ПОСЛЕДОВАВ ЗА ХРИСТОМ. Апостол и евангелист Матфей (день памяти — 29 ноября по н. ст.)
РУДОСЕЛЬСКОЕ ЧУДО
В живописном Рудом Селе, что в Володарском районе на Киевщине, с его лугами и рощами, в окружении деревьев, на холме возвышается церковь. Ее история связана с историей села и чудотворной иконой Божией Матери — Рудосельской. Чтобы поклониться почитаемому образу, отовсюду съезжаются люди в Рудое Село.
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ
Первые сведения об этом образе появились в конце XVIII в. В центре села, в роскошном имении жил граф Станислав Залесский, поляк по происхождению, католик по вероисповеданию. Он был богатым человеком, но страдал тяжелой болезнью — астмой. Чтобы вылечиться, часто ездил в Польшу в г. Ченстохов. Как-то купил на ярмарке икону Божией Матери, большую по размерам, оригинальную по своему художественному исполнению. Знаток иконописи, граф считал, что этот образ — работа Галицко-Волынской школы живописи. Он часто молился пред иконой, умоляя об исцелении.
Вскоре граф выздоровел и возвратился в имение. Однако исцеление от болезни граф Станислав приписал мастерству врачей, а не действию благодати Божией, исходившей от образа Пресвятой Богородицы. Икону он с собой не забрал.
По приезде граф решил устроить банкет. Когда накрывали столы, старшая служанка пошла за продуктами в погреб. Однако она прибежала оттуда напуганная и сказала, что там стоит икона Божией Матери, и от нее исходит свет. Граф спустился в погреб и... увидел ту самую икону, которую оставил в Польше. Она оказалась настолько тяжелой, что сдвинуть ее с места было невозможно. Только после того, как отслужили молебен, икону легко подняли сельские девочки, вынесли из погреба и поставили на украшенную телегу. Святыню доставили в тогдашнюю деревянную церковь.
Это событие настолько впечатлило графа, что он начал в селе строительство православного храма. Делал это умело, ведь был талантливым архитектором. К тому же он имел собственный кирпичный завод, поэтому и церковь возводилась не простая, а с декоративной отделкой. Современные специалисты относят храм к неповторимым по своему совершенству и красоте сооружениям.
Так в 1825 г. была заложена Свято-Троицкая церковь. Однако через два года граф умер. Строительство продолжили его братья и племянница, а завершило богуславское дворянство. В 1841 г. храм освятили. В нем, слева от иконостаса, и пребывала чудотворная икона.
ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ НЕДУГОВ
Рудосельская икона Божией Матери прославилась чудесными случаями исцелений. Жители села часто брали икону в свои дома к больным. Немощные шли к ней с верой, обращались с молитвой и получали помощь.
По преданию, одна верующая добралась до этого храма на костылях. Искренне молилась, и через неделю оставила костыли в храме, вернувшись домой пешком. Они стояли в церкви до 1962 г. (пока ее не закрыли) как свидетельство чуда Божия.
Еще один случай произошел с 15-летней девушкой Соломией, жительницей Тетиевского района, единственной дочерью состоятельных родителей. Она тяжело болела, и врачи в конце концов сошлись на том, что ей нужно отрезать ногу.
Однажды ночью отцу приснился сон, что дочь выздоровеет только после молитв у Рудосельской иконы Божией Матери. Сначала он не придал этому значения. Но, когда сон повторился, семья поехала на Володарщину. Поставили в храме свечи, помолились перед иконой, заказали молебен. Вскоре девушке стало легче, и впоследствии она полностью выздоровела.
Соломия прожила 92 года, имела детей, внуков и правнуков. Ежегодно она приезжала в Рудое Село на праздник и рассказывала о чуде, которое произошло с ней.
ВО ВРЕМЕНА ГОНЕНИЙ ЗА ВЕРУ
После переворота 1917 г. храм не раз закрывали. В годы Великой Отечественной войны он стал действующим. Следует отметить, что, когда начались боевые действия, крестьяне обошли с иконой все село, и на него не упало ни одной бомбы. Местные жители усматривают в этом особое покровительство Матери Божией.
Большим гонениям подвергались православные христиане в хрущевские времена. Святыню прятали по домам, передавая из рук в руки.
Тогда в очередной раз уничтожали храмы. Сняли кресты, сбросили купол и с Троицкой церкви. Сделать это было нелегко, ведь сооружение достаточно высокое, почти 30 м. Пришлось безбожникам изнутри на потолке выпиливать круг. Крестьяне, глядя на это, плакали.
