Последствия непослушания (Часть 2)
Частичное послушание вовсе не является послушанием в очах Господа.
Наглядным примером того, что бывает с человеком, который начинает-заигрывать с непослушанием, служит Саул, первый царь Израиля. Его история трагична и содержит много поучительного для нас, верующих. В словах обличения, сказанных ему Господом, мы найдем ключи к пониманию. Взгляд на его жизнь даст нам еще более ясное представление о духовных последствиях неполного подчинения Божественной власти. Если мы захотим, это понимание укрепит нас, а неудачи Саула послужат предупреждением. Мы видим в Библии: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15:4), а также: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).
Частичное послушание
Начнем с того эпизода, когда главный пророк Израиля, Самуил, пошел к Саулу с повелением из уст Господа. Он предупредил Саула о том, что тот должен в точности выполнить следующие указания: «Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1 Цар. . 15:3). Приказ был четким и очень точным. Ничто, чем владел Амалик, — будь то люди или скот, — не должно было остаться живым. Необходимо было уничтожить все, что имело дыхание.
Смотрите, что ответил Саул. Он не сказал: «Я не буду делать этого. Это слишком жестоко!» Очень часто мы сводим понятие бунта только к видимой стороне — открытому неповиновению. Однако скоро мы увидим, что это очень и очень далеко от истины. Нет, Саул не выразил согласие сначала и не изменил впоследствии свое решение. Многим из нас знаком такой вид непослушания. Нет, Саул не пренебрег этим повелением и не забыл о нем. Многие признают, что такое поведение трудно назвать послушанием, однако оправдают его благими намерениями. Скорее всего, большинство из нас согласится, что эти ситуации представляют собой разные формы непослушания, но давайте снова обратимся к Саулу.
Он незамедлительно собрал армию и подготовил ее к атаке на Амалика. Все выглядело замечательно. Он напал и поразил всех мужчин, женщин, детей и грудных младенцев. Десятки тысяч пали от меча Саула и его великой армии.
И все же Саул сохранил жизнь царю Амалику. Почему? Возможно, он последовал традиции того времени. Если ты побеждаешь народ и берешь в плен их лидера живьем, он становится твоим рабом, чем-то вроде боевого трофея.
Саул уничтожил тысячи животных, но пощадил лучших из овец, волов, откормленных ягнят и сохранил все, что было ценным, и отдал это своему народу, чтобы тот мог принести всесожжение Богу и таким образом поступить «по Писанию». Теперь представьте себе, как люди отнеслись к поступкам Саула. Пока они приносили в жертву Иегове обреченных животных, они думали: «Какой у нас благочестивый царь, всегда на первое место он ставит Господа».
Однако Бог смотрит на все это иначе. Сокрушаясь, Он сказал Самуилу: «Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил» (1 Цар. 15:11). Саул уничтожил десятки тысяч, но сохранил жизнь одному. Он выполнил поставленную перед ним задачу на 99,9 процента. Большинство из нас увидели бы полное послушание в его военной кампании, но Бог увидел в ней непослушание. Устами Своего пророка Он назвал поведение Саула бунтом. Таким образом, мы видим, что частичное послушание в очах Божьих послушанием не является. Даже подчинение на 99 процентов таковым не является, но, более того, оно считается бунтом.
Как часто мы слышим такой комментарий: «Почему ты не смотришь на все, что я сделал? Ты лишь фокусируешь внимание на том малом, чего я не сделал!» Более чем вероятно, что Саул мог сказать такое. Хотя эти доводы и не противоречат человеческой логике, они противоречат логике Божьей!
Самуил пошел навстречу Саулу, и тот с воодушевлением приветствовал пророка: «Благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа» (1 Цар. 15:13). В его голосе чувствуется радость и уверенность. Я уверен, что Саул говорил это искренне. Он действительно верил, что выполнил то, что ему было поручено, и все же Бог сказал, что он в бунте.
Как можно объяснить такую огромную разницу во мнениях между тем, что сказал Бог накануне вечером, и тем, во что верил Саул от всего сердца? Ответ можно найти в следующих словах: «Будьте лее исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22). В тот момент, когда человек не подчиняется Божьему Слову, ясно раскрытому перед ним, его сердце покрывает завеса, которая мешает ему видеть. Это обольщение. Саул заблуждался в своих доводах. Он был уверен, что поступает правильно, хотя на самом деле был неправ. Его вера вступила в конфликт с Божьей природой, несмотря на то, что его доводы в общем не противоречили человеческой логике.
