Будьте целеустремленными. Посвятите свою жить тем, кого Бог дает вам в новую церковь, иначе очень ценные люди могут уйти от вас.
Занесите их имена в список и привлеките их тогда, когда начнет действовать ваша новая церковь.
3. От двери к двери. Сообщения об использовании методов создания ядра от двери к двери очень разнообразны. В некоторых случаях это чудесно работает, а для других такой метод неприменим, а между этими двумя позициями есть иные варианты. Почему? Существует несколько переменных, которые уже известны, и, несомненно, многие другие, которые еще ждут своего открытия. Личность человека, который ходит по домам, это главный фактор, как знают компании, работающие по этому методу. Другой фактор - соответствие данной личности той аудитории, с которой он собирается работать. Могу представить, например, какого успеха я добился бы, если бы ходил от двери к двери в Иране. В самом окружении царит другой общественный климат. В некоторых районах жители очень не любят, когда в их двери стучатся незнакомые люди, поэтому они живут на огороженной территории, куда можно проникнуть только по чип-картам.
Наиболее плодотворной и способствующей увеличению эффективности метода от двери к двери представляется концепция, принятая в области торговли недвижимостью, которая называется «обработка участка». Это значит, что вместо того, чтобы стучать в каждую дверь в городе хотя бы по одному разу, лучше сосредоточить свои усилия на ограниченном участке города, где вы можете стучать в одну и ту же дверь раз за разом. Одна церковь в Сан-Хосе, штат Калифорния, опробовала метод обработки участка в течение шести месяцев, после чего в церковь пришли пятьдесят новых семей, семь из которых стали членами церкви, и количество прихожан значительно выросло.
Через повторные контакты и маленькие подарки, которые вы оставляете после каждого визита, пастор становится знакомым, а затем и другом для многих людей. Если они не начинают ходить в церковь, но в их жизни возникает что-то такое, когда они чувствуют, что им нужна церковь, то они знают, где ее искать. Хорошо оставить привлекательные брошюры, описывающие церковь. В одной книге по недвижимости, которую я прочитал, также предлагаются следующие предметы в качестве маленьких презентов: бумага для заметок, пластиковые подставки для стаканов, карандаши, ручки, рожок для обуви, прихватки кухонные - и на всех написаны название церкви, ее адрес и номер телефона. Такая продукция может быть совсем дешевой, но это очень хорошее вложение из евангелизационного бюджета.
4. Молитва от двери к двери. Впервые я услышал о такой молитве для охвата неверующих, когда изучал «план Росарио», начатый Эдгардо Сильвозо в Росарио. Аргентина, в 1976 году. Пастор назарян Бруно Раджески в нескольких районах города организовал собрания домашней молитвенной группы. Он учил своих людей ходить от двери к двери, по всем районам за полчаса до молитвенного собрания и собирать в семьях молитвенные нужды, чтобы позже молиться о них в таком-то доме по такой-то улице. На следующей неделе они опять приходили в эти семьи, чтобы увидеть, как ответил Бог, и чтобы собрать новые молитвенные просьбы. Они обнаружили, что люди намного более открыты для такого рода служения, чем, если бы их приглашали в церковь па собрание или рассказывали бы о четырех духовных законах.
Мой друг Хуан Агосто, который во время учебы в Фуллеровской семинарии служил пастором испанской церкви, у себя на родине использовал этот метод с очень хорошими результатами. Его церковь стала центром распространения гуманитарной помощи в виде сыра и меда. Жители района, пришедшие получить свою норму, должны были оставить свои имена, адреса и номера телефонов, а также имена членов своих семей. В среду вечером перед обычным молитвенным собранием Агосто отправил команды по два-три человека к семьям, которые получили продукты. Члены молитвенной группы спрашивали людей об их молитвенных нуждах, чтобы церковь помолилась о них в тот же вечер. На данный момент эта церковь переросла свое здание и планирует переехать в здание большего размера.
