Столкновение Давида с неправедной властью

Эддисон усвоил то, к чему когда-то пришел Давид, сын Иессея. Бог — Судья праведный, и если мы вверим неспра­ведливое отношение со стороны лидера в Его руки, Он все­гда рассудит правильно. Говоря о Давиде, мы должны по­мнить, что Бог, а не дьявол поставил его под власть нечест­ного и, как оказалось, жестокого правителя, Саула.

Это произошло до того, как они встретились. Самуил, главный пророк в Израиле, помазал Давида следующим царем над Божьим народом. Должно быть, Давид прыгал от радости, думая: «Этот человек помазал нынешнего царя, и я тоже буду царем!»

Саул вышел из подчинения Богу и был мучим злым ду­хом. Облегчение наступало только тогда, когда кто-нибудь начинал играть на арфе. Его придворные начали искать юношу, который бы сидел в его присутствии и служил ему. Один из слуг царя порекомендовал Давида, сына Иес­сея. Саул послал за ним, чтобы тот пришел во дворец и служил ему. Наверное, Давид рассудил так: «Бог уже начи­нает исполнять Свое обетование, данное через пророка». Он сказал себе: «Это будет моя первая ступень к возвышению».

Прошло время, и его попросили принести пищу стар­шим братьям, которые воевали с Филистимлянами. При­быв на боевые позиции, он увидел, как филистимский еди­ноборец, Голиаф, насмехается над Божьей армией, и выяс­нил, что это безобразие творится уже сорок дней. Он также узнал, что царь пообещал руку своей дочери тому, кто сможет победить великана. Давид предстал перед царем и попросил разрешить ему сразиться с этим исполином. Он убил Голиафа и, согласно обещанию Саула, женился на его дочери. Он приобрел милость в глазах царя и теперь ста­новился его зятем.

Ионафан, старший сын Саула, заключил с Давидом за­вет о вечной дружбе. Все, что Саул поручал Давиду, Давид делал с Божьей помощью и добивался успеха. Царь даже позволил ему присутствовать за столом с его сыновьями. Все шло хорошо, Давид радовался жизни. Он жил во двор­це, обедал за царским столом, был женат на царской доче­ри, дружил с Ионафаном и добивался победы во всех по­ходах. Он даже постепенно приобретал известность среди народа. Он видел, как пророчество сбывалось у него на глазах. Саул благоволил Давиду больше всех своих слуг и даже сделал его своим оруженосцем. Он стал ему вторым отцом. Давид был уверен, что Саул станет его наставни­ком и научит его всему, а однажды почтит его и возведет вместо себя на трон. Давид радовался Божьей милости и верности.

Крутые перемены

Но в один день все изменилось. Саул и Давид возвраща­лись из сражения бок о бок, когда навстречу им стали вы­ходить женщины из всех городов Израильских с пеньем и плясками. Они пели: «Саул победил тысячи, а Давид — де­сятки тысяч!» Это разозлило царя, и с того дня он начал относиться к Давиду с подозрением. Однажды Саул даже метал стрелы в Давида, намереваясь убить его. Библия го­ворит, что Саул ненавидел Давида, ибо знал, что Бог был с ним. Царь понял, что Бог отошел от него. Чтобы спасти свою жизнь, Давид был вынужден бежать. Не зная, где найти убежище, он отправился в пустыню. «Что происхо­дит? — думает Давид. — Обетование уже начало было ис­полняться, а теперь все разбилось вдребезги. Человек, быв­ший моим наставником и лидером, пытается меня погу­бить. Что мне делать? Саул — помазанный слуга Божий. Если он против меня, то какой у меня может быть шанс? Он царь, Божий человек, поставленный над Божьим наро­дом. Почему Господь допускает это?»

Теперь Саул, в сопровождении трех тысяч хорошо обу­ченных израильских воинов, гонит Давида из пустыни в пустыню, из пещеры в пещеру с одной лишь целью — уничтожить его. В этот момент обетование казалось лишь каким-то смутным отблеском, ведь теперь Давид стал бег­лецом, пытающимся выжить. Он больше не жил в царс­ких чертогах и не сидел за царским столом. Его жилищем стали сырые пещеры, он питался объедками животных.

Он больше не шествовал рядом с царем, но стал предме­том охоты людей, которые еще недавно сражались на поле брани рядом с ним. Не было мягкой постели, не было слуг, ухаживающих за ним, не было слышно воз­гласов восхищения, как когда-то при дворе. Его невесту отдали другому.

