Места, лица и предметы, важные для иудейской религиозной жизни

После разрушения Иерусалимского Храма главным местом соб­раний и молитв стала синагога (греч. — дом собрания). Никаких архитектурных требований для сооружения синагог не предъяв­ляется. В каждом синагогальном помещении предусматриваются ковчег — шкаф для хранения священных книг и особое возвыше­ние — стол (бима) —для проповеди или чтения священных тек­стов. Ковчег располагают у стены, лицом к которой сидят моля­щиеся. Обычно эта стена обращена на восток (евр. — мизрах), хотя только по отношению к иудейским общинам Запада Иеруса­лим находится на востоке. Часто мизрах украшают рисунками. Помещения для женщин отделены от помещений для мужчин или располагаются на балконе.

В ковчеге (Арон кодеш —ковчег святыни) содержатся священ­ные книги, читаемые в синагоге, — Тора и пять свитков — Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст и Есфирь. В синагоге ковчег — это своего рода святая святых. Подобно Иерусалимско­му Храму, он отделен от остального помещения синагоги занаве­сью (парохет),а перед ним всегда горит светильник. Когда от­крывается дверца ковчега, все верующие встают и садятся только после ее закрытия.

Священные книги, хранящиеся в ковчеге, пишутся на перга­менте (выделанной коже «чистых» животных) особыми каллигра­фами. Свитки рукописей навиваются на две деревянные ручки, называемые «древами жизни», иногда с серебряными и золотыми коронками и другими украшениями. Свернутые свитки уклады­вают в чехлы из дорогой материи, также богато украшенной, час­то с изображением шестиконечной звезды. Поверх чехлов обычно надеваются специальные указки в форме руки с вытянутым ука­зательным пальцем.

Синагога одновременно выполняет функции дома для совме­стных молитв, дома для религиозного обучения (бейт га мидраш) и народного дома для собрания верующих. Синагогу как центр общины могут образовать 10 мужчин старше 13 лет (по-еврей­ски — минъян).Миньяном называется также помещение, предо­ставляемое частными лицами для изучения религиозной литера­туры. Для изучения Талмуда под руководством ученых предна­значены особые учебные заведения — ешивы.

Что касается религиозной символики, то вопреки распростра­ненному мнению, шестиугольная звезда (щит царя Давида, по-ев­рейски — маген давид)не упоминается в талмудической литера­туре. В Средние века этот знак использовался алхимиками и аст­рологами, а также при изготовлении оберегов и амулетов как в нееврейской, так и в еврейской среде. В качестве орнамента он появляется на знамени, дарованном императором Карлом IV ев­рейской общине Праги в 1354 г. Как эмблема иудаизма и еврей­ских организаций этот знак закрепился только в XIX в. Более оправданно использование в качестве символа иудаизма упоми­наемого в Библии семисвечника (евр. — менора),что имело место в течение многих веков.

Обязательным атрибутом любой иудейской общины является кладбище, которое посещают в дни постов, памяти предков и пра­ведников. На кладбище имеется особый «дом омовения», где омывают и обряжают покойного. На протяжении веков в разных странах сложились разные ритуалы захоронения, однако крема­ция противоречит иудейским правилам. В каждом иудейском об­ществе имеется Хевра кадиша(святое братство), занимающее­ся всеми вопросами захоронения по правилам и обычаям данного места.

Миква— специальный бассейн для ритуальных омовений. Во времена Иерусалимского Храма действовали многочисленные правила «ритуальной» чистоты, в частности нельзя было всту­пить в Храм коснувшемуся трупа, и для очищения коснувшегося существовала миква.В настоящее время миква используется с це­лью религиозного очищения женщины перед свадьбой и после менструаций, мужчины накануне Рош Га шана и Йом Киппура, а также всех при обращении в иудаизм. По правилам миква долж­на вмещать не менее 30 ведер воды, причем не черпаной, а про­точной.

Мезуза(евр. — дверной косяк) — прикрепляемая к внешнему косяку двери коробочка с листком пергамента из кожи «чистого» животного или бумаги с написанными на нем отрывками из кни­ги Дварим (Второзаконие) 6:4-9 или 11:13-19, и словом «шад- дай» (аббревиатура еврейских слов «Шомер далтот Исраэль» — «Охраняющий двери Израиля»), Обычай основывается на словах из Пятикнижия, призывающих написать слова Господа «на кося­ках дома твоего» (Втор. 6:9). Обычно верующий иудей при входе и выходе касается мезузы пальцами, а затем целует их.

