А что если мы уверены, что это неправильное решение?
А что если мы не просто догадываемся, но точно знаем, что лидер принимает неверное решение? Что если мы располагаем точным свидетельством о том, что на лидера влияли заведомо ложные данные? Разве не может быть просьбы о помощи? Разве не можем мы сделать что-то, чтобы помочь нашему лидеру? Конечно можно.
Есфирь — хороший этому пример. Потомки Авраама попали под иго Персов. Военачальник Аман составил против них коварный план и заставил персидского царя Артаксеркса подписать указ, согласно которому все евреи подлежали истреблению. Царь самолично назначил день.
Царица Есфирь происходила из рода Авраама, но по совету своего дяди, Мардохея, скрыла это от царя. Но когда наступил решающий момент, Мардохей пришел к ней и попросил ее встать на защиту своего народа перед царем. Он понимал, что для нее это могло быть равносильно смертному приговору. Она теряла все, не приобретая ничего; она была царицей, чья тайна была никому не известна.
Есфирь решила вступиться за народ. После трехдневного поста она пришла во внутренний двор царя, и Бог рас положил его сердце. Он спросил ее, какая у нее к нему просьба, и она попросила царя прийти на пир, который она устраивала для него и Амана. Он согласился и пришел к ней вместе со своим военачальником.
Позже в тот вечер царь не мог уснуть. Он велел слугам принести памятную книгу дневных записей, и их сталичитать царю. И он вспомнил, как Мардохей, Иудеянин, спас ему жизнь и не получил за это награды. Не зная, как наградить его, он посоветовался с Аманом. Тот подумал, что царь хотел наградить его, и поэтому подошел к вопросу награждения «неизвестного» человека с небывалой щедростью. Тогда царь сообщил к великому расстройству Амана, что это был Мардохей. Бог уже готовил сердце царя принять слова, которые собиралась сказать Есфирь во время пира.
Во время следующего пира, когда царь и Аман опять были у Есфири, царь спросил ее, какая у нее к нему просьба.
Если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей! Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя (Есф. 7:3, 4).
В этой истории есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание. Во-первых, царь принял страшное и опрометчивое решение, и все же Есфирь продолжала обращаться к нему с почтением, сохраняя смирение в сердце. Во-вторых, она делилась своей мудростью с великим смирением и подчеркивала его добродетель, а не свою. Она обратилась к нему с просьбой, но оставила ему возможность самому принимать окончательное решение. Она не сказала: «Ты, глупый муж, развесил уши перед убийцей. Ты что, не понимаешь, что можешь потерять, отдав такой приказ?» Она рассчитывала только на одно: Бог обратит его сердце. И Господь изменил его намерения, и царь приказал повесить коварного Амана. Так израильтяне были спасены от резни.
У Есфири было точное свидетельство, а не просто догадки, что ее лидер не располагал достоверными фактами. Она пришла к нему в смирении и изложила проблему таким образом, что царь мог сам принять решение. Она не принижала, не принуждала его и не манипулировала им. Она просто доверилась силе Святого Духа, Который направил сердце ее господина.
Недостаточно фактов
В Писании мы видим, что лидер может принимать ошибочные решения не только под влиянием злоумышлении ков, но и располагая недостаточным количеством фактов. В качестве примера приведем отношения между Давидом и царем Саулом. В течение сорока дней исполин из стана филистимлян поносил Божью армию. Он бросал вызов Израильтянам, чтобы те выставили против него своего самого сильного воина, и исход битвы решился бы одной лишь схваткой. Давид увидел, что все воины испуганы и не могут ответить на угрозы великана. И Бог вложил в его сердце решимость вступить в схватку. Но царь Саул посмотрел на него и сказал: «Нет. Ты еще юноша, и если проиграешь, то нам придется сдаться им» (авторский парафраз).
Когда Давид услышал это, он не стал спорить, но взмолился:
Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого... Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина (1 Цар. 17:34-37).
Когда он рассказывал царю о себе, в его словах звучало уважение. Он говорил о том, о чем царь знать не мог, и потому принял свое первоначальное решение. После этого Давид доверился Божьей способности изменить сердце его лидера. Он поверил, что все, что Бог вложил в его сердце, перейдет в сердце царя. Оставаясь в смирении и подчинении, он позволил Богу действовать. Господь расположил сердце Саула, и тот сказал: «Иди, и да будет Господь с тобою» (1 Цар. 17:37).
