Топонимы, хозяйственная деятельность
Свято-Владимирский скит
(Ирина Анатольевна Матвеева. Июнь 2012).
Местность
Место, в котором располагается скит, имело в разное время разные названия. Это мыс между двумя заливами озера Сисиярви. По одну сторону (справа от вас) — залив Кукко, Куккинский. А по другую сторону — канал, который в XIX в. получил название канал Кирпичный.
Валаамский архипелаг интересен и визуально приятен тем, что имеет большое количество вариантов ландшафтов (более 400 ландшафтных фаций). Этот уголок Валаама более всего напоминает среднюю полосу России. Наша страна большая, есть самые разные климатические природные регионы, природные, но типичный ландшафт Валаама — скалы, сосны, ладожские волны — все это у русского человека обычно ассоциировалось с Финляндией. Но если сказать «Россия», то в сознании скорее всплывут не степи причерноморские, не горы Северного Кавказа, не скалы Финляндии, а средняя полоса России: Ока, верховье Дона — леса, луговины… И здесь тоже можно наблюдать «русскую местность» — с березками, лужайками, а вместо реки — Куккинский залив.
Здесь на поверхность выходят осадочные породы. До того, как образовалась Нева 2/3 острова Валаам находилась под водой Ладожского озера. Когда произошел сброс воды через Неву, то низины, представляющие собою дно озера, вышли на поверхность. Поэтому на Валааме есть низкие места, сложенные осадочными породами. Прежде всего это голубые глины.
Топонимы, хозяйственная деятельность
У исследователей Валаама есть предположение, что в этом месте, не столь отдаленном от ЦУ, ещё в Средние Века были пашни.
Само название «Кукко» скорее всего восходит к саамскому (1) «длинный», «узкий». Но есть и другое предположение – версия Смирновой-Ярового, название происходит от фамилии проживавших здесь людей — Куккони. Это были крестьяне, жившие здесь в период, когда не было монастыря. т.е. во времена «шведского запустения».
В советское время это место называли «Иванов хутор». Что за Иван — неизвестно. В советское время здесь любили устраивать пикники, потому что и водичка рядом, и место ровное.
То есть место было обжито использовалось давно.
Когда эти земли возвратились в состав Российской Империи, возродился монастырь, начали описывать угодья, то это место значилось в описаниях как пахотные угодья.
При игумене Назарии, когда началось производство кирпича, то оно было тоже здесь, где-то неподалеку, несколько смещено к Кирпичному каналу: было два кирпичных заводика, представляющих собою довольно примитивные (в современном понимании) печи для обжига.
После 1989 г. сюда ходили за земляникой, место было довольно дикое.
______
(1) Саамы — лопари, лапландцы (самоназвание саами), народ, живущий в на Кольском полуострове, в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии. Саамский язык относится к финно-угорской семье языков, в которой составляет особую ветвь.
Строительство скита
Когда монастырь возродился, то особую роль в этом сыграл патриарх Алексей II. Он Валаам любил, частенько сюда приезжал, но жить ему было здесь негде. Патриарх жил на круизном теплоходе. Потому что в гостиницах Валаама душ и туалет — в конце коридора, что не подходило его возрасту и статусу. У настоятеля монастыря, тогда ещё архимандрита, Панкратия и в окружении самого Святейшего, государственных лиц, возникла мысль о том, что на Валааме нужно построить патриаршию резиденцию, где бы Святейший мог спокойно жить и отдыхать. И для этой цели было выбрано место «Иванов хутор».
Закладной камень на месте скитского комплекса был заложен в 2006 г. самим патриархом Алексием. Самому Святейшему это место очень нравилось, он любил здесь собирать грибы. И для человека с больными ногами здесь удобно передвигаться.
Проект храма выполнила уже хорошо к тому времени на Валааме известная мастерская, которая официально называется «Товарищество реставраторов Андрея Анисимова». Андрей Альбертович Анисимов — московский художник-реставратор. С конца 80-х гг. у него сложился коллектив сотрудников, которые работают в самых разных направлениях: прежде всего, архитекторы, иконописцы, дизайнеры. Ими выполнен целый ряд новых построек и реставрация старых. Из новых наиболее известны храм Воскресения Христова в Переделкино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Одинцово под Москвой - сейчас уже более 20 храмов построено ими.
На Валааме они разработали декор нижнего храма Воскресенского скита, оформление Валаамской часовни.
Задумали построить храм в честь св. равноап. кн. Владимира, потому что завершение строительства планировалось к 2008 году, когда РПЦ отмечала 1020 Крещения Руси , «а вовсе не в честь В.В. Путина».