Раввин(от евр. равен— мой учитель) — учитель и знаток тра­диции и Закона. Одновременно он выполняет функции админи­стратора общины. От других членов общины он отличается уче­ностью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священни­ком, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами — и в иудаизме нет ни­какой духовной иерархии. В дореволюционной России были рав­вины общественные (казенные) и духовные. Первый выполнял обязанности ведения актов гражданского состояния, а второй тол­ковал Священный закон. Поэтому «духовный» должен был иметь смиху(рукоположение) от какого-нибудь раввинского автори­тета.

Среди других лиц, необходимых в религиозной общине, мож­но указать следующих.

Даян— судья, выполняющий функции помощника духовно­го раввина, а также функции наблюдения за исполнением иудей­ских законов о разрешенной (кошерной) и запрещенной (треф­ной) пище, семейно-брачного законодательства.

Хазан(кантор) — чтец, молящийся за общину.

Шохет(резник) — специалист по ритуальному забою скота, имеющий на это особое свидетельство.

Габай —староста и распорядитель синагоги и шамаш— сина­гогальный служка.

Софер— писец, умеющий писать синагогальные документы, а также свитки Торы и другие религиозные тексты.

Моэл— специалист по обрезанию.

При общественном богослужении особым почетом пользуют­ся люди, считающиеся потомками священников Иерусалимского Храма, — когены. Таковыми считаются обладатели фамилий Ка­ган, Кан, Каганович, Кац и др.

Для проведения богослужений в синагоге необходимы следую­щие вещи: свиток Торы, написанный софером на коже строго по определенным правилам, талес —молитвенный плащ с вдетыми по углам особыми кистями (цицит), тфиллин— особые коробоч­ки, надеваемые во время молитвы, шофар —бараний рог для трубления в Новый год, облачение раввинов и канторов, круглые шапочки (ермолки). Набожные иудеи носят пейсы —локоны у ушей и бороды, отпускаемые согласно стиху «не стригите края головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). Пейсы в разных местах и странах имеют различную форму. Следует так­же указать, что многие носят кисти (цицит)из четырех белых шерстяных нитей, закрепленных по углам особого одеяния, име­нуемого арба-кинсот.Его носят под верхним платьем.

ГЛАВА 14

ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Рождение ребенка. Совершеннолетие. Брак и развод. Похороны. Обращение в иудаизм. Кашрут. Богослужение и молитвы. Чтение Священного Писания.

В иудаизме сохранилось множество обрядов и обычаев, которые восходят к эпохе родового строя и не имеют рационального объ­яснения. Они вырабатывались и освещались веками в разных ме­стностях, поэтому невозможно полностью даже перечислить их, поскольку они варьируются от эпохи к эпохи и от страны к стра­не. Самые важные из них являются особыми символическими действиями, воплощающими общепризнанные религиозные и нравственные идеи, объединяющие все иудейские общины неза­висимо от места и времени проживания. Приведем наиболее ха­рактерные для ортодоксальных ашкеназских общин Восточной Европы обряды и обычаи.

Рождение ребенка

Самым значительным из них является обряд обрезания младен­цев мужского пола (евр. брит мила —договор об обрезании). Этот обряд, заключающийся в ритуальной операции по удалению «край­ней плоти», символизирует союз между Богом и избранным им народом согласно Книге Бытие (Быт. XVII:9-11). Важность этой операции настолько высока, что ее предписано совершать на 8-й день после рождения ребенка, даже если этот день выпадает на субботу или на Йом Киппур. Естественно, учитывается состоя­ние здоровья младенца. Операцию должно производить в синаго­ге специально обученное этому ритуалу лицо — моэл. Сам ритуал настолько важен, что подобная операция, совершенная светским хирургом, не имеет религиозного значения. Желательно присутст­вие миньяна — 10 взрослых мужчин-иудеев старше 13 лет. Со­гласно ритуалу, ребенка сперва помещают на особое кресло, на­зываемое троном пророка Илии, в знак напоминания о призыве пророка, обращенном к сынам Израиля, соблюдать Законы Торы. Затем во время самой операции младенца держит особое лицо — сандек.При этом ребенку, произнося особую формулу, дают еврей­ское имя. У иудеев-ашкеназов, как правило, дается имя умершего родственника, а у иудеев-сефардов принято, наоборот, давать имя живого.

