Дальнейшие признаки духовного рабства
Верующим не помогают найти свое призвание.
Незаинтересованность руководителя в этом вопросе служит тому свидетельством. Часто сотрудники замечают то, что руководители даже препятствуют и мешают им войти в свое призвание.
Я должен с ужасом признать, что и сам в состоянии самоправедности препятствовал и не доверял другим, когда те, будучи зрелыми христианами и следуя призыву Божьему, хотели насадить новую церковь в другом городе, а я говорил в себе: «Если Бог ничего не сказал мне об этом, значит, все это не больше, чем их собственные желания, продиктованные нетерпением». Заняв самоправедную позицию, мы готовы поспешно осудить других, приписывая им нечистые мотивы. В нашем служении мы можем дойти до того, что забудем о том, что церковь предназначена для людей, а мы ведем себя так, как будто люди предназначены для церкви. Слепота по отношению к нуждам людей может зайти настолько далеко, что мы будем относиться к людям так, будто они призваны служить нашим программам, а не программы – людям.
Руководители обязаны духовно взращивать и вводить в служение тех, кто в это время помогает осуществлению их видения. Если мы довольны тем, что эти люди всего лишь выполняют наши сиюминутные поручения, то мы злоупотребляем их посвящением, так как больше не признаем, что прежде всего их жизнь посвящена Богу и Его воле, а не нам, духовным лидерам. Многие способные и призванные на служение люди по рукам и ногам связаны мелочами рутинной работы, которую легко могли бы выполнять другие. Потеряв видение Царства Божьего, мы часто тормозим его развитие тем, что не высвобождаем и не ободряем их найти и исполнить данное Богом поручение и призвание. Часто то ли из страха и неуверенности, то ли из нежелания потерять комфорт, мы стоим на пути появления и роста новых служений. Но на сердце у Бога так много новых служений и дел, которые Он хочет начать, чтобы удовлетворить постоянно растущие нужды людей. Эти нужды постоянно растут, и Он больше не потерпит препятствия, торможения и ограничения со стороны псевдолидеров. Творческая сила и смелая инициатива освободятся из заключения несовершеннолетия. Лидерство призвано не для того, чтобы настраивать верующего против своих устремлений, так что ему не остается ничего другого, как выполнять желания своего духовного руководителя. Руководство призвано ободрять каждого человека слушать Господа и идти Его путем. Умные лидеры всегда должны сознавать, что план Божий для каждого верующего не всегда совпадает с их планами. Даже у людей, которые на протяжении определенного времени помогали нам в осуществлении нашего видения, есть свое призвание. Наше притязание на них никогда не должно соперничать с притязанием Божьим.
Мы должны спрашивать себя: какую цель мы преследуем в нашем труде? Хотим ли мы взращивать простых слушателей проповедей и прихожан мероприятий или учеников Христовых, которые послушно обучаются у Него и возрастают к зрелости, чтобы они самостоятельно обретали вождение Божье в своей жизни?
Часто мы поощряем зависимость от людей и от церкви вместо настоящей, зрелой зависимости от Господа. Зачастую наша главная цель состоит в том, чтобы все верно посещали церковные мероприятия. За это их ждет награда в виде похвалы за особое посвящение и духовность. Большая часть нашей христианской активности сосредоточена в церковных помещениях и на мероприятиях. Предлагается так много программ, что совсем не остается времени для осуществления услышанного. В нашем проповедовании мы перепрыгиваем от одной темы к другой, и создается впечатление, что важнее всего – как можно больше узнать, а не исполнить. Будучи пастором церкви, ориентированной на программы, я и мысли не мог допустить, чтобы добросовестный член церкви, следуя вождению Духа Святого, во время богослужения мог посетить кого-либо, чтобы послужить ему, или просто отдохнуть. «Так вести дитя Божье Дух Святой не может!»
