Прагматические возражения против насаждения церквей
Если вы собираетесь проявить в поместной церкви инициативу и отправить некоторых ваших прихожан открыть новую церковь, то, как правило, вам возразят, что это может повредить материнской церкви.
На самом деле, если правильно запланировать открытие новой церкви, вы получите, скорее всего, положительный результат. Обычно такая инициатива лишь помогает существующей церкви. Обоснованием такой уверенности может послужить библейское обетование: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6:38). Мы по большей части эти слова применяем по отношению к деньгам. Но я верю, что это обетование применимо также к церкви, желающей отдать часть своих людей на продвижение Божьего Царства.
Несколько лет назад я наблюдал, как Бог произвел такое умножение, когда однажды воскресным утром моя конгренационалистская церковь в Лейк-Авеню отправила шестьдесят своих членов начать новую церковь «Рассвет» в близлежащем городе. У нас были смешанные чувства, потому что мы знали, что начиная со следующего воскресенья мы уже не увидим наших братьев и сестер, которых очень любили. Но в тот вечер но совершенно случайному совпадению мы проводили принятие новых членов. Бог дал нам шестьдесят пять новых прихожан! Мы почувствовали, что в тот же день Он исполнил Свое обетование.
Докторская диссертация Брайана Ларсона в Талботской богословской семинарии (Brian L. Larson, Cburcb Planting Mother-Daughter Style) показывает, что обычно родительская церковь, которая отправляет своих членов открывать новую церковь, восполняет эту утрату уже через полгода. То же верно и по отношению к финансам. Б. Ларсон отметил также, что следование этому принципу в значительной степени зависит от позиции родительской церкви, особенно ее пастора. Если пастор отрицательно относится к процессу насаждения новой церкви, то это может отрицательно повлиять на последующий рост родительской церкви!
Цена начала
Вторым прагматическим возражением, которое вы услышите, будет следующее: мы не можем насадить церковь, потому что стоимость такого предприятия слишком высока.
Истина заключается в том, что если говорить о долларах, затраченных на оказание финансовой помощи новой церкви или какому-нибудь служению, то насаждение церкви может быть самым эффективным - в смысле экономии - методом евангелизации.
Мне нравится, как отвечает Лайл Шаллер некоторым методистским лидерам, которые сказали ему, что, если они начнут пятьсот новых церквей, им понадобится сто миллионов доларов, а они никак не смогут найти такие деньги. Шаллер ответил: «Вопрос поставлен неправильно, поскольку он основан на спорных предположениях... Лучше начать с Великого поручения (см. Мат. 28:18-20)» (Lylc Е. Shaller, „Why Start New Churches?" (The Circuit Rider, May, 1979).
Надеюсь, исполнительные работники в совете услышали, что он сказал, и действовали в соответствии с этим.
Еще в 1980 году меня пригласили провести пасторский семинар для пресвитериан в Техасе. Они были рады сообщить мне, что за последние десять лет начали две новые церкви, а на 1980-е годы запланировали открытие еще одной. Я спросил, почему в их планах только одна церковь. «Пока мы можем позволить себе только одну», — ответили они. Совершенно машинально я спросил, сколько стоит одна церковь, и они назвали сумму в пятьсот тысяч долларов. Я запомнил эту цифру.
Месяцем позже я проводил подобный семинар для пасторов Божьих Ассамблей в Новой Каролине. Регион был примерно того же размера, что и у пресвитериан. Когда я обедал вместе с управляющим этого района, Чарлзом Кукмаиом, я спросил его, сколько новых церквей они начали в 1970-е годы. Он сказал, что рад моему вопросу. «На семидесятые годы мы поставили перед собой цель основать семьдесят новых церквей, но фактически открыли восемьдесят пять». И опять я машинально спросил, сколько это стоило. Он подсчитал кое-что на бумажке и сказал: «Каждая обошлась нам в две тысячи пятьсот долларов».
Неудивительно, что темп роста Ассамблей Божьих в несколько раз превышает рост пресвитерианских церквей в США. Пресвитерианам в двести раз дороже начать новую церковь!