И это был не первый случай в жизни царя. До этого Самуил уже укорял его в непослушании (см. 1 Цар. 13:1-13). Вполне возможно, что были и другие случаи, которые не упоминаются в Библии. У Саула уже выработалась своя модель неподчинения; а когда такое происходит, становится все сложнее отличить истину от ошибки.
Завеса обольщения
Вы помните, как согрешили впервые после рождения свыше? Я помню. Было чувство, как будто в сердце вонзили нож. Нам, как детям Божьим, такое чувство должно быть знакомо. Это обличение Святого Духа в наших сердцах. Но что происходит, когда мы оправдываем свои поступки, отворачиваясь от истинного покаяния? А происходят две вещи. Первое: мы становимся в позицию, при которой возможно неоднократное повторение того же самого акта непослушания. Второе: наши сердца заволакивает завеса обольщения, и таким образом чувство осознания греха притупляется, а его место занимают наши рассуждения.
При следующем подобном проступке мы уже не чувствуем прежней остроты лезвия обличения, так как завеса смягчает его; скорее мы чувствуем булавочный укол, вызывающий легкий дискомфорт. И снова мы оправдываем себя, и сердце покрывается новой завесой, которая еще больше ограждает его от призывов истины. В следующий раз, совершив грех, мы чувствуем лишь небольшое «пощипывание» совести. И если мы снова оправдаем себя, новая завеса будет наброшена на наше сердце. Когда мы грешим в очередной раз, завеса становится настолько толстой и прочной, что мы уже не испытываем никакого осуждения — только оправдание. Обольщение скрыло от нас истину, и наша совесть усохла.
На этом этапе человек может полностью отпасть от любого благочестия, или, что бывает чаще, он может сохранить видимость благочестия, но жить религиозной жизнью, под проклятием познания добра и зла. Его чувство правильного и неправильного теперь черпается из другого источника, но не из живого Божьего Слова, полученного в сердце от Святого Духа. Он живет согласно обманчивым диктатам своего сердца. Это может быть буква Писания, которая убивает (2 Кор. 3:6), или то, что общество считает верным или неверным. В любом случае он оказывается вне общения с живым Богом. Теперь единственный способ, как можно достучаться до такого человека, — это через пророка, посланного ему Господом.
Процесс в три этапа
Чтобы остановить человека в его непослушании, Господь проводит его через определенный процесс. Сначала Он пытается достигнуть человека через обличение совести. Но если тот продолжает упорствовать в непослушании, то это означает, что завеса обольщения препятствует ему быть в контакте с сердцем и указаниями Бога. В таком случае Господь дает пророчество через другого человека, как в случае с Саулом и Самуилом. Истинное назначение пророческого служения состоит в том, чтобы открывать людям глаза на пути Божьи. С пророческой миссией Господь может послать любого. Человеку необязательно иметь служение пророка; послание может передаваться через пастора, родителей, начальника, ребенка или друга. Иаков писал: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19, 20). Заметьте: послание было адресовано верующим, впавшим в грех. Также обратите внимание на слова «множество грехов». Уклонение от истины, или блуждание, родилось от неоднократного проявления непослушания.
Если мы не послушаем посланных нам пророков, Бог попытается достигнуть нас через суд. Павел писал: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:31, курсив добавлен автором). Ключевое слово судить употребляется в этом стихе дважды, в греческом языке это два разных слова. В первом случае — «ибо если бы мы судили сами себя» — употребляется слово диакрино, что означает «отделить в значительной степени». (Это происходит тогда, когда мы тщательно исследуем себя изнутри, чтобы отделить все испорченное от драгоценного.) Это совершается через исповедание и раскаяние в непослушании. Во втором случае — «то не были бы судимы» — употребляется слово крино, означающее «наказать или осудить». Павел продолжает: «Будучи же судимы[крино, наказаны], наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (ст. 32). Бог стремится отделить нас от непослушания, чтобы мы не были наказаны с этим миром (Мат. 7:20-23; Лук. 12:45-48).
Сам собой напрашивается вопрос: как Бог судит или наказывает Свой народ, когда он игнорирует или отвергает пророческое предупреждение? Ответ обычно приходит в форме трудностей, болезней и других злоключений. Псалмопевец провозгласил:
Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню... Знаю, Господи, что суды Твои праведны, и по справедливости Ты наказал меня (Пс. 118:67, 75).
