Иконография празника Воздвижения креста господня

Изображения события Обретения Креста равноап. императрицей Еленой известны с IX века. как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с Патриархом Макарием, а чин Воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне свт. Иоанн Златоуст, его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.

Обряд Воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху.

В русских иконах ХV-ХVI cтолетий изображение Воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (конец XV века)[36].

Другой вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений св. равноап. Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

Н . В . Квливидзе. http://www.pravenc.ru/text/155081.html

[1] Сyr. Hieros. Catech. 4. 10

[2] Greg. Nyss. De vita Macr. 30; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. et Gent. demonstr. 10.

[3] Chron. Pasch. P. 531

[4] Van Tongeren. P. 30-33

[5] Sozom. Hist. eccl. 2. 26

[6] Renoux. Lectionnaire arménien. P. 362-363.

[7] CCSL; 175. P. 124.

[8] Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 26.

[9] PG. 87γ. Col. 4072.

[10] Ibid. Col. 3305.

[11] Дебольский Г., прот.. Дни богослужение Православной Кафолической Церкви, т.1, СПб., 1866, с. 96-97.

[12] Реликварий X-го века с хранящимися в нем частями Животворящего Креста Господня хранится в Епархиальном музее Лимбурга (федеральная земля – Гессен) Лимбург. Реликварий изготовлен из дерева и обит внутри и снаружи золотом (его размеры – 48 х 35 х 6 см, а вес – 11 кг). Украшенный драгоценными камнями и эмалью, реликварий состоит из двух частей: ковчега с углублениями для хранения в нем Креста и специальной крышки для прикрытия бесценной святыни. В немецкой традиции этот реликварий называют «Staurothek», а в справочной литературе за ним закрепились названия – «Ковчег для Креста» и «Лимбургская ставротека».

По данным германского ученого Маттиаса Клофта, реликварий датируется 945-959 годами. Первоначально он принадлежал византийскому Императору Константину VII (905-959), а позже перешел его сыну – Императору Роману II (938-963). Владельцем уникальной святыни был и Император Василий II (958-1025).

По мнению экспертов, «Лимбургская ставротека» – это и есть тот бесценный константинопольский реликварий, содержащий самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста.

В древние времена в Царьграде этот реликварий выносился для поклонения верующих из Императорской сокровищницы в храм Святой Софии на праздник дня Воздвижения. За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Крест, составленный их частей Животворящего Древа и вложенный в реликварий. Реликварий был захвачен крестоносцами во времена их Четвертого похода на Константинополь в 1202-1204 годах и непродолжительное время принадлежал одному из рыцарей по имени Генрих фон Ульмен.

[13]Асмус. С. 60.

[14] Mateos. Typicon. T. 1. P. 24-35.

[15] Лосева. С. 153, 157, 159; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 33

[16] Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 9.

[17] Там же. С. 157-158.

[18] Типикон. [Т. 1.] С. 163.

[19] Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 328; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 112, 468; Устав. М., 1610. Л. 269, 280; Голубцов. Чиновник Новгородского Софийского собора. С. 27-28.

[20] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 811, 839; Arranz. Typicon. P. 23.

[21] Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 176.

[22] Л. 153.

[23] Успенский. С. 56-57.

[24] Булгаков. Настольная книга. [Т. 1.] С. 366; Настольная книга священника. 1998. С. 106-107.

[25] Van Tongeren. P. 41-77.

[26] van Tongeren. P. 253-298.

[27] Типикон, л. 88.

[28] Но если от недели Всех святых и до недели Мытаря и фари­сея скажется больше 32-х недель, то рядовые Апостол и Евангелие перенесем на те недели.

[29] Указание об этом см. в служебном Евангелии и Апостоле, а также в Типиконе (под 8, 13, 15 и 21 сентября). В неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвиже­нии на литургии рядовые Апостол и Евангелие будут чи­таться в том случае, если не будет отступки.

[30] Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне. Прп. Косма, придя в Антиохию на праздник Воздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей 9-й песни (Скабалланович. С. 87-88; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 241-242).

[31] См. «Месяцеслов Троице-Сергиевой Лавры».

[32] Никольский. С. 580-583.

[33] См.: Типикон, пос­лед. 14 сентября и гл. 33.

[34] Скабалланович. С. 164.

[35] Известен по приложению к греч. служебному Евангелию X-XI вв. Sinait. gr. 210 и по рукописи IX-X вв. Sinait. gr. 1598 (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 196-197), отражает смешанную традицию, основанную на Студийском уставе, кафедральном к-польском песненном последовании и отчасти древней иерусалимской богослужебной практике.

[36] Таблетки (или полотенца) – представляющие собой аналойные иконы, это особая техника подготовки и изготовления икон. Иконы, написанные на двух сторонах сложенного вдвое и загрунтованного под живопись холста, именовались в Древней Руси «полотенцами». Их комплекты составляли обязательную принадлежность соборных церквей, что было связано с их богослужебным употреблением в течение всего года. Наиболее ранними из сохранившихся таблеток считаются серии из новгородского Софийского собора и Троице-Сергиевой лавры.

Наши рекомендации