____
«Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. А скит в честь крестившего Русь святого князя Владимира освящается в год 1020-летия Крещения Руси» (Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий).
_____
Храм задумывали трехпрестольным, то есть еще два придела. Планировалось построить только храм, а вокруг - корпуса патриаршей резиденции и хозяйственные постройки. Но в процессе проектирования Анисимов решил от этой идеи немного отойти и построить храмовый комплекс.
В эстетической концепциии А. А. Анисимов руководствовался тем, что долгие годы в России была традиция храмового зодчества. Она развивалась поступательно. Иногда с сильнейшими изломами, как в Петровское время, но в целом поступательно. Потом она была насильственно прервана на долгие годы, и сейчас нужно с чего-то начинать. Анисимов считает, что начинать нужно с того, на чем было прервано А это было время начала XX в. – русский модерн. Замечательный образец этого направления на Валааме — храм Смоленского скита. Вдохновители Анисимова — Алексей Викторович Щусев (Марфо-Мариинская обитель в Москве), Владимир Александрович Покровский (Фёдоровский городок в Петербурге), Виктор Михайлович Васнецов (по его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902).
__________
Анисимов: «Этот храм — выражение моего отношения к Валааму» : беседа с главным архитектором храмового комплекса Князь-Владимирского скита Андреем Альбертовичем Анисимовым // Свет Валаама. — 2008. — №7-8 (19-20).:
«…Идея у Владыки была – построить на Валааме храм князя Владимира в стиле владимирской архитектурына том месте, где был Святейшим установлен крест и заложен храм. …здания должны были быть разбросаны по территории. …Я сразу, честно сказать, не очень представлял, как в эту природу и архитектуру Валаама и, вообще, в карельский пейзаж может вписаться владимирский храм. Сложная задача, практически неисполнимая – совершенно другая стилистика, все совершенно другое…». Проектировали и в новгородском стиле. Хотели отказаться от шатра. Но был утвержден шатровый проект. «Зимой, по приглашению Владыки, я приехал на Валаам. Мы походили, все посмотрели, я сел в келье, и в результате за три дня мы с владыкой придумали этот эскиз, который впоследствии и был воплощен». Епископ Панкратий принимал непосредственное участие в подготовке проекта: «Он искал более точные формы. Например, корректировал форму медных главок. В резьбе над Спасом искал сочетание тонировок».
«Эскиз за сутки создавался здесь, на острове, в келье. Я думаю, что в Москве я бы так не нарисовал».
«Мне трудно сказать, какой стиль. Я знаю, на что я не смотрю. Я не смотрю на барокко, на классику, на всякие там рококо и ампиры. Это – не мое. Синтеза в своем стиле я не вижу. Синтез из чего? Мне кажется, что здесь все достаточно органично. Шатровая архитектура. Дело в том, что, если строить весь комплекс одинаковым, он скучный будет. Тоска неимоверная. Вот как, например, возникали комплексы древних храмов? Один храм построили. Потом к нему другой пристроили, потом еще, потом колокольню… Так он и растет. И он весь разный… И этот тоже разный. Сначала решили, что будет храм. Потом, что будут приделы. Потом я придумал эти ворота, потом Владыка сказал, давайте сделаем веранду. По противопожарным нормам потребовалась лестница между корпусами. Ни галереи, ни лестницы в первоначальном проекте не было, но по пожарным нормам прямая эвакуация должна быть из храма Всех Святых. Значит, придется лестницу делать».
«Ходишь вокруг храма и получаешь все время новые эмоции. Суровые монастырские врата – крепостная архитектура. С другой стороны – что-то радостное. С восточной стороны, вообще, неприступная крепость. У меня было желание показать, что это неприступная крепость, что резиденция Патриарха защищена. Чтобы было ощущение защищенности за стеной, спокойствие монастырское».
«…Я хотел бы рассказать историю появления ворот. Это как раз то, на чем я настаивал. Владыка долго говорил: «Ну, зачем нам в чистом поле ворота? Чистое поле, и вдруг ворота». Я не знал, что ответить, но почему-то хотелось, чтобы Святейший въезжал именно в ворота. Владыка спросил: «А что же тогда у нас будет над воротами?» Решили устроить баптисторий.
Собственно строительство заняло год и три месяца чистого времени.
Храмовый комплекс
Храмовый комплекс состоит и из келейных помещения и музей (в цокольном этаже), и трапезной с кухней (тоже в цокольном этаже), помещения для иконописцев под крышей (до этого иконописцы работали в чердачных помещениях Санкт-Петербургского подворья).
