Считайте каждого священнослужителем
Павел пишет в Послании к Ефесянам 4:11,12, что Бог даровал одних членов церкви для того, чтобы обучать других членов церкви совершать дело служения. Задача руководства, таким образом, в том, чтобы готовить «святых на дело служения для созидания тела Христова». Иоанн повторяет эту истину в Книге Откровение 1:6, когда он говорит, что Христос сделал нас царством священников.
Будучи детьми Реформации, мы соглашаемся с тем представлением, что каждый христианин является священником. Но это не обязательно означает, что мы живем в соответствии с ним. Многие люди в Соединенных Штатах задают вопрос: Почему «ячеечная» церковь не растет в США как грибы, как это происходит в Корее? Ларри Крэйдер, основатель Христианского общества «Голубь» задал Давиду Чо именно этот вопрос. Чо ответил сходу: «Здесь, в Америке, проблема состоит в том, что пасторы не хотят дать своим прихожанам свободу совершать служение».1 Чо имеет в виду неготовность пасторского руководства в США делегировать пастырскую ответственность своим лидерам ячеек и стажерам.
В каком-то смысле это колебание понятно. Ни один пастор не хочет, чтобы его обвинили в поверхностности или в том, что он ставит количество выше качества. Кроме того, большинство пасторов в США прошли через систему длительной формальной подготовки. Поэтому для них естественно и даже логично ожидать, что потенциальные лидеры из прихожан тоже должны будут пройти подобную формальную подготовку. И действительно, у такого рода предварительной подготовки к служению есть положительные стороны. Несомненно, что она отбрасывает тех, кто не предан своему делу, и гарантирует, что потенциальные лидеры основательно ознакомятся со здравыми доктринами христианства.
В этом подходе, однако, есть две фатальные ошибки. Во-первых, он не признает, что самая лучшая подготовка приобретается на практике, а не во время обучения. Подготовка лидеров — это процесс, поэтому потенциальных лидеров невозможно «довести до совершенства» прежде чем посылать их на служение. Лидеры приобретают жизненно важный опыт, делая ошибки, размышляя над ними и исправляя свой курс в пути. Фактически ячеечные группы — это превосходная лаборатория. Карл Джордж говорит: «Никто еще не нашел лучших условий для развития лидерских качеств, чем те, которые возникают в малой группе».
Второе упущение в том, что не учитывается работа Духа Святого. Философия, которая опирается на формальную подготовку к руководству ячейкой, зачастую сводит к минимуму могущество Святого Духа и доверие к Нему. Возьмите в качестве примера апостола Павла. В первом веке Павел основал церкви по всему Средиземноморью и оставил их в руках сравнительно новых христиан. Он доверился Духу Святому в том, что Он будет работать через этих молодых лидеров. Говоря о методах Павла, Роланд Аллен пишет:
«В то же самое время, когда люди обращались в христианскую веру в каком-то месте, из числа их самих назначались священнослужители, пресвитеры-епископы или епископы, которые в свою очередь могли устроить и привести в зримое единство Церковь и новую группу христиан в своем округе».
Вопреки примеру Павла мы часто вешаем петлю образования на шею потенциальным лидерам, считая, что служение могут осуществлять только получившие подготовку согласно нашим стандартам. Павел полагался на Святой Дух в том, что Он будет работать в жизни новых верующих и нарождающихся лидеров. Давид Шеппард указывает: «Мы остановились на священстве всех образованных верующих». Остальные святые просто сидят и слушают воскресенье за воекресеньем. Обри Малферс заостряет внимание на этой проблеме:
«Великая трагедия заключается в том, что слишком многие христиане либо вообще не заняты, либо не заняты должным образом в служении для Христа или Его церкви... Согласно опросу, проведенному Джорджем Гэллапом... всего 10% членов церкви выполняют 90% служения церкви. Это значит, что 90% членов — типичные безработные, которые "сидят и впитывают". Из этих 90% приблизительно 50% говорят, что они не станут этим заниматься ни в каком случае. Оставшиеся 40% говорят, что они хотели бы этим заняться, но их об этом не просили и к этому не готовили».
«Безработица» прихожан — серьезная проблема, с которой сегодня сталкивается церковь. Типичное воскресное служение «поучения-проповеди» не вовлекает в служение многих верующих. Только очень «одаренным» и «высокообразованным» позволяется принимать участие в нем. Хэдэуэй пишет: «Находящееся под господством духовенства христианство западного мира углубило пропасть между духовенством и мирянином в Теле Христовом. Такое разделение труда, власти и престижа обычно, когда существует профессиональное духовенство».
«Неотложная евангелизация» стоит у Бога на повестке дня, и это требует участия всего народа Его. Прошло время, когда дело служения исполняли немногие избранные. Сейчас, напротив, время положиться на работу Духа Святого во всем Теле Христовом. Вместо того, чтобы полагаться на свою собственную компетентность, образование и опыт, мы должны доверить Богу работать через других, снаряжая их и давая им свободу быть лидерами.
Децентрализуйте служение
В ячеечных церквях служение забирают из рук «немногих избранных» и вверяют многим людям. В отличие от большой церковной службы, здесь каждого призывают принимать участие в ячеечных группах и использовать свои духовные дары. Петр напоминает нам: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Никто не сидит сложа руки. Все должны быть заняты.
Такая децентрализация ускоряет быстрое умножающее деление в Международной харизматической миссии, где убраны аппаратные наслоения, мешающие прихожанами принимать участие в работе. Пастор Сезар Кастелланос говорит, что цель МХМ в том, чтобы сделать лидера ячейки из каждого человека, входящего в церковь. Он приглашает потенциальных лидеров ячеек выходить вперед во время церковных служб. Если ячейки быстро умножаются, нужно постоянно искать новых лидеров и давать им свободу.
Ячеечные группы — «инкубаторы лидеров». Хэдэуэй пишет: «...Малые домашние группы представляют теплую, доверительную атмосферу... способствующую максимальному развитию лидерства». По этой причине ячеечные церкви занимают уникальное положение, позволяющее довести до максимума вовлеченность простых верующих в работу. Совершенствованию новых лидеров должен отдаваться высший приоритет. Пастор Кастелланос наставляет своих лидеров не «вербовать» членов ячеек, а «тренировать» лидеров. Успех ячеечной церкви зависит от превращения верующих прихожан в верующих лидеров. В этом сила, обеспечивающая взрывной рост домашней ячеечной группы. Следовательно, цель каждого лидера ячейки в том, чтобы воспитывать новых лидеров. Многие лидеры ячеек терпят неудачу именно в этом, потому что основной фокус — развитие лидерства — затуманивается заботами о привлечении новых людей, совершенствовании содержания урока или «оттачивании» деталей богослужения.
Лидер ячейки как пастор
Лидеры ячеек также являются пасторами. Некоторым не нравится называть лидеров ячеек пасторами, но они соответствуют всем библейским принципам, определяющим пасторство. В системе малых групп Джона Уэсли лидеры классов были пасторами. Пастырство подразумевает пять основных принципов.