5. Детские мероприятия. Финансирование и поддержка детских мероприятий, которые планируются специально для того чтобы привлечь родителей, доказали свою эффективность в строительстве ядра новой церкви. Я уже говорил, что южнобаптистские верующие использовали студентов колледжей во время летних каникул, чтобы насадить новые церкви. Один из методов заключается в организации летних библейских школ в районе. Многие родители будут рады отдать своих детей, чтобы тех заняли хотя бы на пару недель, и, поскольку библейские школы находятся в их районе, они легко доверятся им. Конечно, сами дети получают много пользы от этих занятий, некоторые из них принимают Иисуса как своего личного Спасителя. Но более того, поскольку это событие нацелено на созидание ядра, то на заключительном этапе в школу приглашают родителей, после чего они обычно открыты для последующих посещений и служения. Некоторые из них решают стать христианами и присоединяются к новой церкви.
Один мой друг, решивший начать новую церковь в Колорадо-Спрингс, использовал довольно простую, но очень эффективную технику для того чтобы войти в тесный контакт с родителями детей младшего возраста в районе своего служения. Он арендовал физкультурный зал в начальной школе на субботу и устроил детскую ярмарку. Он украсил зал воздушными шарами, вымпелами и длинными развевающимися лентами и плакатами.
Он включил в программу ярмарки несколько развлекательных игр, во время одной, например, нужно было подбрасывать вверх мокрую губку, чтобы попасть ею в лицо пастора, выглядывавшее из отверстия в панели. Музыка, закуски и прохладительные напитки дополнили развлечения для детей и их родителей. Это мероприятие проводилось, когда был популярным Черный Плащ, поэтому один доброволец нарядился, как этот персонаж, и все дети могли бесплатно сфотографироваться с ним. Родители оставили свои имена и адреса, и через неделю пастор пришел к ним с бесплатной фотографией. Так естественно были налажены личные связи с большим количеством людей.
Особые события и реклама
6. Мероприятия для взрослых. Еще один способ привлечения людей в ядро состоит в организации особых событий запланированных для удовлетворения нужд взрослых. Чтобы сделать это хорошо, сначала нужно продумать, какие нужды имеют взрослые, проживающие в районе вашего возможного служения. Ваши исследования обоснованности открытия церкви должны выявить многие нужды, если исследования достаточно глубоки. Но еще важнее получить обзор мнений вашей потенциальной аудитории, о чем я подробно буду говорить в последующей главе.
Мой друг Марк Платт, руководящий насаждением церквей консервативных баптистов в Северной Калифорнии, часто сосредоточивает свои усилия на послевоенном поколении как на потенциальных членах ядра. В его районе очень высокий уровень разводов, и молодые люди хотят, чтобы их семейная жизнь была более стабильной и полноценной. Поэтому Платт, зная об этой нужде, провел серию семинаров о семье и браке, чтобы наладить связи со взрослыми для строительства ядра новой церкви.
Впервые я встретился с Джоном Уимбером, когда он был пастором квакерской церкви в середине семидесятых годов. Он рассказал мне, что изучал молодые женатые пары в районе своего служения и обнаружил, что проблемой номер один было желание молодых матерей приучить детей к горшку. Поэтому он пригласил детского психолога, который был экспертом в этом деле, и финансировал семинар с его участием. Он развесил красочные объявления на улицах, в прачечных, в продовольственных и универсальных магазинах. Пришли многие, заплатили 5 долларов и заполнили регистрационные карточки с именами и адресами. После семинара члены свангелизациоиной команды Уимбера навестили их, и в результате в церковь пришли несколько семей. Как говорит Роберт Шуллер: «Секрет успеха - найти нужду и удовлетворить се».
7. Крусейды по церковному насаждению. Для многих из нас трудно связать между собой евангелизационные крусейды с насаждением церквей, потому что мы привыкли к моделям, которые не предполагают умножение церквей. Недавно, однако, крусейды стали применять с хорошими результатами и в целях насаждения церквей.