За комплексом скита, в котором проживает братия, располагаются корпуса патриаршей и президентской резиденции. Они выполнены в другой стилистике. Их проектировал не Анисимов.
Увенчан храм шатром в 47 м над главным престолом. Два придела. Братский освящен в честь Всех русских святых.
Третий планировалось освятить в честь мученицы Людмилы Чешской, «или другой мученицы, поскольку мученический подвиг Валааму очень близок и сроден». Но в процессе росписи этот придел было решено посвятить женскому служению в Церкви. Храм расписывали иконописцы Николай и Наталья Богдановы. Придел женский расписывала Наталья. И пока она сидела на стенах, ей пришла мысль, что есть миф – образ Валаама – что это суровый северный мужской монастырь. Но уже все изменилось. Сейчас уже не такой уж он стал строгий и не такой уж мужской. Здесь несет свое служение огромное количество женщин - постоянно, или приезжают – но отдают свою любовь и силы. Поэтому было решено в этом году (2012), что это будет придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. (Освящен в 2013 году, если не ошибаюсь – Марфа.)
________
«Центральный храм – Владимирский. Слева, с маленькой главкой, совсем маленький, как домовый – храм мученицы Людмилы [так планировалось сначала, потом передумали и освятили в честь Покрова Божией Матери]. Дальше переходик, там – раздевалка и крестильня. Справа от центрального храма – храм Всех Святых и келейный корпус. Внизу – трапезная, веранда; наверху, в три окна – келия начальника скита, а над ней – иконописная мастерская» (Интервью Анисимова).
_________
Внешнее убранство
Декор тоже разработан мастерской Анисимова.
Внешнее убранство: фрагменты майолики., резьба по камню, роспись.
Главный вход – западный. Напротив – резиденции патриарха и президента (одна за другой).
_____________
Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) — изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. …В Древней Руси М. была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). …18 в.: см. Гжельская керамика. В декоративной М. на рубеже 19 — 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники…. В современной художественной практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Насельники
На сегодняшний день в скиту проживает 5-6 человек братии. Из них 4 – члены валаамской иконописной мастерской. Руководит ими Иеромонах Сергий (Хмелевский), он же скитоначальник. Это один из немногих братьев, которые живут на Валааме уже очень давно, около 20 лет.
Восточная часть
За иконостасом — большая композиция «Причащение апостолов» (алтарную апсиду расписывала братия валаамской иконописной мастерской во главе с о. Сергием). Выше — «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Алтарная часть отделена от основного пространства иконостасом выполненном из Владимирского известняка.
Анисимов: «Даже я такого большого каменного иконостаса в византийском стиле, который мы спланировали, с такой пышной резьбой, ни в дореволюционной России, ни в наше время не припомню. Формы всех завершений иконостаса повторяют форму главного входа, это было уже в первых эскизах, но он не был такой громадный».
Есть в русской культуре устойчивое выражение «Москва белокаменная». Москва белокаменная тоже была выполнена из этого белого камня. Его во Владимирской области много, легко добывается и легок в обработке.
Здесь интересно колористическое решение: камень оттонирован зеленой краской. Уже готовый иконостас был смонтирован на Валааме. Сверху камень покрывался приятным, деликатным, серовато-зелёным колером. И потом шкуркой зачищался. Так что получалось, что краска только в углублениях, а выступающие места беленькие.
Иконы писались художниками Фонда Андрея Рублева в Москве. (Фонд мастерской Андрея Анисимова дружественный.)
Хорос делали в Москве (проект Анисимова). Конкретное изготовление — ?
_________________
Дополнение:
Церковно-славянской вязью на иконостасе вырезаны слова:
На Царских вратах: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко спаса родила еси душ наших».
По всей ширине иконостаса(стихиры новомученикам из службы Новомученикам и исповедникам российским):
Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави.
Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли.
Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся.
«Книга» слева (из службы 6-го часа): «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе».
«Книга» справа (из Пасхального канона Иоанна Дамаскина): «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение»
Верхняя часть храма
Не часто встречается такое решение. Обычно шатры зашиваются т.наз. «небом» (потолком). Здесь шатер оставлен открытым. Он имеет прорезные окошечки и весь расписан.
Там, где «небо» - архангелы. Чуть ниже – 12 апостолов. В парусах – евангелисты. По желанию братии в храме на стенах находятся изображения БМ, особо почитаемые в России: Казанская, Тихвинская, Владимирская, «Знамение», Федоровская, Толгская… - всего 8 наиболее чтимых икон.
