Свято-троицкая лавра, 1904 г.
Глава 8
Была въ русской землё моровая язва или черная смерть. Появилась въ 1348 году и опустошала города и села до 1350 года и въ слёдующ\е годы. Въ одномъ Китаё вымерло 13 милл\оновъ народа. Вымирали цёлые города, становились безлюдными цёлые области, а у насъ въ К\евё, Черниговё, Смоленскё и Суздалё уцёлела одна треть населен\я. Умерли митрополитъ Феогност, два сына Великаго князя и самъ Симеонъ Ивановичъ, и мног\е шли въ монастыри, а въ Лаврё Преподобнаго не было священника, чтобы напутствовать къ смерти Таинствами. Брат\я желала видёть Преподобнаго въ священномъ санё, чтобы у своего игумена открывать совёсть съ покаян\емъ, получать прощен\е и благословен\е и причащаться Тайнъ Христовыхъ и упокоен\я въ старости, и погребен\е.
Волынск\й епископъ Афанас\й, замёщающ\й путешествующего въ Царьградъ митрополита Алекс\я, въ Переяславлё-Залёсскомъ въ Нагорномъ Борисо-Глебскомъ монастырё въ 1354г. поставилъ Преподобнаго во ипод\акона, затёмъ - \ерод\акона, а на другой день облекъ Благодат\ю священства и поставилъ во игумена, и преподавъ правила апостольск\е и святоотеческое учен\е о спасен\и, какъ другъ друга тяготы носить и изполнять законъ Христовъ (Гал 6, 2), отпустилъ съ миромъ въ свою обитель. Съ радост\ю брат\я встретила своего игумена, онъ же, преподавъ благословен\е, много молился со смирен\емъ и поучалъ брат\ю. Сохранилось одно изъ его поучен\й: «Внимайте себё, брат\е, всёхъ молю, прежде имёйте страхъ Бож\й и чистоту душевную и любовь нелицемёрную; къ симъ же и страннолюб\е и смирен\е съ покорен\емъ, постъ и молитву. Пища и пит\е въ мёру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте часъ смертный и второе пришеств\е».
Число брат\и въ обители стало увеличиваться и кел\й умножаться. Всё трудились, подражая апостолу Павлу, который день и ночь работалъ своими руками, чтобъ не жить на чужой счетъ и не быть никому въ тягость, хотя какъ благовёстникъ спасен\я имёлъ на то полное право (1 Сол. 2,7). Каждый изъ брат\и доставалъ пропитан\е трудами рукъ своихъ и общежит\я не было. Была нужда во всемъ и часто зажигали лишь березовые или сосновые лучины при чтен\и на утрени. Преподобный поучалъ - люты скорби, но сладокъ рай; болёзненны труды, но вёчная за нихъ награда. Благодать Бож\я никому не дается безъ скорбей и изкушен\й. Когда брат\я нёсколько дней голодали, то Господь, изпытавши ихъ вёру и терпён\е, послалъ имъ утёшен\е: въ монастырск\е ворота въёхали нёсколько повозокъ и привезли многое въ изобил\и на потребу. Ударили въ било и въ церкви отслужили благодарственный молебенъ Господу Богу, милующему и питающему рабовъ Своихъ и потомъ сели насыщаться. Хлёбы были очень теплые и удивительно вкусны, а благотворители были невёдомы никому. И это часто потомъ повторялось. Какъ въ древн\е времена такъ и теперь Господь скоръ подать намъ все потребное для жизни.
Былъ недостатокъ воды и Преподобный съ инокомъ пошелъ въ лёсной оврагъ н помолился: «Боже, Отче Господа нашего Iисуса Христа, сотворивш\й небо и землю, и все видимое и невидимое, создавш\й человёка и не хотящ\й смерти грёшника! Молимъ Тебя мы, грёшные и недостойные рабы Твои: услыши насъ въ часъ сей и яви славу Твою! Какъ въ пустынё чудодёйствовала крёпкая десница Твоя, отъ камня воду източивъ, такъ и здёсь яви силу Твою - даруй намъ воду на мёстё семъ, и да разумёютъ всё, что Ты послушаешь боящихся Тебя, и имени Твоему славу возсылающихъ - Отцу и Сыну и Святому Духу, нынё и присно и во вёки вёковъ, аминь».
И осёнилъ крестнымъ знамен\емъ мёсто и изъ-подъ земли пробился обильный източникъ холодной ключевой воды, и она потекла быстрымъ ручьемъ по долинё (считаютъ, что ручей этотъ на северной сторонё). Отъ сей воды бывали и изцёлен\я и стало воды въ изобил\и всёмъ.
М\ръ вторгался въ пустыню, прошли дороги, «составиша села и дворы многи» и приходили богомольцы, видёли нищету пустынную, но видёли благочест\е и миръ, и благодать среди брат\и, и эта закваска благодатная уносилась въ родные семьи, какъ свётъ, какъ соль. И славно стало на Руси имя угодника Бож\я и шли мног\е къ нему съ вёрою. Одинъ поселянинъ съ вёрою несъ опасно больного малютку къ Преподобному, но онъ умеръ, и старецъ, помолившись, воскресилъ умершего и отдалъ его обрадованному отцу.
Однажды, помолившись, старецъ изцёлилъ тяжело болящего поселянина, и другой разъ бёсноватаго вельможу съ береговъ Волги, который былъ въ изступлен\и ума и кусался и бился, бёснуясь съ нечеловёческой силой, такъ что его десять человёкъ не могли удержать.
Преподобный же погружался въ смирен\е глубокое и пребывалъ въ нищетё и одёжду имёлъ всегда бёдную, хотя обитель не имёла уже недостатка ни въ чемъ. Въ обители каждый приходящ\й получалъ утёшен\е. И видёли всё, что Богъ послалъ для Руси благодатнаго избранника для укрёплен\я вёры и тысячи монаховъ возпитывались имъ и уходили въ родные стороны, дёлаясь сами наставниками во спасен\е. И свётъ благодатный разливался по лицу родной земли, и чистая пшеница выдёлялась отъ плевелъ. Преподобный Серг\й былъ для сёверной, Московской Руси, какъ Антон\й и Феодос\й для южной, К\евской Руси. И было благодатное видён\е свёта, множество птицъ и голосъ - «такъ умножится стадо учениковъ твоихъ». И знаемъ, что уже при жизни Преподобнаго основано до 25 монастырей, а потомъ число ихъ возросло до 70.
Чтобы устранить собственность среди брат\и и всякую зависть, любое стяжан\е и превозношен\е, и пороки, Преподобный желалъ ввести общежит\е и когда въ 1372 г. въ обитель прибылъ греческ\й митрополитъ съ паломниками и грамотой отъ Вселенскаго Патр\арха Киръ Филофея съ благословен\емъ ввести общежит\е въ обители, то старецъ поспёшилъ въ Москву къ святителю Алекс\ю заручиться и его благословен\емъ. И, объявивши желан\е Патр\арха и митрополита, игуменъ ввелъ общежит\е. Построили трапезу, хлёбопекарни, амбары, кладовые. Называть своимъ что-либо было запрещено - одёжда, пища, труды были общими. Всё, способные къ труду, кромё престарёлыхъ и больныхъ, должны трудиться для общего блага. Появились новые должности - келарь съ обязанностями казначея, эконома, благочиннаго (былъ Никонъ), духовникъ (первымъ былъ Савва), экклес\архъ. Обитель благоукрасилась и число брат\и возросло и изобил\е появилось. Тогда излишество стали употреблять на страннопр\имство. Уединенная дотолё обитель выдвинулась изъ дремучих лёсовъ на разпут\е жизни русской. При введен\и общежит\я оказались недовольные, нёкоторые ушли изъ обители, а друг\е можно думать, съ игуменомъ Стефаномъ составили парт\ю, не желающихъ имёть Серг\я главою братства. Тогда Преподобный ушелъ изъ обители, избёгая препирательства и личной распри со старшимъ братомъ Стефаномъ, который, оставивъ игуменство въ Богоявленскомъ монастырё, пришелъ въ обитель, которую онъ основывалъ съ братомъ. Преподобный посётилъ друга своего Преподобнаго Стефана в Махрищскомъ монастырё, и взявъ въ провожатые инока его, нашелъ прекрасное мёсто на рёкё Киржачё, гдё и поселился для безмолв\я.
Къ любимому игумену приходили брат\я и построили кел\и, колодезь, церковь во имя Благовёщен\я и устроилась новая обитель. Митрополитъ благословилъ новую обитель, освятилъ церковь, Романа рукоположилъ въ священный санъ, поставилъ игуменомъ, а изъ Троице-Серг\евой Лавры, изгнавъ ропотниковъ, вернулъ Серг\я въ свою обитель, гдё водворился миръ. Возс\ялъ во всемъ блескё Преподобный какъ велик\й служитель Церкви Христовой и гражданинъ земнаго отечества -его имя было на устахъ отъ великаго князя и бояръ до послёдняго поселянина Московской Руси и былъ яко древн\й пророкъ. Любя пустыню старецъ не желалъ наградъ и святительскаго сана, но какъ велик\й благодётель отводилъ своими молитвами отъ Руси бёды и скорби. Онъ содёйствовалъ духовному возрожден\ю и обновлен\ю русской земли и освобожден\ю отъ рабства дикимъ аз\атскимъ ордамъ. Это было такое время тяжкое, что оно грозило совершенной гибелью русскому народу. И Серг\й дарованъ Богомъ землё русской, какъ истинный Печальникъ ея. Онъ вдохнулъ вёру въ помощь Бож\ю, поднялъ духъ роднаго народа встать на поработителей.
Мамай съ полчищами шелъ на Русь. Велик\й князь Димитр\й посётилъ Троицу со своими воинами князьями. Преподобный отслужилъ Божественную литург\ю, пригласилъ князя и воеводъ на трапезу и сказалъ: «Господь Бог тебё Помощникъ». Еще не приспёло время тебё самому носить вёнецъ этой побёды съ вёчнымъ сномъ; но многимъ, безъ числа многимъ, сотрудникамъ твоимъ плетутся вёнцы мученическ\е съ вёчной памятью». Окропилъ освященной водой князя и всёхъ бывшихъ съ нимъ и сказалъ, что «врага ожидаетъ конечная гибель, а тебя, Велик\й княже, помощь, милость и слава отъ Господа. Уповаемъ на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставятъ тебя». И, осёняя преклонившегося предъ нимъ великаго князя святымъ Крестомъ, богоносный Серг\й воодушевленно произнесъ: «Иди, чадо небоязненно! Господь поможетъ тебё на безбожныхъ враговъ!» А затёмъ одному тихо сказалъ: «Побёдиши враги твоя». И какъ благословен\е и какъ залогъ побёды своему воинству князь просилъ двухъ иноковъ, бывшихъ воиновъ, Александра Пересвята и Андрея Ослябу. Возложивъ на нихъ схимы, украшенные изображен\емъ Креста Христова, старецъ отправилъ ихъ на поле брани, благословивъ крестомъ, и окропивъ еще разъ освященною водою Великаго князя, своихъ иноковъ, витязей и всю дружину княжескую. Преподобный Серг\й сказалъ князю: «Господь Богъ да будетъ твой Помощникъ и Заступникъ: Онъ побёдитъ и низложитъ супостатовъ твоихъ и прославитъ тебя!».
По лицу русской земли пронеслось благословен\е на брань съ Мамаемъ и лучъ надежды укрёпился въ сердцахъ сыновъ русскихъ, заколебался Олегъ Рязанск\й и не пошелъ противъ Москвы. 8 сентября 1380 г. на Дону войска стали въ боевой порядокъ. Прибыли инокъ Нектар\й и друг\е иноки отъ Серг\я съ благословен\емъ всему христолюбивому воинству. Они привезли Богородичную просфору и грамоту съ увещан\емъ сражаться мужественно за дёло Бож\е и уповать, что Богъ увёнчаетъ ихъ счастливымъ успёхомъ. Поможетъ Богъ и Троица. Преподобный как бы самъ посётилъ воинство и даже слабые духомъ воины воодушевились мужествомъ и готовностью положить души свои за святую Вёру Православную, за дорогое отечество.
Было единоборство схимонаха Александра съ татарскимъ богатыремъ Челубёемъ. Въ схимническомъ одёян\и, безъ латъ и шлема, съ тяжелымъ копьемъ сошелся зачинатель побёды инокъ и палъ вмёстё съ татариномъ. Мученически погибли мног\е воины, изъ 150.000 вышедшихъ изъ Москвы, вернулось 40.000. Пока длилась грозная битва Куликовская въ обители Живоначальной Троицы святой Серг\й собралъ всю свою брат\ю и возносилъ молитвы сердечные за успёхъ великаго тёла. Тёломъ стоялъ онъ на молитвё, а духомъ былъ на полё Куликовомъ, прозрёвая очами вёры все, что совершалось тамъ и какъ очевидёцъ видёлъ и называлъ павшихъ воиновъ по имени, самъ произносилъ за нихъ заупокойные молитвы со всей брат\ей. Наконецъ, онъ возвёстилъ совершенное поражен\е враговъ и прославилъ Бога, даровавшего побёду православнымъ.
Заботы и молитвы Печальника русской земли продолжались и далёе. На рукописи, написанной въ 1380 г, говорится о томъ, что мёсяца сентября въ 21-й день - памяти апостола Кодрата симоновск\й архимандритъ Феодоръ пр\ёзжалъ изъ Москвы съ тревожной вёстью, что Литва грядетъ съ агаряны на Москву. Племянникъ все повёдалъ Преподобному. Опять горячо молились Богу о помощи и направили келаря Никона въ Рязань, чтобы предотвратить новое кровопролит\е. И разкаялся въ этотъ разъ князь Олегъ съ боярами своими и, имёя наготовё войско, оставилъ его и «отбёжа отъ града своего Рязани къ Ягайло Литовскому, котораго уговорилъ уйти къ себё на родину. Вотъ кому обязана Русь своимъ спасен\емъ и послё Куликовской битвы и тутъ. Преподобный Серг\й явился заступникомъ Руси и предупредилъ страшное кровопролит\е родной братской крови. Велик\й князь послё побёды съ многими воинами опять прибылъ въ обитель Троицы, чтобы воздать благодарен\е Богу, повёдать старцу о Богодарованной побёдё и поблагодарить за молитвы. Разсказавъ о героё-инокё, князь промолвилъ: «Если бы, отче святый, твой послушникъ Пересвётъ не убилъ татарина-богатыря, сколь бы мног\е изпили отъ него чашу смертную! И безъ этого великое множество христ\анскаго воинства избито татарами, помолись о нихъ, честный отче». И стали съ тёхъ поръ пёть панихиды и служить заупокойные литург\и по всёмъ уб\еннымъ на Куликовомъ полё предъ 26 числомъ октября, въ Дмитр\евскую субботу.
Князь надёлилъ монастырь Серг\евъ щедрыми дарами, разлилъ много милостыни народу и при пособ\и Преподобнаго Серг\я устроилъ Стромынск\й Успёнск\й монастырь на рёкё Дубенкё, гдё ученикъ Серг\евъ, Савва, сталъ настоятелемъ. На мёстё захоронен\я въ селё Монастырщина въ память побёды надъ Мамаемъ построенъ монастырь въ честь Рождества Богородицы, куда Серг\й пожертвовалъ царск\е врата. Велик\й князь увидёлъ въ Преподобномъ Серг\и, мудраго совётника и теплаго молитвенника и обращался за помощью въ дёлахъ государственныхъ, пожелалъ быть возпр\емникомъ отъ купёли крещен\я своихъ дётей Юр\я, родившегося 26 ноября 1374 г. и Петра, родившегося 29 \юня 1385 г.
Много раздоровъ было между князьями и только угодники Бож\и умиротворяли князей. Преподобный Серг\й призывалъ къ миру ростовскихъ князей, Нижегородскихъ въ 1359 и въ 1365 г., когда пришлось затворить всё храмы до умирен\я.
Много хлопотъ было съ тверскимъ княземъ Михаиломъ Александровичемъ, который нёсколько разъ призывалъ Ольгерда Литовскаго, женатаго на его сестрё, противъ Москвы и совётъ Преподобнаго всёми силами русскихъ княжествъ смирить 'Гверь, привелъ къ миру съ Тверью передъ самымъ Мамаевымъ побоищемъ. Еще безпокойный сосёдъ хитрый Олегъ Рязанск\й нарушалъ договоры, входилъ въ союзы то съ Ольгердомъ, то съ Тверью, то съ Мамаемъ и Тохтамышемъ.
Осенью 1385 г. Преподобный ходилъ въ Рязань, смягчилъ сердце суроваго Олега и «взялъ съ великимъ княземъ Дмитр\емъ вёчный миръ и любовь въ родъ и родъ». Этотъ миръ скрёпили семейнымъ союзомъ - Феодора Олеговича и Соф\и Дмитр\евны. Такъ пробуждалось сознан\е единен\я подъ властью Москвы среди всёхъ княжествъ русскихъ, чтобы общими силами сбросить иго Орды и хранить Вёру Православную.
Преподобный похоронилъ побёдителя татаръ Дмитр\я Донскаго, умершего 19 мая 1389 г. и несъ свой крестъ, служа родной Руси. Онъ несъ сначала крестъ дёятельный - время борьбы съ ветхимъ человёкомъ, съ самимъ собою и съ врагами спасен\я, м\ромъ и д\аволомъ. И когда вошелъ въ покой мира Христова, открылся крестъ созерцательный въ благодати путеводя уже другихъ ко Христу.
Преподобный имёлъ даръ чудотворен\й, пророчества, утёшен\я и назидан\я, совёта и разума духовнаго.
Преподобный Серг\й въ трапезё духомъ увидёлъ святителя Стефана Пермскаго и услышалъ духомъ его привётств\е на большомъ разстоян\и и сдёлалъ поклонъ ему къ западу, помолвилъ: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и миръ Бож\й да пребываетъ съ тобой!» Еще болёе высокой благодатное состоян\е богоносной его души чувствовалось въ святёйш\е минуты Божественной литург\и. Въ это время молчальникъ Исаак\й видёлъ чудный пламень, изходящ\й отъ Преподобнаго въ минуту благословен\я. Видёли Ангела въ видё чуднаго въ блистающихъ ризахъ мужа, сослужащего на литург\и и шедшего на маломъ входё съ Е`ангел\емъ вслёдъ за Серг\емъ. Ангелъ Господень всегда при совершен\и Божественной литург\и сослужилъ Преподобному. Видёли при служен\и Преподобнаго какъ небесный огонь сходилъ на Святые Тайны въ минуту ихъ освящен\я, какъ этотъ огонь ходилъ по святому престолу, озаряя весь алтарь, обвиваясь около святой трапезы и окружая всего священнодёйствующего Серг\я и вошелъ внутрь святаго потира и угодникъ Бож\й причащался этого огня «неопально, какъ древле купина неопально горёвшая не сгорёла».
Однажды Преподобный усердно молился Царицё Небесной и его чистое сердце горёло благодатнымъ огнемъ и смиренный умъ былъ погруженъ въ созерцан\е и видёлъ онъ Пречистую съ апостолами Петромъ и Iоанномъ Богословомъ, посётившую обитель и обёщавшую избраннику Своему неотступно быть отъ мёста сего и покрывать обитель Своимъ чуднымъ Покровомъ. Не гадан\емъ, не въ сонномъ видён\и, а наяву видёлъ онъ Бож\ю Матерь и это было вёнцомъ его подвиговъ здёсь на землё.
Вся вселенная видёла въ Преподобномъ Серг\е истиннаго человёка Бож\я - земнаго ангела и небеснаго человёка, въ которомъ, какъ и въ древнихъ подвижникахъ и святыхъ дёйствовала всемогущая сила Бож\я. Онъ былъ Обителью Пресвятыя Троицы, и какое глубокое смирен\е, дётская простота, незлоб\е, духовное разсужден\е пребывали въ немъ, отображая въ немъ земную красоту Его души, которая с\яла, яко солнце. Какъ корабль при тихомъ плаван\и приближается къ своему доброму пристанищу, такъ и Преподобный Серг\й приближался къ переходу въ вёчность къ Господу славы. За полгода впередъ Господь открылъ Ему день отшеств\я, и Богоносный Серг\й собралъ брат\ю, передалъ откровен\е Бож\е и передалъ управлен\е обителью первому ученику своему и помощнику Никону, а самъ сталъ безмолвствовать.
Въ послёдн\е минуты предсмертные онъ собралъ брат\ю и преподалъ завёщан\е шествовать Его путемъ въ небесные обители, пребывать всегда въ Православ\и и вёрё апостольской, хранить единомысл\е, блюсти чистоту душевную и тёлесную и любовь нелицемёрную, удаляться отъ злыхъ похотей, имёть умёренность въ пищё и пит\ё, страннолюб\я не забывать. Въ своей прощальной бесёдё со всей силой отеческой любви сообщалъ онъ спасательные правила иноческаго жит\я. Всёхъ поручилъ Всемогущему Господу и Его Пречистой Матери.
Сообщилъ А. Т.
Журналъ «Троицкое слово», № I, 1910, февраль 7, Издан\е
Свято-Троицкая Серг\ева Лавра.
АКАФИСТЪ
ВСЕЯ РОССIИ ЧУДОТВОРЦУ
Тропарь 1, гласъ 4
Иже добродётелей подвижникъ,/яко истинный воинъ Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси въ жизни временнёй,/ въ пён\ихъ, бдён\ихъ же и пощен\ихъ образъ бывъ твоимъ ученикомъ./ Тёмже и вселися въ тя Пресвятый Духъ,/ егоже дёйств\емъ свётло украшенъ еси:/ но яко имёя дерзновен\е ко Святёй Троицё,/ поминай стадо, еже собралъ еси, мудре,/ и не забуди, якоже обёщался еси,/ посёщая чадъ твоихъ,/ Серг\е, преподобне отче нашъ.
Тропарь 2, гласъ 8
Отъ юности возпр\ялъ еси Христа въ души твоей,/преподобне, и паче всего возжелалъ еси м\рскаго мятежа уклонитися:/ мужески въ пустыню вселился еси,/ и чада послушан\я въ ней, плоды смирен\я, возрастилъ еси./ Тёмъ бывъ Троицы вселен\е,/ чудеси твоими всёхъ просвётилъ еси,/приходящихъ къ тебё вёрою,/ и изцёлен\я всёмъ подавалъ обильно:/ отче нашъ Серг\е, /моли Христа Бога да спасетъ души наша.
Кондакъ 1
Избранный отъ Царя воинствъ небесныхъ, данный Росс\и воеводо и чудотворче предивный, преподобне и богоносне отче нашъ Серг\е, прославляюще прославльшаго тя Господа славы, благодарственное пён\е возпёваемъ ти: ибо молитвами твоими насъ присно избавляеши отъ нашеств\я иноплеменныхъ и скорбныхъ обстоян\й, но яко имёя дерзновен\е ко Господу, отъ всякихъ насъ бёдъ свободи, да зовемъ ти:
Радуйся, Серг\е, скорый помощниче и преславный чудотворче.
Икосъ 1
Ангеловъ Творецъ знамен\емъ чуднымъ отъ утробы матерней предъизбра тя, отче Серг\е, ко служен\ю Святёй Троицё, и мнози тогда же рекоше - что убо будетъ отроча с\е? Егда же по рожден\и Варфоломеемъ нареченъ былъ еси, воистину сыномъ радости родителемъ твоимъ явился еси. Таковому пречудному младенчеству твоему дивящеся, глаголемъ ти тако:
Кондакъ 2
Егда во дни отрочества твоего, отче Серг\е, лиши тя Господь дара книжнаго разумен\я, ты, претерпёвая сего ради всяческая укоризны и поношен\я, не озлобился еси въ душё твоей, преподобне, но съ терпён\емъ вел\имъ, на всякъ день и часъ въ молитвё пребывая, удостоился явлен\я дивнаго старца, иже частицею святаго хлёба отверзе умъ, сердце и уста твоя къ возпр\ят\ю книжнаго научен\я. Сему отроческому подвигу вёры твоея поучающеся, дивному во святыхъ Своихъ Богу воп\емъ со умилен\емъ: Аллилу\а.
Икосъ 2
Разумомъ высшимъ отъ юности твоея возпр\ялъ еси Христа въ души твоей, преподобне, и паче всего возжелалъ еси м\рской суеты уклонитися и Богу Единому всёмъ жит\емъ послужити; обаче родителемъ твоимъ повинуяся и старость ихъ упокоевая, ты токмо по смерти ихъ къ чину ангельскому пр\общился еси, за еже мы взываемъ ти тако:
Кондакъ 3
Сила благодати Бож\я видимо почиваше на мёстё, егоже избралъ еси, преподобне, ко устроен\ю обители во имя Пресвятыя Троицы; ин\и видёша ту свётъ вел\й, друз\и огнь, ин\и же чуяху благоухан\е дивное. Посреди дебрей пустынныхъ, идёже токмо звёр\е лёсные жилища имяху, ты со братомъ своимъ Стефаномъ тяжкими трудами рукъ своихъ построилъ еси кел\ю малую и церковь Бож\ю, симъ образомъ основан\е полагая славнёй обители своей, идёже толико вёковъ неумолчно возпёвается Богу хвалебная пёснь: Аллилу\а.
Икосъ 3
Имуще отъ юности возраста своего попечен\е, како спасти душу твою, преподобне, отче Серг\е, ты, раздавъ имён\е твое нищимъ, отреклся еси отъ воли своея, покоривъ себя Волё Бож\ей. Мы же, видя сей подвигъ твоего нестяжан\я и еже отъ м\ра и воли своея богоугоднаго отречен\я, воп\емъ ти тако:
Радуйся, оставльш\й имён\я твоя и возлюбивый нищету Христову.
Радуйся, достигш\й къ неизтощимому богатству.
Радуйся, пустынниче, м\рскую честь и славу ни во что же вмёнивый.
Радуйся, прежде пострига своего иноческое жит\е намъ показавый.
Кондакъ 4
Бурю искушен\й д\авольскихъ поборая, преподобне, мужественно подвигомъ добрымъ подвизался еси въ бдён\и, постё и молитвё, егда по уходё брата твоего Стефана ты единъ остался еси въ дебрёхъ пустынныхъ, посреде звёрей лютыхъ, терпя и хладъ, и гладъ, и иныхъ лишен\й множество, и во всёхъ сихъ обстоян\яхъ пребывая, непрестанно возпёвалъ еси хвалу, всегда бывшему съ тобою, Богу: Аллилу\а.
Икосъ 4
Слышаша, преподобне отче Серг\е, ближн\и и дальн\и люд\е ангелоподобное твое жит\е и како дадеся ти спасительная благодать Бож\я, ея же ради и бёси, не возмогш\е противустати, бояхуся тебе и вся тварь лёсная покорися слову твоему, яко и звёрь лютый пр\имаше пищу отъ руки твоея, видя въ тебё силу Бож\ю. Тёмъ же чудящеся таковой святости жит\я твоего, глаголемъ ти со умилен\емъ:
Радуйся, отче, вся козни лукаваго силою Бож\ей побёдивый.
Радуйся, трудами богомысл\я вся сёти враж\я разрушивый.
Кондакъ 5
«Ничтоже не бываетъ потаено, еще не открыется, ниже вжигаютъ свётильника и поставляютъ его подъ спудомъ, но на свёщницё и свётитъ всёмъ, иже въ храминё суть.» Тако потаенное Господа ради и подвиговъ изполненное жит\е твое, отче Серг\е, по Волё Бож\ей, не утаися отъ людей и мнози, видя добрая дёла твоя, свётильниче пресвётлый, научишася, купно съ тобою, славити Отца Небеснаго, возпёвая Ему пёснь: Аллилу\а.
Икосъ 5
Видёша въ тебё, преподобне отче Серг\е, брат\я твоя и вси вёрн\и люд\е, добра пастыря и мудра наставника, яко Богомъ даннаго ангела-хранителя святые обители твоея. Тём же и намъ, къ тебё приходящимъ и твоего заступлен\я просящимъ, буди стёна крёпкая и огражден\е непреоборимое, отъ всякихъ бёдъ и напастей насъ застеняя и ограждая, да воп\емъ тебё таковая:
Кондакъ 6
«Ище хощетъ первымъ быти, да будетъ всёмъ слуга» рече Господь Своимъ ученикомъ. С\ю заповёдь Христову изполняя, смирен\е паче всего возлюбилъ еси, преподобне, и былъ еси первымъ слугою ученикомъ твоимъ, по вся дни труждаяся, самъ вся дёлая, своими рукама не хотя пр\яти ни сана священнаго, ни игуменства, да не наречешися наставникомъ по слову Господню. Дивяся такому совершенному смирен\ю твоему, поемъ Единому всёхъ Наставнику, Богу и Отцу: Аллилу\а.
Икосъ 6
Единый токмо долгъ послушан\я предъ святителемъ Алекс\емъ понуди тя, преподобне отче Серг\е, внявъ неустаннымъ мольбамъ брат\и твоей, пр\яти благодать священства и Свято-Троицкимъ игуменомъ нарещися. Почитая въ тебё, святче Бож\й, не токмо игумена твоея славные обители, но наипаче великаго игумена всея Руси, глаголемъ ти тако:
Кондакъ 7
Вельми скудна, проста и убога, но нищетою богата отъ начала бысть обитель твоя, преподобне отче нашъ Серг\е; ризы крашенины, сосуды древяны и лучина вмёсто свёщи и лампады - с\я вся яви намъ благолёп\е храма твоего, преподобне, но яко жертва чистая и кадило благовонное всегда быша предъ Господемъ сердца брат\и твоей, въ неустанномъ бдён\и, молитвё и трудё духомъ горящей и Пресвятёй Троицё выну хвалебную пёснь воп\ющей: Аллилу\а.
Икосъ 7
Егда хотяще святитель Алекс\й въ воздаян\е мудраго игуменства твоего, преподобне, почтити тя златымъ крестомъ на персёхъ носимымъ: «Отъ юности моея не быхъ златоносцемъ, тёмъ паче въ старости желан\е имёю въ нищетё пребывати», реклъ еси ему и никакоже креста сего златаго не пр\ялъ еси. Возпоминая с\и златые словеса твоего смиренномудр\я и всю святость служен\я твоего, глаголемъ ти тако:
Кондакъ 8
Со ангелы бесёдуя, огня причащаяся, и высшаго Божественнаго вёден\я, святче Бож\й, отъ Господа удостоенъ былъ еси. Сего ради не токмо будущая яко настоящая, но и дальняя, яко предъ очима сущая созерцая, ты оставилъ еси намъ память твоего дивнаго заочного цёлован\я со другомъ твоимъ святителемъ Стефаномъ. Возпоминая с\я и мног\я иныя дивныя знамен\я жит\я твоего, преподобне, Христу Богу возпёваемъ: Аллилу\а.
Икосъ 8
«Аминь, аминь глаголю вамъ: аще имате вёру, яко зерно горчично, речете горё сей: прейди отсюду тамо и прейдетъ и ничтоже невозможно будетъ вамъ», - рече Господь Своимъ ученикомъ. С\ю вёру горы преставляющую и благодатную струю чудесъ приснотекущую зримъ въ тебё, богомудрё отче Серг\е, Радонежск\й чудотворче, яко молитвою твоею прокаженн\и очищаются, слёп\и прозираютъ, хром\и ходятъ и разными недуги болящ\и изцёлен\я пр\емлютъ, воп\юще къ тебё таковая:
Кондакъ 9
Всею боголюбивою душею твоею, преподобне, скорбя о междоусоб\яхъ княжескихъ и о великихъ бёдахъ народныхъ, по причинё сихъ распрей бывающихъ, многажды ты, святче Бож\й, путь дальн\й ко княземъ разнымъ творя, словомъ пастырскимъ ихъ увещевалъ еси, съ любов\ю другъ другу служити и въ мирё пребывати и своя люди отъ всякихъ бёдъ и нашеств\й вражескихъ совокупно ограждати. С\я труды и болёзни твоя душевныма очима зряще, благодарно воп\емъ дёйствующему тобою Богу: Аллилу\а.
Икосъ 9
Недугуя сердцемъ о судьбахъ родины и Церкви Православной и въ грядущее прозрёвая, благославилъ еси, преподобне, великаго князя Димитр\я на одолён\е полчищъ татарскихъ и отъ своего иноческаго лика двухъ монаховъ въ помощь на сопротивныя далъ еси и молитвою твоею святою, къ Богу выну воп\я, на враги побёду сотворилъ еси, мы же молитвеннымъ предстательствомъ твоимъ и до нынё ограждаемы, благодарно славимъ тя:
Радуйся, пособниче нашъ крёпк\й во бранёхъ противу супостатовъ.
Радуйся, прогонителю страшный всякимъ полчищамъ враж\имъ.
Радуйся, дивный умиротворителю всяк\я злобы и вражды.
Кондакъ 10
Чудеснаго видён\я, преподобне, удостои тя Господь, егда стоящу ти на молитвё гласъ бысть: «Серг\е! Пр\ятъ Господь молитву твою о чадёхъ твоихъ. Возведи очи твои окрестъ и виждь великое множество иноковъ, во славу Святыя Троицы, въ паству твою собирающихся». И се множество прекрасныхъ птицъ небесныхъ явишася, летающе вверху обители твоея и несказанно сладостными гласы возпёвающе хвалу Господу силъ. Тём же и мы нынё дивяся совершенному изполнен\ю пророчества сего, возпёваемъ Богу: Аллилу\а.
Икосъ 10
Вёнцемъ дивнымъ, преподобне, увёнча Господь вся труды твоя и болёзни, вся молитвы и пощен\я и все праведное жит\е твое, егда молящуся ти предъ иконой Бож\я Матери, услышалъ еси гласъ: «Се, Пречистая грядетъ». И свётъ паче солнечнаго ос\я тя и узрёлъ еси Владычицу небесе и земли, грядущую со двёма апостолома посётити и утёшити тя и благославити святую обитель твою. Съ благоговён\емъ душевныма очима с\е видён\е созерцающе, таковые похвалы приносимъ ти:
Радуйся, за смирен\е твое смиренныя Владычицы мира посёщен\я удостоенный.
Кондакъ 11
Се приспе время и пр\ятъ Господь душу твою, святче Бож\й, тогда кел\я твоя изполнися благоухан\я дивнаго, ликъ же твой прос\я блаженствомъ неизреченнымъ. Съ благоговён\емъ разумёвая, яко симъ образомъ яве показалъ есть намъ Господь, коль сладка бываетъ кончина праведника, прилежно молимъ тя, угодниче Бож\й: пролей нынё тёплую твою молитву ко Господу, да сподобитъ Онъ и насъ, грёшныхъ, христ\анск\я кончины живота нашаго безболёзненны, непостыдны, мирны, да представъ неосужденно предъ престоломъ Царя славы, купно съ тобою и ангельскими чинами возпоемъ Ему: Аллилу\а.
Икосъ 11
Свётозарное свётило во странё полунощной зримъ тя, богомудрё отче Серг\е, аще убо и умерлъ еси на земли плот\ю, но душею въ селен\яхъ праведныхъ всегда живъ сый многая и преславная чудеса въ м\рё живущимъ людемъ дёйствуеши и теплымъ твоимъ ходатайствомъ пособствуеши, взывающимъ къ тебё таковая:
Кондакъ 12
Воистину лоза многоплодная бысть обитель твоя, преподобне отче Серг\е, изъ нея же множество инокъ и святителей изыдоша и яко свётильницы горяще, во странё нашей возс\яху. Зряще толикую благодать твоего мудраго наставничества, молимъ тя, пастырю предобрый, благослави и насъ вёрными чадами и учениками твоими быти, да не устами токмо, но и дёлами жизни нашей купно съ тобою прославимъ Отца Небеснаго, воп\юще Ему: Аллилу\а.
Икосъ 12
Поюще дивнаго во святыхъ своихъ Отца Небеснаго прославльшаго тя, преподобне отче нашъ Серг\е, со умилен\емъ зримъ, колико вёковъ и по смерти твоей свёщи и лампады неугасимы ос\яваху раку честныхъ мощей твоихъ, показуя тёмъ всему м\ру, яко живи суть въ людёхъ заповёди Христа Бога нашаго, всемъ жит\емъ и чудесами твоими проповеданные. Тёмъ же и мы къ тебё, святче Бож\й, умильно глаголемъ:
Кондакъ 13
О, чудотворче преславный и заступниче всёмъ намъ во всякихъ бёдахъ и скорбёхъ скорый и пречудный, преподобне отче Серг\е! Нынёшнее наше пр\ими приношен\е и богопр\ятнымъ твоимъ ходатайствомъ умоли Господа силъ, да укрёпитъ и разширитъ Онъ Церковь Свою Святую, да сохранитъ Онъ мирну страну нашу, обил\е всякихъ плодовъ земныхъ да даруетъ намъ и вся люди Своя да спасетъ и помилуетъ, съ вёрою и любов\ю воп\ющая ему: Аллилу\а.