Мой друг Эдгардо Сильвозо из церкви Евангелизма жатвы — один из пионеров такого рода служения, которое проводится в соответствии с традиционной межденоминационной формой. Весьма существенно то, что главный упор в этом общегородском евангелизационном крусейде делается на насаждении церквей. Большая часть предварительной подготовки и обучения направлена на развитие ядра новых церквей во всем городе. Теперь, когда появляются новые обращенные, их сразу направляют в уже сформированные ядра, которые, в свою очередь, становятся новыми церквями. Он сделал это несколько лет назад в Росарио, Аргентина, и в своем недавнем крусейде, нацеленном на город Ресистенсия в Аргентине, где Сильвозо надеется увидеть четыреста новых церквей.
Чаще крусейды использовались для того, чтобы насадить одну поместную церковь, а не множество межденоминационных церквей. Адвентисты седьмого дня делали так долгое время. Многие пятидесятники и другие верующие тоже используют такой подход. Обычно рядом с будущей церковью они ставят палатку и проводят вечерние евангелизационные собрания в течение нескольких недель или месяцев. Затем в разнос время организуются специальные собрания для работы с новообращенными и введения их в ядро новой церкви. Миссионер-евангелист Дэвид Гудвин из Ассамблей Бога написал отличную книгу о крусейдах как методах насаждения церквей (David Goodwin. Churcb Planting Methods).
8. Реклама. Реклама, как и метод общения от двери к двери, получает самые различные оценки. Один пастор рассказывал мне следующее: «Мы можем потратить на рекламу целое состояние, но в результате ничего не получаем». Другие, как, например, Рик Уоррен, говорят, что около половины новых людей, которые приходят к ним в церковь, привлечены рекламой. В чем же дело? Если я правильно понимаю, главный секрет здесь заключается в профессионализме. Реклама в настоящее время стала настолько сложной и высокоразвитой индустрией, что любительские попытки не приведут ни к чему, кроме провала. Для созидания ядра используются в основном три вида рекламы на коммерческой основе: реклама в прессе рекламные почтовые отправления и реклама по телефону.
О рекламе по телефону я буду говорить в отдельном разделе, а здесь давайте рассмотрим первые два вида рекламы.
Честно говоря, у меня нет никаких данных о рекламе в прессе. Исследования показывают, что реклама церквей на религиозной страничке в субботних газетах более действует как моральная поддержка для членов церкви, чем попытка привлечь в церковь неверующих людей. Если речь не идет о каких-то специальных событиях, то реклама в прессе, как правило, создает имидж церкви, и ее результаты очень трудно оценить. Если вы хотите использовать рекламу в прессе для неверующих, то постарайтесь найти самых лучших профессионалов в этой области и не публикуйте свои объявления в субботних газетах.
Христианский и миссионерский союз поставил, как я думаю, национальный рекорд в пасхальное воскресенье 1987 года, открыв в тот день сто одну церковь. Самая большая из них находится в Кайзере, штат Орегон, и внес тогда пришли триста два человека. Самая маленькая находится в Блэкфуте, штат Айдахо, и в эту церковь пришел двадцать один человек. В Нампе, штат Айдахо, за первые два воскресенья пятьдесят человек обратились к Богу. Эти церкви начались в основном через прямые почтовые отправления. На строительство каждого ядра этих церквей было затрачено в среднем около десяти тысяч долларов, из которых была выплачена заработная плата пастору за три месяца, оплачены почтовые расходы для отправки тридцати тысяч рекламных писем, учитывающих нужды потенциальной аудитории, которая была предварительно отобрана в результате проводившихся исследований. Лидеры ХМС пришли к выводу, что около восьмидесяти процентов тех людей, что пришли в церкви на первое воскресное богослужение, были неверующими.
