Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп
Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп
Как ваша малая группа может расти и умножиться
Джоэл Комиски
Оглавление
Предисловие
Пролог
Введение
Глава 1: Успешные церкви, основанные на ячейках
Глава 2: Основные характеристики ячеечной церкви
Глава 3: Успокойтесь! От вас не требуется быть суперзвездой
Глава 4: Молитесь!
Глава 5: Ставьте цели
Глава 6: Воспитывайте новых лидеров
Глава 7: Привлекайте гостей
Глава 8: Действуйте как одна команда
Глава 9: Евангелизируйте, восполняя нужды людей
Глава 10: Проведите необходимую подготовку для того,
чтобы новое рождение прошло гладко
Глава 11: Основание и взращивание ячеек
Глава 12: Материнско-дочерний принцип умножения
Глава 13: Притча
Приложение А...
Примечания
Предисловие
Эта книга предназначена для жатвы. Мы живем во время величайшей жатвы душ человеческих, когда-либо совершаемой за все время истории христианства. За последние несколько лет родилось свыше намного больше людей и появилось намного больше церквей, чем кто-либо мог себе когда-нибудь представить.
Все это благая весть. Плохая весть заключается в том, что большая часть пожатого плода не является плодом пребывающим. В то время как мы законно радуемся текущему распространению Божьего царства, знающие люди справедливо полагают, что оно должно распространяться еще более могущественно, чем сейчас.
Почему, например, от огромных городских евангелизационных кампаний, которые продолжают сохранять свою популярность год за годом, в церквях через год остается всего лишь несколько верующих? Стало нормой, что из тех людей, которые принимают на больших евангелизационных собраниях решение следовать за Христом, в поместных церквях «оседают» лишь от 3 до 16 процентов. Из всех, кого я знаю, включая самих евангелистов, нет ни одного человека, кто был бы доволен такими цифрами.
Кроме того, многие церкви, имеющие сильные евангелизационные служения и много новых людей, приходящих в эти церкви, держат двери «черного хода» широко открытыми. Их годовые цифры не отражают того роста церкви, который, казалось бы, должен происходить.
Подобные ситуации достаточно известны и широко распространены. Несмотря на это, мы не можем сказать, что все растущие церкви виновны в том, что люди «просеиваются через сито» и что их евангелиза- ционные усилия не имеют успеха. По большому счету церкви, которые сегодня сохраняют очень высокий процент «урожая», являются такими церквями, которые тщательно разработали свою инфраструктуру. Есть разные способы разработки и функционирования такой инфраструктуры, но большая часть церквей, сделавших это в наше время и преодолевающих барьер роста за барьером, являются церквями, подчеркивающими важность домашних ячеечных групп.
Никто не знает этого лучше, чем мой друг Джоэл Комиски. Он сочетает в себе черты практика поместной церкви и скрупулезного исследователя. Вместо того чтобы написать книгу о том, «как и что мы делаем в нашей церкви», Джоэл потратил сотни часов и тысячи долларов, чтобы лично посетить восемь самых известных в наше время церквей, основанных на ячеечных группах, проинтервьюировать лидеров, принять участие в жизни этих церквей и оформить свои заключения в этой книге «Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп».
Мне нравится эта книга, потому что она заостряет внимание не на домашней ячейке, а на потерянных людях. Другие книги рассматривают динамику самой ячейки, но эта книга заостряет внимание на умножающем делении ячеек для еще больших евангелизационных результатов. Если в вашей церкви имеется распахнутая дверь «черного хода», то сейчас в руках вы держите инструкцию по закрытию этой двери. Если вы видите, что не все плоды сохраняются, то вот вам инструмент для изменения ситуации к лучшему.
«Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп» — это воистину книга для жатвы!
С. Питер Вагнер,
Фуллеровская теологическая семинария
Пролог
Когда я пишу эти строки, я вижу стоящую передо мной дюжину книг по малым группам. Они затрагивают многие темы — Библия и малые группы, динамика малых групп, служение «чистой» ячеечной церкви и др. Однако ни одна из этих книг не заостряет внимания на том, как малые группы ведут евангелизацию. Доктор Ван Енген, профессор миссиологии в Фуллеровской теологической семинарии, так высказался по этому поводу во время моего соискания и защиты степени доктора философии. Он сказал: «Существует много книг о динамике малых групп. Нам же требуется изучить то, как эти малые группы ведут евангелизацию». В тот же день я почувствовал, что это поручение легло именно на меня. Мне была поставлена новая задача для дальнейшего исследования. Таким образом, эта книга повествует о том, как малые группы евангелизируют, растут и в конце концов делятся.