Баптистерий
При этом храме есть еще и баптистерий. Коридорчик, ведущий в баптистерий, имеет вход в раздевалку.
Когда монастырь возродился, то всех крестили в Ладоге или Сисиярве. Особо не церемонились.
Сюжеты: Крещение Господне и образ Божией Матери «Живоносный источник». К Живоносному Источнику устремляются люди с искривленными позвоночниками, слепые (глазки закрыты)… - и получают исцеление. Разнообразные социальные категории византийских граждан.
На западной стене — «шпаргалка». Поскольку крещаемый должен читать Символ веры. Тут его текст – чтобы случайно не опростоволосился. Особенно если крестят ребеночка, а крестным выступает какой-нибудь министр, который Символ Веры не помнит.
На иконе Крещения на рыбке уплывает дух реки. По языческим представлениям греков (а иконография формировалась у греков; евреи ничего не рисовали, в плане пластических искусств это народ не самый талантливый), все стихии населены духами: духи воды, духи местности. Это не демоны в нашем понимании, то есть это не падшие ангелы, но эти существа не носят никакой положительной окраски. Когда Господь вошел в воду Иорданскую, в водную стихию, эти несчастные существишки бросились в рассыпную. Вода освятилась Христом, Богом Живым. А то, что раньше этими стихиями командовало, то погоняет палочкой рыбу: спасайся, кто может. Это символ очищения вод от всего нечистого (в духовном плане).
У корней древа лежит секира: в память слов Крестителя : «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Сотворите же достойный плод покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всяко дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3: 2, 10).
Или речь идет о смоковнице, которая не приносит плода. Покрестился – приноси плод.
Здесь же присутствуют равноапостольные Константин и Елена, выше – апостолы, и в барабане - праотцы.
Келейная часть комплекса
Келейная (братская) часть комплекса включает очень красивые помещения. Там же и прекрасная библиотека, посвященная иконописи. Она составлена из томов, привезенных в т.ч. из Греции, и из книг, купленных на средства благотворителей.
Свято-Владимирский скит
(Ирина Анатольевна Матвеева. Июнь 2012).
Местность
Место, в котором располагается скит, имело в разное время разные названия. Это мыс между двумя заливами озера Сисиярви. По одну сторону (справа от вас) — залив Кукко, Куккинский. А по другую сторону — канал, который в XIX в. получил название канал Кирпичный.
Валаамский архипелаг интересен и визуально приятен тем, что имеет большое количество вариантов ландшафтов (более 400 ландшафтных фаций). Этот уголок Валаама более всего напоминает среднюю полосу России. Наша страна большая, есть самые разные климатические природные регионы, природные, но типичный ландшафт Валаама — скалы, сосны, ладожские волны — все это у русского человека обычно ассоциировалось с Финляндией. Но если сказать «Россия», то в сознании скорее всплывут не степи причерноморские, не горы Северного Кавказа, не скалы Финляндии, а средняя полоса России: Ока, верховье Дона — леса, луговины… И здесь тоже можно наблюдать «русскую местность» — с березками, лужайками, а вместо реки — Куккинский залив.
Здесь на поверхность выходят осадочные породы. До того, как образовалась Нева 2/3 острова Валаам находилась под водой Ладожского озера. Когда произошел сброс воды через Неву, то низины, представляющие собою дно озера, вышли на поверхность. Поэтому на Валааме есть низкие места, сложенные осадочными породами. Прежде всего это голубые глины.
Топонимы, хозяйственная деятельность
У исследователей Валаама есть предположение, что в этом месте, не столь отдаленном от ЦУ, ещё в Средние Века были пашни.
Само название «Кукко» скорее всего восходит к саамскому (1) «длинный», «узкий». Но есть и другое предположение – версия Смирновой-Ярового, название происходит от фамилии проживавших здесь людей — Куккони. Это были крестьяне, жившие здесь в период, когда не было монастыря. т.е. во времена «шведского запустения».
В советское время это место называли «Иванов хутор». Что за Иван — неизвестно. В советское время здесь любили устраивать пикники, потому что и водичка рядом, и место ровное.
То есть место было обжито использовалось давно.
Когда эти земли возвратились в состав Российской Империи, возродился монастырь, начали описывать угодья, то это место значилось в описаниях как пахотные угодья.