Очень важно, чтобы содержание ваших писем было правильным и чтобы они были отправлены нужным людям. Здесь особо ценную услугу вам окажет служба Церковной информации и развития (CIDS). Когда вы будете знать, какая из пятидесяти групп с различным образом жизни составляет вашу потенциальную аудиторию, эта служба поможет вам выработать программу прямых почтовых отправлений на основании проведенного ими анализа. В этом случае ваши письма попадут прямо в руки тех, кто принадлежит к выбранному вами сегменту населения.
И, наконец... телефон
9. Реклама по телефону. По причинам, которые легко понять, любое упоминание о рекламе по телефону в кругу пасторов может вызвать только громкий стон. Опросы общественного мнения показали, что для многих американцев самым неприятным моментом представляются неожиданные и раздражающие рекламные или маркетинговые телефонные звонки. Я в числе первых проголосовал бы против них. Однако, если подумать, в таких звонках есть своя необходимость: они все же приносят свои результаты!
Норм Уон из Международного служения по развитию церковного роста (Church Growth Development International) знал это давно. Когда он относительно недавно вручил свою жизнь Иисусу Христу, то спросил Бога, как можно использовать его профессиональный опыт для Царствия Божьего. Бог повел его обратиться к телефонному маркетингу в целях насаждения церкви. Когда в 1985 году он сказал мне, что собирается использовать телефон, чтобы открыть новую церковь, я, как и многие, отнесся к этому скептически. Через несколько месяцев его опытный вариант реализовался — первая церковь уже действовала, и на первом богослужении присутствовало двести шестнадцать человек. С тех пор книга Уона об этом методе (Norm Whan, The Phone's for You\) способствовала насаждению более двух с половиной тысяч межденоминационных церквей по всему региону и даже нескольких церквей за границей. В качестве примера я расскажу о том, как за полтора месяца весной 1989 года пресвитерианская церковь Америки через рекламу по телефону организовала церкви в Милуоки (в первое воскресенье присутствовало сто сорок человек), Бирмингеме (сто восемьдесят один человек), Сакраменто (двести семьдесят человек), Лас-Вегасе (двести восемьдесят человек) и Сан-Диего (триста тридцать восемь человек). В большинстве случаев за два месяца вы будете готовы начать первое богослужение с аудиторией в сто пятьдесят или двести человек. Обычно во второе воскресенье придет примерно половина первого собрания. Это и станет ядром, с которого вы начнете строить свою церковь.
Так действует закон, который Уон называет «законом больших цифр». Было доказано на практике, что, позвонив по телефону двадцати тысячам человек, вы получите список из двух тысяч почтовых адресов, и на первое богослужение придут двести человек. Как только имя человека попадает в ваш почтовый список, он получает пять прямых почтовых отправлений в период подготовки к первому публичному собранию. В статье, опубликованной в журнале «Тайм» (под заголовком «Звонят многим»), была приведена цитата Уона. Он сказал следующее: «Многие служения понимают, как привлечь к себе сельских жителей, но городское население очень неоднородно — это миллионы бедных, безработных, бездомных, а также обеспеченных, богатых людей». Невозможно охватить их всех, но можно охватить многих из тех, которые иначе не услышали бы послания о спасении.
Когда ядро новой церкви растет и развивается, ваше видение, энергия и деятельность все в большей степени будут сосредоточены на дородовом развитии вашего младенца. Когда вы приближаетесь к самому важному моменту, вас, как и будущих родителей, охватывает волнение: приближается рождение вашей новой церкви на ее первом публичном богослужении.
Глава 7
Выход в свет
С того самого момента, когда родилась идея об основании новой церкви, и до момента, когда она становится реальностью, нет важнее того дня, в который проводится первое публичное собрание. В этом заключается причина того, почему мы каждый год и всю жизнь празднуем дни рождения.
Предположим, у вас имеется ядро, которое готово к прыжку, чтобы стать церковью. Но прежде вы должны удостовериться в том, что вы правильно выполнили три очень важных момента: духовный аспект, философия служения и внештатные лидеры.
