Пребывание царской семьи в тобольске
6 августа 1917 года в Тобольск на пароходе «Русь» прибыла семья Романовых. Их слуги, приближенные (всего 45 человек) и охрана – на пароходе «Кормилец». С собой в Тобольск Романовы привезли 2 800 пудов груза (почти 40 тонн вещей). Для проживания царской семьи был отведен Дом губернатора. Однако когда пароход остановился около пристани, Николай II отправил слуг, которые доложили, что здание для проживания царской семьи не готово – помещения грязные, пустые и без мебели. Целую неделю Романовы и слуги прожили в своих каютах. Это было прекрасное время: они могли совершать прогулки по Иртышу, встречаться с местными жителями. Романовы посетили Сузгунскую сопку (известную как Лысая гора). По одной из легенд, царская семья посетила также Абалакский монастырь.
13 августа началось проживание в губернаторском доме. Романовы занимали 8 комнат из восемнадцати. На первом этаже проживали слуги, находилась столовая. Охрана царской семьи проживала в доме Корниловых. Непосредственной охраной царской семьи занимался отряд особого назначения под началом полковника Кобылинского, составленный из отборных солдат трех гвардейских стрелковых полков.
Время проживания в Тобольске для Романовых было относительно спокойным: дети занимались уроками, читали, бывший император работал в своем кабинете. В «Доме свободы» появились домашние птицы, был вырыт прудик для уток. В теплые дни Романовы любили принимать солнечные ванны на крыше оранжереи. 21 (8) сентября 1917 года в праздник Рождества Богородицы Романовым разрешили посещать Благовещенскую церковь. Посещение храма продолжалось до 7 января 1918 года, но затем было запрещено, а для совершения Богослужений в Большой зале губернаторского дома установили иконостас. Службу проводил священник Благовещенской церкви о. Алексий Васильев и две монахини Иоанно-Введенского монастыря. В губернаторском доме часто бывала и игуменья монастыря Мария. Она приносила продукты, письма, передавала на волю письма будущих царственных страстотерпцев. В доме часто устраивались семейные любительские спектакли. На целых девять месяцев Тобольск стал вынужденным пристанищем для царской семьи.
26 марта 1918 года в Тобольске установилась советская власть. 6 апреля в Тобольск прибыл комиссар Яковлев, который имел мандат, подписанный Лениным и Свердловым, чтобы вывести царскую семью из Тобольска. Однако, прибыв в Тобольск, Яковлев узнал, что цесаревич Алексей тяжело болен. Отправлять нужно было в распутицу на подводах, и дороги до Тюмени мальчик мог просто не перенести. Поэтому Яковлев принял решение вывести из Тобольска царя Николая, его супругу Александру Федоровну и дочь Марию. Остальные Романовы остались в Тобольске. 20 мая детей Николая II и слуг посадили на тот же пароход «Русь» и отправили сначала в Тюмень, а затем в Екатеринбург. Следующим шагом большевиков было решение о расстреле всех Романовых. В ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге царская семья приняла мученическую смерть.
20 августа 2000 года Русская Православная Церковь в сонме новомучеников и исповедников Российских прославила в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СКАЗКА О КУЧУМЕ И ЕРМАКЕ
Пятый год как Ермак в Сибирь пришёл. Много он добрых дел совершил: и победы в боях были, и народ к присяге привёл, и челом к царю Ивану Грозному о земле Сибирской бил, и ясак в Москву отправлял исправно. Но пуще всего народы местные берёг и хана Кучума близко к селениям не подпускал.
Как-то раз приблизился к земле сибирской кучумов воевода Маметкул с небольшим войском, разбил шатры на стоянке. Ермак его вмиг пленил и в Москву со всеми женами да слугами к царю отправил!
Маметкулу хоть и тяжело на сердце было, но путь весь до Москвы удивлялся он, какая Русь большая да красивая! Что ни село, то дома крепкие и церковь с колоколами и крестами позолоченными. Что ни город, то соборы, а то и Кремль стоит. А как к Москве подошли, так совсем дух захватило, и сердце затрепетало от увиденного величия! «Если такая красота на Руси, то какой же народ здесь живёт храбрый и великодушный!», - думал Маметкул.
С большим почётом принял царь знатного пленника, беседовал с ним, доверие и уважение оказал, и назначил воеводой русского полка. Стал Маметкул водить русские полки.
Прослышал о том хан Кучум. От потери земли, богатств, власти да лучшего своего воина очень гневался он, унынию и злобе бессильной предавался. Задумал Кучум проучить Ермака. «Раз в открытом бою не могу тебя победить, так возьму хитростью!», - решил он. И распустил ложный слух, якобы на реке Вагай его войско бухарских купцов не пускает. С этой новостью и подослал к Ермаку вестника.
