А как насчет несправедливых лидеров?
Как и с лошадьми, процесс нашего сокрушения связан с нашим отношением к власти. Этот процесс Бог подстраивает под каждого из нас, но он всегда включает в себя одну
из форм лидерства. По этой причине Петр написал:
Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: ...слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:13,18).
Говоря более современным языком, слугами можно назвать наемных работников, студентов, членов церкви или рядовых граждан. Господами могут быть работодатели, учителя, лидеры церкви или органы государственной власти. В большинстве случаев наши лидеры добры и снисходительны и мы их любим. Им легко подчиняться. Тем не менее, Бог велит нам подчиняться не только добрым и снисходительным, но и суровым людям!
В греческом языке на месте слова «суровый» стоит слово сколиос. Греческий словарь Тайера дает такое определение этому слову: «нечестный, испорченный, злой, несправедливый и наглый». Словарь Вайна определяет, что это слово относится к «деспотичным или несправедливым господам». Говорит ли нам Господь подчиняться таким лидерам?
Обратимся к другим переводам. Вот версия Нового Столетия: «Не только тем, кто добры и покладисты, но также тем, кто нечестны». Современная Английская Версия: «Поступайте так не только ради тех, кто добр и заботлив, но также и ради тех, кто жесток». Библия Нового Американского Стандарта говорит: «Не только тем, кто добр и кроток, но также и тем, кто неблагоразумен»*. Мы не можем пропустить эту заповедь, поэтому давайте искать в ней Божью мудрость.
*Дословный перевод из трех английских версий перевода Библии: The New Century Version, The Contemporary English Version, The New American Standard Bible. — Прим. перев.
.Дальше слова Петра становятся еще более сложными для понимания. Он продолжает: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2:19, курсив автора).
Я вспоминаю случай, который произошел с моей женой и одним из старших сыновей. Ему показалось, что его брат получал больше внимания, чем он, и он считал, что это нечестно. Он протестовал: «Мам, это нечестно!»
Моя жена спокойно ему ответила: «Сынок, вся жизнь несправедлива!»
Он посмотрел на нее, как бы намереваясь сказать: «Как ты можешь такое говорить? Ты же моя мама».
Лиза спросила его: «Было честно, когда Иисус понес наше наказание и умер на кресте, когда Он не сделал ничего плохого?»
По глазам сына стало видно, что он усвоил эту мудрость. Он замолчал.
Личный пример Иисуса
Петр продолжал говорить: «Ибо вы к тому призваны». Когда я проповедую по этому стиху, обычно я прошу людей оторваться от Библии и воодушевляю их: «Каждый скажите эти слова: "Я к тому призван!"» Мы всегда говорим о нашем призвании в жизни. Так вот, примите одно из них. Посмотрите, что сказал Петр: «Ибо вы к тому призваны [это неотделимо от вашего призвания], потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам [Свой личный] пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).
Как Он страдал? Петр объяснил в предыдущем стихе: несправедливое отношение со стороны делегированной власти. Иногда Бог ставит нас в такие ситуации, когда мы терпим несправедливое обращение властей, подобно тому, как Он поступал с Давидом, Иосифом, Даниилом, апостолом Павлом и другими. Наше призвание в том, чтобы мы все преодолевали правильно, и Иисус оставил нам Свой личный пример, как справляться с этим.
Возможно, вам захочется спросить: «Что хорошего в том, что мы будем страдать от несправедливого отношения лидеров?» Смысл этой идеи идет вразрез с нашим естественным мышлением, поскольку с точки зрения логики он кажется абсурдным. Тем не менее, мудрость Божья творит послушное сердце через такое отношение тремя путями. Во-первых, это высвобождает место для Божьего праведного суда. Во-вторых, это воспитывает в нас характер Христа. В-третьих, наше подчинение такому руководству прославляет Господа.
Павел предварил свой анализ подчинения правящим властям такими словами: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Защита, исправление, оправдание или другой подходящий ответ должны происходить из руки Божьей, а не человеческой. Человек, сам оправдывающий себя, лишается смирения Христова. Никто не располагает большей властью, чем Иисус, однако Он никогда не оправдывался перед властями.
Обратимся к конкретной ситуаций, на которую ссылался Петр,"— суд над Иисусом: «И первосвященники обвиняли Его во многом, а Он ничего Не отвечал*» (Map. 15:3). Представьте себе зал суда, где все, что говорит свидетель, будет официально использоваться против Иисуса. Свидетельствовавшие там люди были религиозными и политическими лидерами в Его народе. Они были людьми влиятельными, их слова имели большой вес, но в них не прозвучало и намека на правду. Они произносили абсолютную ложь, но Иисус стоял молча перед Своими обвинителями и не защищался! «Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился» (Map. 15:4, 5).
