Церковные лидеры, которые думают, что для среднего гражданина местоположение церкви намного важнее, чем общественное настроение, не понимают реалий жизни.
Он обнаружил в бюджете графу в двести пятьдесят тысяч долларов в год на поддержку ряда «миссий,, которые за тридцать лет не смогли стать достаточно жизнеспособными, чтобы обеспечить свое существование. Он также заметил, что руководители организации считали себя неспособными к насаждению новых церквей. Джордж мудро посоветовал им закрыть миссии и обратить эти двести пятьдесят тысяч долларов в год на развитие новых церквей. Именно за счет этого происходят все изменения в мире.
3. Новые церкви предоставляют больше выбора для вновь прибывших. Неверующие приходят в церковь настолько разными, что необходимо иметь соответствующее разнообразие церквей, чтобы удовлетворить их вкусы. К счастью, нет двух совершенно одинаковых церквей, и новые церкви существенно отличаются от других даже в пределах собственной деноминации.
Некоторые начинатели церквей испытывают нежелание открывать церкви одной деноминации рядом друг с другом. Это может быть оправдано в маленьких городках или в сельской местности, но для современных городов это не имеет никакого значения. Обычно в одном и том же районе существует довольно большой выбор этнических, социальных и других общественных групп, каждая из которых требует наличия определенного рода церкви. Церковные лидеры, которые думают, что для среднего гражданина местоположение церкви намного важнее, чем общественное настроение, не понимают реалий жизни.
4. Обычно новые церкви нужны. Обычным и часто встречающимся препятствием к насаждению новых церквей бывает нежелание построить новую церковь потому, что в «этом районе их уже много». Очень часто такие рассуждения не имеют под собой никакой основы.
Да, я признаю, что в некоторых районах церквей может быть действительно достаточно много. Возьмем, к примеру, Притсбург, штат Миннесота. Всего несколько лет назад христианская Реформатская церковь имела там восемьсот пятьдесят членов, и каждое воскресенье церковь посещали примерно семьсот человек. Сам город насчитывал всего лишь пять тысяч пятьсот семьдесят человек! Казалось бы, церквей достаточно. Я тоже так думал, пока не узнал, что в 1984 году церковный совет решил начать в этом городе новую церковь. Были приведены различные доводы: старая церковь уже переполнена, способности, и дары многих ее членов не используются, новая же церковь способна обеспечить более близкое общение между людьми, и начало новой церкви может акцентировать внимание на евангелизме.
В 1984 году около ста тридцати человек ушли из старой церкви и всею в двух кварталах от нее начали новую церковь, которая сегодня насчитывает примерно двести членов. Каждое воскресенье в ней бывает от ста сорока до ста пятидесяти человек. Значительная часть прихожан активно участвует в евангелизации того или другого вида, и церковь развила широко признанное и эффективное тюремное служение. Многие люди, ранее мало участвовавшие в деятельности материнской церкви, теперь заняли руководящие должности. Сегодня в Притсбурге, должен сказать, обстановка намного лучше, чем раньше.
В сельской местности может быть достаточное количество церквей, но я сомневаюсь, есть ли в Соединенных Штатах хоть один городской регион с достаточным количеством церквей. Демографические исследования городских регионов неизменно свидетельствуют об огромном количестве неверующих, отчаянно нуждающихся в новых церквях, и, если мы хотим привлечь их ко Христу, нам следует учесть это обстоятельство. Церковь Бога во Христе относится к тем деноминациям в Америке, которые растут очень быстро именно потому, что они поддерживают умножение городских церквей и строят их даже на соседних улицах.
5. Новые церкви помогают деноминациям выжить. Церкви, как и люди, умирают. Даже чтобы просто выжить, не говоря уже о росте численности, деноминациям нужно позаботиться о замене умирающих церквей. Для этого каждый год необходимо начинать хотя бы несколько новых церквей, если лидеры не хотят остаться равнодушными к состоянию собственной деноминации.
Одна из причин, по которой Пресвитерианская церковь США приходит в упадок, состоит в том, что ее северный сегмент сократил насаждение новых церквей от семидесяти семи ежегодно в 1950-е годы до двадцати пяти – в 1960-е годы, а в 1970-е годы насаждалось всего по восемнадцать церквей. Между 1964 и 1974 годами они ежегодно теряли примерно по пятьдесят тысяч прихожан. За тот же период, однако, новые церкви, которые они все же открыли, служили пятидесяти тысячам верующих, обогатив тем самым свою деноминацию на три с половиной миллиона человек. Если бы они насаждали в два раза больше церквей, картина была бы совершенно другой.
6. Новые церкви помогают удовлетворить нужды христиан. До сих пор основное внимание в насаждении новых церквей я уделял евангелизации неверующих. Конечно, эта цель должна быть приоритетной в нашем желании строить новые церкви. Тем не менее не следует игнорировать дополнительную функцию помощи многим, кто уже стал христианином и членом церкви.
В церковь приходят новые люди благодаря демографическому росту (подрастают дети членов церквей), в результате перехода других членов (люди приходят из других церквей) и роста через обращение (новообращенные, впервые пришедшие в церковь). Рост за счет обращенных - это самый динамичный способ распространения Царствия, и его следует считать важнейшей формой роста церкви. Однако нам следует принимать во внимание рост численности в результате перехода людей из других церквей. Почему?
Самая очевидная причина состоит в том, что мы живем в мобильном обществе, и, когда христиане переезжают в наш район, мы вежливо приглашаем их стать членами нашей церкви. Конечно, их будут приглашать также другие церкви, и люди, скорее всего, сами будут решать, в какую церковь им пойти. Они могут присоединиться к церкви не своей деноминации, но к той, где, как им кажется, их личные и семейные нужды будут восполнены самым лучшим образом. Если наша церковь привлечет их, то только потому, что мы готовы сделать для них что-то значимое, и рост церкви за счет таких людей - дело хорошее.
Но есть и другая причина. Почти в любом приходе имеются христиане, которые не растут духовно и почти никак не участвуют в распространении Царствия Божьего просто потому, что не вписываются в ситуацию собственной церкви. Им на самом деле нужно поменять церковь и присоединиться к той, где они будут чувствовать себя на своем месте.
Многим из нас это трудно признать, особенно если именно наша церковь не может удовлетворить нужды людей. Мы имеем склонность обвинять самих людей, а не церковь. Но я не уверен, что кто-то виноват в такой ситуации. В конце концов, членство в поместной церкви не может и не должно быть вечным. Ни одна церковь, которую я посещал, не требовала от меня «вечной верности до гроба». Дело в том, что мы знаем богословский принцип, согласно которому поместную церковь не следует рассматривать как саму цель. Конечная цель - Царство Божье, и поместные церкви - это просто инструменты Царства Божьего. Некоторые из них, к сожалению, стали тупыми инструментами и дисквалифицировались для служения Царствию. Другие, может быть, не настолько затуплены, но их философия служения не предполагает восполнять нужды конкретных людей.
Когда дело доходит до выбора между нуждами людей или нашими организационными нуждами, приоритет, конечно, должен отдаваться людям и их потребностям. Мы должны сделать для них все, что в наших силах. Во многих случаях новые церкви в общине могут обеспечить именно то, в чем нуждаются люди.
Если вы относитесь к тем, кто активно ратует за насаждение церквей, особенно если вы взялись убеждать других в необходимости этого, то непременно услышите один или два типичных возражения против открытия новых церквей. Я перечислю эти возражения. Это, как правило, результат прагматического и этического подхода.