Введение
Бог очень аккуратно вел меня на путь служения малых групп. Через три года после того, как в возрасте семнадцати лет я принял Иисуса Христа, я почувствовал призыв создать группу изучения Библии на дому. Каждую неделю друзья собирались, чтобы послушать молодого, горячего проповедника- подростка, и некоторые из них, по Божьей благодати, остались. Во время проведения одного из таких занятий Иисус призвал меня стать миссионером.
Став кандидатом в миссионеры от организации Христианский и Миссионерский альянс, я участвовал в зарождении церкви в городе Лонг-Бич, штат Калифорния. В 1984 году для того, чтобы церковь началась, я собирал людей у себя дома. В том же году Давид Йонги Чо, пастор самой большой в мире церкви, читал в Фуллеровской теологической семинарии цикл лекций о росте церкви. Я был поражен, слушая приводимые им рассказы о том, как каждый из 500000 членов Полноевангельской церкви Йодо в г. Сеуле, Корея, получает пастырскую заботу через одну из 20 000 ячеечных групп церкви.
Исполнившись энтузиазма, я приобрел книгу Йонги Чо «Успех домашних ячеечных групп», и начал учить по ней лидеров моей церкви1. Некоторое время вдохновение витало вокруг нас, и мы начали четыре ячейки. Однако после того, как мы стали проводить воскресные служения, ячеечные группы перестали быть в центре моего внимания и ежедневные церковные дела и заботы оттянули на себя все мои силы. Тем не менее, я никогда не терял видения и вдохновения от предвкушаемого служения малых групп.
Через несколько лет, когда я был миссионером в Эквадоре, у меня появилась возможность раздуть теплящиеся во мне угольки видения о служении малых групп. Мы с женой, направленные в пасторскую команду стратегической церкви в Кито, Эквадор, должны были стимулировать рост церкви, что должно было повлиять на рождение дочерней церкви. Месяц за месяцем многие люди принимали Христа, но оставались с Богом очень немногие. Всей пасторской командой мы бились над тем, чтобы закрыть дверь «черного хода». Мы планировали различные мероприятия для воскресной школы, для занятий с новообращенными, разрабатывали программы посещения людей на дому, однако все это не принесло желаемого успеха.
Мой первый год в пасторской команде был для меня беспросветной ночью. Когда я предлагал что-нибудь другим пасторам на моем ломаном испанском, они все вежливо слушали меня. Мне так хотелось донести до них идею роста церкви, но недоставало беглости языка и знаний культуры, в которой мы находились. Неделя шла за неделей, и я уходил с собраний пасторской команды в упадке и угнетении. Был момент, когда лидер команды серьезно обдумывал возможность заменить меня более опытным миссионером, ищущим вакансию для служения.
Во время этих беспросветных дней, когда я, миссионер, служащий свой первый срок, находился между успехом и неудачей, начал говорить Бог. Он показал мне, что наша церковь (Эль Батан) отчаянно нуждалась в ячеечном служении. Бог возложил мне на сердце бремя, которое невозможно было убрать. Я знал, что это было от Него. Знания, почерпнутые от Давида Йонги Чо, роились у меня в голове. Когда я поделился своим видением с пасторской командой, то нам с женой дали зеленый свет заняться этим.
К тому времени мы уже вели работу со студентами университета, поэтому мы организовали из них пять групп, нацеленных на евангелизацию и ученичество. Эти пять групп начали расти. Вскоре после этого несколько семей захотели, чтобы мы организовали малые группы среди них. Эти группы тоже начали приносить плоды и умножаться. Мы выросли от пяти первоначальных групп в 1992 году до 51 группы в 1994 году. Около 400 человек, большинство из которых были новообращенными, присоединились к церкви Эль Батан и начали посещать воскресные служения. Стало ясно, что для Эквадора, где только 3,5 процента населения признают Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, это было делом Божьим.
