Польско-Литовское государство — центр позднесредневекового раввинистического иудаизма
После XV в. центр еврейской жизни перемещается в Восточную Европу, прежде всего в Польско-Литовское государство (Речь Посполитая), включавшее в себя территории современных Белоруссии, Украины и западные области России. Именно там к XVI в. средневековый ашкеназский раввинизм сложился как законченная система. В специфических условиях средневековой католической Польши еврейское население выполняло роль торгово-ремесленного сословия, находящегося под личным покровительством короля и высшей аристократии страны. Разумеется, покровительство оказывалось не безвозмездным и далеко не всегда было постоянным. С другой стороны, католическое духовенство традиционно негативно относилось к иудаизму, и именно в его среде возникло обвинение евреев в ритуальных убийствах, нашедшее отклик у нарождавшегося местного городского сословия.
К XVI в. число иудеев в Польском королевстве достигло четверти миллиона. В такой ситуации иудейские общины стали не только религиозными, но и социально-политическими автономными объединениями. Всеми делами общины руководил особый совет — кагал.Там, где еврейское население было малочисленным, его делами ведал ближайший кагал более крупной общины. В ведении кагала были все стороны жизни рядовых членов общины. Его верхушка руководила сбором государственных податей, распределяла все виды повинностей, ведала кладбищами, синагогами, школами, регистрировала акты гражданского состояния, оформляла купчие на движимое и недвижимое имущество, торговые сделки, вела судебные разбирательства между членами общины. Последними занимались раввины и даяны (судьи религиозного суда), руководствуясь положениями Торы и Талмуда. В сомнительных случаях предусматривались обращения к вышестоящему раввинскому суду. В более сложных ситуациях — при конфликтах между кагалами — устраивались даже специальные съезды раввинов и старшин. Обычно это происходило во время проведения больших торговых ярмарок. Позднее такие съезды стали регулярными, и они способствовали образованию высшего органа еврейского самоуправления в стране — Ваада(совета).
Нигде в Европе в XVI и XVII вв. так тщательно не изучали Талмуд, как в Польше. При этом особое внимание уделялось укреплению религиозного воспитания народа, прежде всего юношества. Это считалось важнейшей задачей раввина. Обычно он занимал должность рош-ешивы— главы талмудической высшей школы в городе — и одновременно следил на начальными школами — хедерами.В больших общинах раввинами были выдающиеся знатоки еврейской религиозной литературы. Все учебные заведения содержались за счет общин. Учащихся из бедных семей содержали и кормили более зажиточные граждане. Мальчики с самого раннего детства изучали в основном Тору и Талмуд, для девочек обучение не считалось обязательным. Тем не менее многие женщины, как и практически все мужчины, были образованны в религиозном смысле и могли читать священные тексты на еврейском и арамейском языках, хотя разговорным был идиш. Однако в отличие от сефардского еврейства ашкеназы утратили традиции светской и философской учености.
Начиная с XVI в. в Польско-Литовское государство (Польское королевство) переселяются ведущие ученые раввинисты из других стран. Ученик знаменитого пражского раввина Якова Поляка Шолом Шахна (ум. в 1558 г.) учреждает талмудическую академию в Люблине. Из этой ешивы вышли самые выдающиеся раввины того времени. Один из них, Моисей Иссерлис (Рамо, ум. в 1572 г.), дополнил капитальный свод еврейского права •«Шул- хан Арух» обычаями ашкеназов. Рамо много сделал для распространения этого кодекса среди польских, литовских и русских евреев. Другим видным представителем раввинской учености был талмудист Соломон Лурия (Рашаль, ум. в 1573 г.), занимавший пост раввина в Остроге, а затем в Люблине. Его перу принадлежат глубокие комментарии к сложным талмудическим трактатам, имеющие общее название «Соломоново море». Особое место занимают труды каббалиста в Кракове Натана Шпиро (1585-1633). Его творчество сосредоточилось на практической каббале. В его главном труде «Мегале амукот» (евр. — «Раскрыватель глубин») наряду с общими принципами каббалы содержатся головоломные мистические идеи раввинской схоластики. Например, основная часть этой книги посвящена 252 способам толкования молитвы Моисея перед вступлением в Землю обетованную (Втор. 3:23).
Авторитет раввинов королевства был настолько велик, что к ним обращались за решением самых сложных вопросов еврейские законоучители из Германии, Италии и Турции. В городах и местечках работали многочисленные еврейские типографии, печатавшие еврейскую религиозную литературу и труды ученых комментаторов. Есть мнение, что исключительно малое число ренегатов, перешедших в католичество, можно объяснить высоким уровнем развития еврейской духовности. И это несмотря на то, что каждый иудей, совершивший обряд крещения, по законам страны получал дворянское звание (шляхетство). Следует отметить, что наряду с иудеями-раввинистами в стране проживала небольшая группа иудеев караимского толка, однако серьезных конфликтов между ними тогда не отмечалось. Караимский ученый Иссак Троки (ок. 1533-1594) считается автором книги «Хизук эмуна» (евр. — «Укрепление веры»), в которой он выступает в защиту иудаизма, критикуя христианство. Книга была переведена на латинский и стала доступной европейским читателям. Многие доводы из этой книги были даже использованы писателями эпохи Просвещения, в частности Вольтером.
ГЛАВА 9