Нам нужен новый стиль руководства, который будет раскрепощать и приводить к зрелости. Верующих надо ободрять искать личного водительства у Господа сначала в малых служениях, например, в помощи людям или посещении их, или в общении с неверующими. Почему мы до сих пор держимся такого понимания церкви, которая производит много усталости, много скуки и мало настоящих результатов? Очень просто: такая церковная жизнь удовлетворяет наши плотские потребности в комфорте и сервисе и отражает наш страх перед страданиями! Выполнение формальной обязанности посещения собраний помогает нам уклоняться от нашей личной ответственности. А пастор радуется каждому, кто приходит на наши прекрасные богослужения. Едва встретятся два пастора, как вопрос заходит о количестве людей на воскресных служениях. Почему, если мы уже мыслим числовыми категориями, мы не спрашиваем о количестве людей на ночной молитве или о количестве регулярно постящихся или посещающих неверующих? Два часа воскресного богослужения – это наименьшая жертва, которую можно принести Господу.
Нам нужно освобождающее руководство, которое радуется личной инициативе и успехам тех, кого оно обучает, и не боится, что ученики могут превзойти своих лидеров. Кто-то заметил, что истинное качество руководителей определяется по тем лидерам, которых они взрастили. Мы говорим о высвобождении зрелых христиан, которые отважатся пойти новыми путями и плыть против течения. Вместо приспосабливания и посредственности, сохраняющих наш статус-кво, нам необходима большая зависимость от Господа, чем от церкви и ее руководителей. Когда Анания, о котором говорится как о простом ученике Христа, услышал голос Господа, что он должен идти в определенный дом и там молиться за Савла, отъявленного гонителя Церкви, его жизнь зависела от подлинности этого повеления. Если бы это не был голос Божий, он бы поплатился своей жизнью. Однако мы не находим, чтобы он сначала пошел спрашивать церковное руководство, что ему делать с этим побуждением. Наш Бог – Бог умножения и роста, и Он хочет взрастить много новых служений и инициатив. Это станет возможным только тогда, когда мы откажемся от человеческого контроля и позволим Богу быть Богом в Своей Церкви.
Нам нужны такие люди, у которых есть план того, что хочет строить Господь! Где взять этих мастеров? Как редко во многих церквах можно услышать от пасторов признание необходимости в пророках и призыв молиться об их появлении! По всей видимости, точно так же отсутствует необходимость и в подлинных апостолах. При этом Писание говорит однозначно, что Церковь созидается на основании апостолов и пророков. Существующий хаос в Теле Христовом не прекратится, а в ближайшее время даже усилится, пока термин «апостольский» будет применяться к тем служениям, которые всеми силами отстаивают старое и противятся грядущему порядку Божьему и истинному апостольскому служению. С одной стороны, мы должны покаяться за нашу надменность, что хотим обойтись без апостолов и пророков. Но, с другой стороны, мы не должны сейчас очертя голову, слепо и наивно доверять всему тому, что называет себя «апостольским». Мы должны изучить по Писанию критерии апостольского служения, чтобы обрести утраченное новозаветное понимание и похвалу Иисуса, которой Он удостоил ефесскую церковь:
Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.
- Откровение 2:2
Подлинные апостолы поставлены для созидания и подготовки Тела Христова, чтобы оно вошло в свое призвание Невесты Христовой. Движимые ревностью Божьей, они поведут Невесту навстречу Жениху и не будут притязать на нее. Божья Ревность по чистоте церкви будет также сокровенным желанием самой Невесты.
Ибо я ревную о вас ревностью Божьею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
- 2 Коринфянам 11:2-3
Подлинные апостолы в процессе подготовки очищаются Господом от превратных мотивов и взглядов, и поэтому трудятся не для своего царства. Они не разделяют и не властвуют. Они сотрудничают с другими апостолами; их стиль руководства лишен притязаний и требований. Предостережение остерегаться производящих разделение (Римлянам 16:17) имеет большое значение. Признаком фальшивого апостольского служения всегда остается его стремление изолировать «своих» верующих от других служений, которые, хотя признаны и благословенны, но с ним не едины. Об этом пишет Павел в послании к Галатам 4:17:
Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
Это территориальное стремление к власти может заходить так далеко, что лжеапостолы всеми средствами, вплоть до подозрения или даже вранья, попытаются вытеснить из «своей территории духовного влияния» других служителей Божьих, которые не согласны с ними или распознали их властолюбие. Когда же мы зададим вопросы: «За что ответственны наши руководители? Кто привлечет к ответственности духовных лидеров, которые своим стилем руководства вредят себе, другим и Царству Божьему и позорят имя Господне?»
Каждый, кто не исполнен помыслов Божьих, будет преследовать не Божьи цели и использовать не Божьи средства. Чтобы проверить служение, мы не должны смотреть на внешнее или на чудеса и манифестацию силы, как будто это является знамением того, что Господь полностью одобряет это служение. Пора, наконец, извлечь урок из великого движения исцеления пятидесятых годов. Мощные проявления силы, не подкрепленные личной чистотой, привели к тому, что многие служения, точнее сказать, даже их большая часть, потерпели кораблекрушение в вере. Божьих служителей, которые давно упали в такой грех, как прелюбодеяние и пьянство (это библейское слово, а не фраза «болезнь алкоголизма»), чествовали и продолжали поддерживать их сотрудники, потому что помазание и чудеса еще оставались. Они выталкивали пьяного мужа Божьего из-за занавеса прямо за кафедру. Чем объяснить подобные действия? Они верили, что Дух Святой могущественно сойдет на проповедника, как только тот прикоснется к кафедре. Разве они не знали, что говорит Слово Божье о таком образе жизни? Разумеется, знали, но просто они по-своему рассматривали служение. Видимо, они считали, что, пока Бог совершает чудеса и знамения, Он будет терпеть этот грех. Мы не должны обманываться, полагая, что если жатва не сразу наступает после посева, то наше поведение не повлечет за собой никаких последствий. Об этом Павел предупреждает нас очень убедительным образом (Галатам 6:7).
Если бы у народа Божьего были сегодня четкие библейские критерии, то многие служения, позволяющие себе грубо попирать Слово Божье, давно были бы привлечены к ответственности или просто вымерли из-за отсутствия поддержки. Говорят, что в США Богу пришлось использовать мирских журналистов для того, чтобы осудить грех в некоторых больших служениях, так как в Царстве Божьем не нашлось духовных судей. Где сегодня те Нафаны, которые могут сказать: «Ты тот человек!» и таким образом привести к покаянию и сохранению? Где те пророки, которые после наших милых, красивых харизматических выступлений обличат нас за наше скрытое вранье, подозрительность и злобу и снимут с нас маску лицемерия? Действительно ли мы хотим, чтобы Господь вернул нам пророков? По-моему, их служение, выражаясь духовно, «прольет немало крови».
Многим пасторам нравится, когда приглашенный служитель пророчествует братьям и сестрам на собрании. Но что будет, если он коснется греха в руководстве и обнажит его? Настоящий пророк не будет претендовать на решение судеб в церкви. Но не почувствует ли он себя марионеткой, которую используют для яркого зрелища, если не выслушать его в таких более важных вопросах, как, например, явные грехи среди церковного руководства?
Наши церкви не будут здраво расти до тех пор, пока мы будем пытаться строить их на основании пасторов. Церковь, согласно Писанию, строится на основании апостолов и пророков. Не потому ли у нас еще нет апостолов и пророков в полноте и зрелости, потому что существующие структуры вовсе не заинтересованы в их появлении и не дают им места? Во всяком случае, у многих пасторов желание по апостольским и пророческим служениям выражено крайне слабо. По всей видимости, с реальным приходом этих служений возникнет немало волнений. Но Тело болеет, и мы не вправе спрашивать, горьким ли будет лекарство.
Если податливость к исправлению и открытость не являются сознательной частью нашей духовной жизни, если для нас не важно, что о нас думают и как нас воспринимают те, кто ежедневно окружают нас и сотрудничают с нами, если мы противимся даже попыткам исправления и наставления, то мы уже вступили на путь лицемерия. Сколько бы мы ни говорили о смирении, дела нашей жизни будут говорить о том, что мы идем путем гордости. Бог с большим удовольствием готов избавить нас от искаженного понимания власти, которое больше соответствует мирским представлениям, чем Царству Божьему, Царству истины и смирения, чтобы мы могли продолжать двигаться в потоке Духа. В противном случае мы потеряем бодрость, естественность и искренность.
