А как насчет несправедливых лидеров?

Как и с лошадьми, процесс нашего сокрушения связан с нашим отношением к власти. Этот процесс Бог подстраи­вает под каждого из нас, но он всегда включает в себя одну

из форм лидерства. По этой причине Петр написал:

Итак будьте покорны всякому человеческому началь­ству, для Господа: ...слуги, со всяким страхом повинуй­тесь господам, не только добрым и кротким, но и суро­вым (1 Пет. 2:13,18).

Говоря более современным языком, слугами можно на­звать наемных работников, студентов, членов церкви или рядовых граждан. Господами могут быть работодатели, учителя, лидеры церкви или органы государственной влас­ти. В большинстве случаев наши лидеры добры и снисхо­дительны и мы их любим. Им легко подчиняться. Тем не менее, Бог велит нам подчиняться не только добрым и снисходительным, но и суровым людям!

В греческом языке на месте слова «суровый» стоит слово сколиос. Греческий словарь Тайера дает такое определение этому слову: «нечестный, испорченный, злой, несправедливый и наглый». Словарь Вайна определяет, что это слово относится к «деспотичным или несправедливым госпо­дам». Говорит ли нам Господь подчиняться таким лидерам?

Обратимся к другим переводам. Вот версия Нового Сто­летия: «Не только тем, кто добры и покладисты, но также тем, кто нечестны». Современная Английская Версия: «По­ступайте так не только ради тех, кто добр и заботлив, но также и ради тех, кто жесток». Библия Нового Американс­кого Стандарта говорит: «Не только тем, кто добр и кро­ток, но также и тем, кто неблагоразумен»*. Мы не можем пропустить эту заповедь, поэтому давайте искать в ней Бо­жью мудрость.

*Дословный перевод из трех английских версий перевода Биб­лии: The New Century Version, The Contemporary English Version, The New American Standard Bible. — Прим. перев.

.Дальше слова Петра становятся еще более сложными для понимания. Он продолжает: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая неспра­ведливо» (1 Пет. 2:19, курсив автора).

Я вспоминаю случай, который произошел с моей женой и одним из старших сыновей. Ему показалось, что его брат получал больше внимания, чем он, и он считал, что это не­честно. Он протестовал: «Мам, это нечестно!»

Моя жена спокойно ему ответила: «Сынок, вся жизнь несправедлива!»

Он посмотрел на нее, как бы намереваясь сказать: «Как ты можешь такое говорить? Ты же моя мама».

Лиза спросила его: «Было честно, когда Иисус понес наше наказание и умер на кресте, когда Он не сделал ниче­го плохого?»

По глазам сына стало видно, что он усвоил эту муд­рость. Он замолчал.

Личный пример Иисуса

Петр продолжал говорить: «Ибо вы к тому призваны». Ког­да я проповедую по этому стиху, обычно я прошу людей оторваться от Библии и воодушевляю их: «Каждый скажи­те эти слова: "Я к тому призван!"» Мы всегда говорим о на­шем призвании в жизни. Так вот, примите одно из них. Посмотрите, что сказал Петр: «Ибо вы к тому призваны [это неотделимо от вашего призвания], потому что и Хри­стос пострадал за нас, оставив нам [Свой личный] пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).

Как Он страдал? Петр объяснил в предыдущем стихе: несправедливое отношение со стороны делегированной власти. Иногда Бог ставит нас в такие ситуации, когда мы терпим несправедливое обращение властей, подобно тому, как Он поступал с Давидом, Иосифом, Даниилом, апосто­лом Павлом и другими. Наше призвание в том, чтобы мы все преодолевали правильно, и Иисус оставил нам Свой личный пример, как справляться с этим.

Возможно, вам захочется спросить: «Что хорошего в том, что мы будем страдать от несправедливого отноше­ния лидеров?» Смысл этой идеи идет вразрез с нашим есте­ственным мышлением, поскольку с точки зрения логики он кажется абсурдным. Тем не менее, мудрость Божья тво­рит послушное сердце через такое отношение тремя путя­ми. Во-первых, это высвобождает место для Божьего пра­ведного суда. Во-вторых, это воспитывает в нас характер Христа. В-третьих, наше подчинение такому руководству прославляет Господа.

Павел предварил свой анализ подчинения правящим властям такими словами: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Защита, исправле­ние, оправдание или другой подходящий ответ должны происходить из руки Божьей, а не человеческой. Человек, сам оправдывающий себя, лишается смирения Христова. Никто не располагает большей властью, чем Иисус, однако Он никогда не оправдывался перед властями.

Обратимся к конкретной ситуаций, на которую ссылал­ся Петр,"— суд над Иисусом: «И первосвященники обвиня­ли Его во многом, а Он ничего Не отвечал*» (Map. 15:3). Представьте себе зал суда, где все, что говорит свидетель, будет официально использоваться против Иисуса. Сви­детельствовавшие там люди были религиозными и по­литическими лидерами в Его народе. Они были людьми влиятельными, их слова имели большой вес, но в них не прозвучало и намека на правду. Они произносили абсо­лютную ложь, но Иисус стоял молча перед Своими обви­нителями и не защищался! «Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился» (Map. 15:4, 5).

