Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения
Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.
После события Обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память Освящения (Обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.
Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н. Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов Воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковноную особенность праздничного богослужения».
Так, уже в иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.
В грузинском переводе Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на святом Престоле.
Сам чин включал в себя три воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй».
После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на святой престол и начинали Божественную литургию.
По крайней мере к VI веку чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о третьем воздвижении, что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина.
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Св. Софии чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй» это повторялось трижды.
В Типиконах студийской традиции чин Воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света).
В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй».
Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. σπιθαμή, ок. 20 см).
В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.
Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью праздничного богослужения 14 сентября. В состав служащего духовенства может входить как Патриарх с сонмом духовенства, так и священник с диаконом. В частности, в ответ на вопрос еп. Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешали возглавлять этот чин игумену, а не только архиерею, а свт. Киприан Московский († 1406) в послании 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в этот день Крест до́лжно воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник (видимо, духовенство смущал вопрос о совершении чина без диакона[21]). Но в монастырском Типиконе нач. XVII в. отмечено, что чин воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других – только в те годы, когда Воздвижение приходится на субботу или воскресенье.
В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах совершается лишь поклонение Кресту по чину Крестопоклонной недели[22]. Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. По мнению Н. Д. Успенского, появление этого указания связано с неправильным пониманием фразы греческих Типиконов совершать земные поклоны перед Крестом в любой день, «даже в субботу или воскресенье»[23]. В настоящее время в Русской Церкви чин воздвижения Креста совершается только в соборах, а в монастырях и на приходах – лишь с благословения правящего архиерея; в совр. греч. практике, напротив, может совершаться во всех храмах без исключения.
Несмотря на предписание Иерусалимского устава преклоняться при воздвижении Креста почти до земли, в России в кон. XIX – нач. XX в. иногда привязывали к Кресту длинные ленты и довольствовались прикосновением к земле только этих лент, почти не склоняясь при этом; эта практика подвергалась осуждению[24].