*Переведено с английского (New King lames Version). В Синодальном переводе Библии отсутствует часть стиха «а Он ничего не отвечал». — Прим. перев.
Пилат в качестве судьи восседал на самом высоком по значению месте в той земле. Великое множество раз он видел, как подсудимые неистово защищали себя, чтобы избежать наказания. Если им выносили приговор, то они либо попадали в тюрьму, либо подвергались изгнанию, либо казни. Выше уже не было никакого другого апелляционного суда. Пилат ни разу не видел, чтобы обвиняемый молчал. Он знал, что лидеры привели Иисуса на суд из зависти и хотели для Него самого сурового наказания — казни через распятие. Он также знал, что Иисус не был тем, кем эти люди его выставляли. И все-таки Иисус отказался защищать Себя. Его спокойствие изумило прокуратора.
Почему Иисус не защищался? Причина следующая: чтобы остаться под судом Его Отца и таким образом под Его защитой. Петр сказал: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23).
Когда мы отказываемся защищаться, мы остаемся под рукой Божьей благодати, и суда. Более безопасного места не найти: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:33).
И наоборот, те, кто защищает себя, попадают под юрисдикцию обвинителей, то есть осуждение, и таким образом лишаются божественного вмешательства. Я вспоминаю ситуацию, когда мне пришлось оправдываться перед одним лидером, поставленным надо мной. После этого Бог дал мне небольшое видение. Я увидел Господа, стоящего рядом со мной со сложенными за спиной руками. Он отстранился от оказания необходимой мне помощи. Как только я перестал оправдывать себя, Он начал мне помогать.
Иисус никогда не забывал о Своем верховном Судье, даже тогда, когда стоял перед делегированной властью. Помните, что сердце царя в руке Господа. Устраняясь от самозащиты, Иисус оставался под защитой Божьей на протяжении всего разбирательства. В тот момент, когда вы начинаете оправдываться или защищаться, вы становитесь под власть обвинителя как своего судьи. Вы лишаетесь своего духовного права защиты, ибо он поднимается над вами в духовной сфере, когда вы отвечаете на его критику. Его влияние растет благодаря вашей самозащите. Пытаясь доказать свою невиновность, вы сдаетесь на милость своего обвинителя. По этой причине Иисус увещевал нас:
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Маг. 5:25, 26).
Согласно этой притче, тебя заставят заплатить то, что твой обвинитель потребует в качестве компенсации. Чем серьезнее обвинение против тебя, тем меньше милости он тебе окажет. Он вытрясет все до последней копейки из твоего долга ему, не важно, по справедливости или нет.
Вера ребенка
Это случилось, когда наш старший сын, Эддисон, учился в третьем классе. Однажды за обедом он поделился с Лизой и со мной проблемой, с которой он столкнулся в школе. Он заметил, что один из его наставников слишком предвзято к нему относится. Эддисон чувствовал, что учитель его недолюбливал, и поэтому всегда, когда в классе был какой-нибудь беспорядок или разговоры, вся вина падала на него. И так продолжалось изо дня в день. Тот учитель передал нам уведомление о том, что нас могут поставить на особый учет в школе. Эддисон — человек чрезвычайно сознательный, и поэтому далее мысль об отрицательном отзыве для него была невыносима. Рассказав нам о своих страхах и крушениях, он разразился слезами.
Мы заверили его в том, что доверяем ему, и попросили рассказать обо всем подробнее. Он начал жаловаться: «Меня во всем обвиняют. Даже если виноваты несколько ребят, мне все равно больше всех достается. Меня обвиняют в том, чего я не делал. Вот сегодня два мальчика рядом со мной смеялись и хихикали, а я сидел тихо. Учитель повернулся к нам и закричал на меня». От такой несправедливости его губы задрожали. Для девятилетнего мальчика это было безнадежным кризисом.
Другие учителя Эддисона говорили, что его поведение безукоризненно, поэтому мы были уверены, что это единичный случай. Пока Лиза пыталась успокоить его, я начал прощупывать ситуацию: «Что ты сегодня сказал, когда он сделал тебе замечание?»
Эддисон ответил: «Я сказал ему, что это не я разговаривал, а те два мальчика!»
Я спросил: «И так ты обычно ему отвечаешь, когда он делает тебе замечания?»
Сын ответил: «Да, если я знаю, что не виноват».
Я посмотрел на него: «Ну, сынок, вот где проблема зарыта. Ты оправдываешь себя перед наставником, а когда начинаешь защищаться, Бог уже не может вступиться».
Я поделился с ним теми местами из Писания, о которых я говорил ранее в этой главе. Чтобы он лучше усвоил смысл сказанного, я рассказал ему о том, что пришлось испытать мне в отношениях с секретарем офиса, о котором я упомянул в предыдущей главе.