Как мог правитель, в подчинение которому Давида по­ставил Бог, делать такие вещи? Вполне возможно, что Да­вида одолевали мысли, исполненные гнева, досады и разо­чарования. «Почему Бог не вмешивается? Есть ли Ему дело до меня? Как же быть с Его обетованиями? Почему Он по­ставил такого жестокого человека, чтобы тот вел Его на­род завета?»

Саул настолько утвердился в намерении убить этого юношу любой ценой, что стал одержим этой мыслью. В городе Номве были священники, которые предоставили Давиду убежище и пищу и дали ему меч Голиафа. Они ни­чего не знали о том, что Давид убежал от Саула, и думали, что Он исполняет одно из его повелений. Они вопросили о нем Господа и снарядили для дороги.

Узнав об этом, Саул пришел в бешенство. Он убил сна­чала восемьдесят пять ни в чем не повинных священников Господа, а затем и весь город — мужчин, женщин, детей, грудных младенцев и скот. Он совершил суд над невинов­ными, как над Амаликитянами, врагами их страны. Теперь было уже совсем невозможно думать, что этот человек — избранник Божий. Саул стал убийцей. Как мог Господь по­мазывать его Своим Духом?

Многие говорят, что Саул был поставлен людьми, а Да­вид был поставлен Богом. Такое учение неправильно, и оно происходит от людей, которые не могут согласиться с тем, что Бог способен поставить на лидерство жестокого человека. Да, это правда, что народ захотел иметь царя; тем не менее именно Бог избрал как Саула, так и Давида. Бог сказал: «Поставил Я Саула царем» (1 Цар. 15:11).

Однажды Саул узнал, что Давид был в пустыне Ен-Гад-ди, и отправился туда с тремя тысячами воинов. Устав с дороги, они остановились у пещеры, где прятался Давид. Саул и его воины разделись, чтобы искупаться. Писание говорит нам, что люди Давида советовали ему: «Вот день, о котором говорил тебе Господь: "вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно"».

Затем Давид подобрался незаметно к Саулу и отрезал край его одежды. После этого сердцу Давида стало больно, что он сделал так: «И сказал он людям своим: да не попус­тит мне Господь сделать это господину моему, помазанни­ку Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу» (1 Цар. 24:5-8). Мы видим, что у Давида заболело сердце. Он все еще оставался мяг­ким в своем сердце по отношению к лидеру, который на­влек на него такие беды. Совершенно очевидно, что он противостоял мыслям о гневе, страхе и отчаянии и даже успешно поборол их.

Поскольку Давид отрезал край одежды царя, он решил использовать это в качестве доказательства своей неви­новности перед Саулом. Держась на расстоянии, Давид склонился перед ним до земли и прокричал: «Отец мой\ посмотри на край одежды твоей в руке моей; ...узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не со­грешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее» (1 Цар. 24:12, курсив автора).

Давид полагал, что Саул верит в то, что он коварный мятежник. Возможно, Давид исследовал свое сердце: «Где я неправильно поступил? Как могло сердце Саула так резко обернуться против меня?» Поэтому он прокричал: «Мне говорили, чтоб убить тебя... я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства». Ему не верилось, что Саул мог сам замыслить все это. Должно быть, кто-то посеял в сердце Саула, нена­висть к Давиду, поэтому он хотел доказать свою предан­ность царю. Он надеялся, что если ему удастся это сделать, то Саул восстановит его в своей милости, снова будет к нему добр, и тогда исполнится пророчество.

Те, кто был отвергнут отцом или лидером, стремятся в первую очередь винить в этом себя. Они попадают в плен мучительных мыслей: «Что же я сделал?» и «Значит, мое сердце было нечистым?» Они берут на себя бремя постоян­ных попыток доказать свою невиновность перед лидерами. Им кажется, что если бы только они смогли показать свою верность и ценность, их бы приняли обратно. Но чем больше они пытаются, тем большее отвержение они чув­ствуют.

Саул признал добрые намерения в Давиде, когда понял, что тот действительно мог бы убить его и не сделал этого, поэтому царь со своими людьми оставил его в покое. Ско­рее всего, Давид подумал: «Царь восстановит меня. Теперь пророчество сбудется. Теперь он видит мое сердце и будет лучше обращаться со мной. Он станет добрым и кротким лидером». Как же он был далек от истины.