В конце концов, через некоторое время родилась дочерняя церковь от Эль Батан. Используя ячеечную концепцию, мы начали, имея 10 ячеечных групп и 150 их членов. Менее чем за год эти 10 ячеек умножились до 20 и церковь возросла до 350 человек. Рост церкви неустанно продолжается, и в его основе лежат ячейки.
Бог обладает полнотой власти. В самых смелых мечтах я не мог бы представить себе, что буду ездить по всему миру «в поисках совершенной ячеечной церкви». Но именно этим я и занимался в течение двух лет. Мои исследования для степени доктора философии и для изучения секретов ячеечного движения привели меня в Корею, Сингапур, Луизиану, Сальвадор, Гондурас, Колумбию, Эквадор и Перу. Мой попечитель С. Питер Вагнер верил в меня и мою работу, поддерживая этим мое вдохновение.
Я знаю, что это такое — начинать ячеечное служение с нуля. Я переживал неудачи, но пробовал и успех. И из личного опыта, и благодаря исследованиям я обнаружил динамичные принципы и пришел к практическим соображениям, которыми хочу поделиться с теми, у кого есть видение затронуть весь мир через ячеечные церкви. По благодати Божьей я излагаю все это на страницах данной книги.
Глава 1
Глава 2
Почему «ячейка»?
Говоря на языке биологов, клетки — это «мельчайшие структурные единицы организма, способные к независимому функционированию». Одна капля крови, например, содержит около 300 миллионов красных клеток! Как отдельные клетки соединяются для того, чтобы сформировать тело человека, так и ячейки в церкви формируют Тело Христа. В дальнейшем каждая биологическая клетка растет и воспроизводит свои составляющие, пока она не разделится на две клетки. Полный генетический набор, частично переданный от родительской клетки, восстанавливается в каждой дочерней клетке. Именно такой процесс происходит в здоровых церковных ячейках. Как мы увидим далее, умножающее деление по «материнско-дочернему» принципу стремится к воспроизводству в новой группе «полного генетического набора».
Как идет процесс
Малые группы проходят определенные этапы своего развития, как показано на рисунке, любезно предоставленном Мировым молитвенным центром «Вифания».
Стадия знакомства
Каждая клетка на начальном этапе походит на каплю протоплазмы. Отдельные частицы почти неразличимы. Хотя клетка и содержит генетический код для умножающего деления, она сначала должна вырасти и развиться. То же самое происходит и в малых группах. Члены группы на начальном этапе смотрят друг на друга, не зная, чего можно ожидать, и на этом этапе жизнь ячеечной группы характеризуется тем, что люди знакомятся друг с другом и узнают друг друга. Лидеру ячейки, возможно, придется обратить больше внимания на ломку льда («давайте познакомимся») в такие дни. Стадия знакомства длится около месяца.
Стадия любви
Хромосомы в клетке наконец начинают группироваться, хотя и не по прямой линии. В ячеечной группе члены ячейки снимают маски на этом этапе. Люди начинают видеть друг друга в реальном свете. Часто случаются и конфликтные ситуации, когда кто-нибудь забудет что-нибудь сделать или просто опаздывает. Поэтому некоторые люди называют эту стадию стадией конфликта. Эта стадия длится около месяца.
Стадия единения
Беспорядочно движущиеся хромосомы в клетке вдруг начинают группироваться по линии в центре клетки. В жизни ячейки на этом этапе, который происходит в середине жизненного цикла ячейки на третьем — четвертом месяце, люди начинают находить свои роли и вставать на свои места. Например, все начинают признавать, что Джуди имеет талант для того, чтобы вести поклонение, а у Джона есть дар для консультирования. Этот этап очень подходит для того, чтобы члены ячейки обучались евангелизации. Данная стадия длится около месяца.
Стадия евангелизации
Хромосомы в клетке группируются в две шеренги, готовясь дать начало новым клеткам и полностью воспроизвести себя. На этом этапе ячейка фокусирует внимание на евангелизации. Хотя ячейка всегда ведет евангелизационную деятельность, на этом этапе ячейка ставит евангелизацию в центр внимания. Эта стадия длится от четвертого месяца до момента умножающего деления.
Стадия отделения
Когда клетка готова дать рождение новой клетке, хромосомы отделяются друг от друга и клетка делится (размножается). В малой группе воспитываются новые лидеры, и их обучают вести новую ячейку, когда приходят новые члены. Когда группа возрастает количественно, происходит умножающее деление. Стадия отделения может длиться до года.
