Св. Новомученик Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович).
“ Митр. Сергий отпал от Церкви, то есть своими действиями нарушил церковные каноны. Митр. Сергий не состоит более в лоне Православной Церкви. Церковь, признавшая правду за коммунизмом, не есть Церковь. ”
“ …"Организация", купленная ценою поклонения антихристу, недостойна Церкви ”.
***
Св. Новомученик Архиепископ Андрей Уфимский (б. кн. Ухтомский). Комментируя интервью митр. Сергия советским корреспондентам ТАСС от 15.02.1930 г., в котором тот заявил, что “…гонения на религию в СССР никогда не было и нет”, Архиеп. Андрей писал:
“Таково мнение лже-главы лжепатриаршей церкви митр. Сергия... Но кто же эту главу после всего этого признает? Для кого эта лживая голова, несмотря ни на какое христопродавство, остается все-таки главою? — Представьте, читатель, что признают! — и признают многие... — Ругают, но признают своим главою — “ каноническою ” ...
Как будто сидеть в аду с такою каноническою головою лучше, чем вовсе без головы...
Но скажите, читатель, можно ли эту компанию архиереев, вселенских обманщиков, считать Святой Христовой Церковью ? Можно ли толпу, бессмысленную и даже еще не оглашенную, признать последователями Христовыми? — Разумеется: нет и нет!
Все последователи лживого митр. Сергия — сами преисполнены лжи и лукавства и отпали от правды Христовой — отпали от Христовой Церкви. Святая Соборная Апостольская Церковь — где-то в другом месте, а не около митр. Сергия и не около “его Синода”.
А где она, — пусть читатель сам поищет ... ”
<14>
***
Из Послания "одного епископа" о законности отмежевания от Сергиевского синода:
“ ... Мы ни в коем случае не можем чинить раскола. Мы должны стоять на страже чистого Православия и прилагать все возможные меры любви и обращения к совести тех, кто сознательно или безсознательно ведут Российскую Церковь к новому расколу. Мы не совершим раскола, но если увидим, и уже видим и свидетельствуем, что нашими первоиерархами нарушается и попирается самый дух Православия, ... пастыри связываются неприемлемыми их совестью требованиями, — тогда с сердцем, облитым кровью и слезами, мы должны встать на защиту истины и сказать: "Архипастыри и пастыри, мы отходим от вас, ибо вы уже отошли от правды Божией, вы создали новое направление в Церкви Божией. От этого нового направления — от этого раскола мы и уходим. Грех раскола лежит на вас". ”
***
Св. Новомученик Епископ Виктор (0стровидов) Глазовский и Воткинский.
“Какое теперь начинается осквернение душ нечестивыми священнослужителями, которых епископы будут разсовыветь везде; и другие, непризнанные верующим народом, произведут ужасное разложение веры и упадок религиозной жизни. Поистине, эти злоумышленники против Церкви не от человеков, а от того, кто искони был человекоубийца и кто жаждет вечной гибели нашей, слугами коего и сделались новые предатели, подменив саму сущность Православной Христовой Церкви; они сделали ее не небесной, а земной и превратили из благодатного союза в политическую организацию”. <16>
“...Церковь Христова по самому существу своему никогда не может быть какою-либо политической организацией, а иначе она перестает быть Церковью Христовой, Церковью Божией, Церковью вечного спасения”.
“ Отступники превратили Церковь Божию из союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели в политическую организацию, которую соединили с организацией гражданской власти на служение миру сему, во зле лежащему ”.
***
Из Московского документа — “Уста священника”:
“Ясно, почему вместе с легализацией Синода не легализируется тем самым и вся Церковь. Так бы оно должно быть, если бы Синод был действительно центром Церкви, единым с нею в мысли и жизни. Но не так на самом деле! И с легализацией Синода Церковь продолжает пребывать в безправном состоянии, ибо легализуется не Церковь, а всего лишь новая ориентация, носящая, к слову сказать, ярко политический характер”.
***
Св. Новомученик схиигумен Свирской Пуспыни Зосима:
“ ... Кто раскольники? Если та сторона, откуда возник спорный вопрос, то справедливо будет отошедших назвать раскольниками. Но если окажется, что мнения насадителей новых воззрений не согласуются с Евангелием, то уже не отошедшие, а они и будут истинными раскольниками, — ибо они раскололи церковное единение. Среди них вскипел источник, возмутивший чистую воду, воду православной мысли, и пока он, этот источник, не иссякнет — зло не прекратится.” <20>
*** *** ***