Конечно, пресвитериане выполняют определенные требования, которые отсутствуют у Божьих Ассамблей. Они полагают, что пастор обязательно должен иметь образование в рамках колледжа или семинарии, ему нужно платить полную заработную плату наравне с пасторами давно действующих церквей, и заранее следует обеспечить нарождающуюся церковь участком земли и зданием. Конечно, такие условия требуют значительных капиталовложений. Постепенно новые церкви Божьих Ассамблей тоже будут оцениваться в пятьсот тысяч долларов, но руководство считает, что не следует заранее обеспечивать новую церковь деньгами на зарплату штатных работников, землю и здание, потому что финансы должны поступать от людей, которых молодые служители будут приводить в новую церковь.
И последнее прагматическое возражение, которое вы услышите, заключается в том, что при отделении людей для открытия новых церквей нарушится давно установившееся христианское общение.
Я ничего не могу возразить, потому что это правда. И это часть той цены, которую придется платить за открытие новой церкви. Но я могут привести такое сравнение. Если средний прихожанин возрастающей церкви на своей работе получит продвижение, но службе и повышение зарплаты, но для этого ему нужно будет переехать в другой район, то мало кто станет сетовать на то, что его давно установившиеся связи и дружба прервутся. По большому счету обращение человеческих душ к Иисусу Христу должно быть для нас самой большой ценностью, несравнимой ни с чем другим, даже с дружбой, какой бы драгоценной она ни была в наших глазах.
Этические возражения
Этические возражения против насаждения новых церквей обычно сводятся к двум аргументам: любовь и единство.
Некоторые боятся, что, если мы внедримся в район, где уже имеются церкви, наша новая церковь может задеть чьи-то чувства. Христианская любовь, говорят они, велит нам помогать другим церквям, а не причинять им боль.
Исследования показали, что, когда в районе появляется новая церковь, там часто образуется силовое поле, благоприятствующее церквям, которые уже там находятся. Вся религиозная совесть общины может проснуться в результате этого. Мой друг, Глен Ейкерс, изучил ситуацию в городе Эва на гавайском острове Оаху, когда несколько лет назад открыл там Южнобаптистскую церковь. Он обнаружил, что после открытия его церкви посещение римско-католической церкви выросло на сто процентов, а конгрстационалистской церкви - на сто пятьдесят пять процентов; даже количество посещающих два буддистских храма возросло на тридцать три процента.
Я верю, что для открытия новой церкви важно и полезно получить одобрение существующих церквей. Но если такое одобрение — это плюс, его совсем не обязательно считать главным условием. Как сказано в притче о пастыре, главным должна быть забота о потерянных овцах, а не нужды тех, кто уже защищен и находится в церквях. Из опыта деятельности крупных предприятий торговли можно извлечь очень ценные уроки: две церкви даже в близком соседстве друг с другом сумеют охватить большее количество неверующих, чем каждая из них смогла бы в одиночку.
Вопрос единства
Но что можно сказать об этике насаждения новых церквей? Доктрина христианского единства утверждает, что мы должны объединяться, а не множиться и не смущать народ различными и иногда соперничающими формами христианства.
Да. такая концепция была бы бесценной, если бы существующие церкви смогли охватить неверующих в общине. Но так бывает очень редко. В большей части общин созрел обильный урожай неверующих, а Иисус велел нам молиться, чтобы Господь выслал делателей на жатву, потому что их воистину мало (см. Мат. 9=37,38).
Конечно, многих пасторов существующих церквей тревожит скрытый страх, вызванный тем, что, если в их общине появится новая церковь, некоторые члены их церкви могут уйти туда. В таких случаях не редкость обвинение в «краже овец». Но Дональд Макгавран, отец движения церковного роста, часто говорил: «Овец, которых хорошо кормят, украсть невозможно». Обычно уход «овец» — это крик агонии из не растущей церкви. Пасторы растущих церквей занимают, как правило, совершенно иную позицию. На самом деле, если у них есть члены, которые духовно не развиваются и которые в любом случае недовольны, они с радостью помогут им перебраться в новую церковь и дадут свое благословение. Обе церкви часто становятся богаче и готовы для последующих изменений.
