Места, лица и предметы, важные для иудейской религиозной жизни
После разрушения Иерусалимского Храма главным местом собраний и молитв стала синагога (греч. — дом собрания). Никаких архитектурных требований для сооружения синагог не предъявляется. В каждом синагогальном помещении предусматриваются ковчег — шкаф для хранения священных книг и особое возвышение — стол (бима) —для проповеди или чтения священных текстов. Ковчег располагают у стены, лицом к которой сидят молящиеся. Обычно эта стена обращена на восток (евр. — мизрах), хотя только по отношению к иудейским общинам Запада Иерусалим находится на востоке. Часто мизрах украшают рисунками. Помещения для женщин отделены от помещений для мужчин или располагаются на балконе.
В ковчеге (Арон кодеш —ковчег святыни) содержатся священные книги, читаемые в синагоге, — Тора и пять свитков — Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст и Есфирь. В синагоге ковчег — это своего рода святая святых. Подобно Иерусалимскому Храму, он отделен от остального помещения синагоги занавесью (парохет),а перед ним всегда горит светильник. Когда открывается дверца ковчега, все верующие встают и садятся только после ее закрытия.
Священные книги, хранящиеся в ковчеге, пишутся на пергаменте (выделанной коже «чистых» животных) особыми каллиграфами. Свитки рукописей навиваются на две деревянные ручки, называемые «древами жизни», иногда с серебряными и золотыми коронками и другими украшениями. Свернутые свитки укладывают в чехлы из дорогой материи, также богато украшенной, часто с изображением шестиконечной звезды. Поверх чехлов обычно надеваются специальные указки в форме руки с вытянутым указательным пальцем.
Синагога одновременно выполняет функции дома для совместных молитв, дома для религиозного обучения (бейт га мидраш) и народного дома для собрания верующих. Синагогу как центр общины могут образовать 10 мужчин старше 13 лет (по-еврейски — минъян).Миньяном называется также помещение, предоставляемое частными лицами для изучения религиозной литературы. Для изучения Талмуда под руководством ученых предназначены особые учебные заведения — ешивы.
Что касается религиозной символики, то вопреки распространенному мнению, шестиугольная звезда (щит царя Давида, по-еврейски — маген давид)не упоминается в талмудической литературе. В Средние века этот знак использовался алхимиками и астрологами, а также при изготовлении оберегов и амулетов как в нееврейской, так и в еврейской среде. В качестве орнамента он появляется на знамени, дарованном императором Карлом IV еврейской общине Праги в 1354 г. Как эмблема иудаизма и еврейских организаций этот знак закрепился только в XIX в. Более оправданно использование в качестве символа иудаизма упоминаемого в Библии семисвечника (евр. — менора),что имело место в течение многих веков.
Обязательным атрибутом любой иудейской общины является кладбище, которое посещают в дни постов, памяти предков и праведников. На кладбище имеется особый «дом омовения», где омывают и обряжают покойного. На протяжении веков в разных странах сложились разные ритуалы захоронения, однако кремация противоречит иудейским правилам. В каждом иудейском обществе имеется Хевра кадиша(святое братство), занимающееся всеми вопросами захоронения по правилам и обычаям данного места.
Миква— специальный бассейн для ритуальных омовений. Во времена Иерусалимского Храма действовали многочисленные правила «ритуальной» чистоты, в частности нельзя было вступить в Храм коснувшемуся трупа, и для очищения коснувшегося существовала миква.В настоящее время миква используется с целью религиозного очищения женщины перед свадьбой и после менструаций, мужчины накануне Рош Га шана и Йом Киппура, а также всех при обращении в иудаизм. По правилам миква должна вмещать не менее 30 ведер воды, причем не черпаной, а проточной.
Мезуза(евр. — дверной косяк) — прикрепляемая к внешнему косяку двери коробочка с листком пергамента из кожи «чистого» животного или бумаги с написанными на нем отрывками из книги Дварим (Второзаконие) 6:4-9 или 11:13-19, и словом «шад- дай» (аббревиатура еврейских слов «Шомер далтот Исраэль» — «Охраняющий двери Израиля»), Обычай основывается на словах из Пятикнижия, призывающих написать слова Господа «на косяках дома твоего» (Втор. 6:9). Обычно верующий иудей при входе и выходе касается мезузы пальцами, а затем целует их.
