Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп

Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп

Как ваша малая группа может расти и умножиться

Джоэл Комиски

Оглавление

Предисловие

Пролог

Введение

Глава 1: Успешные церкви, основанные на ячейках

Глава 2: Основные характеристики ячеечной церкви

Глава 3: Успокойтесь! От вас не требуется быть суперзвездой

Глава 4: Молитесь!

Глава 5: Ставьте цели

Глава 6: Воспитывайте новых лидеров

Глава 7: Привлекайте гостей

Глава 8: Действуйте как одна команда

Глава 9: Евангелизируйте, восполняя нужды людей

Глава 10: Проведите необходимую подготовку для того,

чтобы новое рождение прошло гладко

Глава 11: Основание и взращивание ячеек

Глава 12: Материнско-дочерний принцип умножения

Глава 13: Притча

Приложение А...

Примечания

Предисловие

Эта книга предназначена для жатвы. Мы живем во время величайшей жатвы душ че­ловеческих, когда-либо совершаемой за все время истории христианства. За последние несколько лет родилось свыше намного больше людей и появи­лось намного больше церквей, чем кто-либо мог себе когда-нибудь представить.

Все это благая весть. Плохая весть заключается в том, что большая часть пожатого плода не является плодом пребывающим. В то время как мы законно радуемся те­кущему распространению Божьего царства, знающие люди справедливо полагают, что оно должно распрост­раняться еще более могущественно, чем сейчас.

Почему, например, от огромных городских евангелизационных кампаний, которые продолжают сохра­нять свою популярность год за годом, в церквях через год остается всего лишь несколько верующих? Стало нормой, что из тех людей, которые принимают на больших евангелизационных собраниях решение сле­довать за Христом, в поместных церквях «оседают» лишь от 3 до 16 процентов. Из всех, кого я знаю, включая самих евангелистов, нет ни одного человека, кто был бы доволен такими цифрами.

Кроме того, многие церкви, имеющие сильные евангелизационные служения и много новых людей, приходящих в эти церкви, держат двери «черного хода» широко открытыми. Их годовые цифры не отра­жают того роста церкви, который, казалось бы, дол­жен происходить.

Подобные ситуации достаточно известны и широко распространены. Несмотря на это, мы не можем ска­зать, что все растущие церкви виновны в том, что люди «просеиваются через сито» и что их евангелиза- ционные усилия не имеют успеха. По большому счету церкви, которые сегодня сохраняют очень высокий процент «урожая», являются такими церквями, кото­рые тщательно разработали свою инфраструктуру. Есть разные способы разработки и функционирования такой инфраструктуры, но большая часть церквей, сделавших это в наше время и преодолевающих барь­ер роста за барьером, являются церквями, подчерки­вающими важность домашних ячеечных групп.

Никто не знает этого лучше, чем мой друг Джоэл Комиски. Он сочетает в себе черты практика помест­ной церкви и скрупулезного исследователя. Вместо того чтобы написать книгу о том, «как и что мы делаем в нашей церкви», Джоэл потратил сотни часов и тыся­чи долларов, чтобы лично посетить восемь самых из­вестных в наше время церквей, основанных на ячееч­ных группах, проинтервьюировать лидеров, принять участие в жизни этих церквей и оформить свои заклю­чения в этой книге «Секреты успеха церквей домаш­них ячеечных групп».

Мне нравится эта книга, потому что она заостряет внимание не на домашней ячейке, а на потерянных людях. Другие книги рассматривают динамику самой ячейки, но эта книга заостряет внимание на умножа­ющем делении ячеек для еще больших евангелизационных результатов. Если в вашей церкви имеется рас­пахнутая дверь «черного хода», то сейчас в руках вы держите инструкцию по закрытию этой двери. Если вы видите, что не все плоды сохраняются, то вот вам инструмент для изменения ситуации к лучшему.

«Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп» — это воистину книга для жатвы!

С. Питер Вагнер,

Фуллеровская теологическая семинария

Пролог

Когда я пишу эти строки, я вижу стоящую пере­до мной дюжину книг по малым группам. Они затрагивают многие темы — Библия и малые группы, динамика малых групп, служение «чистой» ячеечной церкви и др. Однако ни одна из этих книг не заостряет внимания на том, как малые группы ведут евангелизацию. Доктор Ван Енген, профессор миссиологии в Фуллеровской теологической семинарии, так высказался по этому поводу во время моего соиска­ния и защиты степени доктора философии. Он сказал: «Существует много книг о динамике малых групп. Нам же требуется изучить то, как эти малые группы ведут евангелизацию». В тот же день я почувствовал, что это поручение легло именно на меня. Мне была поставлена новая задача для дальнейшего исследова­ния. Таким образом, эта книга повествует о том, как малые группы евангелизируют, растут и в конце кон­цов делятся.

