На Горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это место взятое называется сопрестолием. Сослужащие епископу изображают святых апостолов и их преемников.

Жертвенник понятие о нем, его назначение и духовный смысл, священные предметы на жертвеннике. Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны, от Престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем Престол, имеющий такие же одежды. На Жертвеннике во время последования первой части Литургии проскомидии приготовляются дары (вещество) для священно-действия Божественных Тонн, т.е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением - столом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии. При совершении Проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаща, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Дискосом ( глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются вынутые из просфор частицы и Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призвания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св.Дары и держать его на голове.

На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира". В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родимся Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.

Потир (чаша, сосуд для питья) это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: ''Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя". Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни, Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Как дискос, так и потир введены в употребление со времен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра и золота.

Звездица (звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровном не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем по-лагаются св. мощи, например, при; освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Копие или нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица или маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6,6). Уголь Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующих (смотри об этом в Дополнит. Требнике).

Губа, или губка, или мусса, высушенное мор-ское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (после причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью. Покровы употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым потир, третьим и потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев, а третий покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами. Но покровец над дискосом называется, а покровец над чашей, третий называется воздухом, так как этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем изображает землетрясение случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении, Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни: 1) сударь, которым был повита голова Спасители во гробе; 2) плащаницу, которой было обвито тело Иисуса; 3) камень, приваленный к двери гроба.



Наши рекомендации