При этом в иудаизме примерно со II в. закрепился матрилинейный принцип, то есть даже необрезанный по каким-то причи­нам сын иудейки считается иудеем.

Девочки получают имя в синагоге в субботу, следующую за днем рождения, при этом отца призывают читать Тору.

Если новорожденный является первым сыном родителей, то на 31-й день совершается символический выкуп первого мальчи­ка (пидьон).Согласно Торе, первенец посвящался Богу, однако на 31-й день он мог быть выкуплен. Эта традиция восходит к древ­нейшим временам, когда каждый первенец человека или домаш­него скота рассматривался как собственность Божества. Для со­вершения этого обряда требуется член общины, происходящий по мужской линии от когенов. В присутствии родственников и знако­мых, составляющих миньян, отец ребенка подносит его к когену со словами: «Вот первенец мой и матери его, Господь приказал его искупить», передает ему ребенка и кладет перед ним услов­ную сумму денег. Если коген отказывается от них, то деньги жерт­вуют на молитву за здоровье первенца или на синагогу.

Совершеннолетие

В день тринадцатилетия мальчик получает прозвище — бар-мицва— сын заповеди, то есть обязанный соблюдать «религиоз­ные установления и правила». Сам праздник совершеннолетия и обряд установления его именуют тем же словом. В этот день на утренней молитве в синагоге мальчика облачают в талес и тфиллин, а в субботу, следующую после дня его рождения по еврейско­му календарю, в синагоге его призывают к чтению Торы. После этого он получает подарки, чаще всего книги и предметы культа. По талмудической традиции, после религиозного совершенноле­тия он имеет право жениться.

Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для де­вочек (бат-мицва),достигших возраста 12 лет.

Брак и развод

Свадьба совершается под большим балдахином, называемым хупа.Раввин произносит благословения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит фразу на еврейском языке: «Ты этим кольцом посвящаешься мне по зако­ну Моисея и Израиля». Потом раввин зачитывает текст брачного контракта кетубу.В завершение ритуала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых. Есть толкование, что этим на­поминается о разрушении Храма, о котором не следует забывать даже в радости.

Согласно иудейскому каноническому праву, вступление в брак является мицвой —религиозной заповедью, и от ее исполнения освобождались только больные люди. Безбрачие считалось несча­стьем и позором. Семьи были, как правило, многодетными, по­скольку аборты и контрацепция считались величайшим грехом. Кроме того, был страх перед бездетностью и отсутствием в таком случае заупокойных молитв, которые должен читать сын по роди­телям целый год после их смерти ежедневно и раз в год в годов­щину их смерти всю свою жизнь.

Развод считается в иудаизме большим несчастьем. Для его по­лучения было необходимо желание одного из супругов, если по­ведение другого нарушало одно из многочисленных требований, предъявляемых религиозными законами для вступивших в брак. Правда, муж сохранял право развода по собственному желанию, вручив жене оговоренную на этот счет письменным брачным кон­трактом денежную сумму и разводное письмо (гет).Для услож­нения процедуры развода раввинат разработал весьма сложную форму гета и процедуру его вручения. Нарушение хотя бы одной детали развода делало развод недействительным.

После вручения по соответствующему ритуалу гета жене рав­вин сообщает ей, что она снова может выйти замуж через 90 дней.

Отсутствие по какой-либо причине у замужней женщины раз­водного письма превращало ее в агуну.По религиозному закону, агуна, вышедшая замуж, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака — незаконнорожденными. С другой стороны, считает­ся крайне аморальным, если муж отказывает жене в разводе, ко­гда ее требование имеет законные основания.

Похороны

Похороны, согласно традиции, осуществляет особое похоронное общество «Хевра кадиша» («Святое товарищество»). Его члены совершают ритуальное омовение тела умершего, обряжают его в киттел —просторную белую одежду с широкими рукавами, час­то надевают на него арба канфот.Когены не могут приближаться к мертвому телу и касаться его. Исключение делается только для умерших родителей. Убранному для погребения мертвецу в руку вкладывают деревянную вилочку, чтобы в день пришествия Мес­сии он мог проложить под землей путь в Иерусалим, куда собе­рутся на суд живые и мертвые.

