Глава 2. Библейский период. Эпоха Первого Иерусалимского Храма (II тысячелетие — V в.до н. э.)
Танах
Тора, или Пятикнижие Моисеево
Пророки (Невиим)
«Писания» (Ктувим)
Глава 3. Эпоха Второго Иерусалимского Храма
(VI в. до н. э. — 1 в. н. э.)
Иудеи под властью Персии
Соферы — толкователи Священного Писания
Иудеи в мире эллинизма
Септуагинта
Иудейская эллинистическая литература
Филон Александрийский
Иудейское царство Хасмонеев
Саддукеи, фарисеи, ессеи
Иудеи в Римской империи
Иудейский прозелитизм
Ирод Великий
Законоучители Гилель и Шаммай
Мессианские движения
Возникновение христианства
Разрушение Иерусалима и Иерусалимского Храма
Иосиф Флавий
Восстание Симона Бар-Кохбы
Глава 4. Иудаизм эпохи составления Талмуда (начало I — конец VI в. н.э.)
Синедрион в Явне, таннаи
Синедрион в Галилее. Мишна
Амораи, Палестинские (Иерусалимские) Гемара и Талмуд
Вавилонские амораи, Вавилонские Гемара и Талмуд
Сабораи, завершение Вавилонского Талмуда, его значение для судеб иудаизма
Глава 5. Гаоны. Караимский раскол. Масореты (VIII-Х вв.)
Иудеи под властью ислама
Гаоны — главы талмудических академий, эксиларх
Анан бен Давид и движение против авторитета Талмуда
Возникновение караимской традиции
Саадия Гаон и антикараимская полемика
Масореты
Закат центра иудаизма в Вавилонии
Глава 6. Средневековая иудейская (еврейская) философия
(Х-ХV вв.)
Сущность еврейской философии
Расцвет иудейской учености в Багдадском халифате и мусульманской Испании
Творчество Ибн Габироля, Иегуды Галеви, Авраама ибн Эзры
Моисей Маймонид и его труды
Иудейско-христианские диспуты
Изгнание иудеев из Испании
Сефарды и марраны
Конец средневековой еврейской философии
Глава 7. Каббала (ХI-ХVI вв.)
Мистические движения в иудаизме
Сущность концепции мироздания по «Книге Зогар»
Труды каббалистов в Сафеде. Исаак Лурия
Практическая каббала в Германии и Восточной Европе
Глава 8. Средневековый раввинизм (Х-ХVIII вв.)
Иудеи в раннесредневековой Европе
Комментаторы Талмуда в городах Северной Франции и Западной Германии. Гершом. Раши. Тосафисты
Германские хасиды XIII в.
Ашкеназские иудейские общины. Возникновение языка идиш. Крестовые походы. Кровавый навет и гонения. "Черная смерть"
Иудеи в Италии и в православной Византии
Иудейские общины после XVI в. Гетто
Кодификация иудейского права — «Арба Турим» и «Шулхан Арух». Польско-Литовское государство — центр позднесредневекового раввинистического иудаизма
Глава 9. Мистические движения позднего иудейского Средневековья в VII-XIX вв. Лжемессии и Хасидизм
Бедствия иудейских общин Польского королевства
Лжемессия Саббатай Цеви
Денме
Я. Франк — основатель саббатианства в Польше
Хасидизм
Бешт и его последователи
Хабад
Российская власть и хасиды
Глава 10. Модернистские течения в иудаизме в ХVIII-ХХ вв.
Иудейские общины Западной Европы к началу эпохи Просвещения
Сефардские общины в Голландии. Спиноза.
Моисей Мендельсон.
Реформистский иудаизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Мусар
Глава 11. Иудаизм на территории России с древнейших времен (I-ХХвв.н.э.)
Иудаизм в Северном Причерноморье, Хазарии и Киевской Руси
Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве
Иудаизм в Российской империи
Иудаизм в СССР
Иудаизм в современной России
Глава 12. Иудаизм в современном мире
Эмансипация иудеев
Просвещение (Гаскала)
Иудаизм и политический сионизм
Расселение иудеев в современном мире
Глава 13. Иудейская религиозная традиция
Догматы и этика иудаизма
Места, лица и предметы, важные для иудейской религиозной жизни
Глава 14. Обряды жизненного цикла
Рождение ребенка
Совершеннолетие
Брак и развод
Похороны
Обращение в иудаизм
Кашрут
Цдака
Богослужение и молитвы
Чтение Священного Писания
Глава 15. Иудейские праздники
Иудейский календарь
Суббота
Песах, Шавуот, Суккот
Грозные дни
Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав
Полупраздники
Посты
Приложение 1
Хронологическая таблица
Приложение 2
Словарь основных понятий
Приложение 3
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Истоки иудаизма — традиционной религии евреев и древнейшей из монотеистических религий — прослеживаются от II тысячелетия до новой эры. Это значит, что история вероучения насчитывает около четырех тысяч лет, или 40 веков. С самого начала своего возникновения иудаизм противопоставил распространенным тогда в мире языческим религиям идею единого и всемогущего Божества. Более того, только у евреев религия приняла форму непосредственного и глубоко личного союза между человеком и Богом как существами пусть и неравносильными, но нравственно однородными.
