Рассмотрим значение первосвященства Христа.

Первые семь глав послания к Евреям исполнены уроков на тему веры и неверия, святости, слышания Божьего голо­са, божественного покоя, молитвы, заветов, служения Духа Святого и многого другого. Затем, в 8-й главе, автор заяв­ляет: «Главное же в том, о чем говорим, есть то...» (Евр.8:1). Он говорит нам: «Вот смысл всего, о чем я говорил. Все, что изложил я вам в предыдущих семи главах, сводится к этому. Так что, если вы этого не поняли, вы не поняли ничего».

Теперь мы подошли к сути всего этого - тому высшему, что доступно нашему пониманию. Это следующее: «...Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (8:1). Это является краеуголь­ным камнем всякой евангельской проповеди и духовного разумения: мы имеем Первосвященника, восседающего на престоле славы. Иисус Христос является нашим милости­вым, сострадающим Первосвященником, Который нахо­дится непосредственно в самом присутствии святого Отца и ходатайствует за нас. Он хочет, чтобы мы знали, что это больше не наша битва, потому что Он исполняет все дело хо­датайства за нас, и Он делает это в соответствии с заветом, который Он заключил в вечности с Отцом.

Позвольте мне немного пояснить о первосвященстве Христа. В древнем Израиле, когда первосвященник входил во Святое Святых, он входил «не без крови» (9:7). Прежде чем войти во внутреннее святилище, он совершал искупле­ние грехов народа: «...однажды в год один только первосвя­щенник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (9:7).

Здесь проявляется разница с Новым Заветом, со Христом в роли нашего Первосвященника: «...но со Своею Кровию (Христос) однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:12). «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (9:24). «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенны­ми освящаемых» (10:14).

Снова и снова мы видим, как автор повторяет одну и ту же мысль: Христос является нашим единым Первосвящен­ником, и Его жертва достаточна для всех наших нужд, на все времена. Разъясняя эту мысль, автор цитирует пророка Иеремию: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну бо­лее». А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроп­лением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (10:16-22).

Мы узнаем здесь, что наш Первосвященник учредил но­вый завет, или соглашение, которое гласит, что Он напишет Свои законы в наших сердцах. Сверх того, Он обещает на­учить нас Своим путям и соблюсти нас в Своей святости, а исполнителем этого будет Дух Святой. Однако, после того, как автор подчеркивает все эти чудесные истины, он делает одно сильное предупреждение. Говоря прямо, это предосте­режение то же самое, что и данное Озии:

«Ибо, если мы, получивши познание истины, произволь­но грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам, гово­рит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (10:26-30).

Автор этого отрывка пытается преподать нам весьма от­резвляющее предостережение: «Вы получили познание Христова первосвященства. Теперь, если вы не будете ос­новываться на Его кровной жертве - если вы попытаетесь сами быть для себя первосвященниками, противостоя греху своими собственными силами и принося Богу чуждый огонь своей человеческой энергии - ваше приношение будет не­приемлемо. Не существует другой жертвы помимо Христо­вой, и если вы предпочитаете Его жертве свою собственную, вы пренебрегаете Кровью Его завета. Вы оскорбляете Хрис­та, своего единого и единственного Первосвященника - и на вас падет Его возмездие».

Озия пытался войти в Божье присутствие без крови - то есть, неся свою собственную жертву, энергию и добрые дела. Но к Отцу нет никакого другого пути, как только через завет жертвенной крови, которая является Христовой Собствен­ной Кровью.

Мы думаем, что Богу должны быть приятны наши старания и собственные усилия - но это не так, по­тому что мы минуем Первосвященника завета.

Возможно, вы можете сказать: «Благодарение Богу, я - дав­нишний, верный и добросовестный слуга Господа». Если это так, я не умаляю ваших нравственных достоинств. Я благо­дарен Богу за каждого святого, который имеет свидетельство побеждающего действия Духа Святого. Скорее, я обращаюсь к хорошему человеку, который пытается войти в Божье при­сутствие, как если бы он сам был своим первосвященником. Такой человек приходит к Божьему жертвеннику, неся ка­дильницу с чуждым огнем - пытаясь сам защищать свое дело, ходатайствуя за себя, говоря Богу, как тяжко он потру­дился, чтобы поступить праведно.