Мертвеца покрывают простым белым саваном. Простой неук­рашенный гроб (в древности его не было) символизирует равен­ство всех перед лицом смерти. Ритуал погребения завершается чтением молитвы на арамейском языке — Кадиш,прославляю­щей имя Бога. Цветы на иудейских кладбищах возлагать не при­нято. Опустив тело умершего в землю, читают установленные мо­литвы, а на могиле ставят каменную плиту с именем покойного и траурной восхвалительной надписью.

После похорон родные покойного 7 дней не выходят из дома, сидят на полу, отказавшись от привычных занятий. В синагоге три раза в день читается молитва Кадиш. Чтение молитвы продолжа­ется в течение года. Годовщина смерти по еврейскому календарю отмечается особым ритуалом Йорцайт.Накануне вечером за­жигают свечу, которая должна гореть 24 часа. Три раза в день читается молитва Кадиш. Четыре раза в год — в Йом Киппур, в последние дни праздников Песах, Суккот, Шавуот совершается служба Изкор,когда поминают умерших близких. В годовщину смерти принято зажигать свечу в память покойного. Годовщи­ны памяти выдающихся раввинов принято отмечать коллектив­ными молитвами, часто их могилы становятся объектом паломни­чества.

Когда женатый брат умирает бездетным, при наличии в семье холостого брата, согласно древнему обычаю, вдова и брат покой­ного должны пожениться. Чтобы избежать этого, предусмотрен обряд Халица,совершаемый в присутствии особой комиссии из трех лиц, обычно в синагоге. Обряд заключается в снятии вдовой с деверя особого башмака, хранящегося для этой цели в синагоге.

Обращение в иудаизм

Обращение в иудаизм (гиюр)в принципе возможно, но, в соответ­ствии с традициями ортодоксального иудаизма, представляет со­бой сложную процедуру. При этом нужно показать отсутствие ка­ких-то личных интересов, кроме духовных устремлений. В этом смысле желание заключить брачный союз с евреем (еврейской женщиной) считается негативным фактором. Необходимо пока­зать знание иудейских религиозных законов и желание их соблю­дать. В заключение обратившиеся совершают ритуальное омовение в микве, а мужчины проходят обряд обрезания. После обращения прозелиты считаются потомками патриархов наряду с природны­ми евреями, и категорически запрещается напоминать им об их нееврейском происхождении. Хотя сегодня прозелитизм в иуда­изме не поощряется, в древности иногда он принимал весьма ши­рокий характер, в связи с чем расизм глубоко чужд иудаизму. С другой стороны, в ортодоксальном иудаизме признается при­надлежность к еврейству, то есть автоматически к иудаизму, толь­ко по материнской линии, независимо от происхождения и веро­исповедания отца. Вероотступник рассматривается как заблудший сын народа Израиля, которому всегда открыт путь для раскаяния и возвращения к прежней святыне. В реформистском иудаизме все формальности и запреты облегчены до крайности.

Кашрут

Важное место занимают в иудаизме вопросы соблюдения риту­альной чистоты в пище — кашрут.Разрешена к употреблению только та пища, которая считается кошерной(пригодной). В Пя­тикнижии содержится перечень животных, птиц и рыб, запре­щенных к употреблению в пищу. В частности, это свинья, заяц, из скота — только непарнокопытные, нежвачные. Мясо хищников некошерно, как и мясо животных, умерших в мучениях, напри­мер добытых на охоте. Гибель животного должна быть мгновен­ной и безболезненной, что может обеспечить специальный рез­ник — шойхет.При этом он следит за тем, чтобы в пищу не попа­ла кровь. Из обитателей вод можно есть только рыбу, имеющую плавники и чешую. Отсюда следует, что запрещены (считаются треф)все осетровые (и соответственно черная икра), угри, мино­ги, крабы, раки, лангусты и т. д. Из птиц можно есть только до­машнюю птицу: кур, гусей, индеек, уток, голубей.

Широкое толкование библейского стиха «не вари козленка в молоке его матери» привело к абсолютному запрету смешивать молочную и мясную пищу, даже в желудке. Перерыв между ними должен составлять не менее 6 часов. Поэтому иудеи Восточной Европы, строго придерживавшиеся традиций, редко употребляли коровье масло и заменяли его гусиным жиром.

Цдака

В соответствии с этикой иудаизма важнейшим делом является цдака —благотворительность, подаяние в пользу неимущих. Счи­тается, что определенная часть личного бюджета должна предна­значаться на эти нужды. Тора предписывает отдавать на эти цели через каждые три года десятую часть своих доходов (Втор. 26:12).

Богослужение и молитвы

В древние времена богослужение включало в себя жертвоприно­шения, воскурения, песнопения, игру на музыкальных инструмен­тах и вообще различные внешние проявления вроде коленопре­клонений, поклонов и т. д. Чтению молитв и Писания уделялось меньше внимания. Пророки древности, хотя и не отрицали жерт­воприношения и внешние действия, все же полагали, что истин­ное богослужение заключается в добрых делах и справедливости.

После разрушения Храма из всех элементов древнего богослу­жения сохранились и даже приобрели новое значение исполне­ние гимнов, молитвы и чтения из Танаха. Особое значение имеют молитвы, они считаются своего рода мостом между человеком и Богом. Полагают, что иудей в идеале каждый свой шаг с момента пробуждения должен сопровождать восхвалениями Божьей ми­лости. Это дополняется формальными богослужениями, которые предпочтительно совершать в синагоге. В момент пробуждения иудей должен вознести Всевышнему благодарность за то, что тот возвратил ему душу. После этого выполняются обряды омовения.

В соответствии с давней традицией раввинами установлены три ежедневные молитвы (по иудейским представлениям сутки начинаются с вечера) — утренняя (Шахарит),дневная (Минха), вечерняя служба (Маарив).

Самой важной из молитв считается утренняя. До ее чтения нельзя ни есть, ни работать. Во время молитвы надевают специ­альное облачение и молитвенное покрывало — талес, и тфиллин — две маленькие коробочки, содержащие внутри тексты из Библии. С помощью ремешков их прикрепляют особым образом ко лбу и к левой руке. В субботу и праздничные дни тфиллин не наклады­вают, потому что эти дни сами несут освящение, которое вопло­щает тфиллин.

Основной частью всех ежедневных молитв является главная — Амида(букв. — стояние), поскольку ее читают стоя. Она состоит их 19 (первоначально 18) благословений и установлена во II в. н. э. Первые три — хвала всемогущему Богу, последние три — восхва­ления Всевышнему за даруемые им благодеяния. Остальные 13 — прошения о выполнении насущных потребностей — духовного и материального характера, в том числе и о пришествии Мессии и об избавлении сынов Израиля от бедствий. В субботу и праздни­ки все прошения считаются неуместными и 13 прошений не про­износятся, а заменяются одним, посвященным празднованию это­го дня.

По праздникам и по случаю наступления нового месяца совер­шается еще и добавочная служба мусаф— своего рода отголосок добавочной жертвы в Иерусалимском Храме. В Йом Киппур (День Искупления) совершается пятая служба Неила.

Утром и вечером читают древнейшую молитву иудейского бо­гослужения Шма,которой начинались утренние богослужения в Иерусалимском Храме. Первоначально это был только стих, про­возглашающий единобожие: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь единый». Затем к нему стали добавлять различные бла­гословения Бога. Все три ежедневные молитвы заканчиваются молением Алешу(На нас долг), которое выражает веру в приход Мессии и наступление царства Божьего, когда мир станет совер­шенным и все грешники обратятся к Нему.

Амиду(Шмоне-Эсре) каждый читает для себя вполголоса, стоя, а чтец повторяет ее громко для всей общины. В третьем благосло­вении вставляется кедуша,когда молящийся отвечает чтецу тре­мя трижды произнесенными словами «Свят (евр. кадош)господь Саваоф», согласно Книге Исайи (Ис. 6:3), трижды произносимы­ми серафимами.

Одной из важнейших и наиболее часто произносимых молитв иудейского богослужения является кадиш, написанный на арамей­ском языке. Этой молитвой об освящении имени Бога и о прихо­де его царства заканчивается каждое богослужение.