Тяжкую кару понесли совершавшие надругательство над святыней: председатель колхоза закончил жизнь в психиатрической больнице; внезапно умерли и двое исполнителей — одного ударило током, другой погиб в автомобильной катастрофе.
О СВЯТОМ И ГРЕШНОМ
Во все времена для рудосельцев чудотворная икона была бесценным сокровищем, поэтому и не давала покоя злоумышленникам, которые хотели заработать на старине.
Святыню трижды похищали, но тщетно — каждый раз она чудесным образом возвращалась в село.
Впервые это произошло, когда в Рудое Село приехал художник, который срисовал икону, но неумело. Повесил свое творение на стену, а оригинал прибрал к рукам. Крестьяне заметели подмену, забили тревогу — икону вернули.
Второй раз святыню похитили во время ее сокрытия по домам. Потом случилось так, что кому-то из крестьян на глаза попалась газета, где писали о подвиге пограничника, который на станции Чоп не пропустил контрабандистов. Они вывозили антиквариат, и среди прочих вещей упоминалась старинная икона Божией Матери.
Рудосельцы заинтересовались публикацией, позвонили в редакцию, встретились с пограничником. Так и нашлась их икона. Она проходила в суде как вещественное доказательство преступления. Крестьяне дежурили у здания суда, чтобы ее снова не похитили. Вот так образ вернулся в Рудое Село.
Последний раз святыню похитили несколько лет назад. В воскресенье Литургия совершалась в частном доме, поскольку церковь пребывала на реставрации. Ночью преступники выбили стекло, отогнули решетку и вынесли икону через дверь. Было возбуждено уголовное дело.
Через пять месяцев одна из прихожанок сообщила, что Рудосельская икона появилась в церкви села Гореничи Киево-Святошинского района.
Выяснилось, что ее купил бизнесмен, коллекционировавший древности. И по ночам ему стала сниться Божия Матерь, Которая со слезами умоляла вернуть святыню в церковь. Мужчина отнес икону в ближайший храм, а затем она снова вернулась в Рудое Село.
Чудотворная икона уже побывала на Волыни, в Одессе, Сумской, Кировоградской, Житомирской областях. Чаще всего ее можно увидеть в столичном Введенском монастыре.
ЧУДЕСА НАШИХ ДНЕЙ
Несколько лет назад тяжелая болезнь постигла рабу Божию Ольгу. Она заболела водянкой. Врачи ничем не могли помочь женщине... Оставалась одна надежда — на Бога. Ольга молилась перед чудотворной Рудосельской иконой, которую очень почитала. Однажды ей приснилась Матерь Божия, Такая, как на иконе. Она велела пить чай из травы ястребинка (укр. нечуйвітер). На возражение Ольги, что она не знает такой травы, Матерь Божия повела ее на берег и показала целебное растение.
Ольга исцелилась. Это событие стало известно на всю округу. Больные с таким же диагнозом обращались к ней за помощью, и Ольга охотно всем рассказывала, какая это трава, и где ее найти.
Несколько лет назад чудотворную икону привезли в храм во имя целителя Пантелеимона в Железнодорожном поселке в Белой Церкви. Пришла на поклонение молодая женщина, которая не могла забеременеть. Она услышала голос от иконы: «Не так просишь! Говори: пусть ребенок, который родится, будет мне в утешение, а Тебе на прославление!». Белоцерковчанка стала так молиться. Впоследствии у нее родился ребенок...
Ежегодно люди по вере и молитве исцеляются от тяжких болезней. Все случаи записывает настоятель Троицкого храма протоиерей Игорь Безоглюк.
Уже шестой год подряд день явления иконы — 11 августа — отмечается в селе по-особому: приезжают многочисленные гости, совершается Литургия, крестный ход. (Этот день считается и Днем села).
По заключению экспертов Киево-Печерской Лавры, Рудосельская икона написана 300–350 лет назад и ранее была украшена серебром, остатки которого заметны на ней до сих пор.
Графское имение пока что стоит в руинах. Ранее в нем размещались детский сад, контора и т. п. После пожара многое было утрачено, но и теперь можно увидеть красоту и оригинальность этого сооружения.