Посмотрите внимательно на молитву Иисуса о единстве в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна. Его молитва совершенно четко определяет нашу цель. «Да будут все едино, ...да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21). Иисус говорит, что любая форма христианского единства, которая помогает евангелизации, желательна. С другой стороны, единство, которое воздвигает барьеры для евангелизации, может быть, действительно объединяет церкви, но это не то, о чем молился Иисус.
Призыв к христианской любви и христианскому единству должен быть направлен на поддержку насаждения церквей, и поэтому именно такое единение христиан окажет содействие евангелизации неверующих.
Глава 3
Необходимые элементы планирования
Я активист по натуре. Когда мне надо что-либо сделать, я хочу сразу действовать, чтобы совершить необходимую работу. Но с годами я стал ценить время и понял, что для того, чтобы сделать дело и сделать его хорошо, нужно выделить время для планирования. Я хорошо осознаю, что планированию можно придавать преувеличенно большое значение, - боюсь, что некоторые из моих друзей тратят, кажется, все свое время на планирование и при этом они очень редко что-либо делают. На планировании все может и остановиться, но существует баланс, золотая середина, когда при начале настоящей работы необходимое количество предварительного планирования умножает эффективность.
У моего друга Роберта Шуллера есть одна современная поговорка: «Если ты неудачно спланировал, ты спланировал неудачу». Подумайте об этом, и вы согласитесь, что это истинная, правда. Слишком многие из нас чувствуют, что постоянно куда-то бегут, подобно преследуемым кроликам, работают в поте лица, борются с ветряными мельницами, бесполезно тратят свое время, заново изобретают колесо — в принципе из-за того, что не планировали или планировали плохо. Для того чтобы составить план, требуется время. Требуется терпение. Временами приходится больше использовать старательную резинку, чем карандаш. По ценность сделанного превысит все затраты.
Когда вы начинаете процесс насаждения новой церкви, мой самый лучший совет — вам нужно решить, когда же вы начнете составлять план. Соломон знал это задолго до Роберта Шуллера, и он сказал: «Мудрый смотрит вперед. Глупый пытается одурачить себя и не хочет признавать факты» (Притчи 14:8. «Живая Библия» англ. перевод).
Как планируется начало новой церкви? Я верю, что есть два наиболее важных аспекта: духовный аспект и технический аспект. Давайте рассмотрим их.
Духовный аспект
Недавно было довольно трудно найти книгу о росте церкви, в которой духовный аспект планирования стоял бы на главном месте. Но теперь это не так. Еще в далекие 70-е годы наши хорошие друзья, такие как профессор Герберт Кейн из Trinity Evangelical Divinity School начали говорить об этом. Кейн оценивал Движение церковного роста как «наиболее динамичное движение в миссионерском кругу за последние годы« и продолжал: «защитники церковного роста, за некоторым исключением, придают слишком большое значение человеческому фактору и всему остальному, но упускают божественный фактор». Мы поняли, что в сказанном есть доля истины, и многие из нас начали серьезно относиться к влиянию Духа Святого на церковный рост.
Мое собственное путешествие в этой области, прежде всего, привело меня к семилетнему проекту исследования отношения между сверхъестественными явлениями и чудесами и ростом церквей, по всему миру. Я обнаружил, что Бог использовал сверхъестественные явления и чудеса для распространения Благой вести сегодня более, чем те, которые Он являл в книге Деяния. В процессе исследований я сам стал практиковать это, и видел, как Бог делал некоторые чудеса через меня и многих людей, с которыми я общался.
Затем встала другая проблема. Те мои друзья, которые были озабочены тем, что я не уделял достаточно внимания духовным аспектам церковного роста, теперь стали опасаться, что я стал харизматом. Чтобы помочь им понять, что я так и остался евангелическим конгрегационалистом, я придумал определение «Третья волна», с тех пор вошедшее в употребление. Если первая волна современного излияния Духа Святого пришла во время движения Пятидесятницы, а вторая волна - во время харизматического движения, то «Третья волна» затрагивает и евангелических христиан и отличается от первых двух волн некоторыми второстепенными особенностями, но несет ту же чудотворную силу Духа Святого, действующую похожим образом.