В древние времена молитвы не записывали, верующие только слушали учителей, которые составляли собственные формулы. Первые сборники (ед. число — «Сидур» — «Порядок молитв») появляются только в IX в. Впоследствии сложились два вида сидуров — «Сидур сефардский» и «Сидур ашкеназский». В Восточ­ной Европе сефардский сидур использовали хасиды. Сборник молитв и праздничных гимнов называется «Махзор» («Круг»).

Молитвы читают на еврейском, но разрешается использовать и другие языки, понятные молящимся. Тексты молитв являются каноническими и содержатся в соответствующих сборниках. Жен­щинам читать молитвы не обязательно.

В дополнение к ежедневным молитвам предписывается в раз­личных случаях жизни произносить благословения и благодарст­венные молитвы. Помимо благословений, которые произносятся до и после еды, имеются особые благодарственные формулы на аромат цветов и пряностей, на особые явления природы: гром, мол­нию, радугу. Существуют особые благословения на встречу с муд­рецом любого происхождения, царствующей особой, при большой покупке и т. д. Согласно правилам Талмуда, читать молитвы надо при покрытой голове, пренебрежение этим обычаем считается не­почтительностью к Всевышнему.

Чтение Священного Писания

Обязательной частью литургии является чтение Священного Пи­сания в присутствии миньяна. Отрывки из свитка Пятикнижия Моисеева читают публично каждый понедельник и четверг, а в субботу дважды в день: утром и после полудня. Для этой цели весь текст разбит на 54 части — седарим —с таким расчетом, что­бы прочесть его за год. В Палестине это чтение занимало 3 года, но затем возобладала вавилонская традиция — чтение за 1 год. В субботу к чтению очередного отрывка добавляют отрывок из Пророков, подходящий по содержанию. Для чтения Торы к свит­ку вызывают по очереди несколько человек, которые произносят вступительное и заключительное благословения, а текст читает специальный чтец.

ГЛАВА 15

ИУДЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Иудейский календарь. Суббота. Песах, Шевуот, Суккот. Грозные дни. Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав. Полупраздники. Посты.

Иудейский календарь

Иудейские праздники (евр. йом тов —хороший день), по мнению многих исследователей, восходят ко временам родоплеменного общества и тесно связаны с циклом полевых работ. По мере изме­нения образа жизни иудейских общин они обрастали многими обрядами и обычаями, характерными для тех мест, где жили иу­деи. (В дальнейшем мы будем говорить в основном, о традициях ашкеназских общин Восточной Европы.) Все традиционные иу­дейские общины объединяет еврейский лунно-солнечный кален­дарь, на котором основана схема иудейских праздников.

Этот календарь сложился тогда, когда время отсчитывали лун­ными месяцами — от новолуния до новолуния. Поскольку длина лунного месяца составляет 29,5 дней, стали считать, что в одном месяце 29 дней, а в следующем 30, таким образом, лунный год оказался равен 354 дням. Согласно этому календарю, обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединен­ных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-лет­ний цикл: к определенным 7 годам из этих 19 добавляется еще 1 месяц. Условно можно привязать месяцы к временам года: осень — тишре, хешван, кислев;зима — тевет, шват, адар;весна — нисан, ияр, сиван;лето — тамуз, ав, элул.Все иудейские праздники начи­наются с захода солнца предыдущего дня.

Летоисчисление иудеев ведется от рассчитанной законоучите­лями Талмуда даты сотворения мира, которое, по установленной традиции, произошло 1 числа месяца тишре 3760 лет до н. э. По­этому переход от грегорианского летоисчисления к иудейскому состоит в прибавлении к дате 3760. Например, 2005 г. по грегори- анскому календарю соответствует 5765 г. (2005 + 3760) по ев­рейскому. (Разница может состоять в несколько месяцев, потому что 1 тишре это осенний месяц, а гражданский год начинается с 1 января, то есть зимой.)