В Троицкой церкви завершается реставрация (средства приходилось собирать по всей Украине). Рядом с ней возводится колокольня высотой 27 м. Реставрируется погреб — место явления иконы. Ему стараются придать первоначальный вид, а сверху планируется возвести часовню.
ПО ТРОПИНКАМ ДОВЖЕНКО
Неописуемой красотой привлекает к себе церковь в честь Рождества Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенная в с. Загребелье. Это именно тот храм, о котором с любовью и сочувствием писал наш знаменитый земляк, всемирно известный гений киноискусства и литературы Александр Петрович Довженко в киноповести «Зачарованная Десна».
«КОГДА СПАСАЛИ МЫ С ОТЦОМ ЛЮДЕЙ НА ПАСХУ...»
В юности будущему творцу выпал благородный труд — вместе с отцом приплыть сюда в большой, «на всю губернию», лодке и спасать людей во время весеннего половодья на Пасху.
«Вода дошла до церкви, до самых царских врат. Затонуло все село», — вспоминает А. П. Довженко о своем «дошкольном героизме», когда помогал людям, сидевшим на крышах с приготовленными для освящения куличами. Озаренные утренним солнцем и ободренные песнопением священника и причта, которые в маленькой лодке плавали между затопленными домами, «поддерживая моральный дух прихода».
С огромной художественной силой неисчерпаемого таланта Александр Довженко изобразил величие праздника Воскресения Христова, которому радовались, несмотря на стихийное бедствие, и люди, и сама природа: «Восходило солнце. Картина была необычная, как сон или сказка... Весна красна...».
Этот мир детских впечатлений, эту чистоту он хранил в своем сердце всю жизнь. «Сядем же еще раз в вербовые лодки, прошу вас, — писал на склоне лет, вспоминая величие родного Подесенья. — Возьмем весла ясеневые и вернемся еще раз на Десну, на веселые воды того года, когда спасали мы с отцом людей на Пасху».
Глубокое чувство уважения к наследию Довженко выразилось в президентском Указе «О праздновании 120-летия со дня рождения Александра Довженко». В этом документе указана четкая программа действий по подготовке и достойному чествованию памяти выдающегося украинского писателя, классика мирового кинематографа.
И мы, пройдя по тропинкам Довженко и побывав в описанных им местах и дорогой святыне, делимся впечатлениями, которые испытали в своих сердцах и душах.
НА ПРЕСТОЛЬНОМ ПРАЗДНИКЕ
В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла здесь все особенно поражало своей торжественностью и чудесами. Прибыли в храм Божий не только загребляне: было немало людей из окружающих сел.
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...» — подойдя к церкви, услышали мелодичные голоса хора.
Набрав в свои сосуды освященной родниковой воды, окрыленные замечательным церковным песнопением, мы поднялись по высокой лестнице и оказались в древнем храме. О том, что храм этот старинный, свидетельствуют летописи. Как указано в «Приложении к Черниговским Епархиальным вестям», метрики велись с 1721 г., а священник, который еще раньше совершал службы, «известен по грамоте 1657 г.».
Новая деревянная церковь построена в 1870 г. Старожилы еще помнили часовенку — это верхняя часть купола предыдущей церкви.
В книге «Черниговщина. Энциклопедический справочник» (К., 1990), на с. 765, по Сосницкому району среди памятников архитектуры указано: «Рождества Богородицы церковь в Загребелье (1870)». В другом документе указано: «В церкви есть три чудотворные иконы».
Еще при входе в храм мы услышали, что три дня назад на иконостасе начал мироточить образ Пресвятой Богородицы.
Людей в церкви было много. Издали всматриваемся в икону Божией Матери. При свете, исходящем от паникадила, видим капли и едва заметные блестящие серебристые ручейки.
В газете «Вести Сосниччины» от 14 июля сего года опубликовано сообщение под заглавием «Проявление Божией благодати» за подписью Валентины Трейтяченко. «Миро похоже на капли дождя», — отмечает автор. И это действительно так.
После Божественной литургии и акафиста настоятель храма протоиерей Виталий Шульга произнес проповедь, в которой рассказал и об упомянутом выше чуде. Люди по очереди подходили и прикладывались к мироточивой иконе, прося Божию Матерь подать душевное и телесное исцеление. Всем раздавались ленты из плата, которым батюшка протирал икону, впитывая из нее миро.
Мы также были свидетелями еще одного чуда: мироточила икона святителя Феодосия Черниговского.