Он решил убить меня

Прошло совсем немного времени, и Саулу доложили, что Давид находится на холме Гахила. И снова царь собрал те же три тысячи человек и пошел искать его. В очередной раз он намеревался убить Давида. Я уверен, что непре­кращающиеся преследования со стороны Саула измотали Давида. Он понял, что тут нет никакой ошибки и Саул на­меренно, без чьих-либо провокаций ищет его смерти.

Царь знал характер Давида, но все равно выступал про­тив него. Давид понял, что все его надежды тщетны и он имеет дело с коварным лидером. Как же мог Господь из­лить помазание на такого человека?

Вместе с Авессою, младшим братом Иоава, кровожад­ным юнцом, Давид тайно проник в стан Саула. Бог навел на всех глубокий сон. Давид с Авессою пробрались через всю армию к шатру, где спал Саул. Авесса просил Давида: «Предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара» (1 Цар. 26:8).

Авесса привел много прекрасных доводов, почему Да­вид должен позволить ему поразить Саула. Первый и са­мый главный: Саул убил восемьдесят пять невинных свя­щенников, их жен и детей — и сделал это хладнокровно! Для народа было опасно оставаться под лидерством такого человека. Сегодня многие думают точно так же, особенно в отношении церковных лидеров. Лидеры разве что не по­вторили преступления Саула.

Второй аргумент: Бог помазал Давида стать следующим царем Израиля по слову Самуила. Пришло время, когда Давид мог заявить свои права на престол! Разве он хотел погибнуть, так и не исполнив пророчества? Не раз я слы­шал такие слова от недоверчивых офисных работников церкви.

Третий: не шел ли Саул с тремя тысячами воинов убить Давида и его людей? Теперь пришел момент выбирать: убить или быть убитым. Несомненно это было бы само­обороной. Авесса знал, что любой суд оправдает их. В наши дни такой довод даже не нуждается в комментарии. Мы прибегаем к нему, даже не задумываясь.

Четвертый: разве не Бог навел глубокий сон на всю ар­мию, чтобы Давид и Авесса могли пробраться в шатер к Саулу и исполнить Его волю, избавив народ от злого пра­вителя? Им представился такой шанс, какого, наверное, больше уже не будет. Настало время взяться за исполнение пророчества! Немало лидерских советов церквей думают об этом, когда их лидер падает. Они думают: Бог поставил его на то место, откуда мы можем отстранить его от ру­ководства нами. Такие мысли обнажают непокорные серд­ца этих людей.

Все эти доводы звучали убедительно. Они имели смысл, ведь Давида ободрял один из его преданных братьев. И если бы у него была хоть капля бунта в сердце, он бы по­зволил своему помощнику поразить Саула мечом и при этом не испытывал бы никакого осуждения. Тем не менее Давид ответил: «Не убивай его; ибо кто, подняв руку на по­мазанника Господня, останется ненаказанным?» (1 Цар. 26:9). Если перенести это на нашу жизнь: «Не касайся его ни словом, ни делом, ибо кто, напав на своего лидера, оста­нется безнаказанным?»

Давид не стал убивать его, несмотря даже на то, что Саул погубил невинных людей и теперь искал его смерти. Давид не мстил за себя; он вверил это в руки Господа. Было бы проще положить всему конец прямо на месте — проще для Давида и для народа Израиля. Он знал, что на­род был, как овцы без истинного пастыря. Он знал, что не­чистый человек злоупотреблял их доверием ради удовлет­ворения своих эгоистичных желаний. Было сложно не встать на собственную защиту, но не освободить народ, который он любил, от безумного царя, было, может быть, намного сложнее!

Давид принял решение, хотя знал, что Саул желал ему смерти. Давид доказал чистоту намерений, когда сохранил жизнь Саулу в первый раз. Он не тронул его. Саул был по­мазанником Господним. Он был Божьим слугой, и Давид предал Саула в руки Божьи для Его суда.

Вверив Саула Божьему суду, он поступил мудро. Вы спросите: «Кого же тогда Бог использовал, чтобы судить Саула, Его слугу?» Ответ: Филистимлян. Не раз Господь будет использовать неспасенных людей или светские органи­зации, чтобы нести суд на Своих церковных лидеров. Саул пал в битве вместе со своими сыновьями. Когда эта весть достигла Давида, он не стал устраивать праздника. Он скорбел!