*Переведено с английского (New King lames Version). В Сино­дальном переводе Библии отсутствует часть стиха «а Он ничего не отвечал». — Прим. перев.

Пилат в качестве судьи восседал на самом высоком по значению месте в той земле. Великое множество раз он ви­дел, как подсудимые неистово защищали себя, чтобы избе­жать наказания. Если им выносили приговор, то они либо попадали в тюрьму, либо подвергались изгнанию, либо казни. Выше уже не было никакого другого апелляционно­го суда. Пилат ни разу не видел, чтобы обвиняемый мол­чал. Он знал, что лидеры привели Иисуса на суд из зависти и хотели для Него самого сурового наказания — казни че­рез распятие. Он также знал, что Иисус не был тем, кем эти люди его выставляли. И все-таки Иисус отказался защи­щать Себя. Его спокойствие изумило прокуратора.

Почему Иисус не защищался? Причина следующая: чтобы остаться под судом Его Отца и таким образом под Его защитой. Петр сказал: «Будучи злословим, Он не зло­словил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Су­дии Праведному» (1 Пет. 2:23).

Когда мы отказываемся защищаться, мы остаемся под рукой Божьей благодати, и суда. Более безопасного места не найти: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оп­равдывает их» (Рим. 8:33).

И наоборот, те, кто защищает себя, попадают под юрис­дикцию обвинителей, то есть осуждение, и таким образом лишаются божественного вмешательства. Я вспоминаю ситуацию, когда мне пришлось оправдываться перед од­ним лидером, поставленным надо мной. После этого Бог дал мне небольшое видение. Я увидел Господа, стоящего рядом со мной со сложенными за спиной руками. Он отстранился от оказания необходимой мне помощи. Как только я перестал оправдывать себя, Он начал мне помо­гать.

Иисус никогда не забывал о Своем верховном Судье, даже тогда, когда стоял перед делегированной властью. По­мните, что сердце царя в руке Господа. Устраняясь от само­защиты, Иисус оставался под защитой Божьей на протяже­нии всего разбирательства. В тот момент, когда вы начина­ете оправдываться или защищаться, вы становитесь под власть обвинителя как своего судьи. Вы лишаетесь своего духовного права защиты, ибо он поднимается над вами в духовной сфере, когда вы отвечаете на его критику. Его влияние растет благодаря вашей самозащите. Пытаясь до­казать свою невиновность, вы сдаетесь на милость своего обвинителя. По этой причине Иисус увещевал нас:

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не от­дал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истин­но говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Маг. 5:25, 26).

Согласно этой притче, тебя заставят заплатить то, что твой обвинитель потребует в качестве компенсации. Чем серьезнее обвинение против тебя, тем меньше милости он тебе окажет. Он вытрясет все до последней копейки из тво­его долга ему, не важно, по справедливости или нет.

Вера ребенка

Это случилось, когда наш старший сын, Эддисон, учился в третьем классе. Однажды за обедом он поделился с Ли­зой и со мной проблемой, с которой он столкнулся в школе. Он заметил, что один из его наставников слишком предвзято к нему относится. Эддисон чувствовал, что учитель его недолюбливал, и поэтому всегда, когда в классе был какой-нибудь беспорядок или разговоры, вся вина падала на него. И так продолжалось изо дня в день. Тот учитель передал нам уведомление о том, что нас мо­гут поставить на особый учет в школе. Эддисон — чело­век чрезвычайно сознательный, и поэтому далее мысль об отрицательном отзыве для него была невыносима. Рас­сказав нам о своих страхах и крушениях, он разразился слезами.

Мы заверили его в том, что доверяем ему, и попросили рассказать обо всем подробнее. Он начал жаловаться: «Меня во всем обвиняют. Даже если виноваты несколько ребят, мне все равно больше всех достается. Меня обвиня­ют в том, чего я не делал. Вот сегодня два мальчика рядом со мной смеялись и хихикали, а я сидел тихо. Учитель по­вернулся к нам и закричал на меня». От такой несправед­ливости его губы задрожали. Для девятилетнего мальчика это было безнадежным кризисом.

Другие учителя Эддисона говорили, что его поведение безукоризненно, поэтому мы были уверены, что это еди­ничный случай. Пока Лиза пыталась успокоить его, я на­чал прощупывать ситуацию: «Что ты сегодня сказал, когда он сделал тебе замечание?»

Эддисон ответил: «Я сказал ему, что это не я разговари­вал, а те два мальчика!»

Я спросил: «И так ты обычно ему отвечаешь, когда он делает тебе замечания?»

Сын ответил: «Да, если я знаю, что не виноват».

Я посмотрел на него: «Ну, сынок, вот где проблема за­рыта. Ты оправдываешь себя перед наставником, а когда начинаешь защищаться, Бог уже не может вступиться».

Я поделился с ним теми местами из Писания, о которых я говорил ранее в этой главе. Чтобы он лучше усвоил смысл сказанного, я рассказал ему о том, что пришлось ис­пытать мне в отношениях с секретарем офиса, о котором я упомянул в предыдущей главе.

Наши рекомендации