Введение

Бог очень аккуратно вел меня на путь служения малых групп. Через три года после того, как в возрасте семнадцати лет я принял Иисуса Хри­ста, я почувствовал призыв создать группу изучения Библии на дому. Каждую неделю друзья собирались, чтобы послушать молодого, горячего проповедника- подростка, и некоторые из них, по Божьей благодати, остались. Во время проведения одного из таких заня­тий Иисус призвал меня стать миссионером.

Став кандидатом в миссионеры от организации Христианский и Миссионерский альянс, я участвовал в зарождении церкви в городе Лонг-Бич, штат Кали­форния. В 1984 году для того, чтобы церковь началась, я собирал людей у себя дома. В том же году Давид Йонги Чо, пастор самой большой в мире церкви, читал в Фуллеровской теологической семинарии цикл лек­ций о росте церкви. Я был поражен, слушая приводи­мые им рассказы о том, как каждый из 500000 членов Полноевангельской церкви Йодо в г. Сеуле, Корея, по­лучает пастырскую заботу через одну из 20 000 ячееч­ных групп церкви.

Исполнившись энтузиазма, я приобрел книгу Йонги Чо «Успех домашних ячеечных групп», и начал учить по ней лидеров моей церкви1. Некоторое время вдохно­вение витало вокруг нас, и мы начали четыре ячейки. Однако после того, как мы стали проводить воскрес­ные служения, ячеечные группы перестали быть в центре моего внимания и ежедневные церковные дела и заботы оттянули на себя все мои силы. Тем не менее, я никогда не терял видения и вдохновения от предвку­шаемого служения малых групп.

Через несколько лет, когда я был миссионером в Эквадоре, у меня появилась возможность раздуть теп­лящиеся во мне угольки видения о служении малых групп. Мы с женой, направленные в пасторскую ко­манду стратегической церкви в Кито, Эквадор, долж­ны были стимулировать рост церкви, что должно было повлиять на рождение дочерней церкви. Месяц за ме­сяцем многие люди принимали Христа, но оставались с Богом очень немногие. Всей пасторской командой мы бились над тем, чтобы закрыть дверь «черного хода». Мы планировали различные мероприятия для вос­кресной школы, для занятий с новообращенными, разрабатывали программы посещения людей на дому, однако все это не принесло желаемого успеха.

Мой первый год в пасторской команде был для меня беспросветной ночью. Когда я предлагал что-нибудь другим пасторам на моем ломаном испанском, они все вежливо слушали меня. Мне так хотелось донести до них идею роста церкви, но недоставало беглости язы­ка и знаний культуры, в которой мы находились. Не­деля шла за неделей, и я уходил с собраний пастор­ской команды в упадке и угнетении. Был момент, когда лидер команды серьезно обдумывал возможность за­менить меня более опытным миссионером, ищущим вакансию для служения.

Во время этих беспросветных дней, когда я, мисси­онер, служащий свой первый срок, находился между успехом и неудачей, начал говорить Бог. Он показал мне, что наша церковь (Эль Батан) отчаянно нужда­лась в ячеечном служении. Бог возложил мне на серд­це бремя, которое невозможно было убрать. Я знал, что это было от Него. Знания, почерпнутые от Давида Йонги Чо, роились у меня в голове. Когда я поделился своим видением с пасторской командой, то нам с же­ной дали зеленый свет заняться этим.

К тому времени мы уже вели работу со студентами университета, поэтому мы организовали из них пять групп, нацеленных на евангелизацию и ученичество. Эти пять групп начали расти. Вскоре после этого не­сколько семей захотели, чтобы мы организовали ма­лые группы среди них. Эти группы тоже начали при­носить плоды и умножаться. Мы выросли от пяти пер­воначальных групп в 1992 году до 51 группы в 1994 году. Около 400 человек, большинство из кото­рых были новообращенными, присоединились к церк­ви Эль Батан и начали посещать воскресные служения. Стало ясно, что для Эквадора, где только 3,5 процента населения признают Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, это было делом Божьим.

В конце концов, через некоторое время родилась до­черняя церковь от Эль Батан. Используя ячеечную концепцию, мы начали, имея 10 ячеечных групп и 150 их членов. Менее чем за год эти 10 ячеек умножились до 20 и церковь возросла до 350 человек. Рост церкви неустанно продолжается, и в его основе лежат ячейки.

Бог обладает полнотой власти. В самых смелых меч­тах я не мог бы представить себе, что буду ездить по всему миру «в поисках совершенной ячеечной церкви». Но именно этим я и занимался в течение двух лет. Мои исследования для степени доктора философии и для изучения секретов ячеечного движения привели меня в Корею, Сингапур, Луизиану, Сальвадор, Гон­дурас, Колумбию, Эквадор и Перу. Мой попечитель С. Питер Вагнер верил в меня и мою работу, поддер­живая этим мое вдохновение.

Я знаю, что это такое — начинать ячеечное слу­жение с нуля. Я переживал неудачи, но пробовал и успех. И из личного опыта, и благодаря исследованиям я обнаружил динамичные принципы и пришел к прак­тическим соображениям, которыми хочу поделиться с теми, у кого есть видение затронуть весь мир через ячеечные церкви. По благодати Божьей я излагаю все это на страницах данной книги.

Глава 1

Глава 2

Почему «ячейка»?

Говоря на языке биологов, клетки — это «мельчай­шие структурные единицы организма, способные к не­зависимому функционированию». Одна капля крови, например, содержит около 300 миллионов красных клеток! Как отдельные клетки соединяются для того, чтобы сформировать тело человека, так и ячейки в церкви формируют Тело Христа. В дальнейшем каж­дая биологическая клетка растет и воспроизводит свои составляющие, пока она не разделится на две клетки. Полный генетический набор, частично переданный от родительской клетки, восстанавливается в каждой до­черней клетке. Именно такой процесс происходит в здоровых церковных ячейках. Как мы увидим далее, умножающее деление по «материнско-дочернему» принципу стремится к воспроизводству в новой группе «полного генетического набора».

Как идет процесс

Малые группы проходят определенные этапы свое­го развития, как показано на рисунке, любезно предоставленном Мировым молитвенным центром «Вифания».

Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп - student2.ru

Стадия знакомства

Каждая клетка на начальном этапе походит на кап­лю протоплазмы. Отдельные частицы почти неразли­чимы. Хотя клетка и содержит генетический код для умножающего деления, она сначала должна вырасти и развиться. То же самое происходит и в малых груп­пах. Члены группы на начальном этапе смотрят друг на друга, не зная, чего можно ожидать, и на этом эта­пе жизнь ячеечной группы характеризуется тем, что люди знакомятся друг с другом и узнают друг друга. Лидеру ячейки, возможно, придется обратить больше внимания на ломку льда («давайте познакомимся») в такие дни. Стадия знакомства длится около месяца.

Стадия любви

Хромосомы в клетке наконец начинают группиро­ваться, хотя и не по прямой линии. В ячеечной группе члены ячейки снимают маски на этом этапе. Люди на­чинают видеть друг друга в реальном свете. Часто случаются и конфликтные ситуации, когда кто-ни­будь забудет что-нибудь сделать или просто опазды­вает. Поэтому некоторые люди называют эту стадию стадией конфликта. Эта стадия длится около месяца.

Стадия единения

Беспорядочно движущиеся хромосомы в клетке вдруг начинают группироваться по линии в центре клетки. В жизни ячейки на этом этапе, который проис­ходит в середине жизненного цикла ячейки на тре­тьем — четвертом месяце, люди начинают находить свои роли и вставать на свои места. Например, все на­чинают признавать, что Джуди имеет талант для того, чтобы вести поклонение, а у Джона есть дар для консультирования. Этот этап очень подходит для того, чтобы члены ячейки обучались евангелизации. Данная стадия длится около месяца.

Стадия евангелизации

Хромосомы в клетке группируются в две шеренги, готовясь дать начало новым клеткам и полностью вос­произвести себя. На этом этапе ячейка фокусирует внимание на евангелизации. Хотя ячейка всегда ведет евангелизационную деятельность, на этом этапе ячей­ка ставит евангелизацию в центр внимания. Эта ста­дия длится от четвертого месяца до момента умножа­ющего деления.

Стадия отделения

Когда клетка готова дать рождение новой клетке, хромосомы отделяются друг от друга и клетка делится (размножается). В малой группе воспитываются новые лидеры, и их обучают вести новую ячейку, когда при­ходят новые члены. Когда группа возрастает количе­ственно, происходит умножающее деление. Стадия от­деления может длиться до года.

Не каждая группа умножается и делится, однако, если деление не происходит, в этом таится серьез­ная опасность. Ларри Стокстилл, старший пастор Мирового молитвенного центра «Вифания», шутливо заметил на ячеечной конференции ММЦВ в 1996 году: «Как правило, группа, в которой находятся только четыре человека, которые в течение года ви­дят только друг друга, довольно счастливы, когда ее расформировывают и люди могут наконец-то убрать­ся оттуда!»

Глава 3

Успокойтесь! От вас не требуется быть суперзвездой

Многие верующие говорят, что они не имеют необходимых качеств для того, чтобы быть лидером ячеечной группы. «У меня нет евангелизационного дара». «У меня нет такого таланта». «Я слишком робок». Приходилось ли вам слышать подоб­ные утверждения? Может быть, вы сами говорили что-либо подобное? Такие утверждения предполага­ют, что для того, чтобы быть лидером ячейки, требу­ется определенный дар, тип личности, пол, социаль­ное положение или образование. Исследования опро­вергают такую точку зрения.

Тип личности

Карл Эверетт признает, что он застенчивый чело­век. При разговоре с ним приходится тянуть из него информацию, и словесный поток не бьет из него клю­чом. Общение не является для него таким уж простым делом. И тем не менее, в Мировом молитвенном цент­ре «Вифания» Карл известен как «мистер Умножаю­щее деление». Сначала Карл начал одну ячеечную группу и довел ее до умножающего деления. Возглавив одну из «половинок», он мобилизовал всех членов, и они потрудились над тем, чтобы на каждом собрании ячейки по пятницам вечером присутствовали 15 чело­век, регулярно посещающих ячейку. Опять его группа дала рождение дочерней группе. Когда подобный про­цесс повторился шесть раз, лидеры церкви, призна­вая лидерские дары Карла, поставили его на такую позицию, чтобы он был пастырем над лидерами ячеек.

Потенциальные лидеры ячеек, которые говорят, что они являются интровертами и не очень открытыми людьми, часто пытаются оправдать себя и доказать, что им не хватает «изюминки» и харизмы, чтобы взрас­тить здоровую успешную ячейку. Наши исследования показывают, что и лидеры-интроверты, и лидеры-экстраверты одинаково успешно ведут группы к умножаю­щему делению. Большая часть лидеров ячеек, встречен­ных нами, является экстравертами, но все же суть заключается в том, что лидеры ячеек — интроверты (более сосредоточенные на себе) ведут группы к умно­жающему делению наравне с лидерами ячеек — экст­равертами (более сосредоточенными на других).

Когда сотрудник служения ТАЧ Джим Эгли провел опрос двухсот лидеров ячеек в Мировом молитвенном центре «Вифания», он использовал разработанный мной вопросник и вопросы теста DISK по определению типа личности. (Тест DISK помогает определить основ­ные сильные и менее сильные стороны личности.) Вот что он пишет:

«Довольно интересно, что наш опрос не показал никакой видимой зависимости между ростом яче­ечной группы и типом личности лидера. 98 про­центов ячеек в этой церкви прошли тест DISK, показавший их сильные и менее сильные стороны, но ни один тип личности не показал себя лучше или хуже в деле умножающего деления ячеек».1

Вся эта информация подтверждает, что вы тоже можете иметь успех! Бог создал людей, чтобы каждый из них был особенным. Никто не сможет делать все точно так же, как вы. Бог использует людей, у кото­рых жизнь бьет ключом, застенчивых, способных, волнующихся и всех остальных, какой бы тип лично­сти ни был! Будьте собой. Вопрос не в том, кто вы есть, а в том, что вы как лидер ячейки делаете.

Глава 4

Молитесь!

Однажды дверь моего офиса в Кито, Эквадор, открыл Джордж Фриас, человек, подавленный и разбитый всей своей жизнью. «Я уже испытал все, что только можно, — вымолвил он. — Я был привязан к алкоголю, наркотикам, попробовал уча­ствовать в парочке религий. И вот теперь моя жена хо­чет уйти от меня. Вы можете мне чем-нибудь помочь?» Редко мне приходилось наблюдать такое отчаяние за все годы моего служения. Вот что я сказал ему: «Я знаю, что вы искренне искали ответы на свои вопро­сы, но только Иисус Христос может заполнить пусто­ту вашего сердца». После того, как Джордж помолил­ся, чтобы принять Иисуса Христа, отчаяние в его го­лосе сменилось спокойствием.