Раввин(от евр. равен— мой учитель) — учитель и знаток традиции и Закона. Одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов общины он отличается ученостью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами — и в иудаизме нет никакой духовной иерархии. В дореволюционной России были раввины общественные (казенные) и духовные. Первый выполнял обязанности ведения актов гражданского состояния, а второй толковал Священный закон. Поэтому «духовный» должен был иметь смиху(рукоположение) от какого-нибудь раввинского авторитета.
Среди других лиц, необходимых в религиозной общине, можно указать следующих.
Даян— судья, выполняющий функции помощника духовного раввина, а также функции наблюдения за исполнением иудейских законов о разрешенной (кошерной) и запрещенной (трефной) пище, семейно-брачного законодательства.
Хазан(кантор) — чтец, молящийся за общину.
Шохет(резник) — специалист по ритуальному забою скота, имеющий на это особое свидетельство.
Габай —староста и распорядитель синагоги и шамаш— синагогальный служка.
Софер— писец, умеющий писать синагогальные документы, а также свитки Торы и другие религиозные тексты.
Моэл— специалист по обрезанию.
При общественном богослужении особым почетом пользуются люди, считающиеся потомками священников Иерусалимского Храма, — когены. Таковыми считаются обладатели фамилий Каган, Кан, Каганович, Кац и др.
Для проведения богослужений в синагоге необходимы следующие вещи: свиток Торы, написанный софером на коже строго по определенным правилам, талес —молитвенный плащ с вдетыми по углам особыми кистями (цицит), тфиллин— особые коробочки, надеваемые во время молитвы, шофар —бараний рог для трубления в Новый год, облачение раввинов и канторов, круглые шапочки (ермолки). Набожные иудеи носят пейсы —локоны у ушей и бороды, отпускаемые согласно стиху «не стригите края головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). Пейсы в разных местах и странах имеют различную форму. Следует также указать, что многие носят кисти (цицит)из четырех белых шерстяных нитей, закрепленных по углам особого одеяния, именуемого арба-кинсот.Его носят под верхним платьем.
ГЛАВА 14
ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Рождение ребенка. Совершеннолетие. Брак и развод. Похороны. Обращение в иудаизм. Кашрут. Богослужение и молитвы. Чтение Священного Писания.
В иудаизме сохранилось множество обрядов и обычаев, которые восходят к эпохе родового строя и не имеют рационального объяснения. Они вырабатывались и освещались веками в разных местностях, поэтому невозможно полностью даже перечислить их, поскольку они варьируются от эпохи к эпохи и от страны к стране. Самые важные из них являются особыми символическими действиями, воплощающими общепризнанные религиозные и нравственные идеи, объединяющие все иудейские общины независимо от места и времени проживания. Приведем наиболее характерные для ортодоксальных ашкеназских общин Восточной Европы обряды и обычаи.
Рождение ребенка
Самым значительным из них является обряд обрезания младенцев мужского пола (евр. брит мила —договор об обрезании). Этот обряд, заключающийся в ритуальной операции по удалению «крайней плоти», символизирует союз между Богом и избранным им народом согласно Книге Бытие (Быт. XVII:9-11). Важность этой операции настолько высока, что ее предписано совершать на 8-й день после рождения ребенка, даже если этот день выпадает на субботу или на Йом Киппур. Естественно, учитывается состояние здоровья младенца. Операцию должно производить в синагоге специально обученное этому ритуалу лицо — моэл. Сам ритуал настолько важен, что подобная операция, совершенная светским хирургом, не имеет религиозного значения. Желательно присутствие миньяна — 10 взрослых мужчин-иудеев старше 13 лет. Согласно ритуалу, ребенка сперва помещают на особое кресло, называемое троном пророка Илии, в знак напоминания о призыве пророка, обращенном к сынам Израиля, соблюдать Законы Торы. Затем во время самой операции младенца держит особое лицо — сандек.При этом ребенку, произнося особую формулу, дают еврейское имя. У иудеев-ашкеназов, как правило, дается имя умершего родственника, а у иудеев-сефардов принято, наоборот, давать имя живого.
При этом в иудаизме примерно со II в. закрепился матрилинейный принцип, то есть даже необрезанный по каким-то причинам сын иудейки считается иудеем.
Девочки получают имя в синагоге в субботу, следующую за днем рождения, при этом отца призывают читать Тору.
Если новорожденный является первым сыном родителей, то на 31-й день совершается символический выкуп первого мальчика (пидьон).Согласно Торе, первенец посвящался Богу, однако на 31-й день он мог быть выкуплен. Эта традиция восходит к древнейшим временам, когда каждый первенец человека или домашнего скота рассматривался как собственность Божества. Для совершения этого обряда требуется член общины, происходящий по мужской линии от когенов. В присутствии родственников и знакомых, составляющих миньян, отец ребенка подносит его к когену со словами: «Вот первенец мой и матери его, Господь приказал его искупить», передает ему ребенка и кладет перед ним условную сумму денег. Если коген отказывается от них, то деньги жертвуют на молитву за здоровье первенца или на синагогу.
Совершеннолетие
В день тринадцатилетия мальчик получает прозвище — бар-мицва— сын заповеди, то есть обязанный соблюдать «религиозные установления и правила». Сам праздник совершеннолетия и обряд установления его именуют тем же словом. В этот день на утренней молитве в синагоге мальчика облачают в талес и тфиллин, а в субботу, следующую после дня его рождения по еврейскому календарю, в синагоге его призывают к чтению Торы. После этого он получает подарки, чаще всего книги и предметы культа. По талмудической традиции, после религиозного совершеннолетия он имеет право жениться.
Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для девочек (бат-мицва),достигших возраста 12 лет.
Брак и развод
Свадьба совершается под большим балдахином, называемым хупа.Раввин произносит благословения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит фразу на еврейском языке: «Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». Потом раввин зачитывает текст брачного контракта кетубу.В завершение ритуала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых. Есть толкование, что этим напоминается о разрушении Храма, о котором не следует забывать даже в радости.
Согласно иудейскому каноническому праву, вступление в брак является мицвой —религиозной заповедью, и от ее исполнения освобождались только больные люди. Безбрачие считалось несчастьем и позором. Семьи были, как правило, многодетными, поскольку аборты и контрацепция считались величайшим грехом. Кроме того, был страх перед бездетностью и отсутствием в таком случае заупокойных молитв, которые должен читать сын по родителям целый год после их смерти ежедневно и раз в год в годовщину их смерти всю свою жизнь.
Развод считается в иудаизме большим несчастьем. Для его получения было необходимо желание одного из супругов, если поведение другого нарушало одно из многочисленных требований, предъявляемых религиозными законами для вступивших в брак. Правда, муж сохранял право развода по собственному желанию, вручив жене оговоренную на этот счет письменным брачным контрактом денежную сумму и разводное письмо (гет).Для усложнения процедуры развода раввинат разработал весьма сложную форму гета и процедуру его вручения. Нарушение хотя бы одной детали развода делало развод недействительным.
После вручения по соответствующему ритуалу гета жене раввин сообщает ей, что она снова может выйти замуж через 90 дней.
Отсутствие по какой-либо причине у замужней женщины разводного письма превращало ее в агуну.По религиозному закону, агуна, вышедшая замуж, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака — незаконнорожденными. С другой стороны, считается крайне аморальным, если муж отказывает жене в разводе, когда ее требование имеет законные основания.
Похороны
Похороны, согласно традиции, осуществляет особое похоронное общество «Хевра кадиша» («Святое товарищество»). Его члены совершают ритуальное омовение тела умершего, обряжают его в киттел —просторную белую одежду с широкими рукавами, часто надевают на него арба канфот.Когены не могут приближаться к мертвому телу и касаться его. Исключение делается только для умерших родителей. Убранному для погребения мертвецу в руку вкладывают деревянную вилочку, чтобы в день пришествия Мессии он мог проложить под землей путь в Иерусалим, куда соберутся на суд живые и мертвые.
Мертвеца покрывают простым белым саваном. Простой неукрашенный гроб (в древности его не было) символизирует равенство всех перед лицом смерти. Ритуал погребения завершается чтением молитвы на арамейском языке — Кадиш,прославляющей имя Бога. Цветы на иудейских кладбищах возлагать не принято. Опустив тело умершего в землю, читают установленные молитвы, а на могиле ставят каменную плиту с именем покойного и траурной восхвалительной надписью.
После похорон родные покойного 7 дней не выходят из дома, сидят на полу, отказавшись от привычных занятий. В синагоге три раза в день читается молитва Кадиш. Чтение молитвы продолжается в течение года. Годовщина смерти по еврейскому календарю отмечается особым ритуалом Йорцайт.Накануне вечером зажигают свечу, которая должна гореть 24 часа. Три раза в день читается молитва Кадиш. Четыре раза в год — в Йом Киппур, в последние дни праздников Песах, Суккот, Шавуот совершается служба Изкор,когда поминают умерших близких. В годовщину смерти принято зажигать свечу в память покойного. Годовщины памяти выдающихся раввинов принято отмечать коллективными молитвами, часто их могилы становятся объектом паломничества.
Когда женатый брат умирает бездетным, при наличии в семье холостого брата, согласно древнему обычаю, вдова и брат покойного должны пожениться. Чтобы избежать этого, предусмотрен обряд Халица,совершаемый в присутствии особой комиссии из трех лиц, обычно в синагоге. Обряд заключается в снятии вдовой с деверя особого башмака, хранящегося для этой цели в синагоге.
Обращение в иудаизм
Обращение в иудаизм (гиюр)в принципе возможно, но, в соответствии с традициями ортодоксального иудаизма, представляет собой сложную процедуру. При этом нужно показать отсутствие каких-то личных интересов, кроме духовных устремлений. В этом смысле желание заключить брачный союз с евреем (еврейской женщиной) считается негативным фактором. Необходимо показать знание иудейских религиозных законов и желание их соблюдать. В заключение обратившиеся совершают ритуальное омовение в микве, а мужчины проходят обряд обрезания. После обращения прозелиты считаются потомками патриархов наряду с природными евреями, и категорически запрещается напоминать им об их нееврейском происхождении. Хотя сегодня прозелитизм в иудаизме не поощряется, в древности иногда он принимал весьма широкий характер, в связи с чем расизм глубоко чужд иудаизму. С другой стороны, в ортодоксальном иудаизме признается принадлежность к еврейству, то есть автоматически к иудаизму, только по материнской линии, независимо от происхождения и вероисповедания отца. Вероотступник рассматривается как заблудший сын народа Израиля, которому всегда открыт путь для раскаяния и возвращения к прежней святыне. В реформистском иудаизме все формальности и запреты облегчены до крайности.
Кашрут
Важное место занимают в иудаизме вопросы соблюдения ритуальной чистоты в пище — кашрут.Разрешена к употреблению только та пища, которая считается кошерной(пригодной). В Пятикнижии содержится перечень животных, птиц и рыб, запрещенных к употреблению в пищу. В частности, это свинья, заяц, из скота — только непарнокопытные, нежвачные. Мясо хищников некошерно, как и мясо животных, умерших в мучениях, например добытых на охоте. Гибель животного должна быть мгновенной и безболезненной, что может обеспечить специальный резник — шойхет.При этом он следит за тем, чтобы в пищу не попала кровь. Из обитателей вод можно есть только рыбу, имеющую плавники и чешую. Отсюда следует, что запрещены (считаются треф)все осетровые (и соответственно черная икра), угри, миноги, крабы, раки, лангусты и т. д. Из птиц можно есть только домашнюю птицу: кур, гусей, индеек, уток, голубей.