При игумене Назарии, когда началось производство кирпича, то оно было тоже здесь, где-то неподалеку, несколько смещено к Кирпичному каналу: было два кирпичных заводика, представляющих собою довольно примитивные (в современном понимании) печи для обжига.
После 1989 г. сюда ходили за земляникой, место было довольно дикое.
______
(1) Саамы — лопари, лапландцы (самоназвание саами), народ, живущий в на Кольском полуострове, в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии. Саамский язык относится к финно-угорской семье языков, в которой составляет особую ветвь.
Строительство скита
Когда монастырь возродился, то особую роль в этом сыграл патриарх Алексей II. Он Валаам любил, частенько сюда приезжал, но жить ему было здесь негде. Патриарх жил на круизном теплоходе. Потому что в гостиницах Валаама душ и туалет — в конце коридора, что не подходило его возрасту и статусу. У настоятеля монастыря, тогда ещё архимандрита, Панкратия и в окружении самого Святейшего, государственных лиц, возникла мысль о том, что на Валааме нужно построить патриаршию резиденцию, где бы Святейший мог спокойно жить и отдыхать. И для этой цели было выбрано место «Иванов хутор».
Закладной камень на месте скитского комплекса был заложен в 2006 г. самим патриархом Алексием. Самому Святейшему это место очень нравилось, он любил здесь собирать грибы. И для человека с больными ногами здесь удобно передвигаться.
Проект храма выполнила уже хорошо к тому времени на Валааме известная мастерская, которая официально называется «Товарищество реставраторов Андрея Анисимова». Андрей Альбертович Анисимов — московский художник-реставратор. С конца 80-х гг. у него сложился коллектив сотрудников, которые работают в самых разных направлениях: прежде всего, архитекторы, иконописцы, дизайнеры. Ими выполнен целый ряд новых построек и реставрация старых. Из новых наиболее известны храм Воскресения Христова в Переделкино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Одинцово под Москвой - сейчас уже более 20 храмов построено ими.
На Валааме они разработали декор нижнего храма Воскресенского скита, оформление Валаамской часовни.
Задумали построить храм в честь св. равноап. кн. Владимира, потому что завершение строительства планировалось к 2008 году, когда РПЦ отмечала 1020 Крещения Руси , «а вовсе не в честь В.В. Путина».
____
«Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. А скит в честь крестившего Русь святого князя Владимира освящается в год 1020-летия Крещения Руси» (Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий).
_____
Храм задумывали трехпрестольным, то есть еще два придела. Планировалось построить только храм, а вокруг - корпуса патриаршей резиденции и хозяйственные постройки. Но в процессе проектирования Анисимов решил от этой идеи немного отойти и построить храмовый комплекс.
В эстетической концепциии А. А. Анисимов руководствовался тем, что долгие годы в России была традиция храмового зодчества. Она развивалась поступательно. Иногда с сильнейшими изломами, как в Петровское время, но в целом поступательно. Потом она была насильственно прервана на долгие годы, и сейчас нужно с чего-то начинать. Анисимов считает, что начинать нужно с того, на чем было прервано А это было время начала XX в. – русский модерн. Замечательный образец этого направления на Валааме — храм Смоленского скита. Вдохновители Анисимова — Алексей Викторович Щусев (Марфо-Мариинская обитель в Москве), Владимир Александрович Покровский (Фёдоровский городок в Петербурге), Виктор Михайлович Васнецов (по его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902).
__________
Анисимов: «Этот храм — выражение моего отношения к Валааму» : беседа с главным архитектором храмового комплекса Князь-Владимирского скита Андреем Альбертовичем Анисимовым // Свет Валаама. — 2008. — №7-8 (19-20).:
«…Идея у Владыки была – построить на Валааме храм князя Владимира в стиле владимирской архитектурына том месте, где был Святейшим установлен крест и заложен храм. …здания должны были быть разбросаны по территории. …Я сразу, честно сказать, не очень представлял, как в эту природу и архитектуру Валаама и, вообще, в карельский пейзаж может вписаться владимирский храм. Сложная задача, практически неисполнимая – совершенно другая стилистика, все совершенно другое…». Проектировали и в новгородском стиле. Хотели отказаться от шатра. Но был утвержден шатровый проект. «Зимой, по приглашению Владыки, я приехал на Валаам. Мы походили, все посмотрели, я сел в келье, и в результате за три дня мы с владыкой придумали этот эскиз, который впоследствии и был воплощен». Епископ Панкратий принимал непосредственное участие в подготовке проекта: «Он искал более точные формы. Например, корректировал форму медных главок. В резьбе над Спасом искал сочетание тонировок».
