Вавилонские амораи, Вавилонские Гемара и Талмуд
Создание наиболее авторитетной и полной Вавилонской Гемары стало возможно только двумя столетиями позже в Месопотамии. Именно там был завершен Вавилонский Талмуд, ставший своего рода народной конституцией иудеев и сформировавший духовный облик религиозного иудейства последующего времени. Этому способствовали гораздо более благоприятные, чем в Византии, условия жизни иудейских общин.
К началу II в. религиозно-социальными центрами иудаизма в стране стали города Нагардея, Пумбедита и Сура, расположенные к западу от Евфрата примерно на широте современного Багдада. Во главе всех иудеев царства стоял верховный начальник — «глава изгнания» (по-еврейски реш-галут,по-гречески эксиларх). Он представлял иудеев перед царской администрацией, которая сама контролировала только выплату податей. Он также осуществлял высшую судебную и административную власть над иудеями Парфии и считался весьма важным сановником государства. Соответственно он вел княжеский образ жизни, и его окружала многочисленная челядь и прислуга. Эксиларх избирался самой общиной и только утверждался царем. Как правило, эта должность передавалась по наследству в семье, которая возводила свое происхождение к царю Давиду.
По мере угасания палестинского центра многие ученые переезжают в Вавилонию, появляются школы вавилонских амораев. Первыми вавилонскими амораями, создавшими свои авторитетные школы, считаются Абба Ариха (второе его имя Рав — Великий) и Самуил Ярхинаи. Оба были самыми способными учениками Иегуды Ганаси, сам Рабби возвел их в звание законоучителей. Рав, вернувшись на родину, основал свою школу, традиционно называемую академией (евр. —ешивой),в Суре, которая вскоре стала весьма популярной — число учеников ее доходило до 1200 человек. Согласно сложившейся традиции, учебные сессии — ярхей калла —проходили в свободные от сельскохозяйственных работ два месяца, и тогда в Суре собирались ученики и мудрецы со всей страны. Приезжих было так много, что окрестности Суры покрывались палатками. В промежутках между сессиями каждый ученик работал самостоятельно, готовясь к обсуждению следующих вопросов. В своих исследованиях Рав искусно сочетал умение истолковывать текст в соответствии с его прямым смыслом и мистические изыскания и агадические предания. В результате упорной работы и многочисленных обсуждений Мишны Раву и его ученикам удалось сформулировать основные принципы Вавилонской Гемары. В ней бережно сохранены доводы всех сторон, обсуждавших проблему, и никакое мнение, даже неприемлемое, не замалчивается. Гуманистическое мышление Рава проявилось, в частности, при обсуждении следующей проблемы: допустимо ли доброе дело, продиктованное не совсем чистыми побуждениями (например, из тщеславия, возможной корысти и др.). По его мнению, «хорошо, если народ занимается изучением Закона и благотворительностью, хотя бы и не бескорыстно, потому что это создает привычку, которая рано или поздно приведет к совершению добра ради добра». Раву принадлежит авторство ряда важных гимнов и молитв, включенных в иудейскую литургию. Величие дел Рава подтверждает и то, что основанная им академия в Суре просуществовала после него восемь столетий.
Соученик Рава Самуил возглавил академию в Пумбедите. Самуил много внимания уделял проблемам повседневной практической жизни и наук. Он преуспел в медицине, математике и особенно в изучении астрономии. Он отличался от Рава и большим интересом к практической деятельности. Благодаря близости к эксиларху он оказал большое влияние на формирование талмудического законодательства во всех областях: от земельных споров до возмещения убытков. Им заложены основы практического галахического законодательства. Именно Самуилом был сформулирован определяющий принцип Талмуда относительно соотношения государственной власти и иудейской религиозной. Согласно ему, общие гражданские законы каждого государства обязательны для иудеев, проживающих в этой стране, и, следовательно, иудейское гражданское право должно с ними считаться.
В академиях Рава и Самуила были четко сформулированы принципы расположения молитв для будних дней, праздников и разных обстоятельств. Тогда же весь текст Пятикнижия был распределен на 54 главы, которые полагалось читать по субботам в течение всего года. Под влиянием арамейского окружения в богослужения вошли молитвы на местном арамейском языке. Среди них особенно надо отметить молитву кадиш,провозглашающую святость Бога: «Да будет Его имя великое благословляемо во веки веков». Со временем стали считать, что кадиш способствует искуплению грехов умершего, и сыновьям положено было читать ее в течение года после смерти родителя, а затем и в годовщину его кончины.
Последующие поколения амораев понимали, что назревает необходимость привести в определенные порядок и систему весь накопленный материал. Как и в случае с Мишной во время Иуды Ганаси, нужно было записать для последующих поколений весь огромный свод накопленных вавилонскими амораями детальных толкований, рассуждений и прений. Эту миссию взял на себя Рав Аши. Наряду с самим Моисеем и редактором Мишны Иегудой Ганаси он считается третьим вождем в истории иудаизма, которому удалось сочетать мудрость в знании Торы с высоким социальным статусом. Аши (371-423) стоял во главе академии в Суре. В своих лекциях, читавшихся на протяжении 30 лет, он сумел рассмотреть все отделы Мишны и проанализировать комментарии к ним всех поколений амораев, работавших до него. При этом он учитывал все накопившиеся за много лет предания и толкования.
Следует указать, что в Талмуде приведены мнения около 2000 мудрецов, творивших на протяжении многих веков. Они часто могут не совпадать и даже противоречить друг другу, однако в Талмуде содержатся все мнения — как получившие статус закона, так и мнения меньшинства. Вообще, к сохранению самого процесса обсуждения, развитию творческой мысли и динамике споров проявляется не меньше интереса, чем к окончательной формулировке самих установлений. Огромное внимание Аши уделил и фиксации большого количества накопившихся преданий, притч и поучений, включенных в текст Талмуда.
Окончательное завершение редакции Вавилонского Талмуда происходило уже после смерти Аши в конце V в. Работу по окончательному редактированию всего Вавилонского Талмуда возглавил руководитель академии в Суре Равина. В результате весь огромный свод иудейской религиозной мысли был собран воедино. После этого было объявлено, что свод религиозных законов считается завершенным, и дальнейших дополнений или изменений в нем не допускается. Умерший в конце 499 г. Равина считается последним амораем.