Не каждая группа умножается и делится, однако, если деление не происходит, в этом таится серьезная опасность. Ларри Стокстилл, старший пастор Мирового молитвенного центра «Вифания», шутливо заметил на ячеечной конференции ММЦВ в 1996 году: «Как правило, группа, в которой находятся только четыре человека, которые в течение года видят только друг друга, довольно счастливы, когда ее расформировывают и люди могут наконец-то убраться оттуда!»
Глава 3
Успокойтесь! От вас не требуется быть суперзвездой
Многие верующие говорят, что они не имеют необходимых качеств для того, чтобы быть лидером ячеечной группы. «У меня нет евангелизационного дара». «У меня нет такого таланта». «Я слишком робок». Приходилось ли вам слышать подобные утверждения? Может быть, вы сами говорили что-либо подобное? Такие утверждения предполагают, что для того, чтобы быть лидером ячейки, требуется определенный дар, тип личности, пол, социальное положение или образование. Исследования опровергают такую точку зрения.
Тип личности
Карл Эверетт признает, что он застенчивый человек. При разговоре с ним приходится тянуть из него информацию, и словесный поток не бьет из него ключом. Общение не является для него таким уж простым делом. И тем не менее, в Мировом молитвенном центре «Вифания» Карл известен как «мистер Умножающее деление». Сначала Карл начал одну ячеечную группу и довел ее до умножающего деления. Возглавив одну из «половинок», он мобилизовал всех членов, и они потрудились над тем, чтобы на каждом собрании ячейки по пятницам вечером присутствовали 15 человек, регулярно посещающих ячейку. Опять его группа дала рождение дочерней группе. Когда подобный процесс повторился шесть раз, лидеры церкви, признавая лидерские дары Карла, поставили его на такую позицию, чтобы он был пастырем над лидерами ячеек.
Потенциальные лидеры ячеек, которые говорят, что они являются интровертами и не очень открытыми людьми, часто пытаются оправдать себя и доказать, что им не хватает «изюминки» и харизмы, чтобы взрастить здоровую успешную ячейку. Наши исследования показывают, что и лидеры-интроверты, и лидеры-экстраверты одинаково успешно ведут группы к умножающему делению. Большая часть лидеров ячеек, встреченных нами, является экстравертами, но все же суть заключается в том, что лидеры ячеек — интроверты (более сосредоточенные на себе) ведут группы к умножающему делению наравне с лидерами ячеек — экстравертами (более сосредоточенными на других).
Когда сотрудник служения ТАЧ Джим Эгли провел опрос двухсот лидеров ячеек в Мировом молитвенном центре «Вифания», он использовал разработанный мной вопросник и вопросы теста DISK по определению типа личности. (Тест DISK помогает определить основные сильные и менее сильные стороны личности.) Вот что он пишет:
«Довольно интересно, что наш опрос не показал никакой видимой зависимости между ростом ячеечной группы и типом личности лидера. 98 процентов ячеек в этой церкви прошли тест DISK, показавший их сильные и менее сильные стороны, но ни один тип личности не показал себя лучше или хуже в деле умножающего деления ячеек».1
Вся эта информация подтверждает, что вы тоже можете иметь успех! Бог создал людей, чтобы каждый из них был особенным. Никто не сможет делать все точно так же, как вы. Бог использует людей, у которых жизнь бьет ключом, застенчивых, способных, волнующихся и всех остальных, какой бы тип личности ни был! Будьте собой. Вопрос не в том, кто вы есть, а в том, что вы как лидер ячейки делаете.
Глава 4
Молитесь!
Однажды дверь моего офиса в Кито, Эквадор, открыл Джордж Фриас, человек, подавленный и разбитый всей своей жизнью. «Я уже испытал все, что только можно, — вымолвил он. — Я был привязан к алкоголю, наркотикам, попробовал участвовать в парочке религий. И вот теперь моя жена хочет уйти от меня. Вы можете мне чем-нибудь помочь?» Редко мне приходилось наблюдать такое отчаяние за все годы моего служения. Вот что я сказал ему: «Я знаю, что вы искренне искали ответы на свои вопросы, но только Иисус Христос может заполнить пустоту вашего сердца». После того, как Джордж помолился, чтобы принять Иисуса Христа, отчаяние в его голосе сменилось спокойствием.
