Чем больше я углублялся в сущность принципов церковного роста, тем более твердо убеждался в том, что настоящая битва - духовная битва, и наше главное оружие - молитва.

Планировать служения исцеления или нет, при насаждении повой церкви это зависит от вас. Для кого-то это покажется, может быть, не совсем подходящей идеей. Но есть второй духовный аспект, более универсальный, который может быть немедленно применен, — это молитва.

Молитва

Чем больше я углублялся в сущность принципов церковного роста, тем более твердо убеждался в том, что настоящая битва — духовная битва, и наше главное оружие — молитва.

Большая часть содержания этой книги объясняет, как использовать основные принципы церковного роста для насаждения новой церкви. Я хочу быть в числе первых, кто приветствует практические и технические аспекты роста церкви.

Однако я также хочу быть и среди тех, кто решительно утверждает, что при насаждении церквей никогда не возможно было бы использовать всю технологию в ее максимальном потенциале, не выиграв прежде духовной войны. Мы можем продвигаться вперед хромая, но лучше бежать. Автомобилем можно управлять, если работают три или четыре цилиндра. Но лучше если будут работать все восемь.

Многие технические принципы нашего церковного роста можно использовать для роста ресторанов быстрого питания или страховых компаний, или магазинов шин. Все эти организации могут иметь успех и без молитвы, потому что являются светскими организациями. Церкви же не могут. Иисус сказал: «Я создам Церковь мою» (Мат. 16:18), и Он единственный. Кто, в конечном счете, делает это. Мы инструменты в его руках для исполнения работы. Однако, если мы надеемся быть полезными и эффективными инструментами, мы должны настраиваться на то, что делает Он, и то, как Он хочет, чтобы было сделано. Знание того, что делает Бог, - это духовная деятельность. Если церковь, которую мы насаждаем, не является Божественным учреждением, тогда это не та церковь, которую мы хотим иметь.

Мы были бы наивны, если бы игнорировали тот факт, что сатана хочет как раз обратного. Он вообще не хочет, чтобы новые церкви насаждались. Но в равной степени он был бы рад, если бы насажденная церковь стала бы плотской церковью, в которой дела плоти ценились бы больше, чем плоды Духа. Появление каждой новой церкви сатана расценивает как вторжение в его царство, и он будет использовать любую возможную тактику, чтобы остановить или нейтрализовать наши попытки. Библия предостерегает нас об этом для того, чтобы мы стали чувствительными к дьявольским уловкам. Она также говорит нам, что оружие воинствования нашего не плотское, но духовное (см. 2 Кор. 10:4).

Никогда еще христианское сообщество не осознавало настолько серьезно, как сейчас, оба этих фактора: дьявольские замыслы и силу молитвы. Главным стимулом осознания этого стали романы Фрэнка Перетти, которые начинаются книгой «Тьма века сего». Наиболее выдающаяся тема, проходящая нитью в этих книгах, это молитвы обычных христиан, которые могут иметь решающее влияние для ослабления сил зла и усиления сил добра. Я убежден в том, что это имеет прямое применение в насаждении новых церквей.

Планирование молитвенного служения

Как же должны мы планировать наше молитвенное служение при насаждении новой церкви? Я думаю, что есть четыре пункта, которые мы очень серьезно рассмотрим.

1. Сами лидеры должны улучшить свою молитвенную жизнь. Нее лидеры, участвующие в насаждении церкви, и особенно тот человек, кто непосредственно насаждает се, или пастор-основатель, должны предпринимать сознательные и обдуманные шаги, чтобы их молитвенная жизнь стала выше обычного. Для большинства начало будет состоять в увеличении количества времени, специально отведенного для молитвы.

Исследования показывают, что американский пастор в среднем проводит в молитве 15-20 минут в день. А один из четырех - меньше десяти минут. Пасторы, с которыми я обсуждал это, почти всегда соглашались, что не молятся столько, сколько на самом деле считают нужным.

Многое можно изменить просто небольшим усилием воли. Лучший способ начать молиться дольше — это принять решение делать так. Одним из последних руководств в этой области является книга Лэрри Ли: «Не могли бы вы бодрствовать один час?» Мне кажется, что Ли реалистичен, вдохновляя нас работать над увеличением нашего личного молитвенного времени до одного часа в день. Каждый христианский лидер, я знаю, может сделать это, если захочет. Я слишком долго жил, находя оправдания, что «мое расписание не позволяет мне делать так».

Для активистов вроде меня у Лэрри Ли есть одно важное предложение — это использовать молитву Господню каждый день как ориентир для всего своего молитвенного времени. Я рекомендую делать это всем, кто занимается насаждением церквей. Некоторые последуют структуре, предложенной Лэрри Ли, больше чем другие, но в основном эти ориентиры подойдут для всех.

2. Развивайте навыки групповой или общей молитвы. Те, кого Бог призвал начать новую церковь, должны выделить особое время для совместной регулярной молитвы, даже если количество человек составляет одну или две семьи. Если групповую молитву присоединить к личной молитве, пропорционально возрастает духовная сила.