После богослужения был щедрый праздничный обед на специально установленных возле церкви столах. Немало из приготовленного осталось, поэтому батюшка раздавал трапезу людям, чтобы угостили домашних и соседей, которые не смогли прийти.
В упомянутой киноповести Александра Довженко есть и такие строки: «Когда тихим вечером, где-то перед Петром и Павлом, начинал наш отец клепать косу под хатой в саду, это и была для меня самая волшебная музыка. Я любил ее так, и так ждал, как разве что Ангелы желают церковного хора на Пасху». Почему написано, что «перед Петром и Павлом»? Именно после этого праздника начинался сенокос на придеснянских лугах.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
В храмовый день нельзя было не обратить внимания, что у церкви не стояли, как это иногда бывает, автомобили: добраться сюда трудно.
По этому поводу стоит привести содержание одного решения. Еще в то время, когда сосницкая община хлопотала об открытии в райцентре храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, люди писали в разные инстанции. Из исполкома районного совета получили следующий ответ: «О заявлении верующих пгт Сосница. Рассмотрев заявление верующих пгт Сосница о регистрации православного религиозного объединения в поселке и о передаче им для богослужений бывшего культового здания, исполком районного Совета народных депутатов считает: передавать его верующим для проведения богослужений нецелесообразно в связи с тем, что помещение старое, построенное в 1724 году, требует капитального ремонта. Для проведения работ по его восстановлению нужно более 300 тыс. рублей.
Верующие имеют возможность удовлетворить свои религиозные потребности в ближайшей церкви с. Загребелье, которое расположено от пгт Сосница на расстоянии 5 км, и в перспективе здесь планируется строительство дороги с твердым покрытием».
Далее говорится: «1. Считать нецелесообразной регистрацию православного религиозного объединения в пгт Сосница, поскольку верующие имеют возможность удовлетворить свои религиозные потребности в церкви с. Загребелье. 2. Отказать в ходатайстве верующих о передаче бывшего культового здания в пгт Сосница. 3. Просить исполком областного Совета народных депутатов поддержать это решение перед соответствующими органами».
Ответ пришел по адресу Марии Макаровны Дроновой, от имени которой отправлялись письма.
И тем не менее благодаря настойчивому ходатайству сосничан, в 1989 г. церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была открыта. Теперь, милостью Божией, завершается ее возрождение.
...Вечерний телефонный звонок. Говорила Мария Макаровна Дронова. Она рассказала, что с интересом прочитала в районной газете рассказ о явлении чудотворной иконы святой великомученицы Параскевы, заодно вспомнила, что переносили икону из загребельской церкви в сосницкую под ее руководством (тогда из Загребелья в Покровскую церковь перенесли 40 икон).
Передавала иконы староста церкви Анна Степановна Адаменко. «Мне же, — сказала Мария Макаровна, — помогали Анна Ивановна Волощук, Валентина Макаровна Пархоменко, Анна Семеновна Кобицкая». Выносили иконы из подвала, где они хранились со времени, когда церковь закрывали. Икона святой Параскевы пребывала в церкви. И ее перенесли упомянутые в газете малоустенские благодетельницы.
Еще собеседница просила непременно написать о тех людях, которые активно помогали в подготовке храма к проведению в нем богослужений. Это Петр Иванович Нырковский, Георгий Сидорович Довженко, братья Иван Григорьевич и Сергей Григорьевич Кузьменко, Александр Иванович Кобицкий, Мария Евсеевна Номеровская, Андрей Афанасьевич Степаненко, Екатерина Ивановна Жукоцкая и многие другие, кто, не считаясь со временем, упорядочивал и храм, и его территорию.
А Наталия Федоровна Решодько не только помогала писать обращения, но и ездила в Киев с просьбой к игумении Покровского монастыря помочь сосницкой церкви необходимыми богослужебными книгами и утварью для проведения богослужений. Привезли Евангелие, Апостол, Минеи, акафисты, Жития святых, облачения для священника.
А что касается указанной в вышеупомянутом решении пятикилометровой дороги, то, очевидно, подразумевалось построить ее от Сосницы к самой церкви. Загребляне же просят построить дорогу хотя бы от горы к церкви — это меньше километра, а прежде всего сделать мостик через озеро Ковбань и кладки через реку Убедь, необходимые и загреблянам, и сосничанам.