Каждый, кто осознает опасность власти и славы, позаботится о мерах безопасности извне, так как понимает, что только на благие намерения и желания своего сердца полагаться нельзя. У такого человека перед глазами отрезвляющие случаи падения других, которые когда-то начинали с большим смирением и чистотой, а затем пали, как царь Озия:
…И пронеслось имя его далеко; потому что он дивно оградил себя, и сделался силен. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим; ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
- 2 Паралипоменон 26:15-16
Его высокомерное сердце не хотело больше признавать пределы своей власти, и он вторгся в чужое служение, чего ему не подобало делать. Если бы он обсудил свои намерения со своими советниками, то, по крайней мере, выслушал бы серьезнейшие предостережения из Слова Божьего, что должно было бы его образумить. Лжеруководители постоянно превышают свою власть и пытаются посягнуть на чужую сферу власти. Например, крайности могут возникать из-за того, что границы личной ответственности членов церкви становятся все менее четкими. Высказывание типа: «Если пастор от всего сердца не благословит мое предстоящее бракосочетание, то я не буду вступать в брак» является верным признаком закабаления, нездоровой зависимости от человека, а не от Бога. Если двое любят друг друга и с духовной стороны их брак не вызывает сомнения, они могут последовать влечению своего сердца. Также, злоупотребления возникают тогда, когда некоторые в своем надмении претендуют говорить за целый регион, страну или часть христианства. Если мы хотим издавать духовные указы для всех, не имея на то полномочий, и не считаемся с тем, что другие преданные Господу служения по определенным вопросам имеют совершенно другие взгляды, тогда мы должны быть предельно осторожными и не выдавать свое мнение как обязательное для всех.
Прекрасный пример настоящего уважения и послушания показали священники со своими людьми, которые не допустили произвол царя Озии и не успокоились на том, что он, будучи даже царем, может делать все, что захочет. Они воспротивились ему и противостояли истиной. Законы Божьи они чтили выше воли царя, и понимали, что и сам царь должен находиться в повиновении Господу.
И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились они царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет это тебе в честь у Господа Бога.
- 2 Паралипоменон 26:17-18
Если бы у великих теле-евангелистов Джима Беккера или Джимми Сваггерта были такие же сотрудники, то, пожалуй, тяжелый позор их падения не лег бы на имя Господа. Но подчиненные молчали – до самого конца. Хотя, возможно, некоторые из них мучились от угрызений совести, слушая приукрашенное учение, требовавшее от них терпеть неправильные вещи.
Воспламененные пробуждением в Уэльсе, Джонатан Пауль и многие другие в начале прошлого столетия искали новую волну пробуждения для Германии. Когда Дух Святой начал реально двигаться в Мюльгейме на Руре, независимо от этого через двух сестер из Норвегии произошло движение Духа Божьего в Касселе. Однако честолюбие одного духовного руководителя в Касселе привело к беспорядочным печальным последствиям. Собрания сначала указывали на все признаки настоящего движения Духа Божьего, но когда этот лидер открылся религиозному духу, против чего его предостерегали норвежские сестры, он отрекся от этого движения. Когда же их предостережения не были приняты, они самоустранились. Вместо покаяния за свое попустительство религиозному духу и исправления появились подозрения против благочестивых, помазанных Духом Божьим сестер из Норвегии, и даже было принесено лицемерное покаяние в том, что он поддался их обольщению. Вместо того, чтобы выявить обман ответственных лиц в Касселе и осудить их трусливое бегство от ответственности, старшие братья подхватили эту клевету и обвинили в этом служение благочестивого Джонатана Пауля из Мюльгейма. Его движение Духа не имело к Касселю никакого отношения. Старшие духовные руководители ни в дело Пауля не вникали, ни его самого не спрашивали, и даже не дали ему никакой возможности высказаться по этому поводу.
Основной проблемой, приведшей к этой трагедии, была не потеря способности различения духов, но рационализм и неумение разобраться в конфликтной ситуации. Движение Духа отвергли потому, что оно не поддавалось их здравому смыслу. (Не является ли эта склонность к целесообразности, анализированию и расчетливости характерной немецкой проблемой? Однако библейский Бог не ожидает от нас, чтобы мы все понимали или даже знали, но чтобы послушно обучались).
Неспособность руководства разобраться в этом проблемном вопросе заключалась в нежелании применить библейские критерии для его разрешения, а также преклонение членов церкви перед духовными авторитетами исключало любые правомерные вопросы по «слушанию дела» пастора Пауля. Где были зрелые члены церкви, когда их старшее руководство Берлинской декларацией заклеймило движение Духа Святого в Мюльгейме как «идущее снизу»? Кто встал и указал им на то, что обвиняемого пастора Джонатана Пауля даже не выслушали и не проверили факты этого пробуждения? Читая документы, относящиеся к этому деликатному делу нашей духовной истории, которые собраны в книге «И штопали сети» Ернста Гизе, становится вполне очевидно: идол страха перед людьми – страх отвержения и осуждения всеми – в этой критической ситуации закрыл уста многим духовным лидерам.
Может быть, руководители объясняли своему собранию, что различение духов для «простого христианина» – дело слишком трудное, чтобы он мог распознать обман дьявола? Во всяком случае, правила разрешения конфликтов настолько просты, что каждый, кто имел Библию, мог понять, что руководство допустило серьезную ошибку. Вероятно, расстояние между овцами и их пастырями было слишком большим, чтобы кто-то мог указать на это своеволие. Ценой данной ошибки ответственных руководителей было почти полное отступление Духа Святого от Германии на несколько десятилетий. Более того, это открыло путь духу, вознамерившемуся дать миру своего вождя и спасителя. «Немецкий устой даст миру покой!» – для нас, немцев, это был обольстительный лозунг того разрушительного и зловещего духа. Страшно то, что в рядах духовных лидеров Германии того времени не нашлось почти ни единого пророческого голоса, который бы предостерег против этого духа.
Если наше понимание лидерства не изменится и если мы не освободимся от неправильного понимания послушания власти, мы вновь можем оказаться в опасности, что, когда Дух Святой посетит нашу страну, современные фарисеи не узнают Его и снова оттолкнут.
Меру безопасности для защиты от злоупотребления духовной властью мы находим в общении в свете среди лидеров внутри поместной церкви или Божьего дела: мы учимся жить в открытых, дружеских отношениях, при которых мы прямо обязываем других говорить нам о неправильных вещах в нашем служении и нашем характере. Кто не любит меня настолько, чтобы указать мне на мои ошибки или недостатки в моей жизни, тот не любит меня по-настоящему. Второй мерой безопасности являются внешние отношения между руководителями различных церквей и служений. Сверхцерковная организация, стоящая выше поместной церкви, для этого не обязательна, и она скрывает в себе много опасностей. Мы еще будем свидетелями того, как люди под апостольским покровительством трудятся для своего царства, а не для Царства Божьего, производя разделения и причиняя Телу Христову много вреда.
Каждый, кто узнал губительную силу господствующего и контролирующего духа, удивится, насколько широко распространилось влияние этого духа и даже терпимость к нему среди народа Божьего. Сегодня – то новое время, в которое Господь ниспровергнет эту сатанинскую твердыню в Церкви. Божье дело разрушения этой твердыни одновременно устранит и другую силу тьмы, а именно: дух гуманизма, призывающий верующих к единству без истины. Единство, которое не противостоит нечестию властолюбия и насилия и не удаляет его, – это не духовное единство от Господа, а человеческое предприятие, и даже дьявольское. Господь предельно ясно говорит в Своем Слове, что Он против любых форм ярма и зависимости, и нам дано повеление разрушить эти дела тьмы (Исаия 58:6). Многие видят злобу доминирующего господства и унизительную манипуляцию со стороны некоторых духовных лидеров, но из страха закрывают глаза, чтобы не попасть под вражеский огонь. Я предвижу, что многое из того, что сегодня называется «мудростью, миролюбием и стремлением к единству», в скором будущем в более ярком свете Духа истины будет вскрыто как компромисс, лицемерие и трусость.
В библейские времена в народе Божьем не было такого понимания единства и такой терпимости по отношению к религиозному духу. Пророки, или, точнее говоря, Сам Господь через них, выступали прямо и решительно против доминирующего стиля руководства пастырей:
Сын человеческий! Изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищей всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! Говорит Господь Бог; за то, что овцы мои оставлены были на расхищение и без пастырей сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих из руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюсти их, и не будут они пищею их.
- Иезекииль 34:2-10
Иисус очень точно описал псевдослужение фарисеев и серьезно предостерегал от них людей. Павел публично противостал лицемерию коллеги по апостольству, Петру, и таким образом дал пример церкви, что к лицемерию руководителей нельзя относиться терпимо. Этим он остановил проникновение религиозного, законнического духа в церковь и защитил ее от подчинения ему. В том же послании он ясно говорит о том, что галатийские церкви были околдованы настолько, что потеряли центр своей веры, распятого Христа, и совратились в законничество. Павел предостерегал против тех, кто вместо новозаветного обрезания сердца проповедовали ложное обрезание по закону, и называл их «псами», что по тем временам являлось крепким ругательством. В послании к Ефесянам 4:14 Павел указывает на опасность для Тела Христова, которую таят в себе лжеслужители с их обманом. Но в следующем стихе он не говорит: «Будьте в повиновении и молчите!» или «Закройте глаза, это вас не касается!», он, напротив, говорит, что мы должны говорить истину в любви.
Что есть истина? Истина – это, например, то, что мы призваны к свободе и что мы искуплены от рабства. Истина – это то, что мы должны исполнить свое призвание – как каждый в отдельности, так и Церковь в целом – и не относиться терпимо к зависимости от человека вместо послушания Тому, Кто нас искупил. Когда Тело Христово на земле полностью освободится от мирского духа, оно сможет по-настоящему исполнить свою задачу: разрушить дела тьмы.
Еще одна важная истина, которую мы упустили, проходя азбуку духовной войны: нельзя по-настоящему господствовать над тем духом, которому ты еще служишь! Церковь должна быть приведена к такому состоянию, когда она сможет сказать, как Иисус: «Ибо идет князь мира этого, и во Мне не имеет ничего» (Иоанна 16:30). Правда в том, что фарисейский дух еще действует сегодня в Церкви через неправильное понимание власти и тормозит дальнейшее откровение славы Божьей. С помощью запугивания и клеветы, а также человеческого стремления к единству без истины, этот религиозный дух укрепляет сегодня свои позиции.
Я считаю, что эти библейские истины нельзя больше не замечать. История Церкви содержит предостаточно доказательств того, насколько право Слово Божье, предостерегая от фарисейского духа. Настало время проверить свои ценности и приоритеты. Слово Божье является нашим неизменным мерилом. Если Сам Господь осуждал господство человека над человеком в Церкви, значит мы должны делать то же самое. Мы должны проповедовать Божественные критерии четко и понятно каждому верующему и называть грехом и беззаконием то, что Господь в Своем Слове однозначно признает таковым. Здесь у нас нет выбора. Я убежден, что каждый из нас должен решить, на какие главные приоритеты он будет равняться. От истины, за которую мы не готовы отдать все то, чем мы есть и что у нас есть, будет мало пользы, потому что она не даст нам своей освобождающей силы. Иисус учил, что каждый, кто не откажется от всего, что имеет, не может быть Его учеником. Истина имеет свою цену! Если для нас признание, влияние или наше положение в Теле Христовом дороже истины, то мы неизбежно изменим ей и станем препятствием для духовного прогресса. Если в этом критическом состоянии мы не остережемся, Господь отвергнет нас в нашем служении, как Он это сделал с Саулом. Как печально, когда помазанник Божий, осквернив свое помазание или вовсе потеряв его, продолжает имитировать его своими душевными силами, будто ничего не случилось. Однажды на большой конференции я был свидетелем тому, как знаменитый муж Божий из-за рубежа захватил слушателей с помощью психологических хитростей и вызвал бурный восторг. В моем духе я был настолько огорчен, что не мог больше посещать собрания этого брата. Прискорбно, когда незрелый народ, неискушенный в различении добра и зла, не замечает такого обмана. Мы смотрим на такие внешние вещи, как известность, здание, количество людей или даже дары и знамения Духа Святого, как будто это является признаком подтверждения Господом здорового служения. Павел не хвалит коринфян за их терпимое отношение к превратному стилю руководства:
Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
- 2 Коринфянам 11:20
При выявлении злоупотребляющего стиля руководства мы ни в коем случае не должны реагировать слишком строго. Во многих случаях речь идет о неосознанных действиях, которых данный служитель не хочет видеть у себя и у других не одобряет, но за самим собой просто не замечает. Питающей почвой, на которой образуется такой руководящий стиль, являются скрытые обиды, страхи, самозащита и недоверие. Если мы поймем это и если мы будем помнить, что перед нами одинокий и поэтому несчастный человек, мы научимся относиться к таким людям милостиво и с состраданием, а не реагировать возмущенно и осуждающе. Тогда наше ходатайство не будет исходить из осуждающего сердца.
Естественно, ради истины и нашего духовного здоровья мы должны освободиться от таких злоупотребляющих отношений. Господь совершенно не хочет видеть на наших плечах никакого другого ига, кроме Его собственного. Но при этом мы должны быть очень внимательными к своему состоянию. Негодование, обвинение и гнев могут казаться справедливыми с человеческой точки зрения, но с духовной – это никогда не принесет настоящей свободы. Кроме того, в этой системе злоупотребления мы, пожалуй, редко бываем только жертвами. Скорее всего, тот же стиль руководства, от которого мы страдали в иерархии злоупотребляющей системы, мы сами применяли по отношению к другим. Если мы обнаружим, что оказались в злоупотребляющей системе взаимоотношений, которая, возможно, даже наложила свой отпечаток на семейные и дружеские отношения, значит, мы не должны вести себя так, словно «попали в самое пекло». В конечном счете, привел нас туда Господь, который по Своей великой мудрости может использовать грехи и несправедливость других для нашего изменения. Здесь важно, как Иосиф, хранить себя от обиды и горечи. Он мог сказать:
Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей.
- Бытие 50:20
Реакция тех, кто говорит: «Столкнувшись со злоупотреблением, я больше не буду доверять лидерам», хотя и понятна, но с духовной стороны неправильна и может ввести нас в заблуждение. Руководство поставлено Господом и абсолютно необходимо для нашего духовного роста. Теле-церкви и виртуальные домашние группы в Интернете не могут служить альтернативой. Каждый, кто хочет избежать злоупотребляющего лидерства, не желая вникать в эту проблему и устранять ее, и думает обойтись без взаимообязывающих отношений и руководства, должен знать, что он находится на ложном пути, который не приведет к духовному росту. Также, нельзя любое действие здравого руководства рассматривать как свидетельство злоупотребления! Темой нашего обсуждения являются только межчеловеческие отношения, и мы не касаемся вопросов водительства и направления церкви или дела Божьего. Здесь без визионера, руководителя с видением, ничего стоящего построить нельзя. Служение мужам (также и женам) Божьим, как я описал это в брошюре «Верность – путь наверх», – остается моим твердым убеждением.
Претензия, что подобные высказывания, встречающиеся, например, в этой книге, могут вызвать недовольство и недоверие к руководителям вообще, неуместно и необоснованно. Речь не идет об отмене руководства в пользу «демократии». Кто считает, что целью этой книги является то, чтобы отнять у руководителей их право принимать решения, тот совсем не понял, о чем идет речь. Речь идет не о решениях лидера, но об уважении руководителя по отношению к его сотрудникам. Уважение будет защищать нас от того, чтобы рассматривать каждого только как объект. Понимание злоупотребления на основании четких критериев Слова Божьего необходимо и полезно как руководителям, так и всем остальным. Каждому, кто ищет достойных уважения руководителей, это даст необходимые ориентиры. Четкое акцентирование признаков здорового духовного руководства крайне необходимо. Не учение о духовном злоупотреблении является причиной некоторых неустройств, но само злоупотребление. Учение на эту тяжелую тему должно быть как можно более взвешенным и ясным. Нельзя винить учение за крайности людей, которые из-за своей ранимости хотят уклониться от ответственности или неадекватно реагируют.
Не станем же мы упрекать Иезекииля за его предостережения по отношению к лукавым пастырям, потому что некоторые после этого вообще перестали повиноваться всем пастырям? Не станем же мы утверждать, что Иисус должен был молчать о порочности фарисейского руководства и его корыстолюбии? Намеревался ли Он в Своем широком учении о фарисеях опорочить и оскорбить их, или же хотел предостеречь Своих последователей от такого пути фальши и лицемерия? Ведь Иисус знал наверняка, что такое точное описание отношения фарисеев к Богу и к людям возбудит у них гнев, что они не только перестанут Его любить, но даже будут искать Его смерти. И, несмотря на это, Он не ушел от этой важной темы. Он есть Свет миру, дающий нам во всех вопросах направление и помощь. Каждый, кто хочет восстановить в церквах мир и покой без учения об опасности злоупотребления властью и без культивирования прозрачного, подотчетного стиля руководства, делает себя недостойным доверия. Кризисы в церквах нашей страны, происходящие в последнее время, уже показывают нам сегодня, и грядущие потрясения продемонстрируют намного ярче: то, что попускал Господь в прошлом Своему народу, а особенно руководству, Он больше не намерен терпеть. Боюсь, что вскоре мы должны будем пережить потрясения и даже крушение тех служений, которые отказываются возвратиться к истине и, вместо этого, предпочитают властвовать мирскими способом. Если, например, мы не захотим слушать предостерегающий голос Рика Джойнера или даже будем противиться этому, то в нашей борьбе мы можем занять неправильную позицию и потерять связь с актуальными речами Господа.
Что мы строим?
Второе серьезное препятствие для духовных прорывов я вижу в том, что мы больше заняты интересами нашей церкви, чем поиском Царства Божьего. Может случиться так, что, трудясь изо всех сил для роста нашей церкви, мы при этом совершенно теряем из виду Царство Божье. Мы считаем, что «больше – значит лучше», но не мирское ли это мышление? В нашем планировании роста церкви действительно ли мы спросили у Господа, какой должна быть та церковь, которую Он хочет строить вместе с нами? Возможно, некоторым лучше взрастить небольшую церковь, но чтобы она регулярно посылала миссионеров или насаждала новые церкви?
Мы должны решить, будем ли мы работать для роста нашей церкви или для Царства Божьего и исполнения миссионерского поручения нести Евангелие всем народам даже до края земли, чтобы приблизить возвращение Господа. В зависимости от наших приоритетов модель и структура поместной церкви может быть самой разной. Конец человечества, которое пытается решить свои проблемы без Бога, наступит только тогда, когда все народы услышат Евангелие:
И проповедано будет это Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
- Матфея 24:14
Верим ли мы в это на самом деле? Чтобы узнать, во что мы действительно верим, надо смотреть не на наши книжные полки или коллекции кассет, но на наши дела. Если бы этот стих был для нас реальностью, то не выглядели ли бы наши церкви по-другому? Сколько процентов наших церковных средств мы отдаем на миссионирование неспасенных? Сколько места в наших церквах отведено молитве за народы? Описывая дом, Иисус сказал, что тот дом, который Он построит, наречется домом молитвы для всех народов, а не домом проповеди или общения. Если бы мы действительно верили, что можем ускорить пришествие Господа, то не стремились ли бы мы достичь недостигнутые Евангелием нации и народности совсем по-другому? Не стали ли бы мы совсем по-другому поддерживать и нести бремена тех, кто подвизается на этом нелегком поприще?
Последние данные фонда «Иисус Навин – 2000» говорят о 1739 больших этнических группах (каждая из которых насчитывает свыше 10 000 человек), не достигнутых Евангелием. Бол