Бог взял контроль над ситуацией Джорджа в тот же день, и он стал новым творением. Мир и радость наполнили его жизнь. Перед тем как он ушел от меня, я много рассказал ему о важности ежедневного обще­ния с Богом, зная, что ему может быть очень трудно делать это.

Следующим вечером на занятии для новообращен­ных Джордж рассказывал нам: «Я проснулся в два часа ночи и молился два с половиной часа». В ту пер­вую ночь Джордж принял решение, что молитва все­гда будет стоять на очень высоком месте в его новой жизни во Христе. Он регулярно проводил от двух до четырех часов с Иисусом каждое утро. Через год Джордж уже вел группу и привел ее к умножающему делению. Вскоре он стал и районным служителем. По­чему? Потому что Джордж регулярно отводил время для общения с Богом, и Бог открывал ему, как быть эффективным лидером группы.

Определенное место и время

Некоторые христиане противятся идее ежедневно уделять время для того, чтобы взыскивать лицо Бо­жье. Некоторые даже говорят: «Я молюсь все время». Да, Библия говорит нам о непрестанной молитве (1Фес.5:17), и Павел умоляет нас: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом...» (Еф.6:18). Но Иисус показывает нам и другую сторону медали, говоря в Матфея 6:5,6: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаться молиться, чтобы пока­заться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помо­лись Отцу твоему, который втайне». В этих стихах го­ворится, что нам необходимо отделять особое время для взыскания лица Божьего, когда мы будем раз­мышлять о Его Слове, слушать голос Духа, покло­няться Ему, и ходатайствовать о людях.

Говоря о комнате, Иисус не имеет ввиду кладовку, где хранятся обувь и одежда. Здесь используется гре­ческое слово «тамеон», относящееся к тому месту в ветхозаветном храме, где хранились сокровища. Неко­торые учителя, комментируя эти стихи Писания, ука­зывают на связь между тем местом, где мы проводим время с Господом, и получаемыми богатствами. Конеч­но же, Иисус не имеет ввиду, что у нас должно быть единственное место, где мы будем взыскивать лицо Божье. Более важным, чем слово «комната» являются слова «затворить дверь». Будь ваша «комната» комна­той, парком, полем, вы должны «затворить дверь» от шума и забот жизни. Чак Свиндолл в книге «Близость со Всемогущим» говорит: «Наш мир является сума­тошным и запутанным местом. Не Бог сотворил его по­добным образом. Испорченное, неугомонное человече­ство сделало его таким!» Продолжая мысль, он пишет:

«Довольно трагично, что в этом суетливом и не­угомонном веке мало что поддерживает наше стремление иметь близкие взаимоотношения с Богом. Мы стали людьми, более похожими на бе­гущее стадо, чем на паству Божью, пребываю­щую на зеленых пастбищах и у тихих вод. Ка­жется, наши предки знали, как общаться со Все­могущим... А мы?»

Иисус говорит нам закрывать дверь перед шумом и суетой жизни XXI века.

Как найти «комнату», где можно будет закрыть за собой дверь? Пробуйте, думайте и сделайте все от вас зависящее для этого. Некоторые люди предпочитают проводить тихое время в лесу или в парке. Иисус пред­почитал пустыню или горы. Выберите место и время, которое наилучшим образом подходит для вас. Един­ственным требованием является отделение от шума и суеты жизни.

Содержание

Когда вы встречаетесь с другом, то решаете ли вы заранее со скрупулезной точностью, что вы будете делать и говорить? Конечно же, нет. Разговор течет и останавливается, а вы просто радуетесь компании друг друга. Таким и должно быть время, проводимое с Господом, однако многие христиане относятся к этому как к ритуалу, где они следуют определенному расписанию или руководству. Думайте об этом време­ни как о существующих и развивающихся взаимоот­ношениях. Цель заключается в том, чтобы познавать Его. Стремление апостола Павла выражает самую суть: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил.3:10).

Если вы не знаете, как начать проводить тихое вре­мя с Господом, начните с чтения Божьего послания любви для вас — с Библии. Святой Дух через Слово Божье питает нашу душу и дает нам направление, по­этому начните пользоваться всеми Божьими богат­ствами. Славьте Бога. В Послании к Евреям написано: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Не забывайте и пребывать в тишине перед Богом. Ральф Нейбор часто говорит о «комнате общения с Богом». Он говорит, что лидер ячейки «сна­чала должен узнавать волю Божью по поводу опреде­ленной ситуации. Молитва становится переживанием "комнаты общения с Богом"».3

Молитва — это намного больше, чем проводить время с Господом в «комнате общения». Лидеры ячеек — это ходатаи, неустанно молящиеся за членов своих ячеек.

