По способу употребления: ручные и подвесные.
Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо се-рединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар произ-водится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом било), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение.
1) Ударение в "малое" било ("бильце"), которое положе-но совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древ-них пророков как бы сень и прообраз будущих событий.
2) Ударение в "великое било", которое положено совер-шать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разно-сящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь ("во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их") проповедь Евангелия;
3) ударение в "тяжкая" напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.
Колокола появились гораздо позже, чем "била" и "клепа-ла". Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из облас-тей Италии-Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии; и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В ХIV веке летописи упоминаю о колоколах на Руси колокольнях Пскова и Новгорода и коло-кольных мастерах Москвы и Твери.
Уставное церковное название колокола "кампан", или "звон" "Звон" от русского слова "звонить", а "кампан" или от латинского слова CAMPUS "поле" (место их литья, поле место, где для путешествующих нет препятствий; тек и высокий удар медного колокола разносится всюду), или более вероятно от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола.
Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и развешать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важ-ных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.
Благовест звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сооб-щает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам при-зыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благо-честивого и доброго сердца. "Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем" (ПС. 121,1)говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.
Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов. Благовест различается следующих видов:
а) благовест в собственном смысле слова мерные, не-торопливые удары в один колокол;
б) перезвон когда последовательно от большого коло-кола до малого ударяют по несколько раз в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз;
в) перебор когда ударяют медленно в каждый колокол по порядку один раз, а затем делают одновременный удар во все колокола.
Звон, совершающийся в три приема, т.е. когда трижды повторяется музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) "трезвон во вся" (35 гл. Типикона); б) "трезвон в двои", т.е. в два колокола (часы Великого Пятка).
Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в цер-ковной жизни, христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как-будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая.
И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное дневное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской люб-ви. Не напрасно колокола называются благовестниками: дейст-вительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На од-ном из колоколов имеется надпись: "Благовествуй миру радость велию". Таким образом, церковный звон глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: "Господи, помилуй' (трижды) или: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", или: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Понятие о праздниках
Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Созда-тели и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каж-дый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Гос-пода и служению илу: "На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века"... Однако Святая Церковь вы-деляет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Бо-жию. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями. Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать паше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о "едином на потребу"), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники Боже установление: "Помни день субботний..." гласят 4-я заповедь Божия.
В праздничные дни, осводившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чте-нии или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в крас-ном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми; а именно: