Человек с равнинным менталитетом

Когда моя жена Руфь и я летели из Израиля в Египет, перелет показался нам настолько коротким, что я да­же подумал, не сели ли мы в каком-то промежуточном аэропорту. Но как только наш самолет приземлился в Каире, я понял, что из иллюминатора я одновременно обозревал Синайскую пустыню и Израиль. И тогда я по­думал: «Неужели Израилю нужно было сорок лет для того, чтобы добраться отсюда туда?!»

Во время путешествия по знойной пустыне, где тыся­чи лет назад сыны Израильские бродили в поисках обе­щанной свободы, мы узнали, что до Израиля всего трид­цать пять дней пути. Всего лишь чуть больше месяца отделяло израильтян от рабства до своей собственной го­сударственности.

Мы с удивлением отметили, что со времен правления фараонами древним миром, жизнь людей вдоль берегов Нила мало изменилась. Кирпич по-прежнему делали из глины и соломы, как тогда, когда строительные леса ок­ружали фигуру огромного Сфинкса.

Все дни нашего пребывания в Египте я не переставал думать о коротком пути, который предстояло пройти ев­рейским беженцам. В свете этого понимания бунт за­рождающейся нации предстал предо мной в новой пер­спективе. Давайте вспомним, как это было.

Вы - это совокупность вашим ежедневных решений и поступков

Двенадцать колен еврейского патриарха Иакова жи­ли свободными богатыми людьми. Но сильный голод за­ставил их переселиться в Египет. Там израильтяне нахо­дились под опекой младшего сына Иакова, Иосифа, который поднялся до положения премьер-министра при дворе египетского фараона. После смерти Иосифа новый правитель Египта, Рамсес I, наследник предыдущего фараона, превратил всех евреев, которые к тому време­ни стали весьма многочисленны, в своих рабов. В Исхо­де 1:9-11 рассказывается следующее:

И сказал народу своему: вот, народ сынов Из­раилевых многочислен и сильнее нас; перехи­трим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с на­шими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фарао­ну Пифом и Раамсес, города для запасов.

В Книге Исход мы узнаем о великом освободителе ев­реев, Моисее, которого младенцем дочь фараона нашла в папирусной корзинке, пущенной его матерью вниз по ре­ке Нил. Моисей рос и воспитывался среди царской роско­ши. Нам мало известно об этом периоде его жизни. Од­нажды, пытаясь защитить своего земляка, он совершил убийство и, боясь наказания, бежал в землю Мадиамскую, где в течение сорока лет готовился стать лидером.

В Синайской пустыне, на горе Хорив, Моисей пере­жил удивительную встречу с Богом, Которого увидел в терновом кусте, горевшем огнем, но не сгоравшем. Так был призван долгожданный избавитель Израиля. На­ступило время, когда Сам Бог взялся за осуществление библейского проекта по переселению бывших рабов в знаменитую землю обетованную. Руководство этим ис­торическим проектом Бог поручил Моисею. И хотя до Ханаана всего месяц пешего пути, им потребовалось со­рок лет, чтобы преодолеть этот путь.

Длинный путь в никуда

Итак, сыны Израилевы отправились в длинный путь, ведущий в никуда. Библия говорит, что, освободив Свой народ, Бог специально выбрал более длинный маршрут, который проходил мимо городов филистимлян, чтобы дать время народу изменить свое мышление.

Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.

Исход 13:17

Творца вселенной тревожило состояние умов изра­ильтян. Его слова буквально означали следующее: «Если этот народ увидит войну, он может передумать и вернуться обратно в Египет. Их рабское мышление отвергнет Мое обетование, поэтому нужно сделать все, чтобы такая встреча не состоялась». Вот это, дей­ствительно, удивительно! После стольких потрясаю­щих чудес и сверхъестественных знамений, которые проделал Бог, чтобы освободить Свой народ, Он пони­мал, что их земное мышление могло помешать Ему до конца осуществить план спасения.

Как выходец из Карибских островов, я могу понять, по крайней мере, отчасти, что думали и чувствовали древние израильтяне. Эти люди жили в рабстве 430 лет. Мой собственный народ был британской колонией 250 лет, поэтому мы знаем, что это такое — жить под иност­ранной пятой. Многие мои соотечественники до сих пор ведут себя так, словно они пленники.

Живя в рабстве, Израиль находился, в определенном смысле, под защитой своих угнетателей. Мой народ по­нимает это состояние. Израиль — мирный народ. Мой тоже. Большинство наших предков были вывезены из Западной Африки на Багамы, чтобы обрабатывать зем­ли, принадлежавшие британской короне. Израильтяне были рабами, как и мы. Мой народ работал на плантаци­ях сахарного тростника до тех пор, пока рабство не было отменено британскими властями в 1827 году. Но с нами продолжали обращаться как со второсортными гражда­нами, пока в 1973 с колониализмом не было покончено и официально провозглашена национальная независи­мость. Помните, мы говорили в предыдущей главе, что переезд в другой город, страну или на другой континент может изменить внешние обстоятельства вашей жизни, но не изменит вас самих.

Слишком долго евреи оставались рабами, так долго, что рабство превратилось в национальное наследие. Их жизни строго контролировались, а дни проходили в из­готовлении кирпичей для строительства великолеп­ных домов и знаменитых пирамид. Египетские ороси­тельные акведуки были построены рабами-евреями. Они выращивали пшеницу и другие злаковые культу­ры. Но ничего из всех этих богатств не принадлежало им. Каждый день в течение более четырехсот лет им го­ворили, что они должны делать, когда и как. И вот Бо­жьи часы пробили час освобождения, но евреи так и не смогли справиться с этой задачей. В результате — ме­сячный путь к свободе превратился в сорокалетнее пу­тешествие в никуда..

Наши рекомендации