Препятствия

Даже зная все это, некоторые лидеры ячеек все равно с трудом проводят качественное продолжитель­ное время с Господом. Некоторые люди начинают мо­литься как только проснутся, даже еще не встав с кровати. Глубокая молитва быстро превращается в глубокий сон. Совет Давида Чо о раннем утре и вре­мени, проводимом с Господом, звучит так: «Вылезай из кровати!» Встаньте, умойтесь, выпейте чай или кофе, и, если нужно, можете пробежаться или прой­тись по улице. Сонливость — это враг номер один для эффективного общения с Господом, поэтому немного разгоните кровь.

Еще одним препятствием являются наши мысли. «Что вчера вечером тот человек подумал о моих сло­вах?», «Когда мне помыть машину?» Конечно же, все мы имеем эту тенденцию. «Твои мысли, Господь, а не мои!» — должно быть нашим ответным действием.

Как справиться с этими отвлекающими мыслями, которые вмешиваются в наше общение с Господом?

Может попытаться удалить их как зубной врач удаля­ет гнилой зуб? Именно так и поступил брат Лоренс. Он был одним из «кармелитских братьев» и жил в XVII веке. Часто сталкиваясь с проблемой мятущегося и блуждающего разума, он писал: «Я пытался покло­няться Ему чаще, чем мог, удерживая мой разум в Его святом присутствии, и призывая Его каждый раз, когда чувствовал, что удаляюсь от Него».

Борьба порой так тяжела, что только Дух Божий может даровать полную победу. Попросите Его взять контроль над вашими мыслями. Лучшее исцеление от бурлящих мыслей можно найти тогда, когда мы сосре­доточиваем все свое внимание на Христе. Когда мы взираем на Иисуса Христа, все приобретает новую перспективу. А. В. Тозер однажды сказал: «Человек, который отчаянно старался очистить себя, но терпел поражение за поражением, получит настоящее осво­бождение, когда перестанет взирать на свою душу, и начнет взирать на совершенного Бога». Совет Тозера современен и полезен. Когда мы отдаем свои мысли Богу и взираем на Него, Он приведет в порядок наши мысли и наполнит нас радостью.

Еще одним препятствием является суета и заня­тость, часто выражаемая словами: «У меня не хвата­ет времени». Давайте оставим подобный образ мыслей ресторанам быстрого питания типа МакДоналдс. Нам же для того, чтобы пить из глубин, надо провести время в глубоких размышлениях. Как говорит псалмо­певец: «Бездна бездну призывает» (Пс.41:8). Эндрю Мюррей советует верующим оставаться в общении с Господом до тех пор, пока не будет прочувствовано прикосновение Божье и отблески славы Его. Взыски­вание Его на таком уровне требует проведения значи­тельного времени перед Божьим престолом. Здесь не хватит одного или двух коротких визитов. Не удиви­тельно, что лидеры, которые подводят группы к ум­ножающему делению, проводят много времени с Гос­подом. Не обкрадывайте себя Божьими благословени­ями, покидая Его присутствие тогда, когда Он вот-вот наполнит вас.

Иисус сказал нам, что «Отец твой, видящий тай­ное, воздаст тебе явно» (Мат.6:6). Иисус уверяет нас, что Отец вознаграждает тех, кто живет и ходит Его путями. Лидеры ячеек, хотите ли вы вознаграждение Отца? Если все делать так, как Он сказал, Бог даст вам способность вести ячейку самым эффективным об­разом, восполнять нужды людей и в конце концов под­вести ячейку к умножающему делению.

Пост и молитва

Карл Эверетт, нынешний заместитель директора ячеечного служения в Мировом молитвенном центре «Вифания», начал свое служение так, как начинают многие другие лидеры ячеечных церквей: возглавляя единичную группу-ячейку. Его ячейка умножалась шесть раз, и каждая дочерняя ячейка возрастала и достигала процветания. Карл «спрессовывает» секрет своего успеха до трех слов: «Молитва, молитва, мо­литва».

Подготовка ячейки для Карла и его жены Гайнел включает в себя пост и молитву в день собрания. Перед собранием они совершают помазание, помазывают пищу, дорожки к дому, двор, каждую комнату в доме, даже каждый стул, которым будут пользовать­ся в этот вечер. Карл молится о членах группы и о том, чтобы Бог помазал его собственную жизнь. Они едят в этот день только после собрания, пропуская обычное время приема пищи.

