будет воля нашана земле, как и на небе.
Высшей точкой движения человечества на пути прогресса является изменение человека, что описано в книге Бытия 11:4 И рекóша: прiиди́те, сози́ждемъ себѣ́ грáдъ и стóлпъ, егóже вéрхъ бýдетъ дáже до небесé: и сотвори́мъ себѣ́ и́мя, прéжде нéже разсѣ́ятися нáмъ по лицý всея́ земли́. Сотворим себе новое имя, т.е. изменим имя, которое дал Бог (природу человека). В наше время - это потуги трансгуманизма.
Вопрос: чью нравственную программу выполнил Каин, заклав Авеля – Бога или диавола?
И речé Госпóдь Бóгъ Кáину: вскýю прискóрбенъ бы́лъ еси́? и вскýю испадé лицé твоé?
Едá áще прáво принéслъ еси́, прáво же не раздѣли́лъ еси́, не согрѣши́лъ ли еси́?
умóлкни: къ тебѣ́ обращéнiе егó, и ты́ тѣ́мъ обладáеши. Бытие, 4:6,7
Да, святые отцы утверждают наличие в человеке, Богом данного, естественного нравственного закона.
Таким же естественным, нравственным законом обладают и животные, и даже насекомые. В этом понимании нравственный закон универсален для всего живого, но он не делает из животного человека.
Он не может быть универсальной основой жизни общества и человека (как думает архимандрит Платон Игумнов). Ибо, все имеет свое достоинство, время, место и цель. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Матфей, гл.10:37-38)
И дочери Лота совершили противоестественное дело. На него можно взглянуть как на извращение.
Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осуждения».
И Авраам, принесший своего сына в жертву, не следовал естественному нравственному закону.
Нравственный закон был присущ людям перед потопом и будет присущ людям перед концом света, вот только почему-то: Бог истребит их.
7но, ка'к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка'к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж (т.е. соблюдали нравственные законы, не прелюбодействовали), до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого (Матфей, гл.24)
Тáк же, кáк было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. (Лука, гл.17,28-30)
3И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что
они плоть. (Быт. гл.6)
Оказывается, нравственный закон относится только к плоти человека, как например, законы метаболизма, пищеварения и т.п., а не к его духу. Нравственный закон нужен только плоти. А плоть - духовного не разумеет и не сможет отличить: что от Бога добро, а от лукавого зло, ибо Бог есть Дух и лукавый есть дух.
Как не смогли еврейские архиереи распознать в Иисусе Христа, так и сейчас не могут, ибо они - плоть.
Галатам. Глава 5
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 1
7ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание.
На таковых нет закона.
к Рим. гл.2
11Ибо нет лицеприятия у Бога.
12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 8Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Кто ищет похвалу от Бога, тому не нужен нравственный закон и похвала от людей. И наоборот.
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
(Иоанн, гл.5:44)
Поэтому призывы объединить человечество на основе нравственного закона, (в современной трактовке- общечеловеческих ценностей, для общечеловеков), универсального для всех – как минимум глупость,
Комментарии к проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенной им в г. Анадыре
Сентября 2016 года .
Цитата: « Господь создал нас такими, что вложил в нас нравственную программу».
Интересно узнать на основании чего сделано такое важное заявление о программировании человека, ибо Священное Писание говорит о другом: по словам господа Иисуса Христа на двух заповедях висят весь закон и пророки: возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего.
Если даны заповеди, которые надо исполнить, то значит, они не запрограммирована в человеке, как и прочие заповеди. Разве Бог хочет, чтобы его любили автоматически, следуя программе? Он зовет к себе: Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Осия 11:4
Свободны ли люди не любить ни Бога, ни ближнего, не почитать родителей, воровать, убивать, лжесвидетельствовать, в том смысле, что у них нет сил делать добро и противостоять злу? И сатан, свободный ангел светозарный, тоже творение Божие, однако – противник Ему. Но свобода, как наличие силы неотделима от ответственности, где нет силы, там нет свободы, там нет и ответственности.
Если имеется ввиду нравственная программа развития человечества, то она существует только в парадигме эволюции и прогресса человека чуждой Православному мировоззрению.
Ибо эта парадигма основана на желании людей: да будет воля нашана земле, как и на небе.
Высшей точкой движения человечества на пути прогресса является изменение человека, что описано в книге Бытия 11:4 И рекóша: прiиди́те, сози́ждемъ себѣ́ грáдъ и стóлпъ, егóже вéрхъ бýдетъ дáже до небесé: и сотвори́мъ себѣ́ и́мя, прéжде нéже разсѣ́ятися нáмъ по лицý всея́ земли́. Сотворим себе новое имя, т.е. изменим имя, которое дал Бог (природу человека). В наше время - это потуги трансгуманизма.
Вопрос: чью нравственную программу выполнил Каин, заклав Авеля – Бога или диавола?
И речé Госпóдь Бóгъ Кáину: вскýю прискóрбенъ бы́лъ еси́? и вскýю испадé лицé твоé?
Едá áще прáво принéслъ еси́, прáво же не раздѣли́лъ еси́, не согрѣши́лъ ли еси́?
умóлкни: къ тебѣ́ обращéнiе егó, и ты́ тѣ́мъ обладáеши. Бытие, 4:6,7
Да, святые отцы утверждают наличие в человеке, Богом данного, естественного нравственного закона.
Таким же естественным, нравственным законом обладают и животные, и даже насекомые. В этом понимании нравственный закон универсален для всего живого, но он не делает из животного человека.
Он не может быть универсальной основой жизни общества и человека (как думает архимандрит Платон Игумнов). Ибо, все имеет свое достоинство, время, место и цель. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Матфей, гл.10:37-38)
И дочери Лота совершили противоестественное дело. На него можно взглянуть как на извращение.
Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осуждения».
И Авраам, принесший своего сына в жертву, не следовал естественному нравственному закону.
Нравственный закон был присущ людям перед потопом и будет присущ людям перед концом света, вот только почему-то: Бог истребит их.
7но, ка'к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка'к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж (т.е. соблюдали нравственные законы, не прелюбодействовали), до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого (Матфей, гл.24)
Тáк же, кáк было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. (Лука, гл.17,28-30)
3И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что
они плоть. (Быт. гл.6)
Оказывается, нравственный закон относится только к плоти человека, как например, законы метаболизма, пищеварения и т.п., а не к его духу. Нравственный закон нужен только плоти. А плоть - духовного не разумеет и не сможет отличить: что от Бога добро, а от лукавого зло, ибо Бог есть Дух и лукавый есть дух.
Как не смогли еврейские архиереи распознать в Иисусе Христа, так и сейчас не могут, ибо они - плоть.
Галатам. Глава 5
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 1
7ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание.
На таковых нет закона.
к Рим. гл.2
11Ибо нет лицеприятия у Бога.
12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 8Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Кто ищет похвалу от Бога, тому не нужен нравственный закон и похвала от людей. И наоборот.
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
(Иоанн, гл.5:44)
Поэтому призывы объединить человечество на основе нравственного закона, (в современной трактовке- общечеловеческих ценностей, для общечеловеков), универсального для всех – как минимум глупость,