Давид даже казнил человека, который сказал, что сам убил Саула, хотя и не делал этого. Человек надеялся, что эта весть даст ему благоволение в очах Давида, но результат оказался прямо противоположным. Давид ответил: «Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Гос­подня?» Казнив его, Давид сказал: «Кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты го­ворил: я убил помазанника Господня» (2 Цар. 1:16).

Затем Давид сочинил плачевную песню для жителей Иудеи, чтобы они пели ее в честь Саула и его сыновей. Он запретил петь ее на улицах городов Филистимлян, чтобы враг не радовался. Он провозгласил, что не будет ни дождя, ни урожая на том месте, где был убит Саул. Он призвал весь Израиль оплакивать убитого царя. Это не было по­ступком человека, жаждущего мести, человека, больше не чтящего своего лидера. Нет, такой человек сказал бы: «Он получил по заслугам!»

Давид пошел дальше. Он не убил оставшихся в живых членов дома Саула; наоборот, он оказал им большую ми­лость. Он дал им землю и пищу и позволил одному из по­томков сидеть за царским столом. Разве таким бывает по­ведение человека, который рад падению своего лидера отсуда праведного? Те, кто имеет бунт в сердце, радуются, когда их духовный лидер падает. Они думают: «Он получил то, что заслужил!» Такие люди либо злословят, либо ранят своих лидеров колкими комментариями и тем самым тол­кают их дальше в уготованное им наказание. У них не то сердце, какое имел Давид. У них не Божье сердце.

Поставлен, чтобы быть благословленным!

Мы всегда должны помнить, что Бог допускает по отноше­нию к нам несправедливость властей, чтобы в итоге при­вести нас к чему-то лучшему. Он использует это для высво­бождения Своего благословения. Петр продолжил свое на­ставление: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:9, вы­делено автором).

Благословение может заключаться не только в матери­альных вещах, хотя и они важны; но, скорее, оно может ка­саться более важных сфер, таких, как характер Христов, распространение Царства Небесного или награда в вечнос­ти. Когда мы подчиняемся Божьей власти, ничто не может повредить нашему духовному благополучию. Петр прояс­нил это вопросом: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1 Пет. 3:13). Контекст этого стиха состоит в том, чтобы мы следовали личному примеру Иисуса.

В отношении характера Христова Петр давал следую­щее наставление: «Потому что и Христос... однажды пост­радал за грехи наши, праведник за неправедных... Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает гре­шить» (1 Пет. 3:18; 4:1).

Петр наставляет верующих готовиться к страданиям, подобным тем, какие пережил Христос, что в контексте его послания является несправедливым отношением со сторо ны властей. Вы можете себе представить, как солдаты идут в бой без оружия? Правда, нелепо? Однако многие верую­щие оказываются безоружными перед страданием от не­справедливости властей. Попав под атаку, они пребывают в состоянии шока, замешательства или изумления. Они ре­агируют на это построением целой системы выводов и до­водов, вместо того чтобы действовать по принципу подчи­нения власти.

Приведу пример вооруженного и подготовленного че­ловека. Важнейшей частью курсов подготовки пилотов яв­ляется использование авиатренажеров. На таких тренаже­рах пилот сталкивается практически со всеми возможными ситуациями в воздухе. В этих безопасных условиях летчи­ки оттачивают свою реакцию до тех пор, пока не научатся правильно выходить из любых ситуаций. Таким образом, они готовят себя к реальным ситуациям. Если что-то слу­чается во время полета, пилоты не паникуют — они дей­ствуют так, как их научили. Даже если пассажиры могут запаниковать и оказаться в состоянии шока или истерики, пилоты остаются спокойными и не теряют контроль над собой. Люди, занимающиеся расследованием авиакатаст­роф и изучающие данные бортовых самописцев, поража­ются спокойствию пилотов. Даже за мгновение до падения в их голосах обычно нет никакой паники. Они вооружены!

Эта книга могла бы послужить в качестве подобного учебного пособия для пилотов. Слово Божье в этом посла­нии может вооружить, или подготовить, вас для тех кру­тых поворотов, которые преподносит вам жизнь в отно­шениях с властями. Если вы отреагируете правильно, вы испытаете благословение. Петр сказал, что те, кто следует примеру страданий Христа, перестают грешить. Какое ут­верждение! Другими словами, те, кто правильно реагирует на несправедливое отношение со стороны лидеров, дости­гают духовной зрелости.

Есть еще одно потрясающее обетование. Павел утверждал:

Наши рекомендации