Бог взял контроль над ситуацией Джорджа в тот же день, и он стал новым творением. Мир и радость наполнили его жизнь. Перед тем как он ушел от меня, я много рассказал ему о важности ежедневного общения с Богом, зная, что ему может быть очень трудно делать это.
Следующим вечером на занятии для новообращенных Джордж рассказывал нам: «Я проснулся в два часа ночи и молился два с половиной часа». В ту первую ночь Джордж принял решение, что молитва всегда будет стоять на очень высоком месте в его новой жизни во Христе. Он регулярно проводил от двух до четырех часов с Иисусом каждое утро. Через год Джордж уже вел группу и привел ее к умножающему делению. Вскоре он стал и районным служителем. Почему? Потому что Джордж регулярно отводил время для общения с Богом, и Бог открывал ему, как быть эффективным лидером группы.
Определенное место и время
Некоторые христиане противятся идее ежедневно уделять время для того, чтобы взыскивать лицо Божье. Некоторые даже говорят: «Я молюсь все время». Да, Библия говорит нам о непрестанной молитве (1Фес.5:17), и Павел умоляет нас: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом...» (Еф.6:18). Но Иисус показывает нам и другую сторону медали, говоря в Матфея 6:5,6: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаться молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне». В этих стихах говорится, что нам необходимо отделять особое время для взыскания лица Божьего, когда мы будем размышлять о Его Слове, слушать голос Духа, поклоняться Ему, и ходатайствовать о людях.
Говоря о комнате, Иисус не имеет ввиду кладовку, где хранятся обувь и одежда. Здесь используется греческое слово «тамеон», относящееся к тому месту в ветхозаветном храме, где хранились сокровища. Некоторые учителя, комментируя эти стихи Писания, указывают на связь между тем местом, где мы проводим время с Господом, и получаемыми богатствами. Конечно же, Иисус не имеет ввиду, что у нас должно быть единственное место, где мы будем взыскивать лицо Божье. Более важным, чем слово «комната» являются слова «затворить дверь». Будь ваша «комната» комнатой, парком, полем, вы должны «затворить дверь» от шума и забот жизни. Чак Свиндолл в книге «Близость со Всемогущим» говорит: «Наш мир является суматошным и запутанным местом. Не Бог сотворил его подобным образом. Испорченное, неугомонное человечество сделало его таким!» Продолжая мысль, он пишет:
«Довольно трагично, что в этом суетливом и неугомонном веке мало что поддерживает наше стремление иметь близкие взаимоотношения с Богом. Мы стали людьми, более похожими на бегущее стадо, чем на паству Божью, пребывающую на зеленых пастбищах и у тихих вод. Кажется, наши предки знали, как общаться со Всемогущим... А мы?»
Иисус говорит нам закрывать дверь перед шумом и суетой жизни XXI века.
Как найти «комнату», где можно будет закрыть за собой дверь? Пробуйте, думайте и сделайте все от вас зависящее для этого. Некоторые люди предпочитают проводить тихое время в лесу или в парке. Иисус предпочитал пустыню или горы. Выберите место и время, которое наилучшим образом подходит для вас. Единственным требованием является отделение от шума и суеты жизни.
Содержание
Когда вы встречаетесь с другом, то решаете ли вы заранее со скрупулезной точностью, что вы будете делать и говорить? Конечно же, нет. Разговор течет и останавливается, а вы просто радуетесь компании друг друга. Таким и должно быть время, проводимое с Господом, однако многие христиане относятся к этому как к ритуалу, где они следуют определенному расписанию или руководству. Думайте об этом времени как о существующих и развивающихся взаимоотношениях. Цель заключается в том, чтобы познавать Его. Стремление апостола Павла выражает самую суть: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил.3:10).
Если вы не знаете, как начать проводить тихое время с Господом, начните с чтения Божьего послания любви для вас — с Библии. Святой Дух через Слово Божье питает нашу душу и дает нам направление, поэтому начните пользоваться всеми Божьими богатствами. Славьте Бога. В Послании к Евреям написано: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Не забывайте и пребывать в тишине перед Богом. Ральф Нейбор часто говорит о «комнате общения с Богом». Он говорит, что лидер ячейки «сначала должен узнавать волю Божью по поводу определенной ситуации. Молитва становится переживанием "комнаты общения с Богом"».3
Молитва — это намного больше, чем проводить время с Господом в «комнате общения». Лидеры ячеек — это ходатаи, неустанно молящиеся за членов своих ячеек.