Усомнился атаман тому, что услышал, но решил пойти и своими глазами всё посмотреть. Рассуждал он, что нужно Руси с Бухарой торговать - в том польза для царя и людей большая. «Если нет каравана, то вернусь в Искер обратно!», - решил Ермак.
Собрал Ермак Тимофеевич казаков, и двинулись они в путь по Иртышу. Но не знал атаман, что Кучум кругом своих соглядатаев поставил. Увидит Ермак охотника, спросит, не слышал ли тот про караван бухарский? А охотник дальше рукой махнёт. Увидит рыбака, снова спросит про караван – рыбак в ту же сторону машет. Так Кучум приказал!
Далеко ушёл Ермак от Искера по Иртышу. По реке Вагай до места Атбаш поднялся - а караван не нашёл, и пошёл назад. После долгого пути устали казаки и решили на острове в устье Вагая отдохнуть. «Кругом вода, никто к нам не подберётся!», – подумали они и заснули крепким сном.
Кучум только того и ждал! Ночью в грозу да в сильный дождь по броду перешли кучумов воины на остров и на казаков напали. Многих сонных перебили, а кто очнулся - в бою погиб. Атаман Ермак сквозь врагов пробился, прыгнул в струг, да не допрыгнул! Тяжёлая кольчуга храброго атамана на дно утянула. Погибли казаки! Только один из них и спасся! Произошла битва эта в день Преображения Господня.
Через две недели - праздник Успения. Возле Епанчинских юрт сидел на берегу татарин и рыбачил. Смотрит - ноги из воды показались, бросил он верёвку и вытащил тело. По богатым доспехам понял, что это знатный воин. Побежал он в село и позвал других татар. Пришли к нему мурза Кайдаул с народом и Ермака узнали. Стали с воина доспехи снимать, а из его носа живая кровь потекла! Понял тогда Кайдаул, что перед ним нетленный Ермак лежит.
Послал он весть Кучуму о гибели атамана. Обрадовался хан смерти Ермака! И со своим войском в Епанчинские юрты поехал.
Сняли татары доспехи с Ермака и на лабаз положили. В отмщение каждый подходил и стрелу в него пускал. И каждый раз из новых ран живая кровь текла! Дивились татары такому чуду и не стали больше к Ермаку прикасаться, так на лабазе и оставили.
Сорок дней лежал Ермак - ни одна птица к его телу не прикоснулась! А тут ещё татарам во сне ангелы грозные стали приходить и велели Ермака похоронить. Узнав это, сильно задумался Кучум. Кто же это в Сибирь пришёл? Что за человека своим коварством и хитростью он осилил?
Стал хан вспоминать, что давно на горе у Иртыша люди часто видели храм белокаменный и колокольный звон слышали. Пророки местные говорили, что Бог эту землю отдаст христианам. Но Кучум на эти слова разозлился и пророков казнил. Вспомнил хан и то, что соглядатаи его рассказывали, будто Ермака со дружиною крылатые воины охраняли, когда те по реке шли или на стоянке стояли. А когда кучумовы войска решили напасть на казаков, то грозного царя на троне увидели и в ужас пришли! «Великий воин встретился на моём пути!», – думал Кучум.
Не мог забыть хан и то, что Ермак ему мир и дружбу предлагал, но он, властью и гордыней ослепленный, её отверг. Тоска и печаль овладели сердцем Кучума! «Зря я отверг дружбу такого храброго воина! Ведь и я воин, и смерти не боюсь, и достойных воевод уважаю! Хотя бы и после смерти примирюсь с Ермаком и воздам ему почести!», - рассуждал Кучум.
Повелел хан сделать погребальный пир и заколоть 10 быков и 30 баранов. По обычаю татарскому почтили память Ермака, а после этого похоронили атамана на Баишевском кладбище знатных шейхов и проповедников закона мусульманского, на краю кладбища под кудрявою сосною.
Хан Кучум уважение к Ермаку до конца своих дней хранил. Но смириться с потерей царства не мог, и царю русскому не покорился. За гордыню и ожесточение наказал его Бог! От руки нагайских татар погиб Кучум, и могила его в безвестии осталась.
От могилы Ермака же столп света до неба часто видели, а в родительскую субботу здесь свеча горела. Стали татары на могилу к Ермаку приходить как к святому и землю брать. Земля эта в родах жёнам помогала. А если с водой мешали – от болезней исцелялись. В бой шли – землю с собой брали и живыми возвращались.
Чтобы ущерба закону мусульманскому не было, запрещено было могилу Ермака показывать. Только через много лет татарский князь Аблай Тайши эту тайну Ульяну Ремезову рассказал в подробностях. А сын Ульяна, Семён, летопись составил. На то, видно, была воля Божия!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5