О древнерусском Житии Арсения Коневского.
Житие Арсения Коневского – самобытный и недостаточно изученный памятник древнерусской литературы, несомненно, новгородского происхождения. Композиция Жития напоминает икону с клеймами, а его стиль – лаконичные иконы «северных писем». Житие дошло до наших дней, по крайней мере, в 15-ти списках( рукописных копиях), находящихся в различных архивах, музеях и библиотеках Москвы, Петербурга, Рязани, Саратова и Куопио, но до сих пор не издавались ни в оригинале, ни в переводе на современный русский язык, а публиковались лишь в финском переводе.Однако Житие преподобного Арсения Коневского все же можно прочитать в целом ряде изданий прошлого века, в частности, 1850 и 1879гг., но текст их заметно отличается от древнерусского текста.Исследователи предполагают, что текст этих публикаций, представляющий собой вольную переработку древнерусского Жития, был выполнен Коневским игуменом Илларионом в начале XIX века, в связи с канонизацией преподобного Арсения определением Синода 1819 г. Но местное почитание преподобного началось значительно раньше, свидетельством чего и являются древнерусские рукописи с текстом его Жития. Полный сравнительный анализ этих текстов пока еще остается задачей будущего, однако уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги изучения памятника.
Проблема авторства древнерусского Жития Арсения Коневского тесно связана с проблемой его датировки. В заглавии всех известных на сегодняшний день списков Жития сказано, что оно «списано» игуменом Коневской обители Варламом, что означало в Древней Руси не только переписывание, но и создание произведения. Варлам (Варлаам) – имя достаточно распространенное, и в истории Коневского монастыря мог быть не один игумен с таким именем. Многие исследователи игумена Варлама с известным псковским автором многочисленных служб и Житий – Василием, в иноках – Варламом, жившим и писавшим свои произведения в 40-60х гг.XVI века, но никаких конкретных доказательств этой догадки не приводилось. Так же известен коневский игумен Варлам последней четверти XVI века. Он упоминается в послании Ивана Грозного в Коневский монастырь(1578г.) Именно этого Варлама считали автором жития финские ученые Х.Киркинен и М.Виднес, предполагая, что ранее он был псковским монахом, а около 1578г., уже на Коневце составил это произведение. Можно было бы согласиться с этой точкой зрения, однако в сборнике - конволюте существует отрывок древнерусского текста, озаглавленный « Сказание об авве Арсении». Бумага этой части сборника относится к концу 30-х годов XVI века. Текст этого отрывка точно соответствует четвертой и пятой главам Жития Арсения в публикуемом и других списках. Таким образом, возникает вопрос о том, является ли « Сказание» отдельным сюжетом, которое было включено в Житие, впервые составленное в последней четверти XVI века (РГБ, собр. Троице - Сергиевой Лавры, № 806) или же отрывком первоначального Жития, созданного не позже 30-х гг. XVI века. Более предпочтительным является второй вариант, так как оказывается, что в истории Коневской обители известен еще один игумен Варлам. В одной из новгородских летописей, а именно в летописи Авраамки, под 1458г. Есть упоминание «мужа честна Варлама Коневского» В качестве кандидата на «владычество» (т.е. на кафедру новгородского архиепископа) после кончины Евфимия II. Не мог ли он быть автором Жития преподобного? Во всяком случае, его авторство представляется значительно более вероятным, чем авторство коневского игумена Варлама, жившего в последней четверти XVI в. Так как содержание текста: события, лица, даты и прочие исторические реалии – достоверны, подтверждаются современными научными исследованиями и указывают на то, что первоначальный текст Жития был составлен вскоре после кончины преподобного Арсения.
Согласно Житию, Арсений, приняв иночество в Лисицком монастыре, узнает о приходе в Новгород старцев с Афона (Святой горы ) и упрашивает игумена благословить его путешествовать на Афон. О связях именно новгородского Лисицкого монастыря со Святой горой в конце XIV – первой половине XV в. у нас, действительно, имеются конкретные свидетельства. Анализ книгописной деятельности иноков Лисицкого монастыря позволяет утверждать, что на протяжении конца XIV – первой половины XV в. эта обитель играла значительную роль в культурной жизни Новгорода. Поддерживая связь с Афоном, лисицкие книжники были « проводниками» второго византийского и южнославянского влияния на культуру Новгородской республики, причем, в течении полувека монастырь на Лисичьей горе был своего рода « университетом», готовившим крупных церковных деятелей (кроме Арсения Коневского, это игумен Иларион, ставший в конце жизни епископом Коломенским, новгородский архиепископ Евфимий II и архимандрит Юрьевского монастыря Варлам). Таким образом, свидетельство Жития преподобного Арсения о том, что именно в Лисицком монастыре он узнает о приезде афонских старцев и именно отсюда отправляется на Святую гору, полностью соответствует современным научным представлениям о роли этой обители в культурных связях того времени.
