Богословские обоснования для открытия новых церквей
Те, кто противится насаждению новых церквей, в частности на густонаселенной территории, по большей части привыкли мыслить в рамках богословских терминов. Они намного более открыты для прагматических рассуждений после того, как смогут убедиться в существовании богословского обоснования. Я не собираюсь развивать эту тему в пределах систематического богословия. Это уже успешно сделано такими авторами, как Дэвид У. Шенк и Эрвнн Р. Штуцман (David W. Shenk and Ervin R. Stutzinan. Creating Communities of the Kingdom: New Testament Models of Church Planting). Чарлз Л. Чейни (Charles L. Chaney, Church Planting at the End of the Twentieth Century), Талмейдж P. Амбсрсон (Talmadge R. Amberson, The Birth of Churches: A Biblical Basis for Church Planting) и другими. Но я все же хочу предложить два богословских принципа, которые Бог использовал в прошлом, чтобы изменить убеждения некоторых скептиков.
Один из результатов этих быстрых изменений в культуре общества сводится к тому, что многие члены нового поколения не придут ко Христу в церквях родителей.
Не подлежит сомнению факт, к сожалению часто ускользающий от внимания, что каждое новое поколение нужно евангелизировать по-новому. Исходя из этого первый и основной принцип можно сформулировать таким образом: У Бога нет внуков. Если родители оказывают на своих детей сильное влияние в пользу Иисуса Христа, ни один ребенок все же автоматически не оказывается спасенным только потому, что его родители спасены. В нашем модернизированном западном мире культурные изменения представляются всеми признанным фактом. Мы более не живем в обществе с сельским укладом, в котором подрастающее поколение детей и внуков должно было существовать приблизительно в тех же условиях, что и их родители и деды.
Один из результатов этих быстрых изменений в культуре общества сводится к тому, что многие члены нового поколения не придут ко Христу в церквях родителей.
Это стало особенно ясно во время движения хиппи, которое началось в 1960-х годах. Хипии в Америке сформировали контркультуру, достаточно значительную, чтобы спровоцировать общественный переворот. Контркультура по определению — это демонстративный протест против традиционной культуры. Поэтому большая часть того, что было так важно для родителей, стало осознанно неважным для детей. Христиан среди хиппи было исключительно мало по сравнению с обществом в целом, и впервые годы этого движения среди хиппи было очень мало благовестия.
Но скоро стали очевидными два обстоятельства. Во-первых, представителям движения хиппи не нравились церкви их родителей. Церкви символизировали ценности общества, которые они отвергали.
Во-вторых, существующие церкви тоже не испытывали симпатий к хиппи. Прихожанам церквей не нравилось, как хиппи выглядят, как они одеваются, как они пахнут и как они живут. И когда некоторые из них все же приходили в церковь, то от них шарахались, а зачастую их просто выдворяли из церкви.
Голгофа и Виноградник
Совершенно очевидно, что старые мехи не были готовы принять молодое вино. Нужны были новые мехи, и Бог сотворил их. Он выбрал некоторых христианских лидеров, таких, как Чак Смит, который был достаточно смирен и достаточно гибок, чтобы ответить на призыв евангелизировать хиппи. Началось -Движение Иисуса», и огромное количество хиппи отдали свои жизни Иисусу Христу. Чак Смит приводил их в палатки и сажал прямо на землю. Бусы, римские сандалии, босые ноги, косматые бороды, грудные младенцы, немытые головы и татуированные руки были вполне приемлемы на его воскресных богослужениях. Быстро были написаны гимны, адаптированные к новым формам поклонения. В Тихом океане проходили массовые крещения.
Это движение от церкви Голгофы Чака Смита распространилось до того, что теперь известно как церковь Виноградник. Ее лидер Джон Уимбер чувствует призыв служить .роковому поколению» (от музыкального .рока»), то есть послевоенным детям, рожденным в течение двадцати лет после Второй мировой войны. Его видение охватывает насаждение в Америке десяти тысяч церквей, значительно отличающихся от традиционных. Уимбер не хочет отличаться только ради самих отличий, но ради того, чтобы охватить новое поколение для Христа. И он делает это.
Церковь Голгофы и Виноградник - не единственные церкви, стремящиеся охватить послевоенное поколение, рожденное в течение двадцати лет после войны. Моя конгрегационалистская церковь Лейк-Авеню в Пасадене, штат Калифорния, традиционна до мозга костей, но мы тоже охватываем многих представителей послевоенного поколения. Джон Уимбер и Чак Смит привлекают тех, кого не сумели привлечь мы. Рик Уоррен в своей церкви, которая находится по соседству с Джоном и Чаком, также охватил большое количество представителей послевоенного поколения, которые не ходят в Голгофу или Виноградник.