Пример Эвереттов вполне обычен в «Вифании», где руководителей ячеек призывают молиться и по­ститься перед собранием ячейки. Некоторые постятся весь день, другие — до трех часов дня; некоторые пропускают один прием пищи. Карл говорит: «Важно мобилизовать как можно больше членов группы к по­сту и к молитве».

Молитва внутри группы

Молящиеся ячейки — сильные ячейки. Дух Святой воздвигает по всей стране новое движение молитвен­ных ячеек,5 и ячеечная церковь занимает стратегиче­скую позицию, позволяющую возглавить его.

Молитва естественным образом вписывается в то время на собрании ячейки, которое посвящено покло­нению Богу. Обратите внимание, что в Книге Откро­вение 5:8,9 молитва и поклонение Богу сливаются вместе:

«...имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени».

Как мы видим отсюда, пение и молитва — состав­ная часть поклонения Богу в группе. И то, и другое имеет важное значение для того, чтобы сделать ячей­ку духовно динамичной и принести удовлетворение Иисусу Христу.

Гибкость в молитве

Работайте творчески! Не существует одного «пра­вильного» способа мобилизовать членов ячейки к мо­литве, а гибкость помогает избежать рутины и скуки. Попробуйте применить вот эти идеи:

• Разбивайтесь на группы по 2-3 человека. Это позволяет большему числу людей принимать участие в молитве и меньше пугает более скромных членов.

• Учите вашу группу молиться короткими фразами, как в разговоре, что обеспечивает большее взаимодействие и согласие. Это позволяет большему числу людей молиться и помогает избежать доминирования одного человека.

• Попросите отдельных членов ячейки возносить ходатайственную молитву.

• Попробуйте «молитву хором». С. Петер Вагнер описывает это следующим образом: «Все присутствующие на молитвенном собрании одновременно молятся вслух». Корейские христиане сделали этот вид молитвы популярным. В церкви Йонги Чо руководитель собрания дает сигнал к началу молитвы, и церковь наполняется ревом до тех пор, пока колокол не подает сигнал, что пора заканчивать.

Молитва в ячеечных церквях

Карен Хёрстон говорит: «Ячейки — просто трубы, через которые протекает Дух Святой; сами по себе они не являются целью». В движении за ячеечную церковь мы иногда забываем, что ячейка — это в первую очередь канал, через который двигается Свя­той Дух. Без его работы ячейки не имеют большой ценности.

Каждая из церквей, о которых говорится в этом ис­следовании, ревностно ищет силы Божьей через мо­литву. Они выдвигают молитву в качестве своего глав­ного приоритета. О молитве не просто говорят — ее регулярно практикуют. Например, каждая из церквей проводит регулярные молитвенные собрания на це­лый вечер. Три крупнейшие ячеечные церкви, упомя­нутые в этом исследовании (35000 и более поклоняю­щихся) проводят еженедельные молитвенные собра­ния на весь вечер.

Церковь «Живая вода» в Лиме, Перу, собирает сво­их членов для поста и молитвы во время семи из деся­ти национальных праздников своей страны. Каждое такое мероприятие привлекает около 1000 человек. Международная харизматическая миссия также сияет как могучий образец молитвы. Каждое утро с 5 до 9 часов хвалебное пение и горячая молитва возносятся к небу из этого здания. Почти непрестанно кто-нибудь из пасторов или прихожан проповедует Слово Божье или совершает богослужение и молитву.

По воскресеньям Полноевангельская церковь Йодо пастора Чо гудит от шума жизни. От зари до сумерек десятки тысяч людей служат Иисусу Христу в каждом уголке и закоулке этой гигантской церкви.

Что же за «тайная сила» стоит за Полноевангельс­кой церковью Йодо? Молитва. Около 3000 человек мо­лятся каждый день на горе молитвы (10000 — по вы­ходным). Руководство ПЕЦИ верит, что мы ведем ду­ховную битву, которую можно выиграть только в небесных сферах, и они действуют и поступают соот­ветственно. Ничего удивительного, что евангельская церковь в Корее за короткий промежуток времени вы­росла от 0,05 процента населения до 30 процентов!