Если групповая молитва начинается на стадии планирования, этот навык наверняка продолжится и в фазе создания ядра церкви и в жизни новой церкви. Помните, что динамика групповой молитвы начинает уменьшаться, когда группа вырастает более семнадцати человек. Начиная с двадцати и более человек нужно перейти от групповой молитвы к корпоративной (т.е. общей) молитве. Я не буду подробно описывать различия между этими двумя типами молитвы. Но достаточно сказать, что если интенсивность групповой молитвы во многом зависит от участников, то интенсивность общей (корпоративной) молитвы очень зависит от того лидера, который ведет молитву. Групповая молитва, в определенной степени, может хорошо течь сама по себе. Общая молитва, особенно когда количество участников растет, требует умелого ведущего, но не такого, который подавляет и затмевает непосредственное направление Святого Духа.

3. Соберите личных ходатаев для человека, насаждающего церковь, и для других лидеров. Ходатайство в наших церквях — это, возможно, меньше всего используемый христианскими лидерами источник духовной силы. Главная причина этого — незнание. Просто и ясно. Очень немногие христианские лидеры, с которыми мне приходилось говорить, серьезно думают о том, чтобы собрать личных ходатаев. А я убежден, что это одна из причин необычной эпидемии падения христианских лидеров, которую мы видим сегодня.

Я верю, что во многих церквях или в среде знакомых христиан Бог уже призвал особых мужчин и женщин, которые имеют духовные дары ходатайства, хотя некоторые могут этого дара и не иметь, чтобы молиться за тех людей, которые насаждают церкви, и за других лидеров. Мой друг Джон Максвелл, пастор церкви Skyline Wesleyan Church в Сан-Диего, штат Калифорния, собрал группу из ста посвященных людей, которые ходатайствуют за него каждый день. Другой мой друг Майк Флунн, ректор школы при епископальной церкви св. Иуды в: г. Бурбанк, штат Калифорния, услышав об этом, потратил шесть месяцев, чтобы собрать и вдохновить восемнадцать молитвенных партнеров, и он свидетельствует, что с тех пор его служение стало значительно сильнее. Также он утверждает, что стало намного меньше атак в области искушения, обвинения и клеветы, и относит это к тому, что его ходатаи сражаются за него в молитве.

У меня лично семнадцать партнеров но молитве, и они играют неотъемлемую роль в моем служении. Один из семнадцати, это, как я называю ходатай № 1, с ним я поддерживаю тесный контакт. Другие шестнадцать — это ходатаи № 2, с которыми я поддерживаю регулярное общение. Шесть из них имеют дар ходатайства, а остальные одиннадцать просто хорошие христиане, почувствовавшие призвание от Бога молиться за мою жену Дорис и за меня каждый день. Вдобавок у меня есть ходатаи № 3, с которыми у меня довольно мало контактов, но они тоже регулярно молятся за меня.

Если действительно настоящая борьба за насаждение церквей - это духовная борьба, то нам нельзя недооценивать важность ходатаев.

4. Знайте о существовании духовной войны. Когда я анализировал динамику личного ходатайства, особенно в свете Послания к Ефесянам (6:10-22), то пришел к заключению, что личное ходатайство является таким эффективным из-за того, что оно является формой духовной войны. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств и властей. Нам необходимо иметь всеоружие Божие, приведенное в действие Святым Духом, и всякою молитвой и прошением молиться во всякое время духом.

Становится все более очевидным, что духовная брань происходит, по меньшей мере, на двух уровнях: на уровне личного освобождения и на уровне борьбы против начальств и властей. Сатана атакует людей, используя мир, плоть и злых духов (демонические силы). Он нацеливает свои стрелы особенно на лидеров, и особенно на лидеров, которые насаждающих церкви. Эти атаки можно нейтрализовать с помощью молитвы, и тогда Благая Весть будет распространяться.

На более высоком уровне, возможно, существуют определенным образом структурированные демонические силы, распределенные по территориям и странам, регионам и городам, или, но группам людей, и с этими силами надо бороться. Лишь немногое известно об этих территориальных духах и о типах таких духовных войн, но с тех нор, как появилась книга «Тьма века сего», интерес к распознаванию их значительно возрос.

Я осознаю, что некоторые наши церковные традиции не особенно нацеливают нас на ведение духовной брани на обоих уровнях, и я не предлагаю это как требование для успешного насаждения церквей. Но я думаю, что в наше время эта тема является достаточно важной, чтобы о ней упомянуть в книге такого рода. Когда мы планируем насадить церковь, мы должны знать, что атаки сатаны могут быть направлены непосредственно на нас, и что Бог снабдил нас необходимой силой чрез крест Христа для преодоления их.

Технический аспект

Если духовные основания заложены, то планирование должно идти дальше, включая в себя четыре очень важных элемента: человек, насаждающий церковь, церковные люди, философия служения и исследовательская работа.

Наши рекомендации