Возвращение Арсения в Новгород и основание монастыря по благословению святогорских старцев автор Жития относит ко времени новгородского архиепископа Иоанна « иже бысть по архиепископе Алексии», то есть к 1388-1415гг. (период архипастырства Иоанна). Кроме того, в Житии приведена точная дата поселения преподобного Арсения на Коневце - 6901/1393г. Эти хронологические данные Жития согласуются с самым ранним известием о строительстве на острове церкви Рождества Пресвятой Богородицы, помещенным в первой части так называмой Новгородской Карамзинской летописи в статье 1398г (понятно, что строительство церкви должно было занять несколько лет). Написание же самой летописи предположительно датируется 1411-1412гг. и связывается с именем Юрьевского архимандрита Варлама , бывшего монахом в той же Лисицкой обители в одно время с Арсением Коневским, потому, видимо, и внесшего в свою летопись сообщение о строительстве церкви на острове Ладожского озера своим сподвижником. Справедливо также и утверждение автора Жития, что посетивший Коневец новгородский архиепископ Евфимий II и Арсений являлись выходцами из одного и того же Лисицкого монастыря (правда, он ошибочно думает, будто они жили в этой обители одновременно – на самом деле Евфимий был пострижеником Вяжищского монастыря, а игуменом Лисицкого стал уже после отъезда Арсения на Коневец).
Вопрос о дате смерти преподобного Арсения исторической наукой до сих пор не был решен однозначно. Существуют две точки зрения – 12 июня 1444г. и 12 июня 1447г. Это противоречие решается в пользу даты, указанной в публикуемом древнерусском Житии и подтверждается летописным известием. Из Новгородской 4 летописи известно о поездке архиепископа Евфимия II по северным землям республики (7 августа 1446г). Именно тогда Евфимий II , очевидно, посетил и Коневский монастырь. Но, согласно Житию, случилось это при жизни Арсения, следовательно, в 1446 году преподобный еще здравствовал. Таким образом,12 июня 1444г. нельзя признать достоверной датой кончины святого Арсения.
Для разрешения вопроса о времени создания первоначального текста Жития следует обратить внимание на заключительные слова автора: «быша же ина многа чюдеса преподобного старца Арсения, но прежде сего не быша писана ни от кого же. Мы же сия списахом памяти ради, еже сотворися перед очима нашима». Из этого следует, что Житие было составлено после смерти старца Арсения, но спустя недолгое время, так как автору памятны многие события, происшедшие в конце XV в., например, рассказ о боярине « христолюбце» Михее Кобылкине из Новгорода, который «и кормив братию и милостынею удовлил». О боярах же Кобылкинах известно, что они были переселены из Новгорода в Нижегородский уезд в конце XVв. При составлении Жития в конце XV - начале XVIв. Автор еще мог помнить о Михее Кобылкине. Три посмертных чуда преподобного, которыми завершается Житие: об избавлении монастырских рыбаков, о слепце, об исцелении инока Леонтия, не имеют прямых хронологических примет, но стиль их повествования свидетельствует о том, что весь текст принадлежит перу одного автора, создавшего его в то время, когда подробности жизни преподобного были еще свежи в людской памяти, т.е. в конце XV – начале XVI в. Ранней датировке написания Жития, казалось бы, может противоречить упоминание в тексте Евфимия II как святого (« блаженноименитый и чюдный в архиереох, еже послежде просия в чюдесех»), так как его канонизация произошла лишь в 1549г. на Макарьевском соборе. Но существует свидетельство о почитании в Новгороде Евфимия II святым сразу после его смерти (1458г.) – это его Житие с посмертными чудесами, написанное знаменитым сербским писателем Пахомием Логофетом уже в 1460-х гг.
Хотя память Арсения Коневского официально была включена в церковные месяцесловы только в XIX в., его почитание началось значительно раньше. Известен, например, хранящийся в Православном музее в Куопио покров 1551г. С надписью: « Преподобный Арсений старец Коневского монастыря» Житие, однако, является самым ранним свидетельством почитания преподобного, начавшегося вскоре после его кончины и продолжающегося поныне.
Примечания