Духовный аспект
Пора еще раз напомнить самим себе, что насаждение церквей - это духовное предприятие. Настоящая битва происходит не в области демографических данных, обоснований, евангелизационных методик, покупки участка земли или сбора финансов. Настоящая битва происходит в духовной реальности, где сатана сделает все возможное, чтобы помешать новой церкви с самого начала. Вот почему так важно для духовного тонуса оставаться на вершине, когда придет пора первого собрания.
Одно из самых удивительных явлений заключается в том, что люди отвергают Божью любовь. Если бы люди понимали размеры того, что Бог предлагает им в качестве подарка, никто в здравом уме никогда не отказался бы от Бога. Одна из проблем состоит в непонимании того факта, что Бог очень любит людей, и того, что Он сделал для них через Крест. Главная задача сатаны - накинуть покрывало на Евангелие так, чтобы неверующие не поняли его. Во Втором послании к Коринфянам (4:3,4) апостол Павел говорит, что благовествование закрыто для погибающих, для неверующих, «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Наши средства борьбы с этим покрывалом ослепления умов человеческих и их неверия исключительно духовные, а не плотские.
Любовь
Есть несколько измерений в духовной атмосфере ядра, которое в скором времени должно стать церковью. Одно из них — это любовь. Любовь - это сверхъестественный плод Святого Духа. Начальный пункт - любовь к Богу, но я здесь имею в виду в основном любовь членов ядра друг к другу и проявление этой любви в делах.
Для любви очень важно общение. Люди нуждаются в том, чтобы проводить как можно больше времени вместе в ситуациях, где можно расслабиться и открыться друг перед другом. Существует много способов, как это сделать, например, домашние ячейки, воскресные школы для взрослых, церковные трапезы, сборы трех-четырех пар в чьем-нибудь доме, команды служения, семинары и другая деятельность. Но ключ к этому - время. Ничто так не укрепляет дружбу, как время, проведенное вместе.
Однако тут кроется опасность. Дружба может стать такой тесной, что превратится в цель. Koinonia может превратиться в koinonitis, как я указывал в книге о церкви, которая может быть здоровой (Your Church Can Be Healthy). Я думаю, вряд ли вы захотите увидеть в первый день богослужения ядро с Koinonitis. Вновь прибывшие люди почувствуют эти симптомы за километр и поймут, что они здесь никому не нужны. По этой причине любовь к заблудшим — очень ценное качество, достаточно высокое, чтобы отставить в сторону теплые и нежные чувства близости между членами ядра, чтобы обнять вновь прибывших, когда церковь начнет публичные собрания.
Вера
Вера — еще один плод Святого Духа и исключительно важная духовная характеристика ядра, которая тоже должна проявляться. Изъявить желание стать частью новой церкви — уже акт веры, поэтому мы можем твердо предполагать, что члены ядра будут обладать по крайней мере более чем средним уровнем веры. Но это лишь начало. Люди, обладающие верой, достигнут намного больше с помощью Бога и под руководством лидера.
Вера, согласно Посланию к Евреям (1:1), — это сущность и осуществление того, на что мы надеемся. Ядро должно смотреть в будущее, чтобы понять, какой именно хочет увидеть новую церковь Бог, чтобы потом осуществить это видение. Они всем своим сердцем должны верить, что Бог будет использовать их, чтобы творить великие дела в той общине, где они будут трудиться. Они должны знать, что Бог хочет, чтобы они двигались вперед и чтобы врата ада не смогли помешать планам насаждения новой церкви.
На этапе строительства ядра прихожанам придется научиться проявлять свою веру и в финансовых вопросах.
До сих пор я практически не говорил о деньгах, но эту тему нельзя обойти молчанием. Многие из членов ядра, может быть, уже знают, что такое давать десятину и давать помимо десятины. Они должны являть пример для других людей. Библейские принципы даяния должны занять свое место при проведении богослужений, потому что на первых собраниях не следует много говорить о деньгах.