ВСПОМНИМ И СКИДАНОВУ СОСНУ
В сентябре 1992 г., по случаю 1000-летия Сосницы и в связи с увековечением одного из самых известных ее героев — защитника украинского народа казацкого полковника Якова Карповича Скидана (сына гетмана запорожских реестровых казаков Карпа Павловича Скидана), на месте казни героя установлен крест-памятник и посажены молодые сосны, как символ бессмертия казацкой славы.
Веками передавались из уст в уста сказания о том, как по приказу польского короля Яна Казимира полковник принял ужасную кару: его привязали к сосне, которую вместе с ним подожгли. С той поры эту местность называли Скиданово поле, а недогоревшее дерево — Скидановой сосной.
Исследователи утверждают, что Яков Скидан — прототип гоголевского Тараса Бульбы, о котором написал киносценарий Александр Довженко.
Недавно гости из Львова Василий и Лариса Яремий (девичья фамилия Ларисы — Гоголь) приехали искать корни своих предков по фамилии Гоголь. Привезли ценные документы и фотографии, подтверждающие родство с великим писателем. Местный благочинный помог найти людей, которые помнят, что в Соснице на Замостье жила семья Гоголей. Так что, возможно, Николай Васильевич Гоголь гостил у своих родственников в Соснице и знал о событии, описанном впоследствии.
Накануне престольного праздника могилу народного героя Скидана украсили цветами, на крест-памятник поставили икону и повесили новый рушник.
Есть мысль загребельскую церковь и крест-памятник в честь казацкого полковника включить в маршрут экскурсий для почитателей светлой памяти Александра Петровича Довженко.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЧЕРКАСЩИНА
Солнечным воскресным днем группа паломников из Белой Церкви, пгт. Володарка и с. Шкаровка посетила святыни Черкасщины. В состав группы вошли люди разных возрастов, профессий и предпочтений, но православная вера объединила всех в одну семью. Мы оставили мирские заботы и стремились приобщиться к вечным ценностям.
ХРАМ В МОШНАХ — НАСЛЕДИЕ ГРАФА ВОРОНЦОВА
Первый храм, который мы посетили, — Преображенская церковь с. Мошны. Она поражает своей красотой, напоминая величественный корабль на фоне солнечного неба...
Как свидетельствует история, храм построен по приказу графа М. С. Воронцова в 1840 г. Автор проекта — архитектор г. Одессы Джорджо Торричелли. Возведена церковь в стиле романтизма с элементами готики. Точную копию — двойника — храм имеет во Франции, под Парижем.
Граф М. С. Воронцов стал владельцем Мошно-Городищенского имения в 1819 г. Он немало сделал для развития этого края: здесь осушали болота, было прорыто 60 км каналов, построены первые наши пароходы «Пчелка» и «Надежда».
М. С. Воронцов оставил после себя крупнейший в Европе парк английского типа в Мошногорах. Разрушительная волна большевизма уничтожила много архитектурных ансамблей и этот парк, превратив его в лес. Преображенская церковь чудом уцелела до наших дней.
Паломники поднялись по старой лестнице на высокую колокольню. Как раз в это время звонарь созывал людей на воскресное богослужение.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МАКАРИЙ КАНЕВСКИЙ
В Свято-Михайловском кафедральном соборе г. Черкассы паломники молились на воскресной Литургии. В тот день ее совершал митрополит Черкасский и Каневский Софроний.
Запомнилась его проповедь: живая, построенная на простых жизненных примерах. Каждый присутствующий в храме чувствовал, что эти слова обращены к нему. Владыка Софроний призвал всех к искреннему покаянию. Он отметил, что в наше время многие люди рвутся к власти, стремятся управлять другими. Но они не учитывают, что это тяжкий крест и нужно будет отвечать за свои действия...
На паломников большое впечатление произвел новый кафедральный собор, возведенный за восемь лет (освящен в 2002 г.). Этот самый высокий храм в Украине (высота 72 м) может вместить 12 тысяч верующих.
В тот воскресный день среди прихожан преобладала молодежь, пели два хора, один из них — детский.
Главной святыней храма считаются мощи преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского. (Они покоятся в серебряной раке, установленной недавно. Как рассказали женщины за свечным ящиком, деньги для нее собирали всем миром почти десять лет.)
Преподобномученик родился в 1605 г. в г. Овруч (Житомирская область). Еще юношей принял монашество в Овручском Успенском монастыре. Впоследствии стал настоятелем этой обители. В те времена монастырь страдал от нападений и ограблений со стороны униатов. Отцу Макарию приходилось поддерживать братию, вдохновляя ее на защиту монастыря.