Иудейские пророки впервые провозгласили этические принципы, разительным образом отличавшиеся от того, что считалось нормальным в цивилизациях древности: безусловного права сильного, признания раба говорящим орудием, человеческих жертвоприношений и т. д. Принципы иудаизма оказались настолько прочными, что иудеи воспринимали только отдельные высокие духовные достижения эллинистической и древневосточных цивилизаций. С другой стороны, иудаизм, оставаясь национальной религией, видел свою миссию в распространении Священного Писания среди народов мира. Ведь важнейшим из постулатов иудаизма является понятие о том, что все люди созданы по образу и подобию Божьему. Поэтому в иудаизме признается единство человеческого рода и считается, что различия между людьми обусловлены не происхождением, а степенью участия в их жизни нравственных законов. Согласно иудаизму, никто не имеет права нарушать законы божественной нравственности, ссылаясь при этом на свое социальное и имущественное положение. Ведь даже иудейские цари публично обличались библейскими пророками за грехи и преступления, и им грозило Божье наказание.
Не меньшее значение придавалось в иудаизме и общественной морали, которая провозглашала подчинение индивидуального эгоизма общественным интересам. Богатство и власть даются Богом только для использования их во благо всего общества. Много внимания в иудаизме уделяется вопросам культа, обычаям и обрядам, и в ходе веков сложилась весьма изощренная и подробная система их соблюдения. Но все же главное значение имеет не соблюдение внешних форм культа и богослужений, а, как сказал библейский пророк, милосердие и мудрость сердца человека. Поэтому столь большое место в проповедях библейских пророков посвящено обличению власть имущих за злоупотребления властью, корыстолюбие, притеснение бедных, беззащитных, вдов, сирот и других обездоленных. Отказ бедным людям в помощи категорически отклоняется. Ни в коем случае нельзя отказывать в содействии и покровительстве также чужеземцам и инородцам. Но с другой стороны, от каждого требуется прилагать все силы, чтобы не только не просить помощи, но и помогать по мере сил другим нуждающимся. Уважение к человеческой личности было настолько велико, что запрещалось оскорблять даже преступников, приговоренных к смертной казни.
Святость, исходящая от Бога, распространяется на личную жизнь человека. Отсюда следуют заповеди уважения к родителям, субботнего отдыха для всех, даже для домашних животных, уважения к чужой собственности, запрещения лжи, клеветы, чувств мести и зависти и т. д. Все это в полной мере относится и к нееврею, поскольку тем самым в его глазах увеличивается уважение к Богу евреев. Правда, надо отметить, что особая сосредоточенность иудаизма прежде всего на этических законах нравственности привела к значительному уменьшению внимания к другим сторонам культуры, в частности ко всем видам изобразительных искусств, к светской литературе и науке как к познанию законов материального мира. Однако именно нравственные принципы иудаизма объясняют появление в среде иудеев приверженцев новой мировой религии — христианства. Хотя эта религия и порвала с иудаизмом, но сохранила в качестве наследия еврейскую Библию (Ветхий Завет). Через шесть веков появилась еще одна мировая религия — ислам, также претендовавшая на продолжение учения Моисея. Основатель ислама Мохаммед сначала даже полагал Пятикнижие Моисеево выше Корана.
К середине I тысячелетия н. э. иудаизм и еврейство распространились по всему миру. В условиях господства других монотеистических религий — христианства и ислама — приверженцев иудаизма считали людьми, сознательно или ошибочно уклоняющимися от принятия «истинной веры», истоки которой, по их мнению, коренятся в еврейском же Священном Писании. Однако именно поэтому иудеев в отличие от еретиков терпели, поскольку христианские и мусульманские власти надеялись, что со временем иудеи для своей же пользы откажутся от собственных «заблуждений».
Переход в господствующую религию обеспечивал евреям не только более благополучное существование, но и более высокий социальный статус; иногда в условиях жестоких гонений против иудеев такая измена своей вере просто спасала от гибели. Но тем не менее отказ от своей веры в иудейской среде на протяжении многих веков был достаточно редким явлением. Напротив, даже в условиях жесткого подчинения иудаизм продолжал развиваться и создал обширную религиозно-идеологическую литературу. Некоторые ее идеи уже в Средние века привлекли внимание христианской учености (в первую очередь это относится к иудейской философии и еврейскому мистическому учению каббала). Уже в Новое время общее признание получила хасидская религиознофилософская традиция.
Разумеется, нельзя отрицать, что членам иудейских общин не всегда удавалось соблюсти высокие принципы иудаизма. В условиях борьбы за выживание имели место нарушения строгих нравственных заветов иудаизма даже по отношению к единоверцам. Постоянное противостояние враждебному окружению нередко приводило к сознательному отрицанию любого внешнего влияния, к фанатической замкнутости, сведению всякого знания к бесконечному схоластическому заучиванию священных текстов, их комментированию и даже к элементам мистического колдовства. В качестве средства самозащиты отвергались всякие достижения подлинно научной мысли и европейской культуры. Попытки просветителей из еврейской среды изменить ситуацию нередко вызывали резкое противодействие со стороны руководителей еврейских общин и даже прямое отлучение от собратьев по вере.
Новое время покончило с прежней еврейской замкнутостью, и сегодня хорошо известны многочисленные достижения, имеющие мировое значение, деятелей науки, искусства, просвещения еврейского происхождения. Более того, ныне в большом мире культуры признано, что без познания принципов и истории развития иудаизма невозможно понять не только становление христианской и исламской традиции, но и общепринятые идеалы современного цивилизованного мира. Последнее подчеркивается хотя бы тем, что самые откровенные враги основ современной культуры — германские нацисты — считали иудаизм вреднейшим порождением еврейства, сокрушившим под маской христианства великую античную цивилизацию, а еврейскую Библию фюрер полагал исключительно опасным для истинных германских арийцев «еврейским шарлатанством и крючкотворством».
Остается добавить, что знакомство с историей иудаизма вводит любознательного читателя в увлекательный мир становления мировой духовной культуры на протяжении четырех тысяч лет существования письменности на Земле.
ГЛАВА 1