Истинное ходатайство
Авигея служит библейским примером того, как можно выступить с ходатайством перед лидером после того, как он уже принял решение. Эта женщина была замужем за жестоким и злым богатым человеком Навалом. Саул продолжал угрожать жизни Давида, и отряд Давида нуждался в пище. Он направил Навалу просьбу о помощи; поскольку было время праздника, он знал, что у этого человека, найдется нища. До этого Давид защищал слуг Навала и ничего не просил взамен.
Навал же не только отверг просьбу Давида, но и оскорбил его. Узнав о его поведении, Давид пришел в ярость и выслал четыреста человек отомстить ему. Он собирался уничтожить и Навала, и его людей.
Авигея, извещенная об этом своими слугами, спешно собрала хлеб, вино, мясо, зерно, изюм, смоквы. Затем она выехала навстречу Давиду, чтобы ходатайствовать за мужа и его людей. Увидев Давида, она спустилась с осла и упала перед Давидом. Затем она взмолилась:
На мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал. И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего. Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему. Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою... И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою (1 Цар. 25:24-31).
Пункт за пунктом я перечислю все, что эта женщина сделала для своего мужа, всего дома и для Давида:
Она обратилась к Давиду с большим уважением, неоднократно представляясь его рабой.
Она принесла Давиду и его воинам щедрые дары, отражающие ее заботу об их благополучии.
Она ходатайствовала за свой дом, взяв всю ответственность на себя. Она фактически назвала это своей «виной».
Она показала Давиду, дрожа от страха, что пролитие крови — это грех.
Она напомнила Давиду, что Бог вершит мщение и исполняет Свои обетования.
Она попросила Давида вспомнить о ней, когда тот станет вождем над Израилем.
Вы спросите: «Как же эта женщина почтила своего мужа?» Она спасла ему жизнь. Ее муж согрешил против тех людей и помазанника Божьего. Если бы она начала оправдывать его поступок, то дала бы Давиду больше причин для совершения мести. Она бы просто подлила масла в, и без того разбушевавшееся пламя. Какой толк от внешней почтительности, которая заканчивается смертью вашего мужа?
Ее настоящее неуважение к мужу выглядело бы так: «Я убираюсь отсюда, а он пусть остается, он заслужил это, потому что он ничтожество». Или, если бы она пришла к Давиду и сказала: «Послушай, я к этому не имею никакого отношения. Я отдам тебе все, что нужно. Когда я услышала, что сделал мой безрассудный муженек, я собрала пищу и пришла к тебе и твоим людям, но я не собираюсь мешать тебе, иди и убей его, потому что он ничтожество и негодяй. Поделом ему». Эти действия обесчестили бы ее мужа.
Ходатайство за другого человека не означает, что вы игнорируете его проступки; напротив, вы их признаете. Затем вы встаете между ним и судом и говорите: «Я знаю, что он заслуживает суда, но умоляю о пощаде. Я беру это на себя и встаю на его место».
Именно так и поступила Авигея. Давид собирался примести суд, а Авигея вышла просить о милости. Повторю ее слова: «Прости вину рабы твоей».
Она говорила так, чтобы оградить Давида от совершения греха мщения. Божье Слово велит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев. 19:18). Встав в пролом, она искала милости для своих домашних, а также праведности для Давида.
Авигея не сплетничала с соседками и подругами: «Ты (наешь, я вышла замуж за такое ничтожество. Он самый крупный неудачник, каких я только видела». Она не обратилась к Давиду из ненависти, злобы, отвращения, неуважения к своему мужу или мщения. Она говорила только, чтобы спусти жизни. Посмотрите, к чему привело ее ходатайство:
И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя. Но, — жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, — если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене. И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое (1 Цар. 25:32-35).
Вернувшись домой, Авигея увидела, что ее муж устроил себе праздник. Он даже не подозревал, что с ним только что могло случиться. Она решила ничего не говорить ему в тот вечер. На следующее утро она рассказала, как спасла ему жизнь. И его сердце замерло, и стал он, как камень. Спустя десять дней Господь убил Навала. Не рука Давида или Авигеи, а Божья рука принесла месть на злою человека.