Однажды обитель окружили татары. После молитвы монахи, взяв хоругви и иконы, выступили за монастырские стены. Татарам показалось, что идет большое войско, и они обратились в бегство, оставив даже своих больных.
Отец Макарий долгое время был настоятелем Каневского монастыря, где прославился своими чудесами и даром прозорливости. В 1678 г. басурманы завладели этим казацким городом, опустошив его. Тогда многие заперлись в большом каменном храме, надеясь на спасение.
Когда через два дня враги ворвались в храм, их с крестом в руках бесстрашно встретил архимандрит Макарий. Они схватили старца, били и издевались над ним. После длительных пыток преподобный Макарий мученически окончил свою земную жизнь.
Уцелевшие православные христиане ночью занесли его тело в монастырский храм и заперлись там. Татары подожгли церковь. Когда враги оставили Канев, люди пришли на пепелище искать тела своих близких. «Хотя и много было тел, — гласит предание, — но ни одно не осталось в целости, тело же преподобного было найдено во власянице, с крестом на груди и в руках... тело его было как живое».
И ныне православные христиане, с верой и надеждой поклоняясь мощам этого святого, получают телесные и духовные исцеления, помощь в решении жизненных проблем.
ЧИГИРИН — СТОЛИЦА ГЕТМАНЩИНЫ
На этой земле в 1595 г. родился будущий гетман Богдан Хмельницкий. Он был шляхетского происхождения, владел пятью иностранными языками. Его почитали как великого полководца, блестящего дипломата, выдающегося государственного деятеля.
Гетман был православным христианином и никакого дела не начинал без молитвы. Он строил церкви, по его приказу казацкое оружие обязательно освящалось в храмах.
Паломники осмотрели дворище гетмана — комплекс сооружений, окруженных изгородью и крепкими воротами. В центральной части — дворец, возведенный в стиле барокко. Все выглядит просто и не отличается помпезностью. Во дворце принимали иностранных послов и вместе с тем здесь жил Богдан Хмельницкий с семьей. В комнатах — деревянные скамьи, стены украшены личным оружием гетмана.
Была и тайная комната для переговоров тет-а-тет с послом, комната для хранения трофеев и т. д. Вблизи дворца гетмана расположена церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. С годами она была разрушена, а сейчас на ее месте отстроили новую, и она считается украшением современного Чигирина.
Более 30 лет Чигирин считался столицей Гетманщины. Этот казацкий город имеет естественную каменную скалу, на которой удобно расположилась крепость. Ее остатки сохранились до наших дней.
Богдан Хмельницкий завещал похоронить себя в Илиинской церкви родового хутора Суботов, неподалеку от Чигирина. В этом храме до сих пор сохранилась усыпальница гетмана. Перед польским нашествием неизвестные люди сделали подкоп под церковь и тайно вынесли тело гетмана, чтобы над ним не надругались карательные отряды. Где перезахоронен Богдан Хмельницкий — неизвестно.
За годы существования г. Чигирин несколько раз был полностью уничтожен. Ныне Национальный историко-культурный заповедник «Чигирин» постепенно возрождается.
В тот день паломники возвращались домой, отдохнув душой, укрепившись в православной вере и узнав интересные страницы истории нашей страны.
СВЯТЫНИ ЧЕРНИГОВЩИНЫ
Господь щедро одарил этот благословенный край. Намоленная земля помнит великих святых, подвижников веры, славных князей, которые укрепляли православную веру, строили храмы, открывали монастыри.
СВЯТЫНИ СЕЛА ПОЛОНКИ
Село Полонки расположено на расстоянии 30 км от г. Прилуки и как бы потерялось в густых черниговских лесах. Поэтому, видимо, и старая казацкая церковь, освященная во имя Архистратига Божия Михаила, никогда не закрывалась, хотя и возведена была в 1660 г. В ней хранятся великие святыни — чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и десница святителя Димитрия Ростовского, известного духовного писателя и проповедника, — именно та рука, которая писала жития святых.
Будущий святитель родился в 1651 г. в городке Макаров, что под Киевом. Учился в Киево-Могилянской коллегии — самом престижном в то время учебном заведении Киева. Родители его были глубоко верующими православными христианами, опекали монастыри. В семье воспитывалось 12 детей. Неудивительно, что в будущем большинство из них стали людьми духовного звания. В частности, одна из сестер Димитрия была игуменией.