Я знаю одного благочестивого пастора, которому перева­лило за шестьдесят; всю свою жизнь он верно служил Богу. С тех пор, как он встретился с Господом, он жил, свободный от каких-либо мучительных греховных мыслей. Но неожидан­но, под старость, он впал в глубокую, страшную депрессию. Откуда-то на него нашла темная туча - и из глубины его де­прессии его разум стали атаковать грешные мысли похоти.

Этот человек не мог понять, что происходит. Он взывал: «О, Господи, откуда это взялось? Что со мной происходит?». Но, казалось, небеса закрыты - а грешные мысли все про­должали наседать.

В конце концов, этот благочестивый служитель увидел, что у него есть два пути. Первый - это броситься наземь, рыдая, плача и валяясь в отчаянии, по причине этого непо­нятного греха; позволить, чтобы его одолел страх и чтобы дьявол устрашал его. Он мог бы погрузиться в себя, чувс­твуя, какой он недостойный, погибший и грешный. Он мог бы поступить, как будто сам был своим первосвященником, всячески пытаясь своими силами выправить то, что про­изошло. Он мог бы молиться: «Господи, Ты знаешь, как это не похоже на меня. Если Ты только дашь мне время и еще потерпишь меня, я справлюсь с этим. Я сделаю все, что могу, чтобы у меня не было больше этих нечистых помыслов. Я хочу возвратиться туда, где был до того, как подвергся этому адскому нападению. Я выкарабкаюсь из этого, чего бы это мне ни стоило».

Но если бы этот служитель поступил так, он сделал бы точно то, что сделал Озия. Он входил бы во святилище с чуждым огнем - его кадильница была бы наполнена челове­ческой силой и делами плоти. Он напрягался бы, трудился, действовал своими собственными силами, чтобы освобо­диться.

Благодарение Богу, этот слуга Господа избрал другой путь. Он быстро понял: «Я не являюсь первосвященником». И вместо этого, он обратился к единому и единственному Первосвященнику, Иисусу Христу. Он молился: «Господи, я не знаю, что случилось. Но Ты обещал мне в Твоем завете, что будешь сопровождать меня до конца, и я верю Тебе.

Ты заповедал мне пленять всякое помышление в послу­шание Твоему Слову. Но вот сейчас Ты знаешь, что у меня нет силы, чтобы сделать это. Все эти грешные помыслы вос­стают в моем разуме, и я не могу остановить их. Сатана му­чит меня ими. Но, Иисус, Ты заключил завет, обещая дать мне новое сердце и новые мысли. Ты сказал, что простишь меня и сохранишь, и что Твой Святой Дух даст мне силу для победы. Поэтому, Господь, я сейчас смело прихожу на осно­вании Твоего завета, чтобы получить всю ту силу, которую ты обещал мне, посредством Твоего Духа, и я иду с верой в эту силу, уповая на то, что Ты избавишь меня от моего угне­тателя».

Этот служитель писал, что после этого он успокоился и ожидал, чтобы видеть спасение Господне. И действительно, Бог избавил его, благодаря небесной силе - посредством ми­лости, благодати, силы и огня Духа Святого.

Недостаточно знать, что мы имеем Первосвященника на небесах. Мы должны видеть в Нем нашего милосердного, утешающего и успокаивающего Первосвященника - нашего Ходатая во всех наших страданиях и искушениях. Не имеет значения, каковы наши обстоятельства, с какими искушени­ями мы встречаемся - Он уже был там прежде нас. Он знает, каково это для нас - и поэтому мы можем ожидать от Него милости.

Наш любящий Первосвященник никогда не удерживает от нас Свое прощение. Он во всякое время готов излить на нас всю благодать и милость, в которых мы нуждаемся: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5). «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). «...ибо у Гос­пода милость и многое у Него избавление» (Пс. 129:7).

Бог имеет для нас всяческое изобилие - более чем доста­точно, преизобильно, сверх всего того, что может когда-либо нам понадобиться.

Наши рекомендации