Суббота

Праздник субботы (евр. — шаббат),по преданию, установлен са­мим Господом в память о шести днях творения, после которых «Он почил от всех дел и освятил день седьмой (Быт. 2:1-3)». Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Под работой понимается создание или переделка предмета. В Мишне перечисляются 39 запретных работ. В субботу нельзя касаться рабочих инструментов, источников огня, денег, говорить о делах, ходить дальше 2000 шагов. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Суббота начи­нается зажиганием свечей, что обычно производится женщинами. Затем отец благословляет детей. Даже самые бедные семьи ста­раются организовать праздничный стол. Как правило, на суббот­нем столе имеются две халы — большие пышные белые булки, в знак двойной порции манны, якобы получаемой при Исходе из Египта. Традиционное приветствие между иудеями в субботу — «шаббат шалом!» (евр. — мирной субботы). Окончание субботы знаменуется особой молитвой — гавдалой,читаемой над огнем и вином.

Песах, Шавуот, Суккот

Главными и самыми древними годовыми праздниками иудейско­го календаря являются Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники называются праздниками паломников, поскольку в древности они были связаны с паломничеством в Иерусалим, где в эти дни со­вершались жертвоприношения. Также они были тесно связаны с циклом земледельческих работ в Палестине: Песах — время убор­ки ячменя, Шавуот — уборки пшеницы, а Суккот — окончания сбора плодов осенью. Но в ходе веков в эти праздники были впле­тены различные исторические и религиозные мотивы.

Песах (Пасха) празднуют 15-22 числа месяца нисан (март-ап­рель), в Израиле на один день меньше. Он посвящен событиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отка­за фараона отпустить евреев Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной — десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал (евр. — пасах).Отсюда и название. Праздник длится 8 дней. Первые два вечера (в Из­раиле только один вечер) на пасхальной праздничной трапезе — «седере» — читается Пасхальная Агада, где рассказывается об ис­тории исхода из Египта. По древнему обычаю, вкушаются смочен­ная в соленой воде зелень, вареные яйца, пресные лепешки маца, горькая трава. В этот период евреи едят только мацу вместо хле­ба, вообще изделия из зерна, включая даже спиртные напитки из него, запрещены в эти дни. Первый и восьмой день Песаха — не­рабочие. В конце праздника едят кусочек мацы (афикомен)в па­мять пасхального агнца, вкушаемого после трапезы во время су­ществования Иерусалимского Храма. Это сопровождается пени­ем «Лешана хабаа беирушалаим» (евр. «Следующий год в Иеру­салиме»).

Шевуот (евр. — недели)празднуется два дня — 6-7 числа ме­сяца сиван (май-июнь), в Израиле — 1 день. Это праздник дарова­ния Торы. В Палестине на второй день празднования Песаха жерт­вовали первый сноп (евр. — омер)ячменя нового урожая Храму и от этого дня отсчитывали 49 дней. На 50-й день праздновали Ше­вуот, в Торе этот праздник называется «праздник урожая», точнее, окончания сбора урожая. Эти 49 дней посвящали полевым рабо­там, только на 33-й день установили полупраздник, именумый лаг баомер —тридцать третий день омера. Согласно Талмуду, Бог даровал десять заповедей в первую ночь Шавуот. Этот день по­свящается исключительно изучению Священного Писания, раз­делов Талмуда и других священных текстов, собранных в особый сборник «Тикун». Рекомендуется в этот день есть только молоч­ную пищу.

Суккот (праздник кущей) начинается 15 числа месяца тишре и празднуется 7 дней в память странствия сынов Израиля по пус­тыне. Собственно праздниками являются 1-й и 7-й день, а 5 про­межуточных дней считаются полупраздниками. Верующие стро­ят шалаши (кущи, евр. — сукка)в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время Исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, историче­ски связан с окончанием сбора урожая. В Иерусалимском Храме священники в эти дни обходили процессией вокруг жертвенни­ка, распевая, обращаясь к Господу «Осанна» (евр. — спаси),а на 7-й день обходили жертвенник 7 раз, и в этой процессии участво­вал весь народ с пальмовыми или ивовыми ветвями. В память этого в синагогах ходят процессиями. При этом читаются особые молитвы, во время которых надо держать в руках связанные вме­сте три растения — лулав (пальмовую ветвь), ветку ивы, мирт, а также четвертое растение — этрог (цитрусовый плод).

Восьмой день после начала праздника называется Шмени-Аце- рет. Его главная молитва — молитва о дожде, поскольку в древ­нем Израиле в это время начинался сезон дождей.