Юноша в 17 лет поступил в Кирилловский монастырь в Киеве. Он мастерски владел пером, скоро стал известен как проповедник слова Божия. В сан иеромонаха его рукоположил архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) в Густынском монастыре. Димитрий Ростовский написал 12 томов своих произведений за 20 лет. Это титанический, колоссальный труд, ведь в нем прослеживались жития святых от I до XVII в.! Писал святитель преимущественно в монастырях Черниговщины, где он жил в то время. Впервые его рукописи были напечатаны в Киево-Печерской Лавре.
Димитрий Ростовский оставил после себя большое творческое наследие: он сочинял стихи, писал музыку, был автором стихотворных спектаклей и др. Некоторое время святитель жил в Елецком монастыре (Черниговская область), в Новгород-Северской обители. Последнее место служения — Ростов Великий (Ярославская область).
В 1709 г. он умер и был похоронен, как и завещал, в одном из монастырей Ростова. Через 50 лет его причислили к лику святых: мощи Димитрия Ростовского оказались нетленными. Когда поднимали крышку гроба, то отпала часть руки. По просьбе черниговских священнослужителей ее передали в с. Полонки, где долгое время пребывал святитель.
Мощи хранились в Михайловской церкви в красивом серебряном ковчеге. После революции, в 1920 г., его забрали безбожники, как и другие драгоценные церковные вещи. Почти 70 лет десница святителя хранилась у людей, передавалась из поколения в поколение. В 1990 г. ее вернули церкви.
На окраине села есть источник Архистратига Михаила. Он очень древний, в селе уже никто не помнит, когда он появился. Вода целебная, поэтому и идут сюда люди отовсюду. Источник течет из-под холма, а ниже него сделано небольшое закрытое сооружение — купель. Хотя и была в тот день холодная осенняя погода, но все паломники искупались в источнике, окунувшись каждый трижды с головой. Кстати, никто потом не заболел.
Ниже купели течет река Удай, которая когда-то была судоходна, а ныне обмелела. Все эти места всегда опекали казаки. Сейчас в с. Полонки жизнь едва теплится: мы видели не одну заброшенную хату. Правда, есть там страусиная ферма: эти красивые большие птицы любят простор, а его в селе достаточно...
ХРАМЫ И СОБОРЫ ПРИЛУК
Небольшой городок Прилуки расположен на берегу р. Удай. Он впервые упоминается в летописях в 1086 г., когда здесь была крепость для защиты Киевской Руси от набегов кочевых племен печенегов и половцев. В XVI–XVII вв. эти места принадлежали православным князьям Вишневецким. В то время в их владении находилось более 50 городов с почти 100 тысячами населения.
Центральная часть Прилук — городище — возвышается на холме. Здесь расположились четыре величественных храма, а рядом с ними — монумент летописца, который пишет поучение. На этих землях Владимир Мономах с дружиной воевал с половцами. Летописец так увековечил это событие: «... когда мы ехали в город Прилуки, то встретили нас внезапно половецкие князья, 8 тыс. воинов, и хотели мы с ними биться, но оружие отправили вперед на подводах, и мы вошли в город».
Были времена, когда в Прилуках стояла полковая сотня. Паломники имели возможность увидеть каменное сооружение Игната Галагана — прилукского полковника. В этом здании хранились оружие, порох, размещалась полковая канцелярия. Возле каменного сооружения уцелела до наших дней могила неизвестного казака XVIII в.
Величайшая и древнейшая постройка Прилук — Спасо-Преображенский собор, освященный в 1720 г. Он является образцом каменной архитектуры эпохи украинского барокко. Строили его всем миром. Пять куполов храма символизируют Господа нашего Иисуса Христа и четырех евангелистов.
В этом соборе хвалу Господу воздавал святитель Иоасаф, епископ Белгородский (в миру — Иоаким Горленко). Он родился под Прилуками в 1705 г. и был крещен в этом храме. Во времена безбожной власти собор ограбили, священнослужители были репрессированы. Сейчас Спасо-Преображенский собор является действующим, все в нем восстановлено в первоначальной величественной красоте. Главная святыня — чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая».
Рядом с собором расположена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Когда-то она считалась центральной сторожевой башней города. Старинная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы ныне принадлежит «Киевскому патриархату». Четвертый храм городища — Сретенская церковь — действующий скит Густынского монастыря.
ГУСТЫНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Святая обитель основана в 1600 г. иеромонахом Киево-Печерской Лавры Иоасафом. Он искал в черниговских лесах тихое место, удобное для молитвы и монашеской жизни, и остановился на острове Густынь, что на р. Удай. Остров был покрыт густым дремучим лесом. Отсюда и название монастыря — Густынский. Эти земли принадлежали православному князю Михаилу Вишневецкому. В 1615 г. он даровал монастырю грамоту на владение островом, пахотными землями, лесными угодьями и т. д.
Жена М. Вишневецкого, Ирина Могиляк (из семейства Петра Могилы), способствовала строительству этой обители и созданию двух ее скитов: Мгарского и Ладинского. С годами на острове Густынь возник большой монастырский комплекс. Снаружи его окружали высокая каменная насыпь и ров, заполненный водой. Все это выглядело неприступной крепостью и сохранилось до наших дней.
Щедрые пожертвования на строительство храмов — Успенского, Петро-Павловского и Никольского — вносили Иван Мазепа, князья Вишневецкие и Репнины-Волконские, Лазарь Горленко (дедушка Иоасафа Белгородского).
А самую большую церковь — Троицкую — в 1674–1675 гг. построил на собственные средства гетман Иван Самойлович. Каменная, пятиглавая, она существует до сих пор и является образцом нашего древнего храмостроительства.
Следуя примеру благотворителей — гетманов и князей, и другие лица разных рангов и сословий жертвовали на монастырь. Были времена, когда Густынской обители принадлежали более трех тысяч десятин земли и почти три тысячи душ крестьян, и он считался самым богатым из всех наших монастырей.
В дальнейшем он трижды закрывался, несколько раз его сжигали — стирали с лица земли, но он все равно возрождался. Большие разрушения принесла обители революция 1917 г. — в нем расположили коммуну для беспризорных подростков. Возрождение монастыря началось в 1993 г., когда его настоятельницей стала игумения Вера (за свою благотворительную деятельность во славу Святой Церкви она награждена орденами княгини Ольги II и III степеней). В тот субботний день белоцерковские паломники приехали в монастырь вечером и увидели игумению Веру за послушанием на свечном ящике.
Монастырь полностью реконструирован — замечательные величественные храмы никого не оставляют равнодушным. До наших дней под Троицким храмом сохранилась усыпальница благотворителей монастыря — семьи Горленко, а под Успенской церковью — князей Репниных-Волконских.
Сейчас обитель открыта для всех. Из года в год люди несут сюда свои радость и горе, просят Божией помощи. Спокойная монастырская жизнь течет своим чередом. Устав строг: здесь никто не сидит без дела. Есть в монастыре земельные угодья, пасека, пекарня, гостиница для паломников и др.
Главная святыня монастыря — Густынская чудотворная икона Божией Матери нового письма (сохранился лишь список оригинала). Люди получают от нее благодать Божию, и это подтверждается фактами исцелений и помощи при решении жизненных проблем. Четыреста лет стоит Густынский монастырь — величественный и нерушимый, и несет он любовь и веру всем православным христианам и дает надежду на милость Божию к нам, грешным.
РУДОСЕЛЬСКОЕ ЧУДО
В живописном Рудом Селе, что в Володарском районе на Киевщине, с его лугами и рощами, в окружении деревьев, на холме возвышается церковь. Ее история связана с историей села и чудотворной иконой Божией Матери — Рудосельской. Чтобы поклониться почитаемому образу, отовсюду съезжаются люди в Рудое Село.
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ
Первые сведения об этом образе появились в конце XVIII в. В центре села, в роскошном имении жил граф Станислав Залесский, поляк по происхождению, католик по вероисповеданию. Он был богатым человеком, но страдал тяжелой болезнью — астмой. Чтобы вылечиться, часто ездил в Польшу в г. Ченстохов. Как-то купил на ярмарке икону Божией Матери, большую по размерам, оригинальную по своему художественному исполнению. Знаток иконописи, граф считал, что этот образ — работа Галицко-Волынской школы живописи. Он часто молился пред иконой, умоляя об исцелении.
Вскоре граф выздоровел и возвратился в имение. Однако исцеление от болезни граф Станислав приписал мастерству врачей, а не действию благодати Божией, исходившей от образа Пресвятой Богородицы. Икону он с собой не забрал.
По приезде граф решил устроить банкет. Когда накрывали столы, старшая служанка пошла за продуктам<