А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66:2).
Тот, кто трепещет перед Его Словом, незамедлительно подчинится Ему, даже если это ему невыгодно. Такой человек имеет истинный страх Божий. Писание лее ясно говорит: «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14).
Теперь мы можем лучше понять изречение Соломона, высказанное им на закате жизни: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13). Бог открывает Свои тайны, или пути, боящимся Его. Иоанн сказал:
Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Иоан. 2:26, 27, курсив автора).
Мы видим, как Слово Божье, данное через откровение, хранит нас от обольщения. Ева была обманом вовлечена в бунт, потому что ей не хватало знания, полученного через Божье откровение. Она не смогла распознать уловки и обмана в словах змея.
Как змей это сделал?
Пойдем дальше и ответим на вопрос: каким образом змей обманул женщину? В чем заключался его коварный план нападения? Знание ответов на эти вопросы жизненно необходимо. Задумайтесь: как ему удалось ввести ее в заблуждение? Ведь Ева жила в идеальной среде. Никто из власть предержащих не подавлял ее. У нее на душе не было неприятного осадка от общения с отцом, начальником или служителем. Она жила в цветущем саду, свободная от всякого демонического давления. Она знала лишь Божью благодать и обеспечение. Она ходила и наслаждалась общением в Его присутствии. Так как же змей ухитрился обмануть ее?
Вспомните Божью заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь [свободно] есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17).
Божья благодать давала: «Будешь [свободно] есть...», — ив то же время Его власть ставила ограничение: «А от дерева познания добра и зла не ешь». Бог подчеркивал, что Адам и Ева свободны вкушать плоды от любого дерева, кроме одного.
Божья природа состоит в том, чтобы любить и давать. Он хотел иметь друзей, которые бы любили Его и были послушны Ему. Ему не нужны были роботы, лишенные права выбора. Он хотел иметь детей, созданных по Его образу и подобию, со свободной волей. Ограничив их доступ к дереву, тем самым Он защищал их от смерти. Это предполагало участие их воли. Верили ли они и подчинялись ли Богу? Без заповеди не было бы и выбора.
Обратите внимание на слова змея: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). На нашем современном языке он прозвучал бы примерно так: «Я слышал, что Бог сказал вам не есть ни от одного дерева. Это правда?»
Змей начал свою атаку с того, что сместил акценты в Божьей заповеди. Перевернув ее значение, он заставил Адама и Еву усомниться в мотивах Бога. Он хотел направить Еву на такой путь рассуждений, на котором она в конце концов стала бы сомневаться в Божьей милости и честности. Как только это ему удалось, он с легкостью направил ее против власти Господа.
Змей проигнорировал щедрость Бога и указал на Его единственный запрет. Он намекнул, что от них прячут что- то хорошее. Одним вопросом змей исказил единственную заповедь, данную Адаму и Еве для их же безопасности, и преподнес ее как несправедливый запрет на что-то благое. В его тоне чувствуется насмешка: «Так что, Бог сказал вам не есть ни от какого дерева?» Несмотря на то, что им был открыт доступ ко всему саду, змей привлек внимание Евы только к тому дереву, от которого им было запрещено вкушать. Он заставил ее считать Бога «отбирающим», в то время как по своей природе Он — «даятель».
Представив Господа несправедливым, змей мог бы покуситься на Его власть. Сатана не глупец; для атаки он избрал самое основание Божьей власти: «Правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96:2). Его престол — это символ Его власти. Если дьявол сможет извратить Божий праведный характер путем обмана, то само основание Его власти окажется сомнительным в глазах Его творения.
Отвечая на вопрос змея, женщина поправляет его: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2, 3).
Вполне возможно, что она заинтересовалась причиной, стоящей за этой заповедью. Она начала задумываться над благостью Бога. Вы можете читать ее мысли? «Выглядит совсем неплохо... Я не знаю, почему мы не можем есть с этого дерева. Какой от него может быть вред? Что в нем плохого для нас?» Имея внутри сомнения в мотивах Бога, Ева была готова к тому, чтобы усомниться в Божьей власти.
Змей ухватился за возможность подорвать авторитет, истинность и целостность характера Господа и пошел в лобовую атаку на Его слово: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5).
Мастер обольщения, он попытался разрушить само основание, на котором держалась ее преданность Богу. Он начал в открытую противоречить Богу и убеждать ее в том, что она не умрет. Дьявол предложил свои доводы: «Вместо смерти вы станете, как Бог. Вы сможете выбирать между добром и злом, потому что вы станете мудрыми. Вам больше не придется слышать все через посредников или подчиняться неправильным повелениям».