На 9-й день наступает день Симхат Тора (Радость Торы) — 23 тишре. В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы. Это радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносят из хранилища и торжественно проно­сят по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл ее чтения.

Грозные дни

Дни между 1 и 10 месяца тишре считаются грозными днями (Йом нораим).

1-2 числа месяца тишре еврейского календаря (сентябрь-ок­тябрь) являются праздником Рош Гашана (Новый год). Эти дни называют также днями трубления. Сущность его — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к новому го­ду. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Считается, что звук трубы означает «Проснитесь спящие, дрем­лющие, очнитесь от вашей дремы. Обозрите ваши дела и обрати­тесь к тшуве (покаянию)». Молитва в этот день длинная — с ут­ра до 14 часов. Считается, что в эти 10 дней до Йом Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет — по преданию, имя каждого человека записывается в книгу Жизни или в книгу Смерти. Однако молитвы могут повлиять на это. Первый день нерабочий. В Средние века возник обряд Ташлих, когда у реки или водоема происходит символическое вытряхива­ние грехов посредством выворачивания карманов. Если 1-й день выпадает на субботу, то Ташлих совершается на следующий день. Чтобы предотвратить уныние и утвердить веру в милосердие Все­вышнего, предписывается есть в этот день яблоки с медом, произ­нося молитву: «Пусть будет воля Твоя, о Господь Бог наш, дать нам хороший и сладкий год».

Йом Киппур (День Покаяния, искупления и всепрощения) на­ступает 10 тишре. Соблюдается строгий пост, который начинает­ся за час до праздника и длится 25 часов, причем нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам всту­пать в интимные отношения. В молитве Кол нидрей(Все клятвы) верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и ми­лости на будущий год. Причем эта молитва не касается грехов, со­вершенных перед людьми. Молитвы длятся весь день. Во время дневной молитвы читается книга пророка Ионы. День, конечно, нерабочий.

Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав

Ханука празднуется 25 числа месяца кислев (ноябрь-декабрь). Праздник установлен в честь освобождения Иерусалимского Хра­ма в 164 г. до н. э. По преданию, в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и его хватило на целых восемь дней. В память этого праздник продолжается во­семь дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии).Популярной игрой на Хануку является вращение на пари четырехугольного волчка, называемо­го на идише дрейдл.На четырех его сторонах написаны первые буквы слов еврейской фразы «Нес гадол хая шам» — «Чудо ве­ликое было там (в Иерусалиме)». У ашкеназов принято на этот праздник жарить картофельные оладьи, а в Израиле суфгании — пончики с вареньем. Этот праздник в Торе не указан, поэтому приверженцы неталмудического иудаизма — караимы — его не празднуют.

Пурим, празднуемый 14 числа месяца адар (февраль-март), по­священ спасению персидской царицей Есфирь евреев Персид­ской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персид­ского царя. В синагоге читают Книгу Есфирь. Иудеям в этот день разрешается напиться до такой степени, чтобы не суметь отли­чить слова «Благословен Мордехай» от слов «будь проклят Га- ман». Существует обычай производить в этот день шум особыми трещотками при произнесении имени Гаман. Часто инсценируют сцены из Книги Есфирь. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным по­прошайкам.

Тиша бэ-Ав — 9 число месяца ав (июль-август) — день траура. В этот день были разрушены вавилонянами Первый Храм (586 г. до н. э.) и римлянами Второй Храм (70 г. н. э.), а также про­изошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый стро­гий пост от одного вечера до другого, причем нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных жен­щин. Вдобавок нельзя купаться, носить кожаную обувь, применять духи и косметику, супругам вступать в интимную близость. Это день поминовения умерших родственников и посещения клад­бищ. В синагогах читается Книга Плач Иеремии. В этот день ве­рующим полагается сидеть на полу и не разрешено приветство­вать друг друга. Согласно преданию, в этот день должен родиться Мессия.

Полупраздники

Имеются и менее значимые праздники, называемые иногда полу- праздниками: Новолуние (Рош-ходеш)— один или два дня в на­чале месяца. В предшествуемые ему субботы произносят благо­словение на новый месяц.

Новый год для деревьев (Ту бишват)наступает 15 числа месяца шват.

Три дня ограждения празднуют за три дня до праздника Ше- вуот, в честь трех дней наро

Наши рекомендации