Препятствия
Даже зная все это, некоторые лидеры ячеек все равно с трудом проводят качественное продолжительное время с Господом. Некоторые люди начинают молиться как только проснутся, даже еще не встав с кровати. Глубокая молитва быстро превращается в глубокий сон. Совет Давида Чо о раннем утре и времени, проводимом с Господом, звучит так: «Вылезай из кровати!» Встаньте, умойтесь, выпейте чай или кофе, и, если нужно, можете пробежаться или пройтись по улице. Сонливость — это враг номер один для эффективного общения с Господом, поэтому немного разгоните кровь.
Еще одним препятствием являются наши мысли. «Что вчера вечером тот человек подумал о моих словах?», «Когда мне помыть машину?» Конечно же, все мы имеем эту тенденцию. «Твои мысли, Господь, а не мои!» — должно быть нашим ответным действием.
Как справиться с этими отвлекающими мыслями, которые вмешиваются в наше общение с Господом?
Может попытаться удалить их как зубной врач удаляет гнилой зуб? Именно так и поступил брат Лоренс. Он был одним из «кармелитских братьев» и жил в XVII веке. Часто сталкиваясь с проблемой мятущегося и блуждающего разума, он писал: «Я пытался поклоняться Ему чаще, чем мог, удерживая мой разум в Его святом присутствии, и призывая Его каждый раз, когда чувствовал, что удаляюсь от Него».
Борьба порой так тяжела, что только Дух Божий может даровать полную победу. Попросите Его взять контроль над вашими мыслями. Лучшее исцеление от бурлящих мыслей можно найти тогда, когда мы сосредоточиваем все свое внимание на Христе. Когда мы взираем на Иисуса Христа, все приобретает новую перспективу. А. В. Тозер однажды сказал: «Человек, который отчаянно старался очистить себя, но терпел поражение за поражением, получит настоящее освобождение, когда перестанет взирать на свою душу, и начнет взирать на совершенного Бога». Совет Тозера современен и полезен. Когда мы отдаем свои мысли Богу и взираем на Него, Он приведет в порядок наши мысли и наполнит нас радостью.
Еще одним препятствием является суета и занятость, часто выражаемая словами: «У меня не хватает времени». Давайте оставим подобный образ мыслей ресторанам быстрого питания типа МакДоналдс. Нам же для того, чтобы пить из глубин, надо провести время в глубоких размышлениях. Как говорит псалмопевец: «Бездна бездну призывает» (Пс.41:8). Эндрю Мюррей советует верующим оставаться в общении с Господом до тех пор, пока не будет прочувствовано прикосновение Божье и отблески славы Его. Взыскивание Его на таком уровне требует проведения значительного времени перед Божьим престолом. Здесь не хватит одного или двух коротких визитов. Не удивительно, что лидеры, которые подводят группы к умножающему делению, проводят много времени с Господом. Не обкрадывайте себя Божьими благословениями, покидая Его присутствие тогда, когда Он вот-вот наполнит вас.
Иисус сказал нам, что «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мат.6:6). Иисус уверяет нас, что Отец вознаграждает тех, кто живет и ходит Его путями. Лидеры ячеек, хотите ли вы вознаграждение Отца? Если все делать так, как Он сказал, Бог даст вам способность вести ячейку самым эффективным образом, восполнять нужды людей и в конце концов подвести ячейку к умножающему делению.
Пост и молитва
Карл Эверетт, нынешний заместитель директора ячеечного служения в Мировом молитвенном центре «Вифания», начал свое служение так, как начинают многие другие лидеры ячеечных церквей: возглавляя единичную группу-ячейку. Его ячейка умножалась шесть раз, и каждая дочерняя ячейка возрастала и достигала процветания. Карл «спрессовывает» секрет своего успеха до трех слов: «Молитва, молитва, молитва».
Подготовка ячейки для Карла и его жены Гайнел включает в себя пост и молитву в день собрания. Перед собранием они совершают помазание, помазывают пищу, дорожки к дому, двор, каждую комнату в доме, даже каждый стул, которым будут пользоваться в этот вечер. Карл молится о членах группы и о том, чтобы Бог помазал его собственную жизнь. Они едят в этот день только после собрания, пропуская обычное время приема пищи.
Пример Эвереттов вполне обычен в «Вифании», где руководителей ячеек призывают молиться и поститься перед собранием ячейки. Некоторые постятся весь день, другие — до трех часов дня; некоторые пропускают один прием пищи. Карл говорит: «Важно мобилизовать как можно больше членов группы к посту и к молитве».
Молитва внутри группы
Молящиеся ячейки — сильные ячейки. Дух Святой воздвигает по всей стране новое движение молитвенных ячеек,5 и ячеечная церковь занимает стратегическую позицию, позволяющую возглавить его.
Молитва естественным образом вписывается в то время на собрании ячейки, которое посвящено поклонению Богу. Обратите внимание, что в Книге Откровение 5:8,9 молитва и поклонение Богу сливаются вместе:
«...имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени».
Как мы видим отсюда, пение и молитва — составная часть поклонения Богу в группе. И то, и другое имеет важное значение для того, чтобы сделать ячейку духовно динамичной и принести удовлетворение Иисусу Христу.
Гибкость в молитве
Работайте творчески! Не существует одного «правильного» способа мобилизовать членов ячейки к молитве, а гибкость помогает избежать рутины и скуки. Попробуйте применить вот эти идеи:
• Разбивайтесь на группы по 2-3 человека. Это позволяет большему числу людей принимать участие в молитве и меньше пугает более скромных членов.
• Учите вашу группу молиться короткими фразами, как в разговоре, что обеспечивает большее взаимодействие и согласие. Это позволяет большему числу людей молиться и помогает избежать доминирования одного человека.
• Попросите отдельных членов ячейки возносить ходатайственную молитву.
• Попробуйте «молитву хором». С. Петер Вагнер описывает это следующим образом: «Все присутствующие на молитвенном собрании одновременно молятся вслух». Корейские христиане сделали этот вид молитвы популярным. В церкви Йонги Чо руководитель собрания дает сигнал к началу молитвы, и церковь наполняется ревом до тех пор, пока колокол не подает сигнал, что пора заканчивать.
Молитва в ячеечных церквях
Карен Хёрстон говорит: «Ячейки — просто трубы, через которые протекает Дух Святой; сами по себе они не являются целью». В движении за ячеечную церковь мы иногда забываем, что ячейка — это в первую очередь канал, через который двигается Святой Дух. Без его работы ячейки не имеют большой ценности.
Каждая из церквей, о которых говорится в этом исследовании, ревностно ищет силы Божьей через молитву. Они выдвигают молитву в качестве своего главного приоритета. О молитве не просто говорят — ее регулярно практикуют. Например, каждая из церквей проводит регулярные молитвенные собрания на целый вечер. Три крупнейшие ячеечные церкви, упомянутые в этом исследовании (35000 и более поклоняющихся) проводят еженедельные молитвенные собрания на весь вечер.
Церковь «Живая вода» в Лиме, Перу, собирает своих членов для поста и молитвы во время семи из десяти национальных праздников своей страны. Каждое такое мероприятие привлекает около 1000 человек. Международная харизматическая миссия также сияет как могучий образец молитвы. Каждое утро с 5 до 9 часов хвалебное пение и горячая молитва возносятся к небу из этого здания. Почти непрестанно кто-нибудь из пасторов или прихожан проповедует Слово Божье или совершает богослужение и молитву.
По воскресеньям Полноевангельская церковь Йодо пастора Чо гудит от шума жизни. От зари до сумерек десятки тысяч людей служат Иисусу Христу в каждом уголке и закоулке этой гигантской церкви.
Что же за «тайная сила» стоит за Полноевангельской церковью Йодо? Молитва. Около 3000 человек молятся каждый день на горе молитвы (10000 — по выходным). Руководство ПЕЦИ верит, что мы ведем духовную битву, которую можно выиграть только в небесных сферах, и они действуют и поступают соответственно. Ничего удивительного, что евангельская церковь в Корее за короткий промежуток времени выросла от 0,05 процента населения до 30 процентов!
Этот дух, который пропитывает молитвенное собрание каждое утро, также является средоточием для группы-ячейки ПЕЦИ. Джефри Арнольд подводит итог, объясняя, почему церковь Давида Йонги Чо выросла так быстро: «Как они выросли так быстро? Они призывали каждую малую группу молиться за своих друзей-нехристиан, и они учили лидеров вести людей ко Христу. При тысячах действующих малых групп, когда каждая группа приводила в церковь несколько новых христиан примерно каждый год, это вызвало феноменальный рост».
Пока руководство ячейки не будет убеждено, что только Бог может обратить нехристианина и принести умножающее деление, не произойдет почти ничего. Ральф Нейбор говорит: «Одни кратковременные моменты молитвы в ячейке не способны разогнать дух летаргии в этой ячейке». Это то же самое, что молиться о пище, находясь в ресторане, — так же быстро и бездумно. Прежде чем молитва сможет изменить положение в ячейке, руководство ячейки должно «понять, что они поняли»: если Бог не вдохнет свою жизнь в наши методы, то они просто дерево, сено и солома. Когда Иисус увидел неотложные нужды толпы народа, он не приказал ученикам начать работу над новейшей программой по обучению евангелизму. Вместо этого Он велел им: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мат.9:38).
Глава 5
Ставьте цели
Если вы целитесь в никуда, то в конце концов туда вы и попадете! Гораздо легче сначала выпустить стрелу, а потом уже начертить мишень на том месте, куда она попадет. Слишком многие лидеры придерживаются такого подхода, и процесс работы получается медленным и бессистемным. Четкие цели «железно» связаны с успехом ячейки. Все восемь церквей в данном исследовании ставят четкие цели как на уровне церкви, так и на уровне ячейки.
Способность ставить цели характеризует успешно работающих лидеров и растущие церкви вообще. Кирк Хэдэуэй подводит итоги своего серьезного статистического исследования в книге «Принципы роста церкви: как отделить факты от вымысла»:
«Растущие церкви направлены на конкретные цели. Они ставят перед собой измеримые цели по посещаемости, по занятиям в воскресной школе, по духовному пробуждению и во многих других областях... Постановка задач помогает церквям расти... Цели задают направление деятельности и гарантируют, что работа будет вестись в приоритетных направлениях (которые проистекают из замысла)... Бросающие вызов цели обладают потенциалом создавать мотивацию и порождать энтузиазм. Большие планы создают чувство приподнятого возбуждения, если они не противоречат, содержанию миссии и видению данной конгрегации и не представляются однозначно невыполнимыми».
Верно следуя образцу, все восемь ячеечных церквей в данном исследовании придерживаются приносящего успех подхода к своему служению и росту, ориентированного на цели. Единая цель, за достижение которой борется каждая ячейка, — это заданная дата умножающего деления. Опрошенным 700 лидерам ячеек был задан вопрос: «Знаете ли вы, когда в вашей группе произойдет умножающее деление?» Были даны варианты ответа «да», «нет», «не уверен». Лидеры ячеек, знающие свою цель — когда в их группах совершится новое рождение, последовательно умножают свои группы чаще, чем те лидеры, которые не знают этого. По существу, если лидер ячейки не может ставить цели, которые члены ячейки четко помнят, его шансы добиться умножающего деления ячейки — лишь 50 на 50. Но если лидер ставит цели, шансы умножающего деления возрастают до семидесяти процентов.
Тэд Энгстром, лидер из лидеров, делает такое наблюдение: «У самых лучших лидеров всегда были план деятельности, конкретные задачи и записанные целевые установки. Они помнили направление, в котором они хотели продвигаться». То же самое верно и в отношении лучших лидеров ячеек, а также в отношении церквей.
Сезар Кастелланос
Сезар Кастелланос, пастор Международной харизматической миссии в Боготе, Колумбия, считает себя апостолом, которой имеет апостольское видение. Его конгрегация знает, что он проводит много времени в молитве и общении с Духом Святым. В такие моменты он обретает свое видение церкви в общемировом масштабе. Подобно древним апостолам, Кастелланос сумел успешно передать свое видение руководству церкви. Несколько человек из ключевых лидеров его церкви относят свой собственный успех за счет видения своего пастора и воодушевления от него.
Кастелланос твердо верит в краткосрочные и долгосрочные цели. В октябре 1996 года, когда в церкви было 5600 ячеек, их задачей было иметь к 31 декабря 1996 года 10000 ячеек. В то время я писал:<