«Эскиз за сутки создавался здесь, на острове, в келье. Я думаю, что в Москве я бы так не нарисовал».
«Мне трудно сказать, какой стиль. Я знаю, на что я не смотрю. Я не смотрю на барокко, на классику, на всякие там рококо и ампиры. Это – не мое. Синтеза в своем стиле я не вижу. Синтез из чего? Мне кажется, что здесь все достаточно органично. Шатровая архитектура. Дело в том, что, если строить весь комплекс одинаковым, он скучный будет. Тоска неимоверная. Вот как, например, возникали комплексы древних храмов? Один храм построили. Потом к нему другой пристроили, потом еще, потом колокольню… Так он и растет. И он весь разный… И этот тоже разный. Сначала решили, что будет храм. Потом, что будут приделы. Потом я придумал эти ворота, потом Владыка сказал, давайте сделаем веранду. По противопожарным нормам потребовалась лестница между корпусами. Ни галереи, ни лестницы в первоначальном проекте не было, но по пожарным нормам прямая эвакуация должна быть из храма Всех Святых. Значит, придется лестницу делать».
«Ходишь вокруг храма и получаешь все время новые эмоции. Суровые монастырские врата – крепостная архитектура. С другой стороны – что-то радостное. С восточной стороны, вообще, неприступная крепость. У меня было желание показать, что это неприступная крепость, что резиденция Патриарха защищена. Чтобы было ощущение защищенности за стеной, спокойствие монастырское».
«…Я хотел бы рассказать историю появления ворот. Это как раз то, на чем я настаивал. Владыка долго говорил: «Ну, зачем нам в чистом поле ворота? Чистое поле, и вдруг ворота». Я не знал, что ответить, но почему-то хотелось, чтобы Святейший въезжал именно в ворота. Владыка спросил: «А что же тогда у нас будет над воротами?» Решили устроить баптисторий.
Собственно строительство заняло год и три месяца чистого времени.
Храмовый комплекс
Храмовый комплекс состоит и из келейных помещения и музей (в цокольном этаже), и трапезной с кухней (тоже в цокольном этаже), помещения для иконописцев под крышей (до этого иконописцы работали в чердачных помещениях Санкт-Петербургского подворья).
За комплексом скита, в котором проживает братия, располагаются корпуса патриаршей и президентской резиденции. Они выполнены в другой стилистике. Их проектировал не Анисимов.
Увенчан храм шатром в 47 м над главным престолом. Два придела. Братский освящен в честь Всех русских святых.
Третий планировалось освятить в честь мученицы Людмилы Чешской, «или другой мученицы, поскольку мученический подвиг Валааму очень близок и сроден». Но в процессе росписи этот придел было решено посвятить женскому служению в Церкви. Храм расписывали иконописцы Николай и Наталья Богдановы. Придел женский расписывала Наталья. И пока она сидела на стенах, ей пришла мысль, что есть миф – образ Валаама – что это суровый северный мужской монастырь. Но уже все изменилось. Сейчас уже не такой уж он стал строгий и не такой уж мужской. Здесь несет свое служение огромное количество женщин - постоянно, или приезжают – но отдают свою любовь и силы. Поэтому было решено в этом году (2012), что это будет придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. (Освящен в 2013 году, если не ошибаюсь – Марфа.)
________
«Центральный храм – Владимирский. Слева, с маленькой главкой, совсем маленький, как домовый – храм мученицы Людмилы [так планировалось сначала, потом передумали и освятили в честь Покрова Божией Матери]. Дальше переходик, там – раздевалка и крестильня. Справа от центрального храма – храм Всех Святых и келейный корпус. Внизу – трапезная, веранда; наверху, в три окна – келия начальника скита, а над ней – иконописная мастерская» (Интервью Анисимова).
_________
Внешнее убранство
Декор тоже разработан мастерской Анисимова.
Внешнее убранство: фрагменты майолики., резьба по камню, роспись.
Главный вход – западный. Напротив – резиденции патриарха и президента (одна за другой).
_____________
Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) — изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. …В Древней Руси М. была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). …18 в.: см. Гжельская керамика. В декоративной М. на рубеже 19 — 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники…. В современной художественной практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Насельники
На сегодняшний день в скиту проживает 5-6 человек братии. Из них 4 – члены валаамской иконописной мастерской. Руководит ими Иеромонах Сергий (Хмелевский), он же скитоначальник. Это один из немногих братьев, которые живут на Валааме уже очень давно, около 20 лет.