Широкое толкование библейского стиха «не вари козленка в молоке его матери» привело к абсолютному запрету смешивать молочную и мясную пищу, даже в желудке. Перерыв между ними должен составлять не менее 6 часов. Поэтому иудеи Восточной Европы, строго придерживавшиеся традиций, редко употребляли коровье масло и заменяли его гусиным жиром.
Цдака
В соответствии с этикой иудаизма важнейшим делом является цдака —благотворительность, подаяние в пользу неимущих. Считается, что определенная часть личного бюджета должна предназначаться на эти нужды. Тора предписывает отдавать на эти цели через каждые три года десятую часть своих доходов (Втор. 26:12).
Богослужение и молитвы
В древние времена богослужение включало в себя жертвоприношения, воскурения, песнопения, игру на музыкальных инструментах и вообще различные внешние проявления вроде коленопреклонений, поклонов и т. д. Чтению молитв и Писания уделялось меньше внимания. Пророки древности, хотя и не отрицали жертвоприношения и внешние действия, все же полагали, что истинное богослужение заключается в добрых делах и справедливости.
После разрушения Храма из всех элементов древнего богослужения сохранились и даже приобрели новое значение исполнение гимнов, молитвы и чтения из Танаха. Особое значение имеют молитвы, они считаются своего рода мостом между человеком и Богом. Полагают, что иудей в идеале каждый свой шаг с момента пробуждения должен сопровождать восхвалениями Божьей милости. Это дополняется формальными богослужениями, которые предпочтительно совершать в синагоге. В момент пробуждения иудей должен вознести Всевышнему благодарность за то, что тот возвратил ему душу. После этого выполняются обряды омовения.
В соответствии с давней традицией раввинами установлены три ежедневные молитвы (по иудейским представлениям сутки начинаются с вечера) — утренняя (Шахарит),дневная (Минха), вечерняя служба (Маарив).
Самой важной из молитв считается утренняя. До ее чтения нельзя ни есть, ни работать. Во время молитвы надевают специальное облачение и молитвенное покрывало — талес, и тфиллин — две маленькие коробочки, содержащие внутри тексты из Библии. С помощью ремешков их прикрепляют особым образом ко лбу и к левой руке. В субботу и праздничные дни тфиллин не накладывают, потому что эти дни сами несут освящение, которое воплощает тфиллин.
Основной частью всех ежедневных молитв является главная — Амида(букв. — стояние), поскольку ее читают стоя. Она состоит их 19 (первоначально 18) благословений и установлена во II в. н. э. Первые три — хвала всемогущему Богу, последние три — восхваления Всевышнему за даруемые им благодеяния. Остальные 13 — прошения о выполнении насущных потребностей — духовного и материального характера, в том числе и о пришествии Мессии и об избавлении сынов Израиля от бедствий. В субботу и праздники все прошения считаются неуместными и 13 прошений не произносятся, а заменяются одним, посвященным празднованию этого дня.
По праздникам и по случаю наступления нового месяца совершается еще и добавочная служба мусаф— своего рода отголосок добавочной жертвы в Иерусалимском Храме. В Йом Киппур (День Искупления) совершается пятая служба Неила.
Утром и вечером читают древнейшую молитву иудейского богослужения Шма,которой начинались утренние богослужения в Иерусалимском Храме. Первоначально это был только стих, провозглашающий единобожие: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь единый». Затем к нему стали добавлять различные благословения Бога. Все три ежедневные молитвы заканчиваются молением Алешу(На нас долг), которое выражает веру в приход Мессии и наступление царства Божьего, когда мир станет совершенным и все грешники обратятся к Нему.
Амиду(Шмоне-Эсре) каждый читает для себя вполголоса, стоя, а чтец повторяет ее громко для всей общины. В третьем благословении вставляется кедуша,когда молящийся отвечает чтецу тремя трижды произнесенными словами «Свят (евр. кадош)господь Саваоф», согласно Книге Исайи (Ис. 6:3), трижды произносимыми серафимами.
Одной из важнейших и наиболее часто произносимых молитв иудейского богослужения является кадиш, написанный на арамейском языке. Этой молитвой об освящении имени Бога и о приходе его царства заканчивается каждое богослужение.
В древние времена молитвы не записывали, верующие только слушали учителей, которые составляли собственные формулы. Первые сборники (ед. число — «Сидур» — «Порядок молитв») появляются только в IX в. Впоследствии сложились два вида сидуров — «Сидур сефардский» и «Сидур ашкеназский». В Восточной Европе сефардский сидур использовали хасиды. Сборник молитв и праздничных гимнов называется «Махзор» («Круг»).
Молитвы читают на еврейском, но разрешается использовать и другие языки, понятные молящимся. Тексты молитв являются каноническими и содержатся в соответствующих сборниках. Женщинам читать молитвы не обязательно.
В дополнение к ежедневным молитвам предписывается в различных случаях жизни произносить благословения и благодарственные молитвы. Помимо благословений, которые произносятся до и после еды, имеются особые благодарственные формулы на аромат цветов и пряностей, на особые явления природы: гром, молнию, радугу. Существуют особые благословения на встречу с мудрецом любого происхождения, царствующей особой, при большой покупке и т. д. Согласно правилам Талмуда, читать молитвы надо при покрытой голове, пренебрежение этим обычаем считается непочтительностью к Всевышнему.
Чтение Священного Писания
Обязательной частью литургии является чтение Священного Писания в присутствии миньяна. Отрывки из свитка Пятикнижия Моисеева читают публично каждый понедельник и четверг, а в субботу дважды в день: утром и после полудня. Для этой цели весь текст разбит на 54 части — седарим —с таким расчетом, чтобы прочесть его за год. В Палестине это чтение занимало 3 года, но затем возобладала вавилонская традиция — чтение за 1 год. В субботу к чтению очередного отрывка добавляют отрывок из Пророков, подходящий по содержанию. Для чтения Торы к свитку вызывают по очереди несколько человек, которые произносят вступительное и заключительное благословения, а текст читает специальный чтец.
ГЛАВА 15
ИУДЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Иудейский календарь. Суббота. Песах, Шевуот, Суккот. Грозные дни. Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав. Полупраздники. Посты.
Иудейский календарь
Иудейские праздники (евр. йом тов —хороший день), по мнению многих исследователей, восходят ко временам родоплеменного общества и тесно связаны с циклом полевых работ. По мере изменения образа жизни иудейских общин они обрастали многими обрядами и обычаями, характерными для тех мест, где жили иудеи. (В дальнейшем мы будем говорить в основном, о традициях ашкеназских общин Восточной Европы.) Все традиционные иудейские общины объединяет еврейский лунно-солнечный календарь, на котором основана схема иудейских праздников.
Этот календарь сложился тогда, когда время отсчитывали лунными месяцами — от новолуния до новолуния. Поскольку длина лунного месяца составляет 29,5 дней, стали считать, что в одном месяце 29 дней, а в следующем 30, таким образом, лунный год оказался равен 354 дням. Согласно этому календарю, обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к определенным 7 годам из этих 19 добавляется еще 1 месяц. Условно можно привязать месяцы к временам года: осень — тишре, хешван, кислев;зима — тевет, шват, адар;весна — нисан, ияр, сиван;лето — тамуз, ав, элул.Все иудейские праздники начинаются с захода солнца предыдущего дня.
Летоисчисление иудеев ведется от рассчитанной законоучителями Талмуда даты сотворения мира, которое, по установленной традиции, произошло 1 числа месяца тишре 3760 лет до н. э. Поэтому переход от грегорианского летоисчисления к иудейскому состоит в прибавлении к дате 3760. Например, 2005 г. по грегори- анскому календарю соответствует 5765 г. (2005 + 3760) по еврейскому. (Разница может состоять в несколько месяцев, потому что 1 тишре это осенний месяц, а гражданский год начинается с 1 января, то есть зимой.)
Суббота
Праздник субботы (евр. — шаббат),по преданию, установлен самим Господом в память о шести днях творения, после которых «Он почил от всех дел и освятил день седьмой (Быт. 2:1-3)». Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Под работой понимается создание или переделка предмета. В Мишне перечисляются 39 запретных работ. В субботу нельзя касаться рабочих инструментов, источников огня, денег, говорить о делах, ходить дальше 2000 шагов. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Суббота начинается зажиганием свечей, что обычно производится женщинами. Затем отец благословляет детей. Даже самые бедные семьи стараются организовать праздничный стол. Как правило, на субботнем столе имеются две халы — большие пышные белые булки, в знак двойной порции манны, якобы получаемой при Исходе из Египта. Традиционное приветствие между иудеями в субботу — «шаббат шалом!» (евр. — мирной субботы). Окончание субботы знаменуется особой молитвой — гавдалой,читаемой над огнем и вином.
Песах, Шавуот, Суккот
Главными и самыми древними годовыми праздниками иудейского календаря являются Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники называются праздниками паломников, поскольку в древности они были связаны с паломничеством в Иерусалим, где в эти дни совершались жертвоприношения. Также они были тесно связаны с циклом земледельческих работ в Палестине: Песах — время уборки ячменя, Шавуот — уборки пшеницы, а Суккот — окончания сбора плодов осенью. Но в ходе веков в эти праздники были вплетены различные исторические и религиозные мотивы.
Песах (Пасха) празднуют 15-22 числа месяца нисан (март-апрель), в Израиле на один день меньше. Он посвящен событиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной — десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал (евр. — пасах).Отсюда и название. Праздник длится 8 дней. Первые два вечера (в Израиле только один вечер) на пасхальной праздничной трапезе — «седере» — читается Пасхальная Агада, где рассказывается об истории исхода из Египта. По древнему обычаю, вкушаются смоченная в соленой воде зелень, вареные яйца, пресные лепешки маца, горькая трава. В этот период евреи едят только мацу вместо хлеба, вообще изделия из зерна, включая даже спиртные напитки из него, запрещены в эти дни. Первый и восьмой день Песаха — нерабочие. В конце праздника едят кусочек мацы (афикомен)в память пасхального агнца, вкушаемого после трапезы во время существования Иерусалимского Храма. Это сопровождается пением «Лешана хабаа беирушалаим» (евр. «Следующий год в Иерусалиме»).
Шевуот (евр. — недели)празднуется два дня — 6-7 числа месяца сиван (май-июнь), в Израиле — 1 день. Это праздник дарования Торы. В Палестине на второй день празднования Песаха жертвовали первый сноп (евр. — омер)ячменя нового урожая Храму и от этого дня отсчитывали 49 дней. На 50-й день праздновали Шевуот, в Торе этот праздник называется «праздник урожая», точнее, окончания сбора урожая. Эти 49 дней посвящали полевым работам, только на 33-й день установили полупраздник, именумый лаг баомер —тридцать третий день омера. Согласно Талмуду, Бог даровал десять заповедей в первую ночь Шавуот. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания, разделов Талмуда и других священных текстов, собранных в особый сборник «Тикун». Рекомендуется в этот день есть только молочную пищу.
Суккот (праздник кущей) начинается 15 числа месяца тишре и празднуется 7 дней в память странствия сынов Израиля по пустыне. Собственно праздниками являются 1-й и 7-й день, а 5 промежуточных дней считаются полупраздниками. Верующие строят шалаши (кущи, евр. — сукка)в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время Исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. В Иерусалимском Храме священники в эти дни обходили процессией вокруг жертвенника, распевая, обращаясь к Господу «Осанна» (евр. — спаси),а на 7-й день обходили жертвенник 7 раз, и в этой процессии участвовал весь народ с пальмовыми или ивовыми ветвями. В память этого в синагогах ходят процессиями. При этом читаются особые молитвы, во время которых надо держать в руках связанные вместе три растения — лулав (пальмовую ветвь), ветку ивы, мирт, а также четвертое растение — этрог (цитрусовый плод).
Восьмой день после начала праздника называется Шмени-Аце- рет. Его главная молитва — молитва о дожде, поскольку в древнем Израиле в это время начинался сезон дождей.
На 9-й день наступает день Симхат Тора (Радость Торы) — 23 тишре. В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы. Это радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносят из хранилища и торжественно проносят по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл ее чтения.
Грозные дни
Дни между 1 и 10 месяца тишре считаются грозными днями (Йом нораим).
1-2 числа месяца тишре еврейского календаря (сентябрь-октябрь) являются праздником Рош Гашана (Новый год). Эти дни называют также днями трубления. Сущность его — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к новому году. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Считается, что звук трубы означает «Проснитесь спящие, дремлющие, очнитесь от вашей дремы. Обозрите ваши дела и обратитесь к тшуве (покаянию)». Молитва в этот день длинная — с утра до 14 часов. Считается, что в эти 10 дней до Йом Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет — по преданию, имя каждого человека записывается в книгу Жизни или в книгу Смерти. Однако молитвы могут повлиять на это. Первый день нерабочий. В Средние века возник обряд Ташлих, когда у реки или водоема происходит символическое вытряхивание грехов посредством выворачивания карманов. Если 1-й день выпадает на субботу, то Ташлих совершается на следующий день. Чтобы предотвратить уныние и утвердить веру в милосердие Всевышнего, предписывается есть в этот день яблоки с медом, произнося молитву: «Пусть будет воля Твоя, о Господь Бог наш, дать нам хороший и сладкий год».
Йом Киппур (День Покаяния, искупления и всепрощения) наступает 10 тишре. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, причем нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам вступать в интимные отношения. В молитве Кол нидрей(Все клятвы) верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и милости на будущий год. Причем эта молитва не касается грехов, совершенных перед людьми. Молитвы длятся весь день. Во время дневной молитвы читается книга пророка Ионы. День, конечно, нерабочий.
Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав
Ханука празднуется 25 числа месяца кислев (ноябрь-декабрь). Праздник установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э. По преданию, в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и его хватило на целых восемь дней. В память этого праздник продолжается восемь дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии).Популярной игрой на Хануку является вращение на пари четырехугольного волчка, называемого на идише дрейдл.На четырех его сторонах написаны первые буквы слов еврейской фразы «Нес гадол хая шам» — «Чудо великое было там (в Иерусалиме)». У ашкеназов принято на этот праздник жарить картофельные оладьи, а в Израиле суфгании — пончики с вареньем. Этот праздник в Торе не указан, поэтому приверженцы неталмудического иудаизма — караимы — его не празднуют.
Пурим, празднуемый 14 числа месяца адар (февраль-март), посвящен спасению персидской царицей Есфирь евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читают Книгу Есфирь. Иудеям в этот день разрешается напиться до такой степени, чтобы не суметь отличить слова «Благословен Мордехай» от слов «будь проклят Га- ман». Существует обычай производить в этот день шум особыми трещотками при произнесении имени Гаман. Часто инсценируют сцены из Книги Есфирь. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным попрошайкам.
Тиша бэ-Ав — 9 число месяца ав (июль-август) — день траура. В этот день были разрушены вавилонянами Первый Храм (586 г. до н. э.) и римлянами Второй Храм (70 г. н. э.), а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост от одного вечера до другого, причем нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Вдобавок нельзя купаться, носить кожаную обувь, применять духи и косметику, супругам вступать в интимную близость. Это день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. В синагогах читается Книга Плач Иеремии. В этот день верующим полагается сидеть на полу и не разрешено приветствовать друг друга. Согласно преданию, в этот день должен родиться Мессия.
Полупраздники
Имеются и менее значимые праздники, называемые иногда полу- праздниками: Новолуние (Рош-ходеш)— один или два дня в начале месяца. В предшествуемые ему субботы произносят благословение на новый месяц.
Новый год для деревьев (Ту бишват)наступает 15 числа месяца шват.
Три дня ограждения празднуют за три дня до праздника Ше- вуот, в честь трех дней наро