Молитва вторая
О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Серг\е, молитвою твоею и вёрою, и любов\ю, яже къ Богу, и чистотою сердца еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый и ангельскаго общен\я и Пресвятыя Богородицы посёщен\я сподобивыйся, и даръ чудодёйственныя благодати пр\емый, по отшеств\и же твоемъ отъ земныхъ наипаче къ Богу приближивыйся и небёсныя силы пр\общивыйся, но и отъ насъ духомъ любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосудъ благодати полный и преизливающ\йся, намъ оставивый! Вел\е имёя дерзновен\е ко Всемилостивому Владыцё, моли спасти рабы Его, сущей въ тебё благодати Его вёрующ\я и къ тебё съ любов\ю притекающ\я. Изпроси намъ отъ Великодаровитаго Бога нашаго всяк\й даръ, всёмъ и коемуждо благопотребенъ, вёры непорочны соблюден\е, градовъ нашихъ утвержден\е, м\ра умирен\е, отъ глада и пагубы избавлен\е, отъ нашеств\я иноплеменныхъ сохранен\е, скорбящимъ утёшен\е, недугующимъ изцёлен\е, падшимъ возставлен\е, заблуждающимъ на путь истины и спасен\я возвращен\е, подвизающимся укрёплен\е, благодёлающимъ въ дёлёхъ благихъ преуспёян\е и благословен\е, младенцемъ возпитан\е, юнымъ наставлен\е, невёдущимъ вразумлен\е, сиротамъ и вдовицамъ заступлен\е, отходящимъ отъ сего временнаго жит\я къ вёчному благое уготовлен\е и напутств\е, отшедшимъ блаженное упокоен\е, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби въ день Страшнаго Суда шу\я части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный гласъ Владыки Христа услышати: пр\идите, благословенн\и Отца Моего, наслёдуйте уготованное вамъ Царств\е отъ сложен\я м\ра. Аминь.
Молитва трет\я
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Серг\е велик\й! Не забуди убогихъ своихъ до конца, но поминай насъ во святыхъ своихъ и благопр\ятныхъ молитвахъ къ Богу. Помяни стадо свое, еже самъ упаслъ еси, и не забуди посёщати чадъ Твоихъ. Моли за ны, отче священный, за дёти Твоя духовныя, яко имёя дерзновен\е къ Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри насъ, вёрою и любов\ю чтущихъ тя. Поминай насъ, недостойныхъ, у Престола Вседержителя и не престай моляся о насъ ко Христу Богу, ибо дана тебё бысть благодать за ны молитися. Не мнимъ бо тя суща мертва, аще бо и тёломъ преставился еси отъ насъ, но и по смерти живъ сый пребываеши. Не отступай отъ насъ духомъ, сохраняя насъ отъ стрелъ враж\ихъ и всяк\я прелести бёсовск\я, и козней д\авольскихъ, пастырю нашъ добрый. Аще бо и мощей твоихъ рака предъ очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа, со ангельскими воинствы, со безплотными лики, съ небесными силами у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Вёдуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебё припадаемъ и тебё молимся, еже молитися о насъ всесильному Богу о пользё душъ нашихъ и изпросити время на покаян\е, и о невозбранномъ преит\и отъ земли на небо, мытарствъ же горькихъ, бёсовъ, воздушныхъ князей, и вёчныя муки избавитися и небесному Царств\ю наслёдникомъ быти со всеми праведными, отъ вёка угодившими Господу нашему Iисусу Христу; Емуже подобаетъ всякая слава, честь и поклонен\е со Безначальнымъ Его Отцемъ и съ Пресвятымъ и Благимъ, и Животворящимъ Его Духомъ, нынё и присно и во вёки вёковъ. Аминь.
Молитва четвертая
О небеснаго гражданине Iерусалима, преподобне отче Серг\е! Воззри на насъ милостиво и къ земли приверженныхъ возведи къ высотё небесней. Ты горе, на небеси, мы на земли низу, удалены отъ тебе не толико мёстомъ, елико грёхми своими и беззаконьми; но къ тебё, яко намъ сродному, прибёгаемъ и взываемъ: настави насъ ходити путемъ твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебё, отче нашъ, благоутроб\е и человёколюб\е: на земли живущу, не о своемъ токмо спасен\и бысть тебё попечен\е, но и о всёхъ, къ тебё притекающихъ. Наставлен\я твоя быша трост\ю книжника скорописца, на сердцё каждаго глаголы жизни начертавающаго. Не тёлесныя бо токмо врачевалъ еси болёзни, но паче душевныхъ врачъ изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всяк\я добродётели. Аще толикъ былъ еси, святче Бож\й, на земли, коликъ нынё еси на небеси! Ты днесь предстоиши престолу Свёта неприступнаго и въ Немъ, яко въ зерцалё, зриши вся наша нужды и прошен\я; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единёмъ грёшницё кающемся радующимися. И человёколюб\е Бож\е есть неизтощимо, и твое къ Нему дерзновен\е много: не престани о насъ воп\я ко Господу. Изпроси предстательствомъ твоимъ у всемилостиваго Бога нашаго миръ Церкви Его, подъ знамен\емъ Креста воинствующей, соглас\е въ вёрё и единомудр\е, суемудр\я же и разколовъ изтреблен\е, утвержден\е во благихъ дёлёхъ; больнымъ изцёлен\е, печальнымъ утёшен\е, обиженнымъ заступлен\е, бёдствующимъ помощь. Не посрами насъ, къ тебё съ вёрою притекающихъ. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель бывъ человёколюб\я Бож\я, сотвори ны достойны чрезъ обращен\е отъ злыхъ дёлъ къ благому жит\ю. Вся богопросвёщенная Росс\я, твоими чудесы изполненная и милостями облагодётельствованная, исповедаетъ тя быти своего покровителя и заступника. Яви древн\я милости твоя и, ихже отцемъ взпомоществовалъ еси, не отрини и насъ, чадъ ихъ, стопами ихъ къ тебё шеств<