Если мы посмотрим на слова Павла в другом переводе, то все станет ясно: «Из-за того многие из вас немощны и больны, а некоторые даже умирают. Но если мы исследуем себя, мы не будем исследуемы Богом и не осуждены таким образом» (1 Кор. 11:30, 31*).
* Дословный перевод с английского, NLT Bible. — Прим. перев.
Живой пример
Я уже был свидетелем множества случаев в жизни людей, подпавших под суд Божий из-за того, что они не приняли два первых метода Божьего исправления. Один яркий пример этому произошел в начале 1990-х годов, когда я проповедовал в молодежном лагере в Техасе. Неделя служения началась с духовной битвы — многие молодые люди потеряли чувствительность к Господу из-за допущенного в их жизнь греха. На каждом служении вперед выходили несколько парней и девушек и каялись в грехах, большая часть которых была связана с половыми отношениями, и они были чудесным образом очищены Кровью Иисуса. Видя такую сильную волну покаяния в течение всей недели, я с волнением ожидал, что на последнем служении произойдет взрыв Божественной силы.
Когда служение началось, я понял, что оно не будет таким, как я ожидал. Я вновь почувствовал необходимость принести обличение и сделать призыв к покаянию. Когда пришло время проповедовать, я взял микрофон и начал молиться. И Святой Дух показал мне: «В этом зале все еще есть человек, который находится в бунте. Дай ему еще одну возможность выйти вперед». (Я уже проповедовал о бунте на предыдущем служении.) Я сделал призыв, и несколько человек вышли вперед, но я точно знал в своем сердце, что среди них этого человека не было. Вперед вышли чувствительные к Духу парни и девушки, которые, возможно, хотели разобраться с какими-то другими проблемами.
Святой Дух снова проговорил в мое сердце: «Скажи этому человеку, что если он или она не ответит Мне сегодня, то в его или ее жизнь придет суд». Я в точности передал аудитории то, что услышал в сердце, и опять вперед вышли еще несколько молодых людей, но я почувствовал, что его или ее среди них нет.
Святой Дух снова сказал мне: «Скажи этому человеку, какой суд придет, если он или она не ответит Мне». Он буквально отпечатал эти слова внутри меня: «Скажи этому человеку, что он или она через три недели попадет в автокатастрофу, лобовое столкновение, если сегодня же не ответит на Мой призыв».
С дрожью и страхом я твердо повторил Его слова. Вперед вышли еще несколько человек, но опять я был уверен, что среди них его не было. Господь позволил мне служить и молиться за тех, кто вышел вперед. После этого у нас было мощное служение, как я и предвкушал. Многие молодые люди получили откровения от Господа, некоторые — призыв к служению. Некоторые исцелились и получили направление для своей жизни. Это служение запомнилось всем нам надолго, а может быть и навсегда.
Прошло несколько месяцев, и как-то раз я разговаривал по телефону с молодежным пастором. Он давал мне отчет по молодежному лагерю. Вот что он сказал: «Джон, в нашей молодежной группе есть одна девушка, студентка колледжа, она доставила нам больше проблем, чем кто-либо. Она не хотела подчиняться и приносила массу неприятностей. В глубине сердца я был уверен, что она была тем самым человеком, о котором говорил Святой Дух на последнем служении. Я был так разочарован, что она не ответила». (Я ничего не знал об этой девушке.)
Он продолжил: «Спустя три недели после того служения она попала в аварию, о которой ты говорил. Машина разбилась всмятку». Меня охватила дрожь; я хотел знать, что случилось с ней. Я был уверен, что говорил от Духа Божьего, но надеялся, что этот человек услышит Его призыв раньше, чем случится эта трагедия.
Он продолжил: «Бог сохранил ей жизнь! Ее положение было серьезным, но она исцелилась. Сейчас она совсем другой человек. Ее жизнь полностью изменилась!» Гора свалилась с моих плеч, я был рад за нее. Вслушайтесь еще раз в слова Давида: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню».
Теперь позвольте мне сказать кое-что: не Бог навлекает на нас все эти вещи. Он убирает на время Свою руку защиты и позволяет врагу наносить нам удар, от которого нас защитило бы послушание. Псалмопевец провозгласил: