Порядок суточных служб по часослову.
В Часослове службы расположены в порядке их совершения в течение астрономического дня. Богослужебный же день (как говорилось выше) и празднование какого-либо церковного праздника начинается с вечерни.
1. Полунощница(повседневная, субботняя, воскресная)
2. Утреня
3. 1-й час
4. 3-й час
5. 6-й час
6. Изобразительны – Литургия
7. 9-й час
8. Вечерня
9. Повечерие (великое и малое)
Литургия не входит в счет суточных служб. Задача остальных служб – духовно приготовить нас к Литургии. По Уставу в некоторые дни года Литургию не положено служить, вместо нее должны совершаться изобразительны. Эта краткая служба содержит некоторые элементы Литургии.
Как вы понимаете, невозможно все эти службы совершить все сразу, даже в условиях монастыря. Поэтому их необходимо равномерно распределить в продолжение дня. По монастырскому порядку (который и изложен в Типиконе) на богослужение в храм собираются три раза в сутки. Исходя из этого, вокруг 3-х наиболее важных и продолжительных служб группируются остальные:
o ранним утром – полунощница, утреня, 1-й час
o после перерыва – 3-й час, 6-й час, изобразительны – Литургия, трапеза
o вечером – 9-й час, вечерня, трапеза, повечерие
В условиях современной приходской жизни три раза в сутки собираться в храм для совершения богослужения трудно, поэтому службы группируютсяпо-другому:
o утром – 3-й час, 6-й час, Литургия
o вечером – 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час
или (не общепринятая практика):
o утром – утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, Литургия
o вечером – 9-й час, вечерня
СЕДМИЧНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ.
Седмичный богослужебный круг начинается с Недели,то естьс воскресения(на литургическом языке Неделей называется воскресение, а седмицей – все 7 дней недели в нашем понимании) и оканчивается субботой.
Каждый день седмицы посвящен воспоминанию какого-либо важного священного события или святого:
Неделя (воскресение) – Воскресению Христову,
понедельник – бесплотным силам Небесным,
вторник – ветхозаветным праведникам, особо св. Иоанну Предтече,
среда – Кресту (предательство Христа Иудой),
четверг – новозаветным святым, особо свв. апостолам и свт. Николаю,
пятница – Кресту (Крестные страдания и смерть Спасителя),
суббота – всем святым и усопшим.
Каждый день за богослужением воспоминается и прославляется Пресвятая Богородица.
Седмичный богослужебный круг неразрывно связан с гла́совой системой православного богослужения. Седмичных кругов, собственно, восемь по числу гласов. Седмичному богослужебному кругу соответствует книга Октоихили Осмогласник(от «восемь» и «глас»).Он содержит изменяемые песнопения – стихиры, тропари, каноны, седальны, светильны и др. для воскресных и будничных служб (вечерни, утрени, повечерия и др.), в которых отражена тема дня (то есть воспоминаемое событие или святой). Октоих состоит из двух частей. 1-я часть содержит песнопения 1-го по 4-й гласов, а 2-я – 5-го по 8-й гласов. Содержание Октоиха построено следующим образом: сначала напечатаны службы каждого дня седмицы (начиная с воскресения) для 1-го гласа, затем службы каждого дня седмицы для 2-го гласа, затем 3-го гласа и так далее. Точно так же происходит чередование гласов в течение богослужебного года – с одного воскресения по субботу поется 1-й глас, затем со следующего воскресения по субботу поется 2-й глас и так далее. Еще немаловажно подчеркнуть, что меняется не только глас (то есть мелодия), но и текст песнопений. Так каждая, например, воскресная служба отличается от другой воскресной не только гласом, но и неким оттенком богословской мысли, вложенной в воскресные песнопения. Следовательно, каждый из 8-ми седмичных богослужебных кругов с его песнопениями повторяется через каждые 8 седмиц.
Кроме изменяемых песнопений всех гласов Октоих содержит приложение, в котором напечатаны Евангельские столпы, светильны для воскресных, седмичных (будничных) и великопостных дней, указания о некоторых службах и др.
Изменяемые песнопения в Октоихе для каждого дня напечатаны в таком количестве, чтобы (в случае отсутствия, например, Минеи) можно было совершить службу только по Октоиху.
ГОДОВОЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ.
Каждый из дней богослужебного года посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего даже нескольких святых), праздникам и постам. Годовой богослужебный круг начинается с сентября. Службы святым и неподвижным праздникам годового круга содержатся в Минеях(от греческого «месяц»)месячных или богослужебных. Миней 12 по числу месяцев года (по два-три тома на каждый месяц). Службы в Минее расположены по датам. Каждая служба в Минее содержит изменяемые песнопения – стихиры, тропари, каноны и др. по форме подобные песнопениям Октоиха, но отличающиеся по содержанию. Минимум песнопений, который содержит служба в Минее, – 3 стихиры с Богородичном на «Господи, воззвах», тропарь (в некоторые дни весенних месяцев в Минее нет тропаря, что связано с особенностями богослужения периода Великого поста и Пятидесятницы) и канон.
Кроме служб, Минеи содержат приложения, где напечатаны Богородичны.