Если не совершается всенощное бдение.
Если накануне воскресного дня нет возможности служить всенощное бдение, а служится только великая вечерня, то она совершается с некоторыми особенностями:
1. Начальный возглас великой вечерни «Благословен Бог наш…».
2. Читается Начало обычное, если вечерне не предшествовал 9-й час.
3. 103-й псалом читается.
4. Не совершается лития.
5. По «Отче наш…» поется воскресный тропарь гласа, «Слава, и ныне…» «воскресный» Богородичен (оба эти песнопения печатаются на ряду в Октоихе в конце великой вечерни).
6. Окончание великой вечерни:
свящ.: «Премудрость»
хор: «Благослови»
свящ.: «Сый благословен…»
хор: «Аминь. Утверди, Боже…»
свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
хор: «Честнейшую…»
свящ.: «Слава Тебе Христе…»
хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит отпуст,
хор поет многолетие.
Воскресная утреня совершается обычным порядком.
СЛУЖБЫ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРАЗДНИКОВ
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ.
Краткая история развития годового богослужебного круга.
В Православном календаре сейчас на каждый день приходится какой-либо праздник или память нескольких (иногда многих) святых. Это количество праздников в Православной Церкви не было изначальным, а увеличивалось постепенно.
1 – 3 века. Христиане в этот период празднуют Пасху и Пятидесятницу, а также дни памяти мучеников (день смерти назывался днем «рождения» их в вечную жизнь), например, первомученика Стефана, священномученика Игнатия Богоносца, апостола Иакова, брата Господня и др.
4 – 5 века. К вышеперечисленным праздникам добавляются Богоявление (изначально объединяя воспоминание Рождества и Крещения), Рождество Христово; воспоминания священных событий Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы, Вознесение; Воздвижения, Сретение, память Всех Святых. В это время существует один общий праздник в честь Богородицы – некий «Собор Богородицы», из которого позже выделились отдельные праздники.
6 – 8 века. С этого времени празднуется Преображение, Обрезание, Успение, Благовещение, Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы; увеличивается количество праздников в честь святых (святителей, преподобных, исповедников), а также ангелов и ветхозаветных праведников.
9 век – наше время. Вплоть до нашего времени добавляются новые праздники в честь чудотворных икон, обретения и перенесения святых мощей, различных ликов святых.
Знаки праздников.
Праздники, по важности воспоминаемых событий и степени торжественности их празднования, делятся на несколько групп. С 11-го века это деление схоже с нынешним, согласно которому праздники делятся на великие, средние и малые.
Знаки праздников печатаются только в месяцеслове (месяцеслов – раздел, где печатается информация о неподвижных праздниках и памятях святых на каждый день года по месяцам) Типикона и Следованной Псалтири, в Минее их нет. В цветных изданиях Типикона знаки «бдение», «полиелей» и «славословие» красного цвета, а знак «на 6» - черного (этим объясняется выражение «красные знаки Типикона», встречающееся в учебниках по Литургике). В черно-белых изданиях Типикона все знаки черного цвета, знак «славословие» отличается от знака «на 6» тем, что очерчены только контуры.
В схеме знаков, приведенной ниже, в левом столбце дано графическое изображение знака и его название, а в левом – основные богослужебные особенности этого знака. Подробно все особенности каждого знака по-отдельности рассмотрены в соответствующем разделе. Значок__↑ означает, что указанные особенности вступают в силу, начиная с этого знака, и распространяются и на более высокие знаки. Особенности, отмеченные значком *, распространяются не на все высшие знаки (так, например, в великие праздники Богородичны не используются вовсе, а количество стихир на «Господи, воззвах» и тропарей канона увеличивается, начиная с полиелея).
Великие праздники
бдение
(Двунадесятые праздники
и еще несколько) служба наибольшей торжественности только празднику
Средние праздники
бдение (святым) __↑ | есть малая вечерня совершается лития |
полиелей __↑ | Октоих отменяется поется «Блажен муж…» совершается вход с кадилом паремии на утрени поется полиелей, величание, утренний прокимен, читается Евангелие |
Малые праздники
со славословием __↑ | Богородичны из 1-го и 3-го приложений* после кафизм малая ектения катавасия праздничная по каждой песни поется великое славословие окончание утрени праздничное |
«на 6» __↑ | на «Госоди, воззвах…» все 6* стихир из Минеи канон Минеи на 6* |
Службы и указания на ряду в Минее рассчитаны именно на седмичные дни. 47-я глава Типикона.
Служба святому «на 6».
Как уже говорилось в разделе о будничной службе, то есть службе со святым без знака, минимум песнопений, напечатанный в службе святого в Минее, это 3 стихиры с Богородичном на «Господи, воззвах…», тропарь и канон. При возрастании знака к этому минимуму добавляются все новые песнопения, и чем выше знак, тем больше различных песнопений напечатано в Минее. Опытный уставщик по наличию песнопений в Минее без труда определит, каким знаком этот праздник отмечен в Типиконе.
При знаке праздника «на 6» в Минее на ряду напечатаны следующие песнопения:
o 6 стихир и Слава на «Господи, воззвах…» и Слава (часто на ряду есть только 3 или 4 стихиры);
o Слава на стиховне
o тропарь;
o канон (на 6 тропарей);
o седален, кондак и икос, светилен;
o (редко) стихиры на хвалитех.
Вся служба святому на 6 совершается будничным порядком с некоторыми особенностями, основные из которых выражены в наименовании этого знака праздника:
1. На «Господи, воззвах…» все 6 стихир должны петься из Минеи. Так как часто стихир напечатано меньше, то можно петь 3 стихиры Октоиха и 3 стихиры святому Минеи. По Уставу же полагается каждую стихиру повторять дважды.
2. Тропари канона святому на 6 (тропарей). На утрени читается 1-й канон Октоиха на 4 (в нем оставляются, то есть не читаются 2 «мученична» тропаря), 2-й канон Октоиха на 4, канон Минеи на 6.
3. По 3-й песни канона должен читаться седален святого дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен. В современной практике седален обычно читается без повторения – один раз.
4. Службы некоторым шестеричным святым (6, 16, 24 сентября, 1 ноября и др.) содержат стихиры на хвалитех. Если стихиры на хвалитех есть, то они с соответствующим Богородичном поются, как указано ниже «Служба со славословием». Затем читается будничное славословие, начиная со слов «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».
Служба со славословием.
При знаке праздника «со славословием» в Минее на ряду напечатаны следующие песнопения:
o 6 стихир и Слава на «Господи, воззвах…» (часто на ряду есть только 3 или 4 стихиры);
o стихиры с 2 особыми стихами на стиховне;
o тропарь;
o седальны по кафизмам;
o канон (на 6 тропарей);
o седален, кондак и икос, светилен;
o стихиры на хвалитех.
По Типикону служб в честь Господа, Богородицы и святых со знаком «Славословие» семь: 23 сентября – Зачатие св. Иоанна Крестителя, 23 октября – память ап. Иакова, брата Господня, 9 декабря – Зачатие Пресвятой Богородицы, 2 июля – Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 25 июля – Успение праведной Анны, 1 августа – Происхождение Честных Древ Креста, 31 августа – Положение Пояса Пресвятой Богородицы.
По такой же схеме совершается служба и на отдание Двунадесятых праздников.
Вечерня и утреня службы со славословием до канона совершаются будничным порядком с некоторыми особенностями. Утреня, начиная с канона,совершается праздничным порядком.
o Служба может совершаться по Октоиху и Минее или только по Минее. Это не сложно определить – слово «Октоих» в указаниях Типикона и Минеи либо фигурирует, либо не фигурирует.
o Богородичны берутся из праздничных приложений Минеи – 1-го и 3-го.Исключением являются стихиры на хвалитех, а так же в некоторых случаях стихиры на стиховне, когда поются Богородичны из 2-го приложения.
o Стихиры на стиховне с особыми стихами святому Минеи.
o На утрени после кафизм малая ектения, затем седальны Минеи.
o Канон из Минеи или из Октоиха и Минеи (см. указания Типикона и Минеи).
o Катавасия праздничная после каждой песни.
o Поются стихиры на хвалитех. На «И ныне…» поется Богородичен, который может быть:
§ полностью напечатан в Минее на ряду;
§ берется из 2-го приложения Минеи по гласу Славы, начальные слова этого Богородична даны в Минее после слов «И ныне: Богородичен»;
§ берется из 2-го приложения Минеи, начальные слова этого Богородична в Минее не указаны. В таком случае Богородичен берется по гласу Славы и дню седмицы.
o Поется великое славословие. Этот момент отличает службу со славословием от предыдущей – шестиричной, отсюда и название знака праздника – «со славословием».
o Окончание службы праздничное – после славословия 2 ектеньи (сугубая и просительная), окончание, отпуст, 1-й час.
Если служба в честь Господа или Богородицы,
то на ряду в Минее напечатаны песнопения на «Слава, и ныне…», т.е. нет Славников, после которых обычно поются Богородичны из приложений Минеи. Вследствие этого служба имеет некоторые особенности:
§ После стихир на «Господи, воззвах…», на стиховне и на хвалитех поются песнопения на «Слава, и ныне…», а Богородичны из приложений Минеи не используются.
§ Тропари поются особым образом: в конце вечерни и после великого славословия поется тропарь праздника 1 раз, а на «Бог Господь…» поется тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне…» и этот же тропарь. Богородичны из приложений Минеи не употребляются.