Этот дух, который пропитывает молитвенное со­брание каждое утро, также является средоточием для группы-ячейки ПЕЦИ. Джефри Арнольд подводит итог, объясняя, почему церковь Давида Йонги Чо вы­росла так быстро: «Как они выросли так быстро? Они призывали каждую малую группу молиться за своих друзей-нехристиан, и они учили лидеров вести людей ко Христу. При тысячах действующих малых групп, когда каждая группа приводила в церковь несколько новых христиан примерно каждый год, это вызвало феноменальный рост».

Пока руководство ячейки не будет убеждено, что только Бог может обратить нехристианина и принести умножающее деление, не произойдет почти ничего. Ральф Нейбор говорит: «Одни кратковременные мо­менты молитвы в ячейке не способны разогнать дух летаргии в этой ячейке». Это то же самое, что мо­литься о пище, находясь в ресторане, — так же быст­ро и бездумно. Прежде чем молитва сможет изменить положение в ячейке, руководство ячейки должно «понять, что они поняли»: если Бог не вдохнет свою жизнь в наши методы, то они просто дерево, сено и солома. Когда Иисус увидел неотложные нужды толпы народа, он не приказал ученикам начать работу над новейшей программой по обучению евангелизму. Вме­сто этого Он велел им: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мат.9:38).

Глава 5

Ставьте цели

Если вы целитесь в никуда, то в конце концов туда вы и попадете! Гораздо легче сначала вы­пустить стрелу, а потом уже начертить ми­шень на том месте, куда она попадет. Слишком многие лидеры придерживаются такого подхода, и процесс работы получается медленным и бессистемным. Чет­кие цели «железно» связаны с успехом ячейки. Все во­семь церквей в данном исследовании ставят четкие цели как на уровне церкви, так и на уровне ячейки.

Способность ставить цели характеризует успешно работающих лидеров и растущие церкви вообще. Кирк Хэдэуэй подводит итоги своего серьезного статисти­ческого исследования в книге «Принципы роста церк­ви: как отделить факты от вымысла»:

«Растущие церкви направлены на конкретные цели. Они ставят перед собой измеримые цели по посещаемости, по занятиям в воскресной школе, по духовному пробуждению и во многих других областях... Постановка задач помогает церквям расти... Цели задают направление деятельности и гарантируют, что работа будет вестись в приоритетных направлениях (которые проис­текают из замысла)... Бросающие вызов цели об­ладают потенциалом создавать мотивацию и порождать энтузиазм. Большие планы создают чувство приподнятого возбуждения, если они не противоречат, содержанию миссии и видению данной конгрегации и не представляются одно­значно невыполнимыми».

Верно следуя образцу, все восемь ячеечных церквей в данном исследовании придерживаются приносящего успех подхода к своему служению и росту, ориентиро­ванного на цели. Единая цель, за достижение которой бо­рется каждая ячейка, — это заданная дата умножаю­щего деления. Опрошенным 700 лидерам ячеек был за­дан вопрос: «Знаете ли вы, когда в вашей группе произойдет умножающее деление?» Были даны вариан­ты ответа «да», «нет», «не уверен». Лидеры ячеек, зна­ющие свою цель — когда в их группах совершится новое рождение, последовательно умножают свои группы чаще, чем те лидеры, которые не знают этого. По суще­ству, если лидер ячейки не может ставить цели, кото­рые члены ячейки четко помнят, его шансы добиться умножающего деления ячейки — лишь 50 на 50. Но если лидер ставит цели, шансы умножающего деления воз­растают до семидесяти процентов.

Тэд Энгстром, лидер из лидеров, делает такое на­блюдение: «У самых лучших лидеров всегда были план деятельности, конкретные задачи и записанные целе­вые установки. Они помнили направление, в котором они хотели продвигаться». То же самое верно и в от­ношении лучших лидеров ячеек, а также в отношении церквей.

Сезар Кастелланос

Сезар Кастелланос, пастор Международной хариз­матической миссии в Боготе, Колумбия, считает себя апостолом, которой имеет апостольское видение. Его конгрегация знает, что он проводит много времени в молитве и общении с Духом Святым. В такие моменты он обретает свое видение церкви в общемировом масш­табе. Подобно древним апостолам, Кастелланос сумел успешно передать свое видение руководству церкви. Несколько человек из ключевых лидеров его церкви относят свой собственный успех за счет видения своего пастора и воодушевления от него.

Кастелланос твердо верит в краткосрочные и дол­госрочные цели. В октябре 1996 года, когда в церкви было 5600 ячеек, их задачей было иметь к 31 декабря 1